------------------- Лествица Иоанна Лествичника
Православие сегодня Обзор духовной литературы Инструкция к духовной жизни: 30 ступеней лестницы Иоанна Лествичника – простыми словами для современного мирянина

Инструкция к духовной жизни: 30 ступеней лестницы Иоанна Лествичника – простыми словами для современного мирянина

0 Comments
Лествица Иоанна Лествичника

Очень многих знаменитая книга, о которой слышали почти все… отталкивает с первых же страниц. «Об отречении от мира»? Отречении? А жить как же? А ведь это – лишь первая из тридцати ступеней, так что подняться на самый верх, вероятно, совсем невозможно… Так о чем же она – «Лествица» прп. Иоанна Лествичника?

Для кого эта книга и в чем ее суть

Изначально она предназначена монахам. Ведь сочинение прп. Иоанна, игумена Преображенского (ныне – вмч. Екатерины) монастыря на горе Синай, написано им как ответ на просьбу другого настоятеля, обители в Раифе – поделиться своим духовным опытом борьбы со страстями, восхождения к Богу. Святой описывает этот путь как духовное восхождение, использовав Ветхозаветный образ лестницы – из видения праотца Иакова, однажды во сне созерцавшего ступени от земли до неба, по которым восходили и нисходили Ангелы. Вот и книга прп. Иоанна описывает лестницу – но духовную, а ведет она ко Христу.

Как читать, если не понимаю смысл

Многие начинают и оставляют чтение книги не раз и не два. Трудности связаны не с языком или стилем этого писания – прп. Иоанн, в миру очень образованный, пишет просто, логично, когда нужно – с примерами, притом яркими. Дело просто в том, что «Лествица» – не «духовное чтение» в точном смысле. Ее мало читать – по ней надо еще и жить. Для того ведь и писано. Но когда каждое слово святого противоречит реалиям собственной жизни – тогда душа начинает протестовать. Кто-то говорит, мол, книга «не подходит мне», кому-то «непонятно». А иной читает «Лествицу» долго – раз за разом возвращаясь к одной и той же ступени, примеряя к себе. И «одолевает» книгу не за один пост. А то и не за один год.

Есть ли польза от «просто чтения» книги? В одном из древних Патериков рассказывается, что подобный вопрос задал молодой инок опытному старцу: что делать, если духовное чтение как бы проходит мимо души, не запоминается? В ответ мудрый духовник велел брату наполнить водой сосуд – а после вылить ее. И пояснил: как вода не просто выливается из сосуда, но вымывает из него грязь, так и духовное чтение очищает душу, медленно, но верно – хотя на поверхностный взгляд это не кажется заметным.

30 ступеней по порядку

Количество их соответствует 30 годам Христа – по Евангелию, именно в этом возрасте Он начал Свою проповедь. Ну а Его последователь проходит эти 30 шагов, чтобы достичь «меры возраста Христова», то есть духовной зрелости.

1. Отрекись от мира

И тем самым – встань на нижнюю ступень лестницы, ведущей к небу. На нижнюю – да не превозносится тот, кто решил связать свою судьбу с монашеством или, например, служить Богу во священном сане: само решение – еще не спасение. К тому же отрекающийся от мира должен быть честен с самим собой.

Вот слова преподобного: «Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное».

Полезно и мирянину, ведущему жизнь церковную, значит – тоже до некоторой степени противостоящего мiру – спросить себя: что я ищу в Церкви? Бога, Которого люблю? Отпущения грехов, ибо боюсь ада? Рая в будущей жизни и душевного спокойствия – в этой (мол, «пощусь зело, молюсь отменно», все делаю правильно)? И как же трудно, дав себе честный ответ на этот вопрос, читать «прогноз» опытного, много в жизни видевшего старца о том, что выйдет из того или иного образа духовной жизни:

«Отрекшийся от мира из страха подобен фимиаму, который сперва благоухает, а после оканчивается дымом. Оставивший мир ради воздаяния подобен мельничному жернову, который всегда одинаково движется; а исшедший из мира по любви к Богу в самом начале приобретает огонь, который, быв ввержен в вещество, вскоре возжет сильный пожар…»

2. Не печалься о мiре

Человек связан с земной жизнью тысячами нитей. Но вот в сердце его раздался Божий глас – он последовал за Христом. Однако… день, другой ревностной пламенной молитвы, посещений богослужений – и вот уже мирская жизнь требует своего. Бывает же и так: мирянин, наоборот, постится, молится, творит дела милосердия, но… напоказ, ибо, по словам преподобного, таковы добродетели «насаждаемые мирскими людьми, и как бы от подземного стока нечистоты напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал». Истинное же отречение от мира – быть в нем телесно, но не привязываться к земным вещам, не искать человеческой славы. И это равно применимо к инокам и к тем, кто избрал путь жизни в семье.

