------------------- Молитва Ефрема Сирина
Православие сегодня Великопостный навигатор-2023 С 21 февраля по 12 апреля в молитвенное правило православных входит покаянное творение Ефрема Сирина

С 21 февраля по 12 апреля в молитвенное правило православных входит покаянное творение Ефрема Сирина

0 Comments
Молитва Ефрема Сирина

Утренние и вечерние богослужения дней Великого Поста – время, когда покаянная молитва Ефрема Сирина звучит многократно, а все верующие вслед за иереем преклоняют колена, и от сердца произносят каждое ее слово, испрашивая Божией помощи во все дни постного пути, ведущего к Пасхе. Но впервые в храмах она звучит ещё до начала Четыредесятницы: вечером во вторник, а затем и утром в среду Сырной седмицы.

В 2023 году — молитву с земными поклонами верующие присоединили к молитвенному правилу с вечера 21 февраля, она будет входить в него до Великой Среды — 12 апреля. Детали и толкование главной великопостной молитвы — в статье.

Молитва Ефрема Сирина и Великий пост

Не все знают, что, когда в первый раз в храме звучат слова, знакомые каждому воцерковленному верующему, происходит это не Великим Постом, а раньше, в среду Сырной седмицы (более известной, как Масленица). Это день, когда ради приготовления к будущему постному времени не положено литургии, а на Вечерне (по факту накануне среды) впервые читается эта молитва грядущего Поста. На Масленице ее можно услышать еще раз – подобная отмена литургии бывает также в пятницу этой седмицы. Если нет возможности посетить храм в эти дни, покаянную молитву прп. Ефрема Сирина следует с поклонами прочитывать дома.

Когда еще читают молитву? Хотя в сознании большинства православных она тесно связана с Великим Постом, это не совсем так:

  • Устав предписывает произносить слова прп. Ефрема в большинство будних дней всех других постов; однако, сейчас это уставное требование почти никогда не соблюдается;
  • можно в другое время, кроме Великого Поста, читать моление св. Ефрема и дома – например, она входит в число кратких молитв, которые обычно произносятся после завершения чтения Псалтири.

Текст с переводом

  1. Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.(земной поклон)
  2. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.(земной поклон)
  3. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (земной поклон)
  4. Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.(12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Перевод:Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Читаем покаянную молитву дома

Так как, по слову святых отцов, «келия устава не имать», Церковь не имеет каких-либо правил чтения молитвы дома, здесь верующий исходит из своих возможностей и желания. Многие во время Великого Поста включают молитву в свое утреннее и/или вечернее «правило», произнося ее с поклонами.

Когда в Пост начинается и заканчивается чтение

Вечер вторника Сырной седмицы – обычное время, когда принято начинать читать покаянную молитву Ефрема Сирина. В православных храмах она произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

Многие миряне точно не знают, до какого дня читать, и продолжают делать это дома не только в Четыредесятницу, но также в течение всей Страстной Седмицы, которая следует сразу за ней.

С точки зрения церковного Устава это не совсем верно: хотя эта седмица – время сугубого покаяния, воспоминаний о страданиях Господа, молитва св. Ефрема последний раз произносится за литургией Преждеосвященных Даров в Великую Среду. Тогда же следуют последние земные поклоны – после чего они отменяются в храме до самого праздника Пятидесятницы (Дня Святой Троицы).

Хотя дома верующий свободен выбирать образ и правило молитвы, это – тот случай, когда стоит разумно следовать за церковным Уставом, готовя душу к празднику Воскресения Христова.

Толкование молитвы покаяния

Многие недавно пришедшие к Церкви христиане воспринимают Великий Пост как, прежде всего, строгое телесное воздержание, ограничение пищи, отказ от развлечений. Молитва св. Ефрема напоминает, что это – не самоцель, но средство духовного возрастания. Протоиерей Андрей Ткачев обращает внимание на то, как часто в тексте молитвы звучит слово «дух»:

«Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение»

Еще один важный момент – то, что в молитве говорится не о тяжелых, «грубых»грехах вроде блуда, чревоугодия, пьянства, но – о том, что может быть не заметно окружающим, но удаляет душу от Бога.

