Во многих храмах вечерние службы первых четырех дней Великого Поста переносятся на час позже, чтобы верующие смогли прийти на них после работы: ведь те, кто ведет регулярную церковную жизнь, стремятся прийти в эти первые дни Четыредесятницы вечером в храм, чтобы услышать Великий Канон – и по мере сил присоединить свои молитвы к молениям всей Церкви. В 2024 году покаянный канон Андрея Критского читается с 18 по 21 марта, и еще раз — вечер среды 17 апреля, когда совершатся утреня Четвертка Великого канона с пением творения прп. Андрея Критского (стояние Марии Египетской).
Сколько длится по времени
Это одно из самых объемных богослужебных произведений. Канон содержит 250 тропарей, почему и именуется «Великим».Чтение Канона когда он читается в храме «сполна», то есть полностью, занимает более 2 часов.

Сколько длится по времени канон Андрея Критского, когда его читают в храме
В начале Великого Поста Канон читается иным образом: егоделят на четыре части, которые звучат за вечерней службой с понедельника по четверг. В этом случае сам Канон длится 30-40 минут, после чего великопостное богослужение продолжается еще чуть менее часа. Поэтому уходить сразу после Канона не совсем правильно, лучше молиться до конца богослужения.
Когда же все 4 части соединяются вместе на «Мариином стоянии», то только чтение Канона занимает более 2-х часов. Кроме того, весьма объемно житие св. Марии, другие особые великопостные песнопения. Поэтому служба в среду пятой седмицы (в 2023 г — 29 марта) – одна из самых продолжительных в году. В наше время она длится по крайней мере 3-4 часа, хотя до середины XVII в. на ее совершение требовалось еще больше времени – до 5-7 часов. Одна из причин — количество неспешно творимых поклонов.
Скачать текст на телефон
С переводом на русский язык (выделен курсивом).
- Полный текст: Velikiy_Kanon_A Kritskogo
- В понедельник первой недели ВеликогоПоста: Veliky_Kanon_ponedelnik_1y_nedeli
- Во вторник первой недели Великого Поста: Veliky_Kanon_vtornik_1y_nedeli-1
- В среду первой недели Великого Поста: Veliky_Kanon_sreda_1y_nedeli-1
- В четверг первой недели Великого Поста:Veliky_Kanon_chetverg_1y_nedeli
Читать текст онлайн
Можно на сайте Азбука.ру Молитвослов
Смысл и польза
Почему христиане так стремятся прийти на Канон в первые дни поста? Потому, что он содержит глубоко покаянные молитвы и песнопения, которые настраивают душу:
- на вхождение в Великий Пост;
- на внимательную внутреннюю работу во время наступившей Четыредесятницы, осознание своих грехов – ведь очень многое из того, о чем говорится в Каноне, описывающем грехопадения мятущейся души человека, почти всякий христианин знает и за собой;
- на борьбу со страстями, особенно гневом, осуждением, чревоугодием.
Когда читается в храме
Это происходит дважды в течение поста – в его начале и ближе к концу.

