------------------- Панихида и парастас в церкви
Православие сегодня Поминальные дни Парастас и панихида: простыми словами о заупокойных церковных службах

Парастас и панихида: простыми словами о заупокойных церковных службах

2 комментария
Панихида и парастас в церкви

Христианство учит: Церковь – не только ныне живущие верующие, но и те православные, что уже покинули этот мир. Среди них есть прославленные и пока не явленные миру святые, а есть и те, кому нужна молитвенная помощь близких – и ее ожидает от нас Господь. Именно поэтому панихида и парастас, а также другие заупокойные службы  – неотъемлемая часть церковной жизни.

Что такое панихида за упокой в православии

Слово переводится с греческого как «всенощное моление». Первоначально «паннихис» (так это слово звучит в оригинале) – не только заупокойные молитвы. В Византии эта служба была скорее похожа на позднейшее всенощное бдение, и совершалась накануне праздников, воскресных дней. Позже «паннихисом» начали называть продолжительное моление именно за усопших. Впрочем, в современной богослужебной практике длительность такого моления все же различна, и существует:

Когда заказывают панихиду после смерти

По кончине христианина необходим чин его отпевания, затем происходит погребение. После этого традиционно панихиду заказывают:

  • на 9 день по кончине; по церковному преданию, до этого времени душе показывают обители Рая, после чего она возносится на поклонение Христу; в этот момент усопший скорбит о своих земных грехах, которые могут препятствовать ему остаться в Раю, трепещет встречи с Богом, и ему очень нужна молитвенная поддержка любящих людей здесь, на земле;
  • на 40 день; это важнейший для души момент – решается ее участь, определяется место до Страшного Суда; видя молитвы близких, Господь дарует усопшему Свою милость;
  • в годовщину кончины – так мы показываем, что продолжаем помнить и любить близкого человека.

Кроме этих дат, можно и нужно заказывать панихиды:

  • на именины (память святого, в честь которого крещен), в день рождения усопшего, другие значимые для него и близких даты;
  • вообще в любой день, когда есть возможность и желание помолиться о его душе.

Что такое парастас, когда совершается

О том, что значит слово «парастс», есть разные мнения. Чаще всего его перевод с греческого – «стояние», имея ввиду продолжительное молитвенное бдение о усопших, а также «ходатайство».Так как парастас – существенно продолжительнее других служб, его другое название – «Великая панихида».

Он служится вечером:

  • накануне Родительской Субботы;
  • если на следующий день предстоит отпевать многих усопших, например, после какого-либо трагического события, катастрофы, стихийного бедствия;
  • если на следующий день предстоит отпевание священнослужителя.

Календарь всеобщего парастаса на 2024 г:

  1. 8 марта (09.03 — Вселенская родительская суббота)
  2. 29 марта (30.03 — суббота второй недели Великого поста)
  3. Суббота третей недели Великого поста выпадает на 6 апреля и заупокойные службы не совершаются ради Благовещения.
  4. 12 апреля (13.04 — родительская четвертой субботы Великого поста).
  5. 13 мая (14.05 — Радоница)
  6. 21 июня (22.06 — Троицкая родительская суббота).
  7. 1 ноября (02.11- Дмитриевская родительская суббота).

Как проходят заупокойные службы в храме

Во все дни особого поминовения усопших в православных храмах служат панихиду: в одних — до литургии, в других — после. А вот заупокойные богослужения, которые принято называть Всеобщим парастасом, — только в дни особого поминовения усопших, то есть богослужения 6 суббот: мясопустной и Троицкой, суббот 2‑й, 3‑й, 4‑й седмиц Великого поста;  Димитриевской субботы. И еще Радоница. Итого 7, все дни выделены в церковном календаре.

Панихида

Последование панихиды включает:

  • начальные молитвы, после которых читают псалом 90;
  • заупокойных тропарей; они сопровождаются пением отдельных стихов из Псалма 118 (кафизма 17), который также называется «Блаженны непорочные в путь…» и часто читается о упокоении;
  • канона о упокоении;
  • заключительной молитвы священника и пения «Вечной памяти»

При этом заупокойный канон может читаться полностью, или могут петься только его ирмосы, начальные строфы песней. А на Великой панихиде, парастасе, кроме того, псалом 118, самый большой в Псалтири, читается «сполна», то есть полностью, медленно и неспешно.

5 особенностей парастаса:

  1. После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо «Бог Господь…» — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…» При этом после «Аллилуиа» и тропарей на парастасе поются «непорочны», разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии — «Блажени непорочнии в путь…», припев: «Помяни, Господи, ду́ши раб Твоих (или душу раба Твоего)», на 2-й статии — «Твой есмь аз, спаси мя», припев: «Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих».
  2. После тропарей на панихиде (а на параста́се после «непорочных») поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обре́те источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…»
  3. Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).
  4. На панихиде поется канон глас 6-й: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед…», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой (или — покой), Господи, души усопших раб Твоих». На парастасе тропари канона читаются с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра́илев». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…»
  5. После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память».

Чек-лист для церковного поминовения усопших в Троицкую субботу: «Помолимся за родителей… и когда-нибудь, помолятся дети за нас» 

Чем отличается панихида от записки об упокоении

Записка о упокоении подается для поминания на литургии, панихида заказывается отдельно и проходит после литургии. Если же речь идет о парастасе, то записка на него подается вечером.

Троицкая Родительская когда подать записку

Какую записку подать в церкви об упокоении усопших. Образец

Как правильно заказать

Если записка подается для поминовения за литургией, необходимо пометить ее как «О упокоении». Записка на панихиду помечается вверху словом «Панихида».

Особая ситуация – накануне и в Родительские дни, когда служится парастас:

  • есть храмы, где принимают отдельные записки на парастас, поминовение за литургией и панихиду, которая следует за ней;
  • но иногда достаточно подать одну записку, имена из которой будут прочитаны трижды – вечером, на Великой Панихиде, и еще дважды утром.

Узнать, как подавать записки на Родительские дни, лучше, конечно, в конкретном храме. Там же можно получить и ответ на традиционный вопрос «сколько стоит» поминовение, так как размер пожертвования (Церковь не продает «религиозных услуг») может различаться в разных епархиях.

Но в любом случае необходимо помнить, что это – милостыня о душе близкого человека, полезная ему. Именно поэтому многие не ограничиваются «оплатой» записки, панихиды, но также делают другие посильные пожертвования церкви.

Панихида мирским чином

Панихида (в том числе Великая) и лития могут быть совершены также «по чину мирян», то есть без священника, например, дома или на кладбище. В таком случае не читаются священнические молитвы, а также ектении и возгласы, которые должен произносить диакон. А вот отпевание проводит только иерей, мирянин совершить его не может.

Все поминальные службы по усопшим

  1. Во-первых, это поминовение, которое совершается за главным христианским богослужением, литургией. Для этого в алтарь подают записки с надписью «О упокоении», где в родительном падеже перечисляются имена крещенных православных усопших (за иноверцев, атеистов, а также совершивших грех самоубийства, Церковь не молится – о них просят Господа «келейно», то есть во время домашней молитвы об усопших). Поминовение за литургией может также сопровождаться выниманием частиц из освященного церковного хлеба, просфоры, с молитвой о усопшем. В конце литургии такие частицы погружаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов всех поминавшихся. Такое поминовение может длиться 40 дней (Сорокоуст), а также полгода, год, или даже быть«вечным», то есть до тех пор, пока действует данный храм или монастырь.
  2. Кроме этих, пожалуй, самых важных для усопших поминальных служб, в Церкви также существуют заупокойные чины:
  • отпевания; этот чин совершается однократно, как правило, перед погребением тела христианина; от других заупокойных чинов его отличает особая разрешительная молитва отпущения грехов почившего; текст ее иерей затем вкладывает в руку усопшего; кроме того, на отпевании освящается небольшое количество земли, которую затем бросают в могилу; когда в силу разных обстоятельств невозможно совершить отпевание «при гробе» усопшего, это можно сделать заочно; на такой чин приходят родные, близкие христианина, чтобы помолиться о нем, а затем – отнести на место погребения землю и с молитвой рассыпать ее на могиле;
  • панихиды; такое богослужение совершаться как в дни общего поминовения христиана, так и вообще в любой день другой день, по просьбе прихожан;
  • литии, более сокращенной службы.

В чем смысл и польза церковного поминовения умерших сродников

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Эти слова Самого Христа – основание нашей молитвы о умерших. По словам прав. Иоанна Кронштадтского, «все наши мертвецы живы: они умерли только для наших плотских чувств, умерли телом, но не умерли душою, а живут; Бог видит их, и Сам Бог свидетель, что они живы».А если так, то продолжается наше с ними духовное общение и молитва о них. Для многих именно кончина близкого становится толчком обратиться к Богу, начать христианскую жизнь. И это уже – польза поминовения не только для усопших, но и для самого молящегося.

«Отмаливание рода»

Сейчас в Сети можно найти немало «техник» такого рода, которые, по словам авторов подобных советов, необходимо применять, если есть «родовая проблема» типа зависимостей, наследственных болезней. В этом случае «отомолить» род (да, целый род, десятки, может, сотни людей!) можно при помощи особых заупокойных молитв.

Зачастую, говоря о них, люди смешивают христианскую терминологию, индуистские термины, неоязычество.

Вот один из типичных примеров подобных «советов»:

«С давних времен в монастырях и храмах отмаливают живых и мертвых, насыщая чистыми звуковыми вибрациями, энергией любви и прощения души, за которые молятся. Чем больше мы вовлечены в молитву, заказывая молебны в храме, тем сильнее и быстрее они действуют. И ни с чем не сравнима по силе наша собственная искренняя и глубокая молитва, когда мы пропускаем очистительные вибрации молитвы через свое тело и душу.

Одним из самых действенных способов работы с кармой Рода является древняя техника молитвенных вычиток родовых проклятий и прочих негативных воздействий, которую наши предки называли Парастас». Как видим, «смешались в кучу кони, люди»: чего стоит только странный термин «карма рода», где карма – индуистское понятие, род – славянское, восходящее к язычеству. И все это почему-то еще именуется христианским термином «Парастас».

Так можно ли «отмолить род»? Всякий здравомыслящий христианин прекрасно знает: прежде, чем молиться за других, начать нужно с себя – своих грехов, страстей, немощей, требующих уврачевания от Бога. Без этого брать на себя самочинный «подвиг» «отмаливания рода» – чистая гордыня, не спасительная для усопших, и очень опасная для самого «молитвенника».

Зато как радуются наши близкие, если их оставшийся на земле сродник не ограничился просто подачей записок о поминовении, но впервые начал осваивать молитвенное правило, посещать храм, особенно – приступил к Исповеди и Причастию. И, конечно, если молящийся начал работать над собственной душой, преодолевать свои страсти, удаляющие его от Бога.

Интересное из истории

Вот какой случай приводит в своей книге «Тайная жизнь души после телесной смерти» протоиерей Григорий Дьяченко (1850-1903):

«В одном селе скоропостижно умер дьячок-старик. У него был сын – чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем. Тебе благословим»… печальный сын, находясь в это самое время в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит во сне своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой»

А вот история из Пролога – чтения, положенного во время богослужения – под 12 апреля, которая содержится той же книге прот. Григория:

«Св. игуменья Афанасия завещала сестрам своего монастыря, незадолго до своей кончины, творить нищим трапезу в течение сорока дней после её смерти, в память ее. Но сестры исполняли это завещание только в течение десяти дней, и такое забвение её воли вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух ангелов некоторым из сестер, она сказала: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет вам известно, что творимая до сорока дней за душу милостыня, питание алчущих и молитвы священников умилостивляют Бога: если души усопших грешны, то чрез это они получают от Господа отпущение грехов, а если безгрешны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям»

Случаи из церковной практики

В книге «Современные старцы Святой Руси» (2009) содержится такой рассказ о священнике Павле Груздеве:

«Отец Павел (Груздев) всегда молился о тех, за кого молиться некому, т.е. у кого не осталось родной души на земле. Была у него своя, особая молитва:

«Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нУжды ради».

