------------------- Великий Четверг
Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 2 мая — Великий Четверг: Евангельские события, службы в храме — значение и смысл

2 мая — Великий Четверг: Евангельские события, службы в храме — значение и смысл

0 Comments
Великий Четверг

«Святым и Великим» называют Четверг на Страстной Седмице древние богослужебные книги. А многие добавляют, что значение этого дня приближается к значимости даже Пасхи.

Что вспоминают

В 2024 году 2 мая православные христиане переживают последнюю трапезу Христа с Апостолами. Именно на ней Им было установлено главное Таинство, без которого христианин не живёт: Евхаристия, или Причастие Божественных Тела и Крови. В этот день христиане стараются причаститься, приобщившись не только Господу, но и той, первой, Тайной Вечере.

В чем смысл Великого Четверга перед Пасхой

Тайная Вечеря. Кадр из фильма «Страсти Христовы»(2004), реж Мел Гибсон

Что кушают

Среди христиан первых веков Церкви был обычай устраивать большую трапезу ради воспоминания об установлении Евхаристии. Впоследствии Церковь не благословила такую традицию, однако, сохранила послабление поста после трех строжайших первых дней Страстной. Сейчас Устав дозволяет горячую пищу и растительное масло с расчетом на то, что абсолютное большинство верующих в Великий Четверг причащаются. Традиционно до Причастия соблюдается Евхаристический пост, то есть полное воздержание.

Затем разрешена трапеза (всего одна за весь день), на которой, помимо пищи с маслом, можно употребить вино. Впрочем, понимать Устав буквально, применяя его к современным реалиям, нельзя: у греков под «вином» понимали очень сильно разведенный водой забродивший виноградный сок, а не то, что считается спиртным в России. С точки зрения «ромея» (жителя Византии) это – «неразбавленное вино», напиток «варваров», совершенно неприличный в святой день.

Современные христиане стараются по возможности следовать древним правилам, тем более, что в этом случае они не так уж и обременительны.

Богослужения

Они проходят с утра и затем – вечером. При этом основная тема утренних служб – воспоминание Тайной Вечери, а вечерней – страдания Господа.

Литургия в Чистый Четверг

Литургия свт Василия Великого в Великий Четверг. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Чин 12 Евангелий уже открывает новый богослужебный день, Великую Пятницу.

Литургия – утром

Ее часто называют самой главной в году, ведь она, как говорят авторы статьи о Великом Четверге в «Православной энциклопедии», «вдвойне посвящена Тайной вечере: и вообще, как всякая литургия, и как день ежегодного воспоминания той», самой первой. Вот почему христиане на ней обязательно стремятся причаститься.

Богослужение Великого Четверга в храме

Великий Четверг. Божественная Литургия в храме с Чином умовения ног. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Любой может причаститься?

Да, любой крещенный в православии верующий – но, конечно, приготовившийся к Таинству постом и Исповедью. На некоторых приходах, где верующих большое количество, а духовенства не так много, действует порядок, при котором Таинство Исповеди проходит заранее, до Страстной, после чего благословляется причащаться на литургиях Седмицы без исповеди. Это позволяет не перегружать принимающих Исповедь священников большим количеством народа, однако, все же является вынужденным обстоятельствами исключением из правил. Да и распространяется такой порядок – если настоятель прихода решает его ввести – лишь на тех, кто ведет регулярную церковную жизнь, соблюдал Великий Пост, причащался в этот период, желательно не раз.

Причастие в Чистый Четверг

Литургия в Великий Четверг. Причащение Святых Христовых Таин. Фото пресс-службы Ижевской епархии

Понятно, что если эти условия не соблюдались, приходить к Причастию без должной подготовки на том основании, что это «обязательно надо» на главной литургии года – не только неправильно, но и опасно для души. Необходимо понимать, для чего нужна Исповедь перед Причастием: для очищения души от грехов, несовместимых с Господом, который входит в человека Своими Телом и Кровью. Именно поэтому те, кто готовился к Таинству не должным образом, зачастую причащаются не в жизнь, а в смерть, часто в буквальном смысле.

Об этом писал еще Апостол Павел в послании верующим города Коринфа:

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает…» (1 Кор. 11:29-30).

Итак, христиане должны понимать важность подготовки к Причастию, особенно в столь великий и святой день.

Как проходит

Великим Четвергом служится литургия свт. Василия Великого, причем особым образом: она соединяется с Вечерней. Поэтому продолжительность богослужения несколько дольше обычной литургии. Есть также ряд других особенностей этой службы.

