------------------- Крестопоклонная Неделя Великого поста и 4-я седмица следом
Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 8-13 апреля: 4-я седмица Великого поста — Крестопоклонная, которая начинается после одноименной Недели (воскресного дня — 7 апреля)

8-13 апреля: 4-я седмица Великого поста — Крестопоклонная, которая начинается после одноименной Недели (воскресного дня — 7 апреля)

0 Comments
Крестопоклонная Неделя Великого поста и 4-я седмица следом

Время летит быстро. Еще так недавно, кажется, было Прощеное воскресенье, потом – долгие службы первой седмицы Поста – и вот он уже подошел к своей середине: Крестопоклонной Неделе. Кто-то начал терять усердие первых дней, другой – сомневается, хватит ли сил выдержать пощение до конца. И тогда на средину храма выносится образ Того, кто претерпел не просто малое ограничение пищи, как христиане во время Четыредесятницы, но – страшную, мучительную смерть на Кресте.

Когда Крестопоклонная

По церковной традиции, седмица начинается с воскресного дня, или «недели». На третьей «неделе» (в третье воскресенье) Великого Поста совершается поклонение Распятию Господа – а последующие шесть дней именуются «Крестопоклонной седмицей», которая является четвертой из шести, составляющих Четыредесятницу. Иногда с Крестопоклонной соединяются другие памятные дни и даже церковные праздники – так что год от года этот день и вся седмица как бы «окрашены» в разные тона. Например,

  • в 2024 г. седмица когда верующие будут поклоняться Кресту, придется на период с 8 по 12 апреля; при этом и содержание Крестопоклонной недели (воскресенья, которое открывает седмицу) будет немного другим чем обычно: т.к. дата придется на 7 апреля, тем самым совпав с великим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, а также памятью свт. Тихона, Патриарха Московского; а потому Крестопоклонная будет сочетать скорбь о грехах с радостью о Господе и Его Пречистой Матери и святых; продолжится седмица до 13 апреля, а завершится – субботой, когда совершается поминовение усопших – находящихся со Христом наших близких.
  • а вот 2025 г. даты будут другими ввиду того, что и Четыредесятница начнется в иное время – 3 марта; Крестопоклонная неделя — 23 марта, седмица — с 24 по 29 число месяца.

В течение всей Крестопоклонной седмицы в храмах продолжаются Соборования

Богослужения и праздники – график

Расписание уточняйте в своих храмах.

  • Вынос Креста для поклонения в 2024 году состоится субботним вечером 6 апреля, после великого славословия (в конце всенощного бдения).
  • 7 апреля, воскресенье — третья неделя Великого поста, Крестопоклонная, совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы. Литургия св. Василия Великого. По Уставу на трапезе – рыба и горячая пища с маслом. Вечером во многих храмах совершается Пассия.
  • 8 апреля, понедельник — Собор Архангела Гавриила. Литургии не положено. В храмах совершаются великопостные часы и изобразительны, состоящие из псалмов, тропарей, отрывков из Священного Писания. На 1-м часе — поклонение Кресту. Сухоядение.
  • 9 апреля, вторник. Память мц Матроны Солунской. Литургии нет. По Уставу — сухоядение. 
  • 10 апреля, среда, Преполовение Великого поста (середина). На 1-м часе поклонение Кресту. Сухоядение. Преждеосвященная служба утром. Начиная со среды 4-й седмицы Поста до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). Традиционно православные по средам постятся строго. По Уставу — сухоядение. 
  • 11 апреля, четверг — память мчч. Марка, епископа Арефусийского,Кирилла, диакона и иных многих (ок 364). Литургии не положено. Читаются часы с кафизмами и паремиями, а также молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. Трапеза — сухоядение.
  • 12 апреля, пятница — память прп. Иоанна Лествичника (649). Литургия Преждеосвященных Даров. Перед ней, в конце изобразительных —  поклонение Кресту, который затем через Царские врата относится в алтарь. Вечером – особое заупокойное богослужение – Парастас. По Уставу — сухоядение. В пятницу, как в день воспоминаний Страстей Христовых, пост принято соблюдать строго, без послаблений, но мера у каждого своя.
  • 13 апреля — Родительская суббота четвертой седмицы Великого поста (детали), память свт. Григория Двоеслова(604)  прп. Симеона Нового Богослова(1021). Литургия св. Иоанна Златоуста, после которой — Панихида. Следующее общецерковное заупокойное поминовение усопших — уже после Пасхи, на Радоницу. Трапезничаем с маслом.