Чтение Великого покаянного канона Андрея Критского в храме
В первую неделю Великого поста
Это происходит за вечерней службой с понедельника по четверг. В храмах, как правило, можно приобрести небольшие книжицы с текстом Канона, где он разделен по дням первой седмицы. Многие стоят с текстами на богослужении, чтобы внимательнее следить за читаемым.
Мариино стояние и канон Андрея Критского
Это богослужение вечера среды 5 седмицы Великого Поста, когда Церковь чествует прп. Марию Египетскую, великую подвижницу, вся жизнь которой была покаянием (детали). Поэтому за богослужением, посвященным ей, Канон читается еще раз – причем теперь полностью. Кроме него, за этой продолжительной службой, длящейся не менее 3 часов, также прочитывается жития прп. Марии.
Как причащаться и подавать записки: Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Великого поста
Можно читать дома
Христиане обычно обращаются к Великому Канону:
- если на первой и пятой седмицах поста нет возможности присутствовать за богослужением – например, по болезни или ввиду работы;
- когда хотят более внимательно, неспешно, вникнуть в смысл читаемого, побуждая душу к покаянию.
Читайте также: Первая неделя Великого поста — график церковных служб и трапезы по Уставу
Если ничего не понимаю
Эта проблема встречается достаточно часто. К числу ее причин можно отнести:
- сложности восприятия самого текста, который читается нечасто, поэтому, в отличие от молитв, например, утреннего или вечернего правил или читаемых в церкви знакомых псалмов, многим, даже ориентирующимся в церковно-славянском языке, непривычен;
- содержание Канона, которое малопонятно или неясно вовсе тем, кто не так хорошо знает книги Ветхого Завета, события из которых приводит себе на память составитель песнопения, свт. Андрей.
В этом случае, возможно, стоит:
- подготовиться к чтению, заранее посмотрев события и персоналии, которые упоминаются в песнопении – открыв Библию, Евангелие; можно также посмотреть толкования Канона, которые часто дают современные пастыри в своих проповедях;
- если текст воспринимается все еще непросто, на этот случай стоит приобрести в храме Канон с параллельным переводом на русский язык, или же найти такой перевод в Сети, на качественных православных сайтах; тогда за богослужением, видя неясное слово или фразу, можно сразу увидеть, что она значит на современном языке.
Если чтение Канона планируется дома, можно попробовать читать его:
- на славянском языке, также обращаясь к переводу в затруднительных случаях;
- на современном русском языке, особенно если перевод качественный и слова трогают душу.
Читайте также:Новичок, любитель, профессионал, воин — 4 уровня поста
Краткое содержание
Как говорит диакон Владимир Василик, «Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия». Действительно, шаг за шагом его автор возводит молящегося от истории грехопадения Адама до пришествия в мир Спасителя, Которого встречает кающаяся душа.
Понедельник
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию». Этими словами начинается Канон. «Откуду»? От Адама, потерявшего Рай. Именно об этом страшном для человечества событии идет речь в части Канона, которая приходится на первый день поста. Но не только. Свт. Андрей – и верующий, вместе с ним молящийся этими словами – не винит во всех своих бедах прародителей. Да, Адам пал – а чем ты лучше, человек? Да, сыновья праотца Иакова продали в Египет Иосифа – а разве ты, душа, не продала себя злу добровольно, без принуждения? Перед взором молящегося – целый сонм древних праотцев, совершавших грехопадения и каявшихся, великих святых и немощных грешников:
- Моисей, вождь еврейского народа, доверившийся Господу;
- Саул, чудесно обретший царство, но не сохранивший чистой веры в Бога;
- царь Давид, павший в прелюбодеяние, но покаявшийся;
- пророки Илия и Елисей, чудотворцы, великие пророки.
В последней, 9 песни, свт. Андрей предлагает каждому задуматься: кому подражал ты, человек, во дни твоей жизни – праведным или грешникам? Увы, по большей части ответ очевиден: «от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши». Но вот уже грядет Господь:
«Душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися…».
Да, и они, кого Господь называл лицемерами, обличал, покаявшись, приняты им. А ты?
Вторник
Второй шаг к покаянию. «Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы». Так говорит прп. Андрей – так чувствуют и молящиеся. Вновь «от Адама», и теперь человеческие падения, о которых говорит Библия, переживаются как свои собственные. Перед взором кающегося:
- Каин, первый убийца на земле; а разве тот, кто убивает свою совесть, заставляя ее молчать на все согрешения – не убийца?
- Хам, посмеявшийся над немощью отца – но и всякий осуждающий делает то же с ближним, значит, подобен Хаму;
- Исав, продавший свое старшинство брату за чашку похлебки – так и человек предпочитает «синицу в руках», мирское благополучие «здесь и сейчас» Небесному Царству.
И вот свт. Андрей вспоминает израильтян, перешедших через Красное море – и египтян, которые утонули в его водах. Где же наше место, душа? С народом ли Божиим? Увы, покрывающие нас волны прегрешений подобны тем, что покрыли не знающих Бога язычников Египта… Такова наша христианская жизнь, даже если внешне она «исправна» и «благообразна».
Среда
Что же делать? Отчаяться ли от своих грехов, не видя надежды на исправление? Нет. В среду лейтмотив Канона – надежда на Господа, Который один может помочь преодолеть страсти, спастись. И вновь – примеры и примеры из Ветхого Завета, но – уже другие. Свт. Андрей вспоминает:
- первых потомков Адама, Сифа и Еноха;
- праотца Авраама, доверившего себя Богу и под дубом Мамврийским – встретившего Его;
- Ноя, спасенного Господом от развращенного мира.
Но более всего надежда кающегося – на Самого Христа: «Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами…»
Четверг
Нет, примеры праведности и покаяния – не только древние, может, даже не столько.