  • Вместо привычной верующим Херувимской песни поется хорошо известная каждому, кто регулярно причащается, молитва: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем». Ее же поет хор все время, пока идет Причастие.
  • По окончании службы в кафедральных храмах, где служит епископ, может совершаться особый Чин умовения ног. При чтении Евангелия от Иоанна, где описывается, как Господь умыл ноги ученикам пред Тайной Вечерей, архиерей, сняв богослужебное облачение, умывает ноги 12 священникам, которые как бы представляют Апостолов. Сам же епископ становится образом Христа. Это – древний византийский чин, совершавшийся и в России до середины XVII в., вышедший из употребления после отмены Патриаршества Петром I. В 2000-е гг. чин возрожден, и сейчас совершается практически во всех епархиях.
  • Наконец, в храме Христа Спасителя в Москве на литургии Великого Четверга происходит еще и освящения мира – особым образом приготовленного масла, которое применяется при Миропомазании нов окрещённых христиан. Освящение совершает Патриарх, а готовится миро не каждый год, но – по потребности, раз в несколько лет (в среднем каждые 2-3 года).

Евангелие дня: толкование

В этот день читается повествование о Тайной Вечери из Евангелия св. Луки (глава 22). Евангелист рассказывает о Вечере Христа и учеников, на которой была установлена Евхаристия. Из его повествования мы видим:

  • что трапеза Иисуса и Его Апостолов была посвящена иудейскому празднику Пасхи, и сам ритуал ее также восходил к Ветхому Завету;
  • вместе с тем, благословляя хлеб и вино, Господь неожиданно произнес слова, которых не было в иудейских канонах; сейчас они же звучат на всякой литургии, предваряя «преложение» хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк.22:19-20).

Повествование Евангелиста говорит также о том, что уже совсем близко были страдания Господа, Его Распятие: даже празднование Пасхи Он и ученики устраивали тайно, так как Иисуса уже искали, чтобы арестовать. Впоследствии именование вечери Тайной получило другое, отличное от исторического, значение: на ней впервые совершилось Таинство, когда хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, источником жизни – и это же происходит на всякой литургии даже до наших дней.

Вот как писал об этом прав. Иоанн Кронштадтский: «Какое счастье, какое блаженство было видеть Самого Царя Небесного! Вы завидуете этим счастливым людям, которые жили во время пребывания Иисуса Христа на земле. Не завидуйте! Он и ныне с нами неотлучно Своим Божеством, Своей благодатью. Своими Животворящими тайнами, Божественным Своим Телом и Пречистой Кровью; мы нисколько не обижены в этом отношении сравнительно с современниками Иисуса Христа, ничего не лишены, даже получили больше их, потому что они не имели блаженства вкушать животворящие Его Тело и Кровь, а мы вкушаем их».

Смысл песнопений

Вот наиболее значимые из них.

Тропарь во время Утрени, которая служится накануне, вечером Великой Среды:

«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша. Бежи, несытая души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе».

Здесь речь о предательстве Иуды, и о том, что христианину нужно следовать примеру верных учеников Господа. В тропаре особенно трогает изумление благости Божией, ведь ноги Он умывал всем ученикам, и предателю тоже.Надеждой на милость и в то же время обличением звучат для многих последние слова: «Иже о всех благий, Господи, Слава Тебе». О всех – значит и о нас, немощных, во все дни изменяющих Богу словом, делом, мыслью.

Так называемый Задостойник, то есть песнопение, которое поется на литургии вместо песнопения Богородице «Достойно есть». Вот что мы слышим Великим Четвергом:

«Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слава от Слова научившеся, Его же величаем».

Слова песнопения предваряют Причастие и посвящены ему – «безсмертной Трапезе» жизни.

Наконец, слова молитвы ко Причащению «Вечери Твоея Тайныя днесь…» по-особому звучат на этой литургии, которая «вдвойне» посвящена Тайной Вечере. Мы как бы выходим из своего времени, благодатно соединяясь с Апостолами и Христом, впервые преподавшим им Свои Тело и Кровь.

Чтение 12-ти Евангелий – вечером

Эта служба уже – часть Великой Пятницы, ведь по церковной традиции богослужения дня начинаются с вечера накануне. Во время нее прочитываются 12 отрывков из Евангелий, которые посвящены страданиям и смерти Христа. После каждого чтения мы слышим удар колокола. Верующие стоят за богослужением с зажженными свечами, многие уносят этот «четверговый огонь» домой, чтобы зажечь от него лампаду.

Чтение 12 Евангелий в Великий Четверг

Чтение 12 Евангелий в храме

Традиция чтения Страстных Евангелий – очень древняя, идет от христиан Иерусалима, которые читали рассказ о страданиях Господа в тех местах, где происходили все события, переходили от Елеонской горы в Гефсиманию, затем на Голгофу, где Иисуса распяли.