Что будет в храме в воскресенье

В сам воскресный день – литургия. При этом на аналое будет уже лежать Распятие, торжественно изнесенное из алтаря накануне.

Вынос Креста на Крестопоклонную неделю

Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Когда выносят Крест из алтаря и возвращают обратно

Крестопоклонная начинается с вечера субботы ( в 2024 г — 6 апреля). В конце всенощного бдения проходит особый чин, практически такой же, какой бывает, например, на Воздвижение Креста: старший из иереев выносит украшенный живыми цветами Крест из алтаря, обходит с ним храм и, благословив им верующих, полагает на аналое. Затем все верующие прикладываются к Распятию и священник помазывает их елеем.

Когда Крестопоклонная неделя Великого поста и седми

Вынос Честного Креста из алтаря для поклонения в третью Неделю Великого поста — особый чин в храме, который совершается в субботу во время всенощного бдения

Всенощная и литургия дня также имеют и другие особенности, связанные с поклонением Распятию:

  • во время бдения накануне праздника совершается поклонение Кресту: все трижды совершают земной поклон перед ним;
  • нюанс всенощного бдения: полиелей совершается в алтаре, а помазание маслом совершается в конце службы, после выноса Креста
  • по окончании литургии во многих храмах верующие прикладываются не к вынесенному из алтаря напрестольному кресту, как это бывает обычно, а к Распятию на аналое; так будет во все дни седмицы – до пятницы, 12 апреля, когда Крест будет благоговейно унесен в алтарь.

Крестопоклонная неделя Великого поста и седмица

Богослужение в храме. Чин выноса Креста из алтаря реально совершается в субботу, накануне воскресного дня — Крестопоклонной недели Великого поста

Припев к канону и другие песнопения

Центральное песнопение дня – «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Оно звучит:

  • во время поклонения Кресту;
  • за литургией дня – вместо привычного верующим «Трисвятого» (песнопения Святой Троице).

Многие песнопения дня также могут показаться удивительными человеку малоцерковному. Ведь они обращены… к Кресту, как бы живому, одушевленному существу. Но как иначе – если орудие страшной казни освятилось Самим Богом, стало залогом нашего спасения?

Ра́дуйся, живоно́сный Кре́сте,

благоче́стия непобеди́мая побе́да,

дверь ра́йская, ве́рных утвержде́ние, Це́ркве огражде́ние,

и́мже тля разори́ся и упраздни́ся, и попра́ся сме́ртная держа́ва,

и вознесо́хомся от земли́ к небе́сным,

ору́жие непобеди́мое, бесо́в сопротивобо́рче,

сла́во му́чеников, преподо́бных я́ко вои́стинну удобре́ние,

приста́нище спасе́ния, да́руяй ми́ру ве́лию ми́лость.

Наконец, Крестопоклонная – время не только скорби о грехах, возведших на Крест Сына Божия, но также – радости о грядущей Пасхе. Впервые в году на каноне звучат ирмосы, которые поются на Пасхальной заутрене: «Воскресения день, просветимся, людие...».

8-13 апреля: 4-я седмица Великого поста — Крестопоклонная, которая начинается после одноименной Недели (воскресного дня - 7 апреля)

Так православные, в отличие от католиков, особо почитающих Христовы Страсти, не дают себе предаться чрезмерной скорби о Распятом, и даже – о своих грехах, пусть и тяжелых. Все равно впереди спасение – и Воскресение.

Апостол

Читается отрывок из Послания к Евреям Апостола Павла. Это – слова упования и надежды для всех, изнемогающих – от поста ли, от мирской ли суеты или житейских скорбей. Св. Павел зовет каждого ко Христу, великому Первосвященнику, но и Богу, Единственному, Кто дает благодать, милость, может помочь в любой скорби:

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи…»

(Евр.4: 14-16).

