Христианство учит: Церковь – не только ныне живущие верующие, но и те православные, что уже покинули этот мир. Среди них есть прославленные и пока не явленные миру святые, а есть и те, кому нужна молитвенная помощь близких – и ее ожидает от нас Господь. Именно поэтому панихида и парастас, а также другие заупокойные службы – неотъемлемая часть церковной жизни.
Что такое панихида за упокой в православии
Слово переводится с греческого как «всенощное моление». Первоначально «паннихис» (так это слово звучит в оригинале) – не только заупокойные молитвы. В Византии эта служба была скорее похожа на позднейшее всенощное бдение, и совершалась накануне праздников, воскресных дней. Позже «паннихисом» начали называть продолжительное моление именно за усопших. Впрочем, в современной богослужебной практике длительность такого моления все же различна, и существует:
- собственно панихида длительностью около получаса;
- более краткая, лития;
- наконец, парастас – особая панихида накануне Родительских дней, когда Церковь поминает всех «от века усопших».
Когда заказывают панихиду после смерти
По кончине христианина необходим чин его отпевания, затем происходит погребение. После этого традиционно панихиду заказывают:
- на 9 день по кончине; по церковному преданию, до этого времени душе показывают обители Рая, после чего она возносится на поклонение Христу; в этот момент усопший скорбит о своих земных грехах, которые могут препятствовать ему остаться в Раю, трепещет встречи с Богом, и ему очень нужна молитвенная поддержка любящих людей здесь, на земле;
- на 40 день; это важнейший для души момент – решается ее участь, определяется место до Страшного Суда; видя молитвы близких, Господь дарует усопшему Свою милость;
- в годовщину кончины – так мы показываем, что продолжаем помнить и любить близкого человека.
Кроме этих дат, можно и нужно заказывать панихиды:
- на именины (память святого, в честь которого крещен), в день рождения усопшего, другие значимые для него и близких даты;
- вообще в любой день, когда есть возможность и желание помолиться о его душе.
Что такое парастас, когда совершается
О том, что значит слово «парастс», есть разные мнения. Чаще всего его перевод с греческого – «стояние», имея ввиду продолжительное молитвенное бдение о усопших, а также «ходатайство».Так как парастас – существенно продолжительнее других служб, его другое название – «Великая панихида».
Он служится вечером:
- накануне Родительской Субботы;
- если на следующий день предстоит отпевать многих усопших, например, после какого-либо трагического события, катастрофы, стихийного бедствия;
- если на следующий день предстоит отпевание священнослужителя.
Календарь всеобщего парастаса на 2024 г:
- 8 марта (09.03 — Вселенская родительская суббота)
- 29 марта (30.03 — суббота второй недели Великого поста)
- Суббота третей недели Великого поста выпадает на 6 апреля и заупокойные службы не совершаются ради Благовещения.
- 12 апреля (13.04 — родительская четвертой субботы Великого поста).
- 13 мая (14.05 — Радоница)
- 21 июня (22.06 — Троицкая родительская суббота).
- 1 ноября (02.11- Дмитриевская родительская суббота).
Как проходят заупокойные службы в храме
Во все дни особого поминовения усопших в православных храмах служат панихиду: в одних — до литургии, в других — после. А вот заупокойные богослужения, которые принято называть Всеобщим парастасом, — только в дни особого поминовения усопших, то есть богослужения 6 суббот: мясопустной и Троицкой, суббот 2‑й, 3‑й, 4‑й седмиц Великого поста; Димитриевской субботы. И еще Радоница. Итого 7, все дни выделены в церковном календаре.
Панихида
Последование панихиды включает:
- начальные молитвы, после которых читают псалом 90;
- заупокойных тропарей; они сопровождаются пением отдельных стихов из Псалма 118 (кафизма 17), который также называется «Блаженны непорочные в путь…» и часто читается о упокоении;
- канона о упокоении;
- заключительной молитвы священника и пения «Вечной памяти»
При этом заупокойный канон может читаться полностью, или могут петься только его ирмосы, начальные строфы песней. А на Великой панихиде, парастасе, кроме того, псалом 118, самый большой в Псалтири, читается «сполна», то есть полностью, медленно и неспешно.
5 особенностей парастаса:
- После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо «Бог Господь…» — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…» При этом после «Аллилуиа» и тропарей на парастасе поются «непорочны», разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии — «Блажени непорочнии в путь…», припев: «Помяни, Господи, ду́ши раб Твоих (или душу раба Твоего)», на 2-й статии — «Твой есмь аз, спаси мя», припев: «Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих».