И вот когда батюшке делали сложнейшую операцию на желчном пузыре, в этот момент фактически наступила его смерть. Он очнулся на том свете и увидел огромное множество людей, которые пришли за него молиться, в том числе и друзей своих, священников, уже умерших, но еще больше незнакомых.

— А это кто? – спросил о.Павел.

И один из священников ответил ему:

Это те, за кого ты молишься: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нУжды ради».

Это они за тебя пришли просить»

А вот что рассказывал архимандрит Кирилл (Павлов) в одной из своих проповедей:

«О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник — молодой, который за первой же службой неожиданно скончался — прямо в алтаре.

Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым.

Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход. Согласие изъявил лишь один старец-инок.

«Мне все равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное. А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались… поминальные записки.

Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез..

Итак, будем помнить: смерть обрывает общение физическое, но сильнее ее – любовь, которая достигает до иного мира, и соединяется с любовью Того, Кто «хочет всем спастися и в разум истины приити». А потом – возвращается к нам, живущим на земле, даруя мир душе и силы идти по пути этой жизни.

Наталья Сазонова

Советуем почитать:

  1. Григорий Дьяченко, протоиерей. Тайная жизнь души после телесной смерти.
  2. Кирилл (Павлов), архимандрит. О молитвенном поминовении усопших (проповедь в мясопустную Родительскую Субботу).
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

2 thoughts on “Парастас и панихида: простыми словами о заупокойных церковных службах”

  1. Наталия:

    Не молишься за своих- плохо, гордыня,,,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Полный список родительских дней на 2024 год: как поминать усопших по-христианскиПолный список родительских дней на 2024 год: как поминать усопших по-христиански

0 Comments
Родительские субботы

Родительская суббота - так именуются дни, когда Церковь соборно приносит моления о тех верующих, которые оставили земную жизнь – недавно ли, или может быть, десятилетия, может быть даже столетия назад.

Поминальные дни

Что такое лития по усопшим в православии, когда и как совершается: простым языком о краткой, но ёмкой заупокойной службеЧто такое лития по усопшим в православии, когда и как совершается: простым языком о краткой, но ёмкой заупокойной службе

0 Comments
Лития по усопшим

Из всех богослужений, на которых поминаются имена усопших христиан, лития – самое краткое, причем совершить его может как священник, так и любой крещеный православный.  Все заупокойные церковные службы Их пять: Отпевание (чин погребения) — совершается священником только один раз в храме (иногда дома) на третий

Поминальные дни

Как молиться за некрещеных усопших сродников и в какой храм подать запискуКак молиться за некрещеных усопших сродников и в какой храм подать записку

0 Comments
Молитва Уару о некрещеных умерших

Наша подписчица в соцсетях спрашивает: «Подскажите, пожалуйста, есть ли такие церкви, в которых молятся о некрещеных умерших?» Далее она пояснила, что такую услугу ей предложили в соцсети. В статье — ответ на это недоумение, а также на распространенный вопрос читателей: «кому и как молиться за

Поминальные дни

Молитвы в храме, дома и на кладбище: 9 марта – мясопустная родительская суббота, Вселенская дата поминовения усопшихМолитвы в храме, дома и на кладбище: 9 марта – мясопустная родительская суббота, Вселенская дата поминовения усопших

0 Comments
Вселенская родительская перед Великим Постом

Уже совсем скоро зазвучат под церковными сводами покаянные песнопения Великого Поста. Но сначала верующие собираются, чтобы помолиться о всех «от века» скончавшихся православных. 9 марта — Мясопустная родительская суббота. Вселенская дата поминовения усопших. Напоминаем, что накануне поминальных родительских суббот (пятница вечер) служится вечернее заупокойное богослужение

Поминальные дни

 Когда отмечается Родительский день после Пасхи – Радоница-2024 Когда отмечается Родительский день после Пасхи – Радоница-2024

0 Comments
Полный список родительских дней на 2024 год: как поминать усопших по-христиански

В самом этом слове звучит радость – но можно ли радоваться о близких, уже оставивших этот мир? Можно. Более того – это день, когда мы радуемся не только о них, пребывающих у Бога, но еще с ними вместе – о Воскресении Христовом.

Поминальные дни