Евангелие дня

Оно посвящено крестному пути – Самого Христа и всякого верующего, кто захочет следовать за Ним. Вот эти слова Господа, которые содержатся в Евангелии от Марка:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?Или какой выкуп даст человек за душу свою?Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

Последние же слова этого «зачала» Евангелия – обетование Царства, которое Господь обещал Своим Апостолам и нам:

«… Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 8:34-9:1).

Часто читающие Писание знают, о каком историческом событии говорится у св. Марка дальше в этой главе: о Преображении на горе Фавор. Тогда ученикам была явлена Слава Божия, они видели своего Учителя, как Он есть – как Сына Божия. А было это, по церковному преданию, за 40 дней до Его Распятия…

Что вспоминает Церковь

Крестопоклонная – особое время, соединяющее напоминания:

  • о Крестной жертве Христа во имя спасения людей;
  • о грядущем Воскресении Христовом;
  • об историческом событии: обретении Креста во Иерусалиме, что произошло в 1 пол. IV в., когда мать императора Константина Великого, царица Елена, нашла место Распятия и кресты – Христа и двух разбойников, распятых с Ним;
  • о возвращении Креста из «плена», когда в начале VII в. он был захвачен персидским царем Хосроем – но после длительной войны возвращен верующим;
  • о древней практике Церкви, когда для новоначальных (оглашенных) весь Великий Пост был приготовлением к Крещению – и именно с Крестопоклонной недели будущие члены Церкви усиливали пост, молитву, готовясь к Таинству.

Смысл и значение для верующих

Крестное древо – утешение и надежда для всех, идущих дорогой Поста, укрепление ослабевших, радость о будущем Воскресении – для тех, кто начал унывать от многих искушений, которые, как правило, окружают постящегося, или же от неприглядного зрелища своих грехов и немощей.

Вот что говорит об этом Постная Триодь, напоминая о пути евреев через пустыню, и о горьком источнике воды, который претворился в пригодный для людей по молитве прор. Моисея:

«… Горькому источнику подобна есть Святая Четверодесятница, сокрушения ради и сущия нам от поста горести и печали. Якоже бо во оного среду, божественный Моисей древо вложи и услади его, тако и Бог, проведый нас умнаго Чермнаго моря и фараона, Животворящим Древом Крестным услаждает, иже от четверодесятодневнаго поста, горесть и печаль. И утешая нас, яко в пустыни пребывающих, дондеже ко умному Иеросалиму возведет Своим воскресением».

Интересное из истории

Считается, что традиция изнесения Распятия для поклонения в середине Четыредесятницы установилась примерно с VII в. в Византии. 6 марта 631 г. император Ираклий I вернул в Иерусалим Крестное Древо, которое за 15 лет до этого было захвачено персами.

Какое-то время день возвращения святыни праздновался ежегодно, тогда же воспоминалось обретение Креста царицей Еленой. Однако позже сложилась традиция переносить празднования, приходившиеся на будние дни Четыредесятницы, на ближайший воскресный день. Кроме того, поклонение Распятию связали с Крещением новых христиан и, конечно, с глубоким смыслом Креста, утешения и надежды для всех постящихся. Так и возникла Крестопоклонная Неделя.

Традиции

В странах, куда христианство приходило из Византии в последующие века, складывались собственные традиции празднования, зачастую, как водится, накладываясь на совсем другие – языческие.

«Перелом поста»

Такой считали Крестопоклонную неделю русские крестьяне. Якобы даже в переднем углу избы можно было услышать стук, с которым «ломается» пост.

А вот как писал о постных традициях царской России конца XIX века Иван Сергеевич Шмелев:

««Крестопоклонная» — неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, — «су-губый», — Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, — гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые «пестрые»,— поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце — а на заедку всегда «кресты»: помни «Крестопоклонную»…

— Вкушай крестик и думай себе — «Крестопоклонная», мол, пришла. А это те не в удовольствие, а… каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

Когда и зачем пекут «кресты»?

Это еще одна традиция, распространенная практически повсеместно: хозяйки пекли постное печенье в форме креста. Однако, без языческих суеверий не обходилось и здесь: например, любили не просто делать печенье, но запекать внутрь что-либо, а после – гадать о будущем, смотря по тому, какое кому печенье попадется. Например, найти в нем уголек считалось дурной приметой, указывающей на будущие неприятности, а вот зернышко – к хорошему урожаю.