Молитва Ефрема Сирина - инфографика

Молитва прп. Ефрема Сирина в инфографике

Праздность и уныние

Под праздностью разумеется не столько лень, которая проявляется «ничего не деланием», сколько внутреннее состояние расслабленности, когда человек живет рассеянно, не следя за своими помыслами и проистекающими от них поступками, не понуждая себя на изменение жизни.

Тогда, по народной пословице, «под лежачий камень вода не течет», и Господь, видя, что не нужен человеку, отходит от него. Так от праздности рождается уныние – еще один тяжелый грех. Видя свою немощь, человек начинает представлять вообще жизнь в черном цвете, ничего не желает, уверен, что, как бы он ни брался за себя – ничего не выйдет.

Вот как говорит об этом свт. Лука Крымский:

«Что такое дух уныния? Это то, что называют упадком духа. Люди, совсем не понимающие христианства, не понимающие нашей духовной жизни, думают, что вся религия христианская полна духом уныния. Глядя на монахов, ходящих в черной одежде потупив глаза и перебирая четки, думают, что вся религия уныла, как вид монахов. А это совсем не так. Это противоречит тому духу, которым проникнуто все христианство, ибо скажите, человек с упадком духа может ли обладать силой духовной, бодростью духовной, необходимыми для того, чтобы идти по узкому пути, неутомимо борясь с бесами? Конечно, нет».

И вот уже к общему «депрессивному» состоянию подключается саможаление, склонность считать себя самым несчастным, обделенным Богом, ропот на Создателя – а там иногда даже мысли о самоубийстве. Таков «дух праздности и уныния», от которого человек просит избавления у Бога, ибо сам, своими силами, не может справиться со столь тяжелым искушением.

Любоначалие и празднословие

Вот как говорит любоначалии свт. Лука Крымский:

«Это стремление господствовать погубило Корея, Дафана и Авирона, которые позавидовали славе Моисея, когда он вел народ израильский по пустыне в землю Ханаанскую; они хотели низвергнуть его и присвоить себе власть, и покарал их Господь страшною казнью: земля разверзлась и поглотила их со всеми семьями их.Любоначалие двигало всеми еретиками, превозносившимися над Церковью Христовой, они свое хотели поставить вместо течения Церкви, или же хотели стать вождями в Церкви.Любоначалие двигало всеми людьми, которые потрясали мир государственными восстаниями своими. Были писатели с развращенными мыслями, которые развращали целые поколения».

Но, кажется, «простой человек», не политик, не духовный учитель, к этой страсти может быть и не склонен? Увы, это не так. Более того, если уныние и праздность болезненны для души, то дух «любоначалия и празднословия», напротив, приятен: будь то желание контроля над подчиненными на работе или деспотизм «домашнего тирана» в семье. Но даже если человек одинок и не является начальствующим – всегда есть повод:

  • дать «добрый совет» ближнему, по вопросу ли духовной жизни, или мирской, а потом давить, настаивать, требовать, чтобы было исполнено, как сказано;
  • осудить согрешающего или просто немощного духовно человека, выказывая тем собственную «праведность»; в этот момент часто к любоначалию присоединяется грех празднословия, которое кажется осуждающему проявлением его остроумия и красноречия, на самом же деле – в полном смысле «праздный глагол», пустые слова – хорошо, если еще не ранящие другого человека.

Наконец, любоначалием можно считать вообще желание контролировать собственную жизнь, а не предавать ее в руки Божии. О таковых говорил еще Апостол Иаков:

«Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»,- вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак.4:13-15).

И здесь построение «грандиозных планов» тоже – чистое празднословие. Итак, всякий, склонный к «любоначалию» да просит у Бога помощи преодолеть эту страсть.