Список Евангельских чтений вечером Великого Четверга

  1.  Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери).
  2. Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).
  3. Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).
  4. Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).
  5. Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).
  6. Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).
  7. Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).
  8. Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).
  9. Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).
  10. Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста).
  11. Иоанн 19:38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).
  12. Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).

Чин умовения ног и другие интересные факты

В древней Церкви на богослужении Великого Четверга принимались в церковное общение кающиеся, длительное время отлученные от Причастия. Впоследствии на Афоне, в храмах Византии день также стал временем, когда проходило общее Соборование (Елеосвящение). В некоторых храмах Русской Церкви также можно увидеть эту традицию и сейчас.

Немало интересного сохранила история о Чине умовения ног. В Русской Церкви он совершался Патриархом в Успенском Соборе Кремля. При этом в Чиновниках этого храма, содержащих последование этого богослужения указывается, что:

  • чин предваряется омовением престола – это символизирует то, как Апостолы готовили горницу к праздничной трапезе;
  • перед началом чина Патриарх снимает с себя богослужебное облачение (кроме епитрахили и поручей) лично сам, служители не помогают ему (стоит сказать, что только богослужебное облачение Патриарха Никона (сер. XVII в.) весило около 20 кг!); он представляет смиренного Господа;
  • 12 иереев выходят из алтаря, ведомые церковнослужителями «под руки» (!); сейчас они представляют не свой иерейский сан, они – образ Апостолов;
  • до сер. XVII в. была практика «назначать» старейшего священника – участника чина – представлять ап. Петра (он произносил слова, сказанные Апостолом во время умовения ног); другой же священник непременно сидел несколько на отдалении от остальных, он был «Иудой»; сейчас сохранилась лишь традиция представлять св. Петра, а вот Иудой никого конкретно не «назначают».

    Чин умовения ног в Великий Четверг

    Чин умовения ног в Великий Четверг. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Традиция особого воспоминания Тайной Вечери сохраняется также и у католиков, как и умовение ног. Но если православные идут по пути воспроизведения Евангельского события, то, например, Папа Римский совершает умовение ног бедным, или тем, кто находится в тюрьмах, делая таким образом акцент на социальное служение Церкви «мipу».

Традиции

Можно предположить, что ввиду издревле существовавшего Чина умовения ног, а также омовения престола, и в народе возник благочестивый обычай прибирать перед грядущим праздником свое жилище: ведь в старославянском языке слова «храм» (церковное здание) и «храмина» (дом) не случайно однокоренные.

К тому же проведенная уборка позволяла следующие дни уже не отвлекаться на домашние дела, посещать храм, думая о Распятом Господа, а не о житейской суете.

Так возникло народное именование дня – Чистый Четверг. К сожалению, многие малоцерковные люди сводят традицию дня именно к проведению предпасхальной уборки, что, конечно, неверно. Есть и другие «благочестивые» обычаи, вроде суеты вокруг «четверговой соли» и «очищения квартиры» «четверговой свечой». Всему этому православный человек предпочитает посещение церкви, чтение Евангелия. Ну а уборку провести можно и после богослужения, если позволяет время. Ведь куда важнее – «уборка» души, чтобы она была готова к Пасхе.

В чем суть и значение дня для православных

Это – приобщение к Тайной Вечере Христа, одновременно радость о спасении, и скорбь о грехах, возведших Сына Божия на Крест. Верующие, приходящие к литургии этого дня, часто буквально вырывают себя из житейской суеты, многие не в силах покаяться, как должно, изменить свою жизнь. У кого-то это еще впереди, иной кается и тут же снова падает… Но все приходят, чтобы по крайней мере быть рядом с Христом, принять Его дар – Тело и Кровь, и значит – жизнь.

Наталья Сазонова

Как поздравить с Праздником душевно+что значит «Христос Воскресе» — в статье  «Светлой Пасхи!

Отрывок из проповеди священника

Игумен Петр Мещеринов:

«Я думаю, что Иуда искренне пришел ко Христу. Но воспринимал он Его прежде всего как восстановителя царства Израиля — царства земного. Когда же Иуда понял, что его надежды рушатся — в конце пути Христа вырисовывалась не царская корона, а крест — он разочаровался в своём Учителе. Одно дело — ходить за Христом по стране, наблюдая, как к Нему стекаются толпы народа, как Ему кричат «осанна!», и предвкушая будущее торжество великой и могучей державы и погибель врагов веры и благочестия. И совсем другое — увидеть, что, оказывается, цели у Учителя совсем другие и что предстоит Ему уничижение и смерть от рук своего же народа.Был ли Иуда последним, кто разочаровался во Христе вот так?