3. Будь странником

И это слово святого лишь на первый взгляд обращено к одним монахам. Ведь «странничество есть отлучение от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом». Нужно ли для этого лишиться имущества, дома, так любимой «уверенности в завтрашнем дне»? Обет нестяжания дают иноки – но можно и в миру знать всякий день, что ты – пришелец на земле, месте временной жизни, не имеешь ничего постоянного. Разве это не так? Отчего же мы живем, будто земные блага вечны, и огорчаемся, теряя их, словно это – главное в жизни? Хотя бы попробовать не делать так призывает каждого прп. Иоанн – и это третья ступень к небу.

4. «О послушании»

Эти слова святого действительно обращены к инокам: восходить ввысь нельзя без руководства. Во времена святого иноки отдавали себя на послушание опытному старцу – и так проходили путем спасения. Но такое «вручение себя во власть» не имеет ничего общего с духовным инфантилизмом: это свободный выбор отречения от своей воли, а еще – доверие авве, как более опытному, мудрому.

Что делать, если его нет? Современные пастыри предостерегают верующих наших дней: сейчас, когда Церковь состоит из христиан в первом поколении, безрассудно отдавать себя «на послушание» любому, кто захочет стать «старцем» (есть и особое определение, появившееся в 1990-е – «младостарчество»). Возможно, такой «духовный отец» сам еще нуждается в обучении, а то и находится в тяжелом духовном заболевании – прелести… Трудно в современном мире найти духовника – но всякий может принять волю Божию в своей жизни. Во всяком случае это – легче и спасительнее, чем искать «благодатного старца», который «решит твои проблемы».

5. Покайся

Возлюбивший Бога, начавший восхождение к Нему из мирской суеты – видит свои немощи, страдает о грехах. Потому на пятой ступени – покаяние в них.

«Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений. Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния…»

Да, нельзя отчаиваться, хотя бы грехи, удаляющие от Бога, были чрезмерно велики: ты осознал их – значит, идешь ввысь.

6. Помни о смерти

Трудно и невозможно это «Слово» преподобного в современной культуре, по сути, отрицающей смерть. Говорить о ней не принято, утешать горюющих в современном мире не умеют. Вот и живет человек, уверенный, что будет жить вечно – а между тем, может не дожить и до вечера. «Умирать не страшно, страшно перед Богом стоять, грехи давят». Так сказал герой известного фильма «Остров» (старец Анатолий, которого сыграл Петр Мамонов). А вот что говорит прп. Иоанн: «Боязнь смерти есть свойство человеческого естества, происшедшее от преслушания; а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных согрешений». Потому и сама мысль о смерти отвергается душой, если чувствует она, что грехи удаляют ее от Христа. Потому – шестая ступень не раньше пятой…

7 и 8. Плач и кротость

Да, они связаны между собой! Плач прп. Иоанн называет «радостотворным», то есть источником радости. Плача о своих грехах, человек сокрушается о своем удалении от Бога – и тем открывает Ему свое сердце. И Господь не остается глух к мольбе просящего – приходит и водворяется там. Так плачущий обретает любовь ко всем людям – ведь осудивший себя как осудит другого? Больной как не посочувствует собрату по несчастью? Вот как все «просто». Просто? Но вот на умиленного молитвенника «воздвигает бурю» ближний – что тогда? Мудрый авва Иоанн пишет, что возможны варианты: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров…». Какой твой – не узнаешь, пока не испытаешь. И испытание это – далеко не последнее.

9-14. Грехи человеческие

Многие новоначальные замечают: начав регулярно ходить в храм, приступать к Таинствам, становишься не лучше, а… точно хуже! Это со дна души, устремившейся ко Христу, поднимаются страсти, застарелые обиды, «мелкие» грехи и грешки, покушаясь сбросить идущего к Богу со ступеней духовного восхождения. Вот они.

