Есть предание, отраженное в библейской книге Второзакония, Книгах Царств, что перед каждым боем войска иудейского народа священником совершались молитвы и жертвы. А потом он обращался к людям, призывая их: «Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог
Рубрика: Понятная Псалтирь
В рубрике вы найдете толкования на псалмы царя Давида: коротко, но емко, глубоко, но просто — объясняют эксперты: религиоведы и священники.
Псалтырь (Псалтирь) — это сборник священных гимнов — хвалебных, молитвенных и покаянных песен, обращенных к Богу.
Одна из центральных книг Ветхого Завета содержит 150 псалом. 151-я песня, найденная в большинстве копий Септуагинты, осталась только в славянской Библии, но ее нет в масоретском тексте).
Большинство псалмов приписывается царю Давиду. Поэтому их собрание часто именуют еще Псалтирью Давида. Но есть и другие авторы — царь Соломон и даже Моисей. Всего же известны имена 7 авторов.
Кто написал псалмы
Хотя все псалмы известны под именем Давидовых, однако же в надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Ибо Давидом избраны были четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им (1 Пар. 25:7).
Посему, встречаются псалмы этих четырех начальников, как видно из надписаний. И когда сказано: псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; тогда означается, что они воспевают псалом, т. е. сыны Кореовы:
- Эфам,
- Асаф
- Эман.
Когда сказано: псалом Асафов, тогда показывается, что псалом этот изречен самим Асафом.
И когда говорится: псалом Идифумов, тогда значит, что воспевает его сам Идифум.
Когда говорится: псалом Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид.
Когда же сказано: псалом Давиду, тогда значит, что другими изрекается о Давиде.
Так:
- семьдесят два суть Давидовы;
- девять Давиду,
- двенадцать Асафовы,
- двенадцать сыном Кореовым, один Идифумов,
- один Эфамов,
- один Эманов,
- один Соломонов,
- два Аггея и Захарии,
- ненадписанных тридцать девять,
- один Моисеев.
Всех псалмов сто пятьдесят.»
Но привычная православным россиянам и грекам Псалтирь оканчивается 151-м псалмом, который имеет надписание: «Псалом Давида на единоборство с Голиафом». Он отсутствует в еврейской Библии, но содержится в греческой и её славянском переводе. Католики и протестанты считают текст апокрифическим.
Псалтирь
Для многих христиан Псалтирь по частоте обращения стоит на втором месте после Евангелия.
Любят верующие обращаться к словам Псалтыри, ежедневно напитывая душу сладостью богообщения и защищая ее от вражеских нападений. Единственное время, когда читать кафизмы не принято — это период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (Антипасхи), когда их нет в храмовом богослужении.
Псалтирь читают когда:
- угнетают скорбь и искушение;
- гонят недоброжелатели и строят козни;
- овладевает уныние
- желают принести Господу благодарность и хвалу за победу над врагом и личную радость
Мнение экспертаСвт. Афанасий Великий (296-373 г.г. Александрия, Египет)Один из Отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Архиепископ Александрийский, преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства«Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны», — говорил свтой ещё в IV веке (!)
Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. Например, Шестопсалмие.
О чтении дома
Сложилась традиция молиться словами псалмов дома, ежедневно вычитывая как минимум одну кафизму, поминая живых и усопших. Как это делать миянину? Единых правил нет, есть несколько благочистивых установлений. Предлагаем чек-лист одного из таковых.
Чек-лист чтения Псалтири дома
Напомни, Псалтирь делится на 20 разделов (кафизм), каждая из которых в свою очередь делится на три Славы (стати). Существует благочестивая традиция при домашнем чтении Псалтири добавлять молитвы о живых и усопших. Так, в кафизмах:
- на первой стати (в тексте выглядит, как «Слава») читают молитвы о здравии,
- на второй — о упокоении;
- на третьей — молитвы о том, за кого хотите сугубо помолиться, например за болящего, или путешествующего, или новопреставленного, в зависимости от молитвенных нужд.
Можно следовать данному образцу:
- Начинательные молитвы читают или только перед первой кафизмой, или перед каждой (как духовник благословит).
- Очередная кафизма начинается молитвословием:Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
- Затем читается первая статия.
- На первой Славе: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)Го́споди, поми́луй. (Трижды.)Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (и́мя), роди́телей мои́х (имена́), сро́дников (имена́), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (имена́) и всех правосла́вных христиа́н.И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- И читается следующая статия.
- На второй Славе: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)Го́споди, поми́луй. (Трижды.)Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х (имена), сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- И читается последняя статия
- На третьей Славе: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.Го́споди, поми́луй. (Трижды.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Помилуй, Господи болящего, путешествующего, заблудшего ( имена + просьба своими словами). И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
- По прочтении кафизмы сразу читаются те тропари и молитвы, которые полагаются после нее (для каждой – разные).
- Если читалось несколько кафизм или прочитана вся Псалтирь, добавляется раздел «Молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири».
«Господь – мой Пастырь, я ни в чем не буду знать нужды. На злачных пажитях пасет вблизи живой воды» — это псалом 22«Господь – мой Пастырь, я ни в чем не буду знать нужды. На злачных пажитях пасет вблизи живой воды» — это псалом 22
В заголовок статьи вынесены первые строки 22-й песни царя Давида: так они звучат в современном переложении, принадлежащем одной из протестантских деноминаций. Псалом 22 многократно положен на музыку великими композиторами – от И.С. Баха до Д.Эллингтона. Его первые слова – «Господь пастырь мой» – цитируют, как
«Спаси меня из тины, да не увязну, да избавлюсь от ненавидящих меня»: 68-й псалом«Спаси меня из тины, да не увязну, да избавлюсь от ненавидящих меня»: 68-й псалом
Внимательно вчитался в 68 псалом насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Для чего читают псалом 68 Люди переживают скорби по разному: кто-то уходит в себя, замыкается и тонет в своём подсознании, кто-то тонет в алкоголе и наркотиках, не желая видеть иного пути, а
«Благословлю Господа на всякое время»: 33-й псалом поют в храме и читают дома, когда требуется помощь свыше«Благословлю Господа на всякое время»: 33-й псалом поют в храме и читают дома, когда требуется помощь свыше
Есть основательное мнение, что это песнопение не звучало за иудейскими богослужениями, как сейчас звучит за христианскими. Псалом 33, который сейчас любят и даже знают наизусть очень многие, когда-то был… средством обучения еврейских детей, алфавиту и Закону Моисееву одновременно. «Алфавитный» 33-й принадлежит к числу 8 псалмов,
«Благослови, душе моя, Господа…» — очень краткое толкование 102-го псалма Давида«Благослови, душе моя, Господа…» — очень краткое толкование 102-го псалма Давида
«Благослови, душе моя, Господа…» Так обращается к своей душе пророк, так, вслед за ним, поет Церковь, призывая каждого восславить Создателя и подумать о Его промысле в своей собственной жизни. Псалом 102-й. История написания По общему мнению толкователей из числа как святых отцов, так и современных