Святые Андрей Критский и Мария Египетская в молении образу Богоматери Знамение
Именно в четверг на Каноне впервые звучат песнопения, посвященные прп. Марии Египетской, которая дала каждому христианину образец покаяния, изменения жизни.
Песнописец все еще вспоминает времена Ветхого Завета, но все же больше говорит уже о себе – немощном, впадающем во грехи, не могущем самостоятельно преодолеть страсти. И – просит и просит Божия милосердия, помощи в изменении сердца:
«Согреших, якоже блудница вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы».
Так, вооружившись надеждой на Христа и сознавая, сколь слаб и беден без Него, христианин вступает в поприще Четыредесятницы, чтобы пройти ее с радостью.
Кто такой Андрей Критский
Церковный календарь знает двух соименных святых с Крита. Это:
- преподобномученик Андрей, пострадавший в VIII в. от еретиков-иконоборцев, запрещавших в храмах образы святых;
- епископ из города Гортина, на острове Крит, живший во 2 пол. VII в.; он прославлен в лике святителей.
Автор Великого Канона – именно епископ Андрей Критский. О нем известно, что:
- святой был уроженцем Дамаска;
- уже будучи 14 лет, подростком, он принял решение стать монахом и пришел в монастырь прп. Саввы Освященного, в Палестине;
- впоследствии, уже будучи архидиаконом, участвовал в VI Вселенском Соборе (680 г.), отстаивал православие против еретиков;
- через несколько лет после Собора стал епископом Гортины.
Святитель был также даровитым духовным писателем, гимнотворцем. Им создано множество богослужебных песнопений, самое знаменитое из которых – Великий Канон.

XVIII в. На иконе в повороте к центру иконы изображены двое святых в рост. Слева – святой Артемий Антиохийский, великомученик, справа – Андрей Критский. Вверху, в центре иконы в облачном сегменте изображен Иисус Христос. В руках у св. Артемия крест, у св. Андрея свиток с текстом. Инв. № КГИАХИМ КП 10217. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 30 см, ширина 24 см
Из истории
По общему мнению церковных историков, свт. Андрей не писал Канон гимн, предназначенный именно для великопостного богослужения – скорее всего, то было его личное покаяние, разговор со своей душой. Однако, уже к VIII-IX в. Канон стал в храмах.

Для более глубокого понимания смысла Великого поста рекомендуем «Чтение на каждый день». Книга поможет пройти путь аскезы осознанно. Пока ещё есть в продаже на Яндекс.Маркете — вот ссылка на установку приложения — будет скидка на первый заказ
Первоначально возникла практика его чтения на 5 седмице поста, и лишь позже он был разделен на части для включения в службы седмицы первой. Эти части по-гречески называются «мефимонами», и практика такого чтения появилась, вероятно, с X в.
Протоиерей Александр Шмеман называл Канон, очень глубокий, многообразный по содержанию, «постным странствованием» кающейся души. Духовная глубина этого текста оказалась такова, что уже к XIII в. на него появляются комментарии и толкования. Один из первых создан в начале XIII в. прп. Акакием Савваитом, иноком обители, где некогда принял постриг будущий святитель Андрей.
Уроки покаяния
У каждого пришедшего на службу или читающего Канон дома они свои. Для кого-то как бы разверзается глубина собственных грехопадений – и в то же время десятки примеров из Писания раз за разом говорят: нет грешников безнадежных, есть только не покаявшиеся!
Для кого-то уроком не только покаяния, но и смирения становится… непонимание текста, образов, о которых говорит свт. Андрей. Ведь это говорит о том, что Писание, его слова до сих пор проходили мимо жизни человека, не желавшего слышать слово Божие – выходит, пока открыть великую книгу.
А для кого-то, кто в храме совсем недавно, пусть непонятны многие слова – но доходят до глубины сердечной слова песнопения:
«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».»
И вдруг чувствуется – Господь близ. И вспоминаются слова некогда пришедших на христианское богослужение послов русского князя Владимира, крестителя Руси – о том, что не знали они, на небе или на земле пребывают… Великий Пост – один на всех, а дорога к Господу у каждого – личная.
Наталья Сазонова
Великий канон Андрея Критского слушать
На видео полная запись Великого Покаянного канона Андрея Критского, прочитанного Патриархом Пименом (1971 -1990) на первой седмице Великого поста в Богоявленском Патриаршем соборе (понедельник и вторник) и в Троице-Сергиевой Лавре (среда и четверг) в 1980 году. Хор ТСЛ п/у арх. Матфея (Мормыля).
Хор Богоявленского Патриаршего собора п/у Геннадия Харитонова.
Святейший Патриарх Пимен обладал густым бархатным лирико-драматическим баритоном с очень красивым тембром. По возможности он сам совершал все службы первой недели Великого поста.
Советуем почитать:
- Православный журнал «Фома». Полный текст Канона Андрея Критского — первая и пятая недели
- Что можно кушать в Великий пост: питание по дням для православных мирян
- Покаянный Великий канон святого Андрея Критского Преосвященного Ионафана, архиепископа Херсонcкого и Таврического, четыре опыта переложения на русский язык для духовно-назидательного чтения. Киев, 2003.
- Лукашевич А.А. Великий канон // Православная энциклопедия. Т. 7, С. 453-454.