Ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи Курскую-Коренную икону «Знамение» торжественно с крестным ходом переносят с места ее хранения (Курский Знаменский собор) к месту явления — в Коренную пустынь, здесь святыня пребывает до 25 сентября, когда обратный крестный ход возвращает ее в Курск. Такой порядок соблюдался
Рубрика: Крестные ходы
К настоящему времени крестный ход, хоть проходит не очень часто, но все же стал частью жизни большинства городов. Правда, не столь заметной, как это было на Руси, куда процессии пришли из Византии.
Что такое Крестный ход
Крестный ход — это торжественное шествие, которое может проходить как внутри здания церкви, так за его пределами. Так как перед процессией всегда несется Распятие, большой крест, то она издавна именуется крестным ходом.
Как правильно писать и говорить
Так как именование молитвенной процессии происходит от слова «крест», то грамматически верно называть ее «крестным», а не «крёстным» ходом (а вот именование «крёстный отец» (мать) в современном русском языке уже утвердилось). По правилам русского языка, множественное число слова «ход» звучит как «Крестные ходы».
Паломников называют «крестНоходцами», или «кресТнохОдовцами», но не «крестОходцами». Здесь также проверчное слово»крЕстНый ход», не крЁстный.
А крестОходцы (они же крестоносцы) ходили в крестовые военные походы: так католическая Европа утверждала на Востоке христианство. Таково жестокое средневековье:
«Речь папы в Клермоне (Франция) 26 ноября 1095 года имела громадный успех (речь об освобождении Иерусалима от турок): многие тут же дали обет идти против неверных и нашили себе на плечо кресты, отчего и получили название «крестоносцев», а походы — «крестовые». Так был дан толчок движению, которому суждено было остановиться лишь два столетия».
Первые крестные ходы: история
Христиане всегда видели мир как жилище Бога: еще при Апостолах первомученик Стефан говорил, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48), мир – не только Его творение, но – место пребывания Благодати, хотя поврежденное грехом. Именно поэтому он нуждается в освящении – таков изначальный смысл процессий, возникших, правда, лишь спустя несколько столетий по возникновении Церкви: ведь первые века христиане находились под гонениями, столь открытое исповедание веры было попросту невозможно.
В Византии
Поэтому упоминания о первых богослужебных процессиях встречаются только с V в. Считается, что самое раннее – в житии свт. Порфирия Газского, вместе с верующими совершал процессии:
- чтобы освятить место бывшего языческого капища по строительство христианской церкви;
- ради молитвы о даровании дождя; верующие со свт. Порфирием совершили крестный ход до церкви, где с древности находились мощи христианских мучеников.
Кроме того, согласно исследованиям литургиста 1 пол. XX в. Хуана Матеоса, по крайней мере с того же времени появляется процессия, как часть литургии. Согласно древним богослужебным рукописям из Константинополя, вся ее первая часть, до чтения Евангелия проходила за пределами храма: богослужебная процессия, возглавляемая епископом обходила городские церкви, посвященные святым, поминаемым на этот день, те, где хранились чтимые иконы, празднование которых совершалось. Люди попеременно пели антифоны – нынешний Устав также предписывает петь эти песнопения «на два лика» (хора). Кроме того, диаконы совершали краткие молитвы, исполнялись песнопения святого или праздника. Затем народ входил под своды храма, где читались Апостол, Евангелие, после чего все готовящиеся ко Крещению («оглашенные») покидали церковь, начиналась «литургия верных», собственно Таинство Евхаристии.
Остаток этой практики сейчас можно увидеть во время совершения литургии архиерейским чином: во время ее первой части епископ восседает посреди храма, а не во алтаре, как бы символически находясь на крестном ходе (который сейчас уже не совершается).
Кроме того, особые процессиипроходили:
- на большие праздники; например, у греков существовало «Шествие на осляти» на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), где «в лицах» представлялась Евангельская история; древнее происхождение имеет также Пасхальный крестный ход;
- в Великую Субботу, когда совершался особый ход с Плащаницей – погребение Спасителя; подобная же процессия проходила на Успение Богородицы;
- на престольные праздники отдельных храмов;
- наконец, по-прежнему, как во времена свт. Порфирия широко были распространены молебные ходы: во время засухи, болезней, нападения врагов.
Традиции на Руси
Новокрещенные славяне не только восприняли византийскую практику, но полюбили ее. Здесь до середины XVII в. совершались все принятые у греков процессии.