Но при правильном подходе обычай этот действительно «утешение» в великопостное время. И не только для детей. Хотя для малышей он делает Крестопоклонную неделю особенно ожидаемой. Это и семейная кулинария, и неплохое наглядное сопровождение научению. И не только наглядное, но осязаемое и даже  съедобное.

Печенье "кресты" на Крестопоклонную неделю Иисусова молитва — Главный ингредиент печенья «миндальные кресты» Детали:   Жаворонки, кресты и лесенки: когда и что пекут православные+ рецепты [/wpremark]

Седмица 4-я – Крестопоклонная: когда посещать храм

Ну а что же дальше, после воскресного дня? Богослужения четвертой («средопостной») седмицы поста пойдут своим обычным чередом:

  • великопостные службы понедельника, вторника, четверга;
  • литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу.

Три поклонения Кресту

Все дни до пятницы включительно древо лежит на аналое, ему можно поклониться в любое время – за службой или вне ее. Однако, трижды на седмице совершается особый чин поклонения Кресту. Это происходит

  • в понедельник и среду – во время чтения Первого Часа;
  • в пятницу – после Часов.

Преполовение святой Четыредесятницы

Это среда – ровно половина поста. Только в этот день поются особые песнопения, испрашивается Божие благословение на благополучное окончание Четыредесятницы.

«Возьми крест свой». Так обращается Господь к каждому – и это не требование пострадать и умереть так, как Он. Наши немощи известны Христу лучше, чем нам самим, и Бог лишь просит нас нести крест личный – болезнь ли это, тесные материальные обстоятельства, сложная ли работа, иное ли что. И, утешая, в конце пути обещает каждому «пришедшее в силе» Свое Царство, и вечную Пасху.

Наталья Сазонова

Советуем почитать:

  1. Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в Неделю Крестопоклонную. Крест – знамя любви Спасителя к людям.
  2. В нашем Телеграмканале: Библейские чтения Великого поста на каждый день+актуальный для современного человека разбор от священников

Отрывок из проповеди священника о Кресте

Протоиерей Алексий Уминский:

«Для христиан понятие креста нераздельно с самой жизнью. Крест не является для Церкви каким-то отдельным элементом ее, символом или воспоминанием Божественной жертвы. Крест – это единое явление, единый смысл. Человек, принимающий Божественную любовь по отношению к себе через крестную смерть Спасителя, должен быть готов чем-то ответить на это Богу. Бог приносит в дар человеку Самого Себя и совершается это через распятие. В ответ человек приносит Богу самого себя. Это мы и называем нашей крестной жизнью, духовным крестом. Это то, о чем говорит Сам Господь в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35).

Это отрывок мы читаем как раз в неделю Крестопоклонную. И каждый раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Как Христос предал за нас всю Свою жизнь, так и мы должны быть готовы предать Богу всю свою жизнь. В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста.

Бог не радуется страданиям человечества. Господь пришел в этом мир, чтобы изъять человека из страданий. Они не посылаются Богом, а являются результатом отпадения человека от Него, результатом того искажения мира, в котором пребывает человечество после грехопадения. Страдания чужды как таковой природе Бога.

Однако, без всякого сомнения, страдания в жизни человека встречаются. Вопрос только в том, насколько человек может их принять и понести достойно, с молитвой и встретить в них Самого Христа. Важно увидеть в своих страданиях присутствие Бога, потому что Он, взяв на Себя страдания людей, присутствует и в каждом личном нашем страдании. Там, где страдает человек, рядом с ним пребывает Бог.

Если у человека хватает мужества, веры, любви, доверия к Богу, то именно тогда в своих страданиях человек и встречает распятого Христа. И тогда человек в них может уподобиться Богу. В этом смысле мы и можем назвать человеческие страдания – несением креста…  Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит».

Песнопения Крестопоклонной недели с переводом

Тропарь воскресный, глас 7
Разруши́л еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай, мироносицам плач преложил еси, и апостолом проповедати повелел еси, яко воскресл еси, Христе Боже, даруяй мирови велию милость.

Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.

