Опытные пастыри утверждают: чтобы по-настоящему ощутить Великий Пост, стоит посещать церковь не только по воскресным, но и по будним дням. Именно тогда совершаются особые богослужения, увидеть которые можно лишь в это время: Великое повечерие с Каноном Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров. А еще служба Часов, вот как раз о них наша статья.
Великопостные Часы — что это?
Вообще Часы в храме — это четыре следующих друг за другом службы, смысл которых – освятить молитвой весь день, от первого часа до девятого. Количество Часов связано с древней практикой «страж», или смен караула, охранявшего крепость или лагерь, которые менялись четырежды в сутки. Потому сами «стражи» были для людей древности своего рода мерой времени.
У христиан с каждой из них были связаны и особые события, например:
- в Деяниях Апостолов говорится, что в третьем часу дня на учеников Христа сошел Дух Святой; это же время связано с осуждением Господа на Распятие;
- шестой час упоминается в Евангелии как время, когда во время крестных страданий Спасителя померкло солнце;
- в девятый час дня Господь умер на Кресте.
Все эти события воспоминаются на службах Часов и до наших дней.
Но, конечно, Великим Постом эти богослужения особенные
Ведь к ним добавлены:
- дополнительные псалмы; на каждом часе читается одна из кафизм (частей) Псалтири;
- покаянные песнопения;
- молитва прп. Ефрема Сирина, она произносится с земными и поясными поклонами;
- отрывки из писаний пророков.
Согласно сложившейся практике, Великим Постом также, как правило, Часы проходят с чтением Евангелия. Практика эта – неуставная. Если исходить из «буквы» этого церковного «закона», Евангелия должны читаться на Часах лишь первых трех дней Страстной Седмицы –причем за эти службы нужно прочитать полностью все четыре писания Евангелистов. Однако, в России сложилась иная традиция: во многих храмах Слово Божие читается на часах понемногу в течение всего поста.
С первой седмицы Великого поста: особенности богослужений
Особенность постных служб – их неспешность и длительность. Приходящий на богослужение на несколько часов как бы «выпадает» из суеты, вслушивается в чтение и пение – и тут обнаруживает, что и строй служб другой, чем в обычные дни.
Когда и почему «литургии не положено»
Эта отметка в церковном календаре:
- впервые встречается в среду и пятницу последней седмицы перед постом; еще идут масленичные гуляния, и лишь немногие знают, что это – дни, когда в храме нет литургии, а на Часах звучит молитва прп. Ефрема Сирина;
- стоит все будние дни самого поста, кроме среды и пятницы.
Полная литургия служится в будний день только в одном случае: если с понедельника по пятницу выпадает Благовещение Пресвятой Богородицы.
Чтобы христиане не были лишены Причастия, дважды в неделю, по средам и пятницам проходит особая служба – на ней причащают Дарами, освященными ранее, отсюда и наименование – «литургия Преждеосвященных Даров». Но по сути это – не привычная всем литургия, а Вечерня (в ряде храмов и монастырей ее и служат вечером, а не утром), на которой совершается Причащение. Она также может быть совершена в другие будние дни:
- если отмечается память особо чтимого святого или престольный праздник церкви; так, Преждеосвященную всегда служат на память 40 Севастийских мучеников и обретения главы Иоанна Крестителя; есть она и в четверг 5 седмицы поста: это память прп. Марии Египетской;
- в первые три дня Страстной Седмицы.
Как проходит служба в понедельник, вторник и четверг: все по порядку
Последование этого богослужения, можно описать так:
- Утреня;
- Часы с 1 по 9;
- Изобразительны;
- Вечерня, которая по традиции в настоящее время в большинстве случаев совершается с утра.
Утреня
Она начинается как обычная Утреня, которую хорошо знают часто посещающие храм христиане. Однако, к ней добавлены:
- кафизмы Псалтири;
- великопостные каноны, Трипеснцы, называемые так потому, что состоят всего из 3 песней; в богослужебных книгах их часто именуют творениями «кир Иосифа» и «кир Феодора»: речь идет о создателях песнопений – прпп. Иосифе Песнописце и Феодоре Студите, оба святых жили на рубеже VIII-IX вв.
Великопостные часы с чтением Евангелия: что читают и поют
Служба часов Великим Постом намного длиннее, чем в обычные дни из-за включенных в нее кафизм Псалтири.
Начинаются Часы с молитвы «Приидите, поклонимся» — это своего рода исповедание нашей веры во Святую Троицу. Продолжаются — псалмами, за которыми следуют новозаветные молитвы, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей.
На каждом часе троекратно поется с тремя земными поклонами тропарь часа со стихами (священник выходит на амвон).
На 1-м часе:
- Зау́тра услы́ши глас мой, Царю́ мой и Бо́же мой.
- Стих 1: Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́.
- Стих 2: Я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди.
На 3-м часе:
- Го́споди, И́же Пресвята́го Твоего́ Ду́ха/ в тре́тий час апо́столом Твои́м низпосла́вый,/ Того́, Благи́й, не отыми́ от нас,// но обнови́ нас, моля́щих Ти ся.
- Стих 1: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе моей.
- Стих 2: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
На 6-м часе :
- И́же в шесты́й день же и час,/ на Кресте́ пригвожде́й/ в раи́ дерзнове́нный Ада́мов грех,/ и согреше́ний на́ших рукописа́ние раздери́,// Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.
- Стих 1: Внуши́, Бо́же, моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́.
- Стих 2: Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя.
Кроме этого, на Шестом Часе звучат чтения из пророческих писаний (паремии из книги пророка Исаии), созданных за много веков до Воплощения Сына Божия. Эти слова – о том, что Господь ждет покаяния людей, о будущем Царстве Мессии.
На 9-м часе:
- И́же в девя́тый час/ нас ра́ди пло́тию смерть вкуси́вый,/ умертви́ пло́ти на́шея мудрова́ние,// Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.
- Стих 1: Да прибли́жится моли́тва моя́ пред Тя, Го́споди, по словеси́ Твоему́ вразуми́ мя.
- Стих 2: Да вни́дет проше́ние мое́ пред Тя, Го́споди, по словеси́ Твоему́ изба́ви мя.
Что касается чтения Евангелия, то, помимо неуставного обычая читать его на часах ежедневно, по Уставу творения Евангелистов на Часах читают:
- в первые дни Страстной Седмицы – в понедельник, вторник, среду; при этом читаются 1, 3 и 6 и 9 Часы;
- в Великую Пятницу – эти Часы именуются Великими или Царскими (в Византии на службу всегда приходил император, в России – царь).
Изобразительны
Изобразительны начинаются после окончания 9 часа.
В чине изобразительных, во время пения девяти блаженств евангельских с прибавлением молитвы каявшегося разбойника на кресте: «Помяни нас, Господи…», после каждого стиха с припевом полагают поясной поклон, а при последнем трехкратном пении «Помяни нас» — три земных поклона.
«Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егдá прии΄деши во Царствии Твоем.
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени áлчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сы΄нове Божии нарекутся.
Блажени изгнáни правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени естé, егда поно́сят вам, и иждену́т, и реку́т всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
И ныне, и присно, и во веки веков.
Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (3 раза)».
По молитве «Ослаби, остави» тоже принято полагать поклон (поясной или земной — по дню), хотя на это и нет указания в Уставе, но существует древняя благочестивая традиция.
Изобразительны — это песнопения и молитвы полной литургии, совершаемые мирянами. Изначально такие службы «мирским чином» проходили, если на приходе не было священника, сейчас же – они своего рода напоминание о литургии, которая не служится в будние дни Великого Поста (детали).
Вечерня
Если нет Литургии Преждеосвященных Даров, Вечерня завершает богослужение. Кроме знакомых псалмов и молитв, и здесь можно услышать особые песнопения и чтения из Библии – с первой седмицы поста начинается чтение Книги Бытия, ее первых глав, повествующих о Сотворении Богом мира и человека – и за тем о его грехопадении и жизни людей, ожидавших спасения свыше.
Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня. НО не спешите уходить из храма.
Лития
В самом конце богослужения, которое совершается в понедельник, вторник и четверг Великого поста будет лития — краткая панихида.
Это органичная и обязательная часть великопостных церковных молитв, а не просто «треба» по просьбе прихожан. Вот в воскресенье, к слову, никаких панихид не положено (хотя иногда батюшки совершают их ради народа). А в будни Великого поста наша общая молитва за усопших — обязательна.
Последование
Вы можете скачать последование Великопостных Часов на телефон, чтобы следить за ходом службой в храме, вникая в текст.
Posledovanie_3-go_6-go_i_9-go_Chasov_Velkogo_po
Факты из истории, традиции и значение
Великопостные Часы как особая служба складывались несколько столетий и, конечно, не всегда были в нынешнем виде. Например,
- в Иерусалиме в IV в. после Третьего Часа совершалась особая служба у Гроба Господня, там, где произошло Воскресение Христово; а после 9 часа проходило «оглашение», начало подготовки к Крещению желающих стать христианами;
- в Константинополе в IX-XII вв. Великим Постом Преждеосвященная Литургия служилась каждый будний день, а Часы не вычитывались полностью – служили лишь 3 и 6 из них, эта служба, соединяющая два богослужения Часов, называлась «тритекти»;
- по Иерусалимскому Уставу на службе Часов было положено особое чтение: отрывки из книги «Лествица» прп. Иоанна Синайского – однако, это правило исполняется лишь в монастырях.
Именно Великим Постом особенно чувствуется, что Устав Русской Церкви – монашеский. Оттого немощным и недавно пришедшим в храм мирянам трудно и вникать в незнакомые тексты и даже просто «отстаивать» длинные службы. Но тот, кто понудит себя – хоть немного, но почувствует, чем и как жили древние подвижники, ныне уже пребывающие в Небесном Царстве. И остановится среди бурного водоворота мирской суеты, поднимет глаза к небу.
Наталия Сазонова
Видео
Хор братии Валаамского монастыря — Блаженны на изобразительных. «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем«.
Узнайте также:
- В какие дни посещать храм: все 7 седмиц Великого поста с названиями, графиком богослужений и краткими пояснениями
-
«Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста
- Третья седмица Великого поста: праздничные дни, богослужения и трапезы — оперативная сводка
- 4-я седмица Великого поста — Крестопоклонная, которая начинается после одноименной Недели: что надо знать и не надо пропускать