Иногда«под крестный ход» часто формировалось даже городское пространство. Например, конечной точкой «Шествия на осляти» в Москве был Покровский собор («храм Василия Блаженного»), один из оригинальнейших, красивейших храмов России – «собор» одиннадцати малых церквей, образ Иерусалима. Именно сюда шествовал «на осляти» Патриарх, представлявший Самого грядущего во Святой град Спасителя.
Русская традиция имела еще другие особенности:
- исторически сложилось, что богослужебные процессии все же происходили после литургии, а не до нее;
- как у греков, широко практиковались ходы во время засухи, нападения врагов; при этом, по обширности территории, в России постепенно появляются многодневные процессии, представляющие уже не только особый чин, но – духовное делание, ведь крестоходцам приходилось преодолевать большие расстояния, путь занимал не один день.
Первоначально такие процессии чаще были связаны со святынями, которые переносились из города в город, например, ради помощи во время вражеских нападений. Например,
- 8 сентября 1395 г. к Москве была доставлена из Владимира икона Богородицы; горожане молились пред ней об избавлении от нашествия среднеазиатского воителя Тимура – и получили просимое;
- особой процессией 1652 г. было перенесение мощей свт. Филиппа Московского из Соловецкого монастыря также в столицу; этот ход занял не одну неделю.
Иногда процессия имела значение паломничества к святыне: например, таковы торжественные выходы царя в разные московские храмы, а также его ежегодные паломничества к различным монастырям, также имевшие вид торжественного шествия.
Были также чтимые святыни, с которыми (или к которым) большие крестные ходы совершались ежегодно. Среди таковых:
- Великорецкий – к месту явления образа свт. Николая Мирликийского; традиция его насчитывает около 600, с момента обретения иконы;
- Иринарховский крестный ход– посвященный прп. Иринарху Ростовскому; с XVII в., когдашироко распространилось почитание святого, от Борисоглебского монастыря к колодцу, который ископал подвижник, крестоходцы проходили примерно за неделю;
- Коробейниковский крестный ход– посвященный иконе Божией Матери из села Коробейниково Алтайского края; ход зарождается с XIX в.
- Из Самары в Ташлу — к месту явления образа Богородицы Избавительница от бед
Виды крестного хода
К настоящему времени их существует множество. По месту проведения ходов можно выделить:
- те, которые являются частью богослужения;
- совершаемые вне собственно церковной службы.
Внебогослужебные крестные ходы по времени совершения разделяются на:
- регулярные, совершаемые, например, ежегодно;
- такие, которые разово происходят ввиду какого-либо события.
Многие также выделяют виды процессий согласно их цели: это торжественные, благодарственные, умилостивительные, покаянные.
Крестный ход на Пасху
Пасхальный крестный ход начинается в полночь наступления праздника Воскресение Христово. Подробнее: здесь.
Крестный ход на Крещение с водосвятием
Он совершается дважды:
- накануне празднования, на Крещенский Сочельник (18 января);
- на сам день праздника (19 января).
Торжественное шествие проходит после литургии, оно может направляться от церкви на реку, озеро, или к колодезю, который устраивается близ храма. Здесь происходит Великое освящение воды с призыванием на нее Благодати Духа, освящением ее чрез погружение креста. Затем вода раздается верующим.
Престольные праздники
В престольные праздники совершается ход вокруг церкви, который совершается на всенощном бдении накануне. Кроме того, крестные ходы могут проходить на дни памяти святого, мощи которого хранятся в церкви: тогда они торжественно обносятся вокруг храма.
Многодневные: как духовное делание
К настоящему времени Большие многодневные крестные ходы получили довольно широкое распространение среди православных. Многие из процессий имеют очень давнюю историю, другие же – появились только на рубеже XX-XXI вв.