Кондак, глас 7
Не ктому держава смертная возможет держати человеки: Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея; связуемь бывает ад, пророцы согласно радуются, предста, глаголюще, Спас сущим в вере: изыдите, вернии, в воскресение.

Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»

Тропарь Кресту, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Кондак Кресту, глас 7
Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо на́йде преславный соу́з древо кре́стное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: «Снова входите в рай!»

Тропарь на поклонение Кресту, глас 6

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»

В неделю третию Великого Поста, Крестопоклонную

По 50-м псалме

Слава, глас 8: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: / но я́ко щедр, очи́сти / благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.

И ныне, Богородичен: На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, / сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, / и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: / но Твои́ми моли́твами / изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.

Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й, / и по мно́жеству щедро́т Твои́х, / очи́сти беззако́ние мое́.

Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости.

Песнопения Четвертой седмицы Великого поста

Что слышим в храме.

Во вторник

  1. Воздержанием просветивше душы нашя, Кресту поклони́мся спасительному, на немже Христос пригвоздися, и возопиим ему: радуйся, постящихся сладосте, и известная помоще. Радуйся губителю страстей, бесом сопротивоборче. Радуйся Древо блаженное.
  2. Посреде земли претерпел еси Крест и страсть Щедре, всем безстрастие и избавление подая, преполовением днесь постов: сего ради вси в поклонение того предлагаем, и радостно облобызаем, видети Твоя страсти, и живоносное Воскресение, просвещени божественными добродетельми, Слове Божий, да сподобимся вси, едине Многомилостиве.
  3. Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается, и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная. венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки: одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека: по плещема биен бывает, одеваяй небо о́блаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести яко благоутробен.

В среду

  1. Воздержания время, освящающий божественный и всечестный Крест в поклонение лежит, приступим совестию чистою, почерпем освящение, и просвещение, и со страхом возопиим: Человеколюбче Спасе наш, слава благоутробию Твоему.
  2. Очистивше чувства пощения светом, Креста мысленными лучами, богатно вернии озаримся, и сей благоговейно предлежащий днесь зряще, устнами чистыми, и усты и сердцем целуем.
  3. Преполовением постов всечестное Древо всех в поклонение призывает, елицы страстьми своими, Христовым страстем достойно споследуют: приидите вси вернии, поклонимся Древу страшнаго таинства.
  4. Пощения путь преполовивше, ведущий ко Кресту Твоему честному, Твой день видети, егоже виде Авраам, и возрадовася яко из гроба холма жива Исаака прием. Благоволи и нас верою избавившихся от врага, и Вечери причаститися Тайней, в мире зовущих: просвещение и Спасителю наш, слава Тебе.
  5. Пост благих ходатай, свое преполовение ныне введе, прешедшими деньми благоугодив, и прочими пользование предложив: ибо благих напряжение, множайшее благодеяние творит. Темже всех благих дателю Христу благоугождающе, вопием: постивыйся нас ради, и распятие претерпевый, неосуждены нас сподоби, причаститися и Божественныя Пасхи Твоея, в мире пожившия, и достойно со Отцем Тебе и Духом славящия.
  6. Поста водою, души вси омыим, и приступивше к честному и животворящему Кресту Господню, верою поклонимся, Божественное просвещение почерпающе, и вечное спасение ныне приобретающе, мир и велию милость.
  7. Днесь Кресту Господню покланяющеся возопиим: радуйся Древо жизни, ада разорителю. Радуйся радосте мира, и тления потребителю. Радуйся, бесы прогоняяй силою твоею, верных утверждение, оружие нерушимое, облобызающия тя соблюди, освяти, молимся.Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и свято́ Воскресе́ие Твое славим.

В четверг

  1. Господи, Твой Крест зряще предлежащий днесь, приступаем верно, в пениих и песнех, облобызающе его в страсе и радости: освяти рабы Твоя, умири мир Твой, сего явлением, едине Многомилостиве.
  2. Крестоносную твою седмицу почитаем, яко поклонительную, тебе бо Древо честное, покланяющеся вопием: пойте священницы, людие превозносите во вся веки.
  3. Присноблаженный сподобившеся целовати вернии, Крест Твой Господи, имже нас спасл еси, воспеваем Твое благоутробие, и молим Тя прилежно, всем подаждь радование Спасе спасения Твоего, в покаянии давый нам видети Твое востание, и честная страдания.
  4. Твой Крест святый сподобившеся радостно видети и облобызати, молим Тя, Боже Спасе наш, да и самыя Твоя пречистыя достигнем страсти, постом укрепляеми, покланяющеся поем распятие, копие, губу и трость, имиже нас обезсмертив, в древнюю паки сладости жизнь возвел еси, яко Человеколюбец: темже Тя благодарно ныне славим.

