------------------- Смысл Великого поста сегодня
Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 «Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста

«Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста

0 Comments
Смысл Великого поста сегодня

О влиянии питания на личный духовный прогресс человека поведал насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс).

Поскольку приближается Великий пост, то обычно начинаются богословские разговоры о смысле поста.

Как между собой связаны Бог и сметана

Например, один мужик возмущённо написал:

«Да какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем?!»

Вопрос закономерный. Чтобы ответить на его возмущение, я думаю, что вопрос нужно углубить и задать его так: «как между собой связаны Бог и еда?». Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно открыть первые главы книги Бытия:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт.2:16-17)

Библейский Рай

Нужно сразу отметить, что библейский Рай – это не животное наслаждение на курорте с «all inclusive», а состояние богообщения и радость творческого труда:

  • телесного,
  • интеллектуального
  • и духовного.

Именно поэтому святитель Григорий Богослов называл Эдемский сад школой, в которой человеку дано задание — уподобиться Богу и стать совершенным в добродетели.

Тогда возникает вопрос: почему еда становится посредником между Богом и человеком?

Почему вопрос жизни и смерти, точнее вечной жизни и смертности сосредотачивается в пищевых плодах «древа познания добра и зла»? Неужели пища имеет такое кардинальное значение?

Аскетика

Эти вопросы можно рассмотреть, как с аскетической, так и мистической точки зрения. Начнём с аскетики.

Какая разница Богу что я ем?

Давайте попробуем переформулировать вопрос: «какая разница Богу что я ем?» на вопрос: «какая разница Богу, могу ли я воздерживаться и контролировать себя?».

Тот, кто начнёт изучать греховные страсти по святым отцам, обнаружит, что в списке страстей чревоугодие стоит на первом месте.

Причём высказывания отцов очень жёсткие по поводу этой страсти:

«Обуздывающий чрево погашает страсти; а побеждаемый чревоугодием размножает сластолюбивые похоти».

"Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем": священник объяснил богословский смысл Великого поста

Ты попробуй сказать «нет» еде!

Оказывается, акт самопознания начинается именно со способности сказать определённой пищи — «нет!».

Управление суперспособностью

Именно с этого начинается учёба по управлению суперспособностью, которая называется свобода воли. Человек, угождающий своему чреву во всём, запускает механизм входа остальных греховных страстей, которые будут, как раковая опухоль захватывать его сознание и сердце, через это в него войдут:

  • блуд,
  • гнев,
  • сребролюбие
  • и т.д.

Чревоугодие делает человека жестоким и чёрствым. В книге Второзаконие очень ясно описан процесс духовной деградации:

«И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего». (Втор.32:15)

Т.е. чревоугодие привело сначала к ожесточению, а потом и к отречению от Бога.

Вечеринки евангельского богача и постное делание Христа

А в евангельской притче о богаче и Лазаре сказано, что:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». (Лк.16:19)

Каждодневные вечеринки и пиры богача довели его до того, что он просто не смог увидеть голодного Лазаря у своих ворот, т.е. духовно отупел, ослеп и оглох. Потому Христос предупреждает:

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими». (Лк.21:34)

Исходя из этого, можно сказать, что основная задача поста – сокрушить сердце и сделать его видящим, слышащим и понимающим божественные смыслы.

Христос перед проповедью Евангелия идёт в пустыню поститься, где и начинает соблазнять его дьявол. Можно сказать, что пост вскрывает невидимую реальность, делая ум человека утончённым, а сердце более восприимчивым к миру невидимому.

Первый соблазн от диавола касается именно чревоугодия:

«если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». (Мф.4:3)

Иными словами он предлагает прекратить пост и обожраться. Лучше сказать, что он предлагает веру в то, что в жизни человека нет ничего важнее еды.

На что диавол слышит от Иисуса такие слова:

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф.4:4)

Преодолев это искушение, далее начинаются другие соблазны: богатства и славы, которым тоже нужно научиться говорить «нет». Но первое аскетическое упражнение всё-таки воздержание от пищи.

Стоит также отметить, что проповедь об Иисусе как Мессии поручается постнику Иоанну Предтече. Именно ему открывается Таинство боговоплощения. Постническое житие Иоанна Крестителя – это одно из средств для подготовки восприятия божественного откровения.

В целом нужно сказать, что практически любая традиционная религия знает о духовной пользе поста, ну, кроме Протестантизма, который в целом и убил всю аскетическую культуру своим примитивным мышлением.

Теперь о мистической сущности пищи

Нужно понять, что мы живём в культуре, в которой трапеза лишилась всякой сакрализации. Человек – это просто машина, а кафешки и фастфуды – это просто заправочные станции, да и в целом еда стала обычным «бензином» для организма.

«Жить, чтобы есть и есть, чтобы жить» — примерно такой лозунг присутствует в нашем сознании. Именно поэтому вопрос: «Какая Богу разница, что я ем?» – мог задать только человек современной культуры, непонимающий метафизики питания. Но так было не всегда.

Любая культура содержит огромное количество правил, традиций и табу, связанных с приёмом пищи. Например, на востоке ты не мог убить человека, с которым ты вместе ел хлеб, поскольку совместная трапеза сделала вас условными братьями. Когда известный психолог Джордан Питерсон говорит, что мы вообще не знаем, что такое еда, подразумевая её метафизическую сущность, то я думаю, что он прав.

Теперь о библейской трапезе.

То, что ты ешь — это серьезно

Ветхозаветная традиция очень серьёзно относится, как к тому, что ты ешь, так и к тому, как и с кем ты ешь. Главный иудейский праздник Песах – это жертвоприношение, трапеза и воспоминание того, как Бог спас народ от египетского рабства. Так организован религиозный праздник, питающий весь состав человека, т.е. тело, разум и душу. Бог – главный участник этого праздника. Земное и небесное должны встретиться, что и составляет суть праздника.

Отец Александр Шмеман пишет:

«Человек есть то, что он ест» – провозгласив это, немецкий философ-материалист Фейербах был убежден, что этим утверждением он положил конец всем „идеалистическим» рассуждениям о природе человека. На самом деле, однако, сам того не подозревая, он выразил самую что ни на есть религиозную идею человека».

Христос, проповедуя Таинство Царства Небесного, часто прибегал к образу пира, как выражению максимального единения и радости людей между собой. Ну и самое сложное для сознания Таинство Евхаристии говорит о том, что Бог не только Тот, с кем едят, но и Тот, Кого едят.

Иными словами, Бог стал пищей для человека.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин.6:53)

В древней Церкви пока человек не входил в сознательную духовную жизнь, ему не объясняли и не говорили об этом Таинстве. Оно просто не может быть понято не подготовленным умом, требуется подвига очищения, который включал в себя пост.

Христианство –  трапеза Господня

Христианство – это трапеза Господня, в которой Бог Тот, Кто приносит в Жертву, Сам становится Жертвой и Тот, Кто принимает эту Жертву. В основе такого священнодействия лежит только Любовь к человеку и ничего больше этого. Хочешь стать участником божественной жизни – причащайся, приготовляя свой ум и сердце для богообщения, идя путём заповедей Господних. Какой смысл поста в этой концепции?

Многодневные посты и однодневные

В Литургическом круге есть многодневные и однодневные посты. Большие праздники, например Пасха или Рождество Христово, предваряются многодневным постом.

Пост мыслится как путь и подготовка к определённому важному событию, которое как духовный архетип вновь входит в нашу реальность из года в год. Пост вообще имеет целью включить нас в библейскую историю. Например, мы постимся в среду, вспоминая предательство Иуды, постимся в пятницу, вспоминая Распятие Христа. Эти события должны не просто вспоминаться в уме, но проживаться в сердце, через изменение пищевого рациона как память о Боге.

Апостол Павел очень много писал о пище в контексте полемики с иудеями. Т.е. он спорил не о посте, а о ветхозаветной норме ритуальной чистоты/нечистоты, которая с приходом Христа была отменена, как изжившая себя подготовительная педагогическая практика. Апостол Павел и сам постился:

«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». (Деян.13:2)

Обратная сторона всеядности

Да, и ещё! Обратная сторона всеядности и обжорства может выступать, как зацикленность на здоровой пище: вегетарианство, фрукторианство и прочее.

Мировоззренческий концепт этих парадигм один и тот же, как выразил его апостол Павел: «их бог — чрево… они мыслят о земном». (Флп.3:19)

Неразборчивость в пище или наоборот бесконечная разборчивость — «две стороны одной медали». Поскольку в эти практики не включены духовные цели и сам Бог, то они чаще всего разжигают гордыню и ненависть. Упаси нас Господи от этих учений!

У некоторых святых отцов есть мысль, что если человек не молится перед едой и после, то это уже признак чревоугодия, поскольку освящение пищи – это желание сделать Бога участником трапезы, а значит и своей жизни. Как говорит Соломон:

«Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией». (Еккл.2:24)

Что в итоге

Подводя итог, хочется сказать, что в комментарии: «Да какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем?!» лежит с одной стороны непонимание духовной жизни как практики богопознания через самопознание, а также профанация библейских событий, которые просто не имеют смысловой ценности для этого человека.

Естественно, что тем, кто имеет проблемы со здоровьем и есть противопоказания врача, сама болезнь уже вменяется в пост, поскольку смиряет человека. Ведь пост должен привести к смирению, мягкости и добросердечности. Аминь!

Иеромонах Ефрем (Метс)
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

1-6 апреля: третья седмица Великого поста: праздничные дни, богослужения и трапезы — оперативная сводка1-6 апреля: третья седмица Великого поста: праздничные дни, богослужения и трапезы — оперативная сводка

0 Comments
Третья седмица Великого поста

Третью седмицу Великого поста открывает воскресный день, посвященный святителю Григорию Паламе – 31 марта, а завершится она накануне Крестопоклонной Недели. Напомним, в церковном понимании Неделя – это воскресенье, а седмица — есть неделя в современном значении (детали). Богослужебные особенности В понедельник, вторник и четверг литургии

Великопостный навигатор-2024

Что можно кушать 7 недель до Пасхи: Календарь питания Великого поста по дням для мирянЧто можно кушать 7 недель до Пасхи: Календарь питания Великого поста по дням для мирян

0 Comments
Великий пост-2024: Календарь питания по дням

Великий пост в 2024 году длится 48 дней, он начинается 18 марта и заканчивается в субботний день накануне Пасхи — 4 мая. В это время православные накладывают на себя добровольную аскезу, которая затронет все стороны их жизни, чтобы способствовать духовному росту. Детали здесь. А эта

Великопостный навигатор-2024

Зачем православным языческий праздник. Вся правда о МасленицеЗачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице

0 Comments
Масленица: православие или язычество

Одни называют это время приготовлением к Великому Посту. Другие уверяют, что Масленица – один из древних и любимых еще с дохристианских времен праздников славян. Те и другие… правы. С чего начинается Масленица и сколько длится С понедельника, следующего за воскресным днем, именуемым Неделей о Страшном

Великопостный навигатор-2024

Прощёное воскресенье — церковный праздник особого назначения. 17 марта 2024 годаПрощёное воскресенье — церковный праздник особого назначения. 17 марта 2024 года

0 Comments
Прощёное воскресенье

«На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, – хотя бы никогда прежде не виделись, – целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости» . Так писал

Великопостный навигатор-2024

Ненавистные младенцы из 136 псалма-плача: в чем реальный смысл горького великопостного песнопения «На реках Вавилонских»Ненавистные младенцы из 136 псалма-плача: в чем реальный смысл горького великопостного песнопения «На реках Вавилонских»

0 Comments
На реках Вавилонских Псалом 136

«На реках Вавилонских» — пение 136-го псалма можно услышать за богослужением только трижды в год – во время, когда Церковь готовит христиан к грядущему Великому Посту.  «На реках Вавилонских» поют перед Великим постом Неделя о блудном сыне — первый из трех воскресных дней, когда поют 

Великопостный навигатор-2024