  • Памятозлобие – основа гнева: кажется, простил человека, да вот видеть его более не хочу, нет, не гневаюсь, но… Гневаешься, и еще как – лишь скрыл неприязнь и зложелательство глубоко в душе. И отравляешься им. А не вытащишь не свет, не уничтожишь болезнь – сорвешься с лествицы вниз…
  • Осуждение ближнего. Оно говорит не только о том, что не преодолено памятозлобие, но – что человек еще и грешен тем, за что осуждает другого. Ведь что-то в его душе отзывается на чужое согрешение, и это «что-то»… как правило, в точности такой же грех!

О том, насколько точен здесь преподобный, знает и современная наука – психология. Вот история от психотерапевта, Игоря (имя изменено)– его рассказ о себе самом: «Был у меня такой случай: чуть не каждую ночь под окнами соседи-кавказцы на полную громкость включали лезгинку. А я страшно злился по этому поводу, просто еле держал себя в руках! Понятно, ночь, спать хочется, и тут они… Но что-то подсказывало: дело не только в этом. Пошел к коллеге – разобраться. Знаете, что выяснилось? Да я сам склонен к демонстративному поведению. И злюсь потому, что тоже хочу шуметь ночью на всю округу! Да правила приличия не дают…»

  • Многословие, ложь, уныние. Они подстерегают того, кто, кажется, преодолел гнев и осуждение, так что теперь ему совсем маловажным кажется «просто поговорить». Почему, например, не рассказать о своем духовном возрастании? Так через невоздержание языка в человека входят тщеславие и с ним – гордость за свои «успехи», которые иной и приукрасит ложью. И отходит Господь от такого, поставившего в центр мира себя – тогда его постигает уныние, духовное расслабление. А ведь как ревностно начинал на первой ступени… Что делать? Возвращаться обратно – к плачу о грехах, к памяти смертной, о которой почти забыто. И начинать подниматься вновь.
  • Чревоугодие. Эта страсть не такая уж «низменная»: преодолеть ее подвижник пытается лишь на середине пути, уже отрекшись от мира, научившись бороться с другими грехами. Ну, казалось бы, что такого – позволить себе повкуснее пищу. Но это – тоже форма духовного расслабления. «Монах – чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи; и за много дней до нее приготовляет снеди…» Монах?! Это точно про монаха? Не знает ли почти каждый из нас, как благодатен Великий Пост и как быстро теряется эта радость души, едва наступает праздник… почему? Не поэтому ли?

15. Победивший плоть

Тот, кто взошел на эту ступень, преодолев страсти, достигает целостности жизни, душевного мира – целомудрия. И идет выше. Где тоже будет непросто…

16-23. От сребролюбия к «безумной гордости»

Да, и с этой высоты срываются и падают. Победившие плоть, кажется, земные Ангелы – побеждаются тем, от чего вроде бы отреклись еще на первой ступени – деньгами. Для монаха это может быть безобидная просьба принять подношение на благое дело, например, строительство храма, или благовидное желание стать благотворителем нищих, которым душа постепенно увлекается – и забывает Бога. Рука об руку со сребролюбием идет тщеславие (какой я добродетельный, правильный!), и, конечно, гордыня – на 23 ступени, когда, кажется, побеждены все грехи. И вот человек, по сути, становится «самоистуканом», идолом самому себе – и Бог ему не нужен. Да и Лествица в небеса – тоже… Отсюда – «окамененное нечувствие», ведь от так хорошо шедшего подвижника теперь отступает Сам Господь.

Церковное предание хранит десятки историй о том, как великие чудотворцы от гордыни и тщеславия, иногда соединенных и со сребролюбием, вмиг теряли все духовные плоды. Вот лишь два таких примера из Киево-Печерского Патерика:

  • монах Исаакий, в миру – успешный купец, став иноком, возревновал и здесь стать лучшим; вопреки советам опытных отцов, он самовольно ушел в затвор – и так пострадал от бесов, что едва не умер;
  • свт. Никита, будущий архиепископ Новгородский, в юности проявил то же своеволие – и впал в бесовскую прелесть.

Оба подвижника ныне прославлены Церковью – но потому, что нашли мужество и смирение вновь начать восхождение по Лествице спасения – с самого низа…

Последние семь шагов

Прп. Иоанн прошел их – и потому опытно знал, что там, наверху Лествицы:

  • кротость, незлобие, простота – тот, кто боролся с гордыней и победил, не может быть другим;
  • смирение – подвижник, как бы ни славили его люди, лучше, чем кто-либо, знает свои немощи; человеческие похвалы лишь вызывают грустную улыбку: прошедший духовную борьбу хорошо знает себя и свои немощи;
  • дар рассуждения – он идет от смирения, сознания, чего ты, постоянно падающий без помощи Божией, на самом деле стоишь; есть подвижники, который на этой ступени могут помогать и другим понять себя – таковых называют «старцами»;
  • безмолвие и молитва; подвижник, пребывающий весь в Боге, теперь всецело погружен в общение с Ним, и, подобно Апостолу Павлу, хотел бы «разрешиться и быть со Христом»;
  • бесстрастие; это уже преддверие Рая и 29 ступень; тот, кто дошел до нее, более не тревожится плотскими пожеланиями, мирской суетой – лишь любит людей, как любит их Христос, и молится о них;
  • так подвижник поднимается на 30 ступень, где в нем торжествуют, по слову преподобного, «вера, надежда и любовь». Выйдет ли он в мир, чтобы звать людей Богу, врачевать их немощи? Будет ли взят в Царство Небесное? Решать Господу…

Может ли книга «Лествица» быть полезна обычному человеку

Иерусалимский богослужебный Устав, по которому 4 воскресный день Великого Поста посвящен прп. Иоанну – монашеский. Но действует в приходских храмах. Господь не делит Своих детей на монахов и мирян. Страсти, грехи – общи всем. Монах физически уходит от мирской жизни – мирянин остается среди суеты. Но душа того и другого ищет Христа. А значит, и Лествица, ведущая к небу – тоже одна.

Наталья Сазонова

Советуем посмотреть:

  1. Сериал Б. Корчевникова «Лествица» (30 серий). Подробное объяснение книги для мирян.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что актуально для нас сегодня в Посланиях апостола Павла, которые святой адресовал древним христианам – краткий разборЧто актуально для нас сегодня в Посланиях апостола Павла, которые святой адресовал древним христианам – краткий разбор

0 Comments
Апостол Павел пишет мне Послания

Какие строки из Посланий святого апостола Павла, адресованных раннехристианским общинам и конкретным людям по конкретным поводам, применимо для людей XXI века? Какая связь между древним текстом и окружающей реальностью? Религиовед, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор, преподаватель Томского педагогического университета Наталья Ивановна Сазонова коренным

Обзор духовной литературы

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: автор, особенности, история написания, краткое содержание летописи XIII века«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: автор, особенности, история написания, краткое содержание летописи XIII века

0 Comments
Повесть о житии Александра Невского

Кроме летописи,  «Повесть о житии Александра Невского» – одно из самых ранних свидетельств не только о земной жизни любимого многими  святого, но и фактически о его церковном почитании – хотя официальная канонизация святого и произошла много позже, на Поместном Соборе 1547 г. О произведении Так

Обзор духовной литературы

Духовный посох Тихона Задонского: краткий обзор творений святителяДуховный посох Тихона Задонского: краткий обзор творений святителя

0 Comments
О чем Книги Тихона Задонского

Книги Тихона Задонского — это отражение его удивительного жизненного пути. Вникая, можно только подивиться промыслу Божию в судьбе человека. Слово владыки, который жил и творил три столетия назад, и сегодня найдёт живой отклик  в сердце каждого, воюющего со страстями. Так, его письменный труд «Плач духовный»

Обзор духовной литературы

Простой разбор и краткий анализ Книги пророка Исайи: связь сюжетов, образов, событий, героев с Евангелием+где цитируется в богослуженииПростой разбор и краткий анализ Книги пророка Исайи: связь сюжетов, образов, событий, героев с Евангелием+где цитируется в богослужении

0 Comments
Книга пророка Исайи

У иудеев Книга пророка Исайи – первая из пророческих книг, она же открывает раздел пророческих писаний и у христиан. «Ветхозаветным Евангелистом» именуют автора книги отцы Церкви уже первых веков: ведь Исайя с точностью предсказал события земной жизни и смерти Христа. И не только это. Книга

Обзор духовной литературы

Гимн любви Апостола Павла. Толкование бессмертных слов из 13 главы Послания к КоринфянамГимн любви Апостола Павла. Толкование бессмертных слов из 13 главы Послания к Коринфянам

0 Comments
Апостол Павел о любви

«Любовь, любовь, любовь, и еще любовь… Повторяемое бесчисленное множество раз бесчисленным множеством тех, кто и не подходил к порогу религии, это таинственное слово потеряло всякий смысл». Так писал в начале XX в. священник Павел Флоренский, говоря о слове, которое так любят употреблять христиане – и

Обзор духовной литературы