Целомудрие и смиренномудрие

Это – два очень дерзновенных прошения, ибо они посвящены изменению души и всей жизни:

  • под целомудрием понимается не только хранение себя от плотского греха, а вообще цельность человека, твердость его убеждений, когда он не только не хочет, но, по своему внутреннему устроению, попросту не может пасть в грех, ибо это нарушит мир его души; стяжание этого мира – тяжелая задача, и немало слез прольет подвижник, прежде, чем его сердце, очищенное от страстей, насколько ему возможно, станет действительно целомудренным;
  • смиренномудрие – связанная с целомудрием добродетель, когда человек предает себя, свою жизнь в руки Божии, понимая свою немощь, греховность, испорченность; древние иноки отдавали себя на послушание духоносному старцу – и полагали это коротким и очень легким путем спасения; вот только путь к нему – отказ от своего «эго», сознание своих немощей, часто – невозможное без тяжелых скорбей, смиряющих гордыню.

Терпение и любовь

Достигший цельности души и глубокого смирения имеет и эти две добродетели:

  • терпение – не просто перенесение скорби «сжав зубы», но понимание: что бы Господь не делал, это делается для блага человека;

Вот что разумно советовал скорбящим свт. Феофан Затворник:

«Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, – надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански».

  • наконец, любовь – высшая христианская добродетель, рожденная из сочувствия к скорбящим, немощным, как и ты, людям, которые, пусть и грешники, но все – дети Божии; она открывается тому, кто если не преодолел свою гордыню, так хотя бы попытался, показал намерение измениться.

В чем помогает молитва

Внимательное чтение, осмысление каждого прошения, помогает:

  • преодолеть страсти злости, гнева: недаром последнее прошение молитвы – о том, чтобы «зрети» свои грехи; а тот, кто скорбит о своей душе, не будет гневаться на ближнего – не до того!
  • бороться с унынием, праздностью – молитва помогает этому даже физически, ведь во время нее совершаются поклоны, и хотя бы так человек трудится, сбрасывая с себя сети лени;
  • соблюдать телесный пост – ибо тому, кто занят болезнями собственной души – не до утешения чрева.

Как правильно читать

Лучше всего так, как это делается в храме – с поклонами до земли, которые совершаются после каждого прошения – всего их три:

  • после прошения о том, чтобы Господь удалил от души грехи «праздности, уныния, любоначалия и празднословия»;
  • после просьбы к Нему о даровании «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви»;
  • после последнего прошения и благословения, завершающего молитву.

Затем нужно 12 раз поклониться в пояс, с другой краткой молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя». В заключение молитва прп. Ефрема читается полностью, и следует один земной поклон.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Интересно, что вплоть до XVIII века эта молитва совершалась не с 4 великими поклонами, а с 16. Земной поклон полагался и на каждую из кратких 12 молитв. К тому же в древности земных поклонов делали гораздо больше, чем сейчас. Сегодня мы кланяемся до земли только во время молитвы святого Ефрема Сирина и еще нескольких моментов богослужения, а в древности земной поклон делали при чтении Трисвятого, малого славословия, при троекратном повторении «Аллилуйя» и т. д. Всего совершалось за сутки около 300 поклонов. Такое количество связано с минимумом, который, по древним Уставам, должен делать монах. Следовательно, все, кто Великим постом постоянно были в храме (монахи и особо ревностные миряне), выполняли правило о поклонах.

В чем смысл

Молитва настраивает человека на покаяние, неосуждение ближних. Тот, кто читает ее с полным сознанием своей греховности и слабости без Господа, не останется без духовного плода.

Кто такой Ефрем Сирин

Подвижник жил в IV в., почти всю свою жизнь провел в городе Низибии (Месопотамия), где сначала активно участвовал в жизни христианской общины, затем удалился в пустыню, где начал подвижнические труды.