- После тропарей на панихиде (а на параста́се после «непорочных») поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обре́те источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…»
- Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).
- На панихиде поется канон глас 6-й: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед…», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой (или — покой), Господи, души усопших раб Твоих». На парастасе тропари канона читаются с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра́илев». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…»
- После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память».
Чек-лист для церковного поминовения усопших в Троицкую субботу: «Помолимся за родителей… и когда-нибудь, помолятся дети за нас»
Чем отличается панихида от записки об упокоении
Записка о упокоении подается для поминания на литургии, панихида заказывается отдельно и проходит после литургии. Если же речь идет о парастасе, то записка на него подается вечером.

Какую записку подать в церкви об упокоении усопших. Образец
Как правильно заказать
Если записка подается для поминовения за литургией, необходимо пометить ее как «О упокоении». Записка на панихиду помечается вверху словом «Панихида».
Особая ситуация – накануне и в Родительские дни, когда служится парастас:
- есть храмы, где принимают отдельные записки на парастас, поминовение за литургией и панихиду, которая следует за ней;
- но иногда достаточно подать одну записку, имена из которой будут прочитаны трижды – вечером, на Великой Панихиде, и еще дважды утром.
Узнать, как подавать записки на Родительские дни, лучше, конечно, в конкретном храме. Там же можно получить и ответ на традиционный вопрос «сколько стоит» поминовение, так как размер пожертвования (Церковь не продает «религиозных услуг») может различаться в разных епархиях.
Но в любом случае необходимо помнить, что это – милостыня о душе близкого человека, полезная ему. Именно поэтому многие не ограничиваются «оплатой» записки, панихиды, но также делают другие посильные пожертвования церкви.
Панихида мирским чином
Панихида (в том числе Великая) и лития могут быть совершены также «по чину мирян», то есть без священника, например, дома или на кладбище. В таком случае не читаются священнические молитвы, а также ектении и возгласы, которые должен произносить диакон. А вот отпевание проводит только иерей, мирянин совершить его не может.
Все поминальные службы по усопшим
- Во-первых, это поминовение, которое совершается за главным христианским богослужением, литургией. Для этого в алтарь подают записки с надписью «О упокоении», где в родительном падеже перечисляются имена крещенных православных усопших (за иноверцев, атеистов, а также совершивших грех самоубийства, Церковь не молится – о них просят Господа «келейно», то есть во время домашней молитвы об усопших). Поминовение за литургией может также сопровождаться выниманием частиц из освященного церковного хлеба, просфоры, с молитвой о усопшем. В конце литургии такие частицы погружаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов всех поминавшихся. Такое поминовение может длиться 40 дней (Сорокоуст), а также полгода, год, или даже быть«вечным», то есть до тех пор, пока действует данный храм или монастырь.
- Кроме этих, пожалуй, самых важных для усопших поминальных служб, в Церкви также существуют заупокойные чины:
- отпевания; этот чин совершается однократно, как правило, перед погребением тела христианина; от других заупокойных чинов его отличает особая разрешительная молитва отпущения грехов почившего; текст ее иерей затем вкладывает в руку усопшего; кроме того, на отпевании освящается небольшое количество земли, которую затем бросают в могилу; когда в силу разных обстоятельств невозможно совершить отпевание «при гробе» усопшего, это можно сделать заочно; на такой чин приходят родные, близкие христианина, чтобы помолиться о нем, а затем – отнести на место погребения землю и с молитвой рассыпать ее на могиле;
- панихиды; такое богослужение совершаться как в дни общего поминовения христиана, так и вообще в любой день другой день, по просьбе прихожан;
- литии, более сокращенной службы.
В чем смысл и польза церковного поминовения умерших сродников
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Эти слова Самого Христа – основание нашей молитвы о умерших. По словам прав. Иоанна Кронштадтского, «все наши мертвецы живы: они умерли только для наших плотских чувств, умерли телом, но не умерли душою, а живут; Бог видит их, и Сам Бог свидетель, что они живы».А если так, то продолжается наше с ними духовное общение и молитва о них. Для многих именно кончина близкого становится толчком обратиться к Богу, начать христианскую жизнь. И это уже – польза поминовения не только для усопших, но и для самого молящегося.
«Отмаливание рода»
Сейчас в Сети можно найти немало «техник» такого рода, которые, по словам авторов подобных советов, необходимо применять, если есть «родовая проблема» типа зависимостей, наследственных болезней. В этом случае «отомолить» род (да, целый род, десятки, может, сотни людей!) можно при помощи особых заупокойных молитв.
Зачастую, говоря о них, люди смешивают христианскую терминологию, индуистские термины, неоязычество.
Вот один из типичных примеров подобных «советов»:
«С давних времен в монастырях и храмах отмаливают живых и мертвых, насыщая чистыми звуковыми вибрациями, энергией любви и прощения души, за которые молятся. Чем больше мы вовлечены в молитву, заказывая молебны в храме, тем сильнее и быстрее они действуют. И ни с чем не сравнима по силе наша собственная искренняя и глубокая молитва, когда мы пропускаем очистительные вибрации молитвы через свое тело и душу.
Одним из самых действенных способов работы с кармой Рода является древняя техника молитвенных вычиток родовых проклятий и прочих негативных воздействий, которую наши предки называли Парастас». Как видим, «смешались в кучу кони, люди»: чего стоит только странный термин «карма рода», где карма – индуистское понятие, род – славянское, восходящее к язычеству. И все это почему-то еще именуется христианским термином «Парастас».
Так можно ли «отмолить род»? Всякий здравомыслящий христианин прекрасно знает: прежде, чем молиться за других, начать нужно с себя – своих грехов, страстей, немощей, требующих уврачевания от Бога. Без этого брать на себя самочинный «подвиг» «отмаливания рода» – чистая гордыня, не спасительная для усопших, и очень опасная для самого «молитвенника».
Зато как радуются наши близкие, если их оставшийся на земле сродник не ограничился просто подачей записок о поминовении, но впервые начал осваивать молитвенное правило, посещать храм, особенно – приступил к Исповеди и Причастию. И, конечно, если молящийся начал работать над собственной душой, преодолевать свои страсти, удаляющие его от Бога.
Интересное из истории
Вот какой случай приводит в своей книге «Тайная жизнь души после телесной смерти» протоиерей Григорий Дьяченко (1850-1903):
«В одном селе скоропостижно умер дьячок-старик. У него был сын – чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем. Тебе благословим»… печальный сын, находясь в это самое время в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит во сне своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой»
А вот история из Пролога – чтения, положенного во время богослужения – под 12 апреля, которая содержится той же книге прот. Григория:
«Св. игуменья Афанасия завещала сестрам своего монастыря, незадолго до своей кончины, творить нищим трапезу в течение сорока дней после её смерти, в память ее. Но сестры исполняли это завещание только в течение десяти дней, и такое забвение её воли вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух ангелов некоторым из сестер, она сказала: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет вам известно, что творимая до сорока дней за душу милостыня, питание алчущих и молитвы священников умилостивляют Бога: если души усопших грешны, то чрез это они получают от Господа отпущение грехов, а если безгрешны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям»
Случаи из церковной практики
В книге «Современные старцы Святой Руси» (2009) содержится такой рассказ о священнике Павле Груздеве:
«Отец Павел (Груздев) всегда молился о тех, за кого молиться некому, т.е. у кого не осталось родной души на земле. Была у него своя, особая молитва:
«Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нУжды ради».
И вот когда батюшке делали сложнейшую операцию на желчном пузыре, в этот момент фактически наступила его смерть. Он очнулся на том свете и увидел огромное множество людей, которые пришли за него молиться, в том числе и друзей своих, священников, уже умерших, но еще больше незнакомых.
— А это кто? – спросил о.Павел.
И один из священников ответил ему:
— Это те, за кого ты молишься: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нУжды ради».
Это они за тебя пришли просить»
А вот что рассказывал архимандрит Кирилл (Павлов) в одной из своих проповедей:
«О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник — молодой, который за первой же службой неожиданно скончался — прямо в алтаре.
Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым.
Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход. Согласие изъявил лишь один старец-инок.
«Мне все равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.
Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное. А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.
По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались… поминальные записки.
Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.
В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез...»
Итак, будем помнить: смерть обрывает общение физическое, но сильнее ее – любовь, которая достигает до иного мира, и соединяется с любовью Того, Кто «хочет всем спастися и в разум истины приити». А потом – возвращается к нам, живущим на земле, даруя мир душе и силы идти по пути этой жизни.
Наталья Сазонова
Советуем почитать:
- Григорий Дьяченко, протоиерей. Тайная жизнь души после телесной смерти.
- Кирилл (Павлов), архимандрит. О молитвенном поминовении усопших (проповедь в мясопустную Родительскую Субботу).
Не молишься за своих- плохо, гордыня,,,
все не так , да не эдок