И сегодня есть люди, которые ожидают от Христа и Его Церкви вполне земных вещей. Они думают, что воцерковившись, автоматически станут здоровыми, успешными, богатыми, и все пойдёт, как по маслу. Или полагают, что Церковь нужна для созидания державности и мощи государства… От Христа ждут сугубо внешних проявлений, прикладной пользы.

Но Христос даёт нам иное, и гораздо большее всего этого — Самого Себя. В Гефсиманском саду после Тайной вечери Он молился до кровавого пота, потом претерпевал ужасные мучения на Кресте. Он прошёл весь человеческий путь: от соткания в утробе Матери и рождения до смерти. И прошел через всё: через искушения, через страдания и даже через богооставленность. И всё для того, чтобы не оставить человека одного ни в какой ситуации его жизни. Христова Церковь означает, что теперь Бог с человеком всегда. И Бог не просто «над» человеком, но сокровенным внутренним образом сочетается со Своим творением, наставляя, оберегая, вразумляя его, милуя и спасая. Теперь человек знает, и чувствует, и получает — через Церковь — эту живую жизнь во Христе.

И Тайная вечеря, наше в ней участие — вступление в эту жизнь».

Специально для вас:

  1. Огонь четверговой свечи и вся правда о соли
  2. Великий Понедельник — Евангельские события, службы, трапезы
  3. Великий Вторник: евангельские события, церковные службы, мысли — главное
  4. Великая Среда: жертва блудницы и предательство Иуды — события, церковные службы и трапезы
  5. Страстная Пятница — самый скорбный день года
  6. Почему четверг перед Пасхой называют чистым
  7. В чем смысл Великой Субботы или, Как провести день ожидая Воскресения Христова

Советуем почитать:

  1. Михаил Желтов, протоиерей, А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко. Великий Четверг // Православная энциклопедия. Т. 7. С. 464-471.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Не пропустите Пассии! Четыре особые службы Великого поста, которые совершаются воскресными вечерами в храмахНе пропустите Пассии! Четыре особые службы Великого поста, которые совершаются воскресными вечерами в храмах

2 комментария
Что такое Пассия в церкви в Великий пост

31 марта, 7, 14 и 21 апреля. Во многих храмах четыре воскресных вечера Великого Поста совершается не очень продолжительное, но трогательное и потрясающее душу богослужение — Пассия. Во время него как бы разрывается ткань времени, и всякий, слушающий песнопения, Евангельское чтение, входит в другое время

Великопостный навигатор-2024

Чем литургия Преждеосвященных Даров различается от привычной службыЧем литургия Преждеосвященных Даров различается от привычной службы

0 Comments
Литургия Преждеосвященных Даров

Сейчас многие православные стремятся, несмотря на занятость на работе все же хоть несколько раз за Великий пост посетить литургию Преждеосвященных Даров, и, по возможности, принять Причастие. Первая такая великопостная служба в 2024 году состоится 20 марта, вторая — в первую пятницу 22 марта, когда освящается

Великопостный навигатор-2024

Четвертая неделя Великого Поста — память преподобного Иоанна ЛествичникаЧетвертая неделя Великого Поста — память преподобного Иоанна Лествичника

0 Comments
Преподобный Иоанн Лествичник и его неделя

Сейчас четвертое воскресенье Великого поста – пожалуй, самый известный и чтимый церковным народом день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Однако, так было не всегда. Установление даты Известно, что в Константинополе, в Уставе «Великой Церкви Святой Софии», самого знаменитого храма христианского мира, память преподобного с VII-VIII вв.

Великопостный навигатор-2024

24 марта: Первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия24 марта: Первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия

0 Comments
Торжество Православия - Первая Неделя Великого поста

Торжество Православия — древнее именование этого первого воскресного дня Великого Поста отражает историческое событие, случившееся чуть более, чем за столетие до Крещения Руси. Не случись оно – возможно, привычные нам храмы выглядели бы сейчас совсем по-другому. Что это за праздник  Это воспоминание о VII Вселенском

Великопостный навигатор-2024

С 4 по 9 марта — 2-я подготовительная седмица к Великому посту, которая следует за Неделей (воскресным днем) о блудном сынеС 4 по 9 марта — 2-я подготовительная седмица к Великому посту, которая следует за Неделей (воскресным днем) о блудном сыне

0 Comments
Неделя о блудном сыне

В воскресный день, 3 марта с церковного амвона звучит история простая и одновременно жизненная. Может быть, тем и страшная – что рассказать ее о себе мог бы, наверное, почти каждый, кому случалось блуждать в мире своими путями, оставив Небесного Отца. В статье — толкование евангельской

Великопостный навигатор-2024