 

Преподобный Ефрем СиринУзнайте детали: Преподобный Ефрем Сирин и все  молитвы на каждый день

 

Прп. Ефрем – автор множества богословских сочинений, но особенную известность получили его молитвы и гимны, которых сохранилось около 400. Уже при жизни святого они не раз переводились на другие языки, например, греческий.

Именно на этом языке известны самые ранние рукописи молитвы, читаемой во время Великого Поста, тогда как ее оригинал на сирийском языке не сохранился. Именно поэтому принято говорить, что молитва «приписывается» святому, но его авторство точно не известно. Тем не менее, известные события его жизни, когда и сам подвижник много боролся со страстями, говорят о том, что текст действительно мог быть написан, как его личное покаяние.

Наталья Сазонова

  1. Бывает ли прощёное воскресенье у католиков и мусульман — и другие интересные факты

Стихотворение А. Пушкина

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

 

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

 

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

 

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

Советуем почитать:

  1. Свт. Лука Войно-Ясенецкий. Толкование на молитву прп. Ефрема Сирина.
  2. Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирина, и расположенные по порядку Псалмов Давидовых / [Сост. свт. Феофан Затворник]. — Москва : Сибирская Благозвонница, 2016.
Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

5 марта: Первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия5 марта: Первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия

0 Comments
Торжество Православия - Первая Неделя Великого поста

Торжество Православия — древнее именование этого первого воскресного дня Великого Поста отражает историческое событие, случившееся чуть более, чем за столетие до Крещения Руси. Не случись оно – возможно, привычные нам храмы выглядели бы сейчас совсем по-другому. Что это за праздник  Это воспоминание о VII Вселенском

Великопостный навигатор-2023

13-19 марта: третья седмица Великого поста: праздничные дни, богослужения и трапезы — оперативная сводка13-19 марта: третья седмица Великого поста: праздничные дни, богослужения и трапезы — оперативная сводка

0 Comments
Третья седмица Великого поста

Третью седмицу Великого поста открывает воскресный день, посвященный святителю Григорию Паламе – 12 марта, а завершится она накануне Крестопоклонной Недели. Напомним, в церковном понимании Неделя – это воскресенье, а седмица — есть неделя в современном значении (детали). Богослужебные особенности В понедельник, вторник и четверг литургии

Великопостный навигатор-2023

Зачем православным языческий праздник. Вся правда о МасленицеЗачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице

0 Comments
Масленица: православие или язычество

Одни называют это время приготовлением к Великому Посту. Другие уверяют, что это – один из древних и любимых еще с дохристианских времен праздников славян. Те и другие… правы. С чего начинается Масленица и сколько длится С понедельника, следующего за воскресным днем, именуемым Неделей о Страшном

Великопостный навигатор-2023

4 недели и 3 седмицы: с 5 февраля у православных христиан началась подготовка к Великому посту4 недели и 3 седмицы: с 5 февраля у православных христиан началась подготовка к Великому посту

0 Comments
Подготовительные недели к Великому посту

«Возсия весна постная» – поется в одном из великопостных песнопений. Весна – обновление природы, пост – обновление души. «Как же хорошо на душе», скажет прилежный постник уже на исходе первой недели Великого поста, когда рот начнет забывать вкус мяса, зато сердце — ощутит вкус свободы.

Великопостный навигатор-2023

Пост перед Пасхой — Великий: суть и правила 48-дневного воздержания+советы начинающимПост перед Пасхой — Великий: суть и правила 48-дневного воздержания+советы начинающим

0 Comments
Великий пост : начало и конец

Великий пост называют также «Святой Четыредесятницей». «Святой» потому, что это – время, когда всякий верующий, насколько возможно, откладывает земные попечения, чтобы приготовить душу к празднику Воскресения Христова. «Четыредесятницей» же Великий Пост называют из-за его сорокадневной продолжительности. Хотя, если быть точным, воздержание продолжается не 40, а

Великопостный навигатор-2023