В пятницу

  1. Воздержания время освящаяй, всечестный Крест видится, емуже кланяющеся днесь возопиим: Владыко Человеколюбче, того пособием подаждь прейти нам прочее время пощения во умилении, и живоносныя Твоя видети страсти, имиже избавихомся.
  2. Свет душ наших ныне зряще Христе, Крест Твой пречестный, и тому покланяющеся радостию ясно возопиим: слава Тебе, на нем вознестися восхотевый. Слава Тебе, просвещей тем всю тварь: в немже Тя непрестанно песньми славим.
  3. Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается, и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки: одеждою облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. по плещема биен бывает, одеваяй небо облаки: заплевания и раны приемлет, поношения и заушения: и вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко Благоутробен.
  4. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.
  1. «Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Четвертая неделя Великого Поста — память преподобного Иоанна ЛествичникаЧетвертая неделя Великого Поста — память преподобного Иоанна Лествичника

0 Comments
Преподобный Иоанн Лествичник и его неделя

Сейчас четвертое воскресенье Великого поста – пожалуй, самый известный и чтимый церковным народом день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Однако, так было не всегда. Установление даты Известно, что в Константинополе, в Уставе «Великой Церкви Святой Софии», самого знаменитого храма христианского мира, память преподобного с VII-VIII вв.

Великопостный навигатор-2024

Чем литургия Преждеосвященных Даров различается от привычной службыЧем литургия Преждеосвященных Даров различается от привычной службы

0 Comments
Литургия Преждеосвященных Даров

Сейчас многие православные стремятся, несмотря на занятость на работе все же хоть несколько раз за Великий пост посетить литургию Преждеосвященных Даров, и, по возможности, принять Причастие. Первая такая великопостная служба в 2024 году состоится 20 марта, вторая — в первую пятницу 22 марта, когда освящается

Великопостный навигатор-2024

Пост перед Пасхой — Великий: суть и правила 48-дневного воздержания+советы начинающимПост перед Пасхой — Великий: суть и правила 48-дневного воздержания+советы начинающим

0 Comments
Великий пост : начало и конец

Великий пост называют также «Святой Четыредесятницей». «Святой» потому, что это – время, когда всякий верующий, насколько возможно, откладывает земные попечения, чтобы приготовить душу к празднику Воскресения Христова. «Четыредесятницей» же Великий Пост называют из-за его сорокадневной продолжительности. Хотя, если быть точным, воздержание продолжается не 40, а

Великопостный навигатор-2024

17 апреля в православных храмах полностью прочитывается Великий покаянный канон Андрея Критского. О чем он?17 апреля в православных храмах полностью прочитывается Великий покаянный канон Андрея Критского. О чем он?

0 Comments
Покаянный канон Андрея Критского

Во многих храмах вечерние службы первых четырех дней Великого Поста переносятся на час позже, чтобы верующие смогли прийти на них после работы: ведь те, кто ведет регулярную церковную жизнь, стремятся прийти в эти первые дни Четыредесятницы вечером в храм, чтобы услышать Великий Канон – и

Великопостный навигатор-2024

Жаворонки, кресты и лесенки Великого поста: когда и что пекут православные+рецепты Жаворонки, кресты и лесенки Великого поста: когда и что пекут православные+рецепты 

0 Comments
Когда пекут жаворонков: на какой праздник

В 2024 году православные хозяйки, согласно благочестивым обычаям, к 7 апреля (Крестопоклонная седмица в 2024 г.) испекут миндальные кресты, а через неделю (14 числа) «на Иоанна Лествичника» — лесенки с цукатами. Уже выпекали: блины в период Масленицы, с 11 по 17 марта; булочки-жаворонки к 22

Великопостный навигатор-2024