Знаменитые маршруты в России, Беларуси, Украине
К настоящему времени возрожденных древних и новых крестных ходов насчитывается не менее 20. Среди них:
- Великорецкий Крестный ход (из Кирова до места явления образа свт. Николая Чудотворца на р. Великой); протяженность пути составляет 150 км, продолжительность – 5 дней, с 3 по 8 июня; традиция известна с XV в.;
- Царский в Екатеринбурге; он ежегодного проходит ночью с 16 на 17 июля, память Царственных Срастотерпцев; ночью у Храма на Крови посвященного их памяти, под открытым небом служится литургия, после чего крестоходцы сразу отправляются до монастыря на Ганиной яме, где были похоронены страстотерпцы; путь заканчивается к 6 ч. утра;
- Почаевский на Украине: его история насчитывает до 400 лет; многодневный маршрут (с 19 по 25 августа) пролегает от села Довжок до Свято-Успенской Почаевской лавры;
- Николаевский – проходит по Николаевской области, а посвящен небесному покровителю этого украинского города, свт. Николаю Чудотворцу; он начинается 16 мая, заканчивается на весенний день памяти святого, 22 мая; традиции чуть более 10 лет;
- Успенский –к обители Успения Богородицы в Жировицах (Белоруссия); он начинается 21 августа, а оканчивается накануне праздника, 27 августа.
В чем смысл и польза
Смысл многодневного крестного хода состоит:
- в освящении земли молитвой, подобно тому, как это делали христиане древности;
- в изменении состояния тех, кто участвует в такой процессии – ведь борьба со злом безбожия должна начинаться с собственной души.
Зачем идут
Это – особый подвиг, который принимает на себя человек, желающий укрепиться духовно, приобщиться к святыням. Это –малая жертва Богу, которую приносит человек, на время отказывающийся от комфорта, привычных благ, чтобы идти многие километры, при любой погоде, часто ночуя под открытым небом.
Как правильно идти (общие правила)
Первым общим правилом является верный духовный настрой, который определяется пониманием значения делания: это не поход, не отдых, от участника требуется не «расслабиться», напротив – собрать духовные силы. Необходимо приготовиться к:
- послушанию; необходимо выполнять указания его руководителей, не проявлять самочиния, которое так любит современный человек;
- терпению неудобств; как говорится на сайте Иринарховского крестного хода, «крестный ход нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей душе», ибо он – не только единение верующих, но также «шествие кающихся грешников»;
- искушениям, которые обязательно последуют; необходимо быть внимательными друг к другу, воздерживаться от раздражительности, бранных слов, осуждения;
- полному воздержанию от спиртного, запрещено также курить во время процессии, на привалах.
Что до подготовки собственно «технической», она мало отличается от обычного приготовления к походу: вещи, нужны туристу, необходимы также крестоходцу. Это спальный мешок, лекарства. Опытные путешественники особенно советуют взять дождевик: очень важно оставаться сухим.
Наталья Сазонова
Список многодневных крестных ходов по России в статье:
Елисаветинский Крестный ход в Подмосковье: от Ильинского храма в селе Ильинское — к Спасскому храму в селе УсовоЕлисаветинский Крестный ход в Подмосковье: от Ильинского храма в селе Ильинское — к Спасскому храму в селе Усово
Ежегодно с 2011 года сентябрьским воскресным днем в Подмосковье проходит однодневный Крестный ход, именуемый Елисаветинским. Его дата ближайшее воскресенье к именинам великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой (18 сентября). В 2024 году это 22 сентября. Посвящен памяти преподобномученицы Елисаветы — святой великой княгини, основавшей в Москве
12 сентября: Крестный ход в Санкт-Петербурге в честь 300 летия перенесения мощей Александра Невского12 сентября: Крестный ход в Санкт-Петербурге в честь 300 летия перенесения мощей Александра Невского
Ежегодно празднуется день перенесения из Владимира в Санкт-Петербург мощей святого благоверного князя Александра Невского, который считается небесным покровителем города. 12 сентября крестный ход по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора к Александро-Невской Лавре начнется в 11:00. Сбор участников с 10:00 на Казанской улице. 300 лет
21 августа в Липецкой области стартует четырехдневное молитвенное шествие по маршруту Елец — Задонск21 августа в Липецкой области стартует четырехдневное молитвенное шествие по маршруту Елец — Задонск
По благословению митрополита Липецкого и Задонского Арсения ко дню празднования 300-летия со дня рождения святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, состоится Крестный ход по маршруту Елец-Задонск. Организатор — благотворительный фонд «Паломник». Что это Многодневный Крестный ход — это массовое Богослужение, когда храмом становится вся природа: небо
Из Липецка в Задонск. Расписание пятидневного Крестного ходаИз Липецка в Задонск. Расписание пятидневного Крестного хода
Традиционный Крестный ход из Липецка в Задонск пройдет в Липецкой области с 20 по 24 августа. В 2024 году он приурочен 300-летию со дня рождения святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Что это Многодневный Крестный ход — это массовое богослужение, когда храмом становится вся природа: