И вновь, как в предыдущий день, за богослужением зазвучит «Се, Жених грядет в полунощи…». Но теперь эти слова прозвучат уже в Евангельском чтении дня. Таков Великий Вторник Страстной седмицы.
Что вспоминают
Прежде всего – последнюю проповедь Христа во Иерусалимском храме, поучения, которые он произносил за несколько дней до ареста и взятия на Распятие. В Евангельских чтениях дня говорится:
- о судьбе Иерусалима – Господь говорит о его разрушении, которое действительно произойдет в 70 г. от Р.Х.;
- о Страшном Суде, конце мира;
- о воскресении мертвых.
Но, как и в Понедельник, вновь центральная тема дня – Жених души, грядущий Христос, и то, что душа готова принести Ему.
Что кушают
По монашескому уставу положено полное воздержание от пищи. Фактически христиане соблюдают пост по силам, но, конечно, не едят растительного масла, стараются не вкушать и горячей пищи.
Особенности трех дней Страстной
Структура служб этих дней более или менее одинакова:
- утром всегда служится Преждеосвященная Литургия, которой предшествуют Утреня и Первый Час;
- вечером – Великое Повечерие.
При этом наиболее продолжительные богослужения первых трех дней Страстной с утра, а вечером службы короче.
Богослужения Великого Вторника
«Се Жених грядет в полунощи», – вот их основная тема. Царство Небесное все ближе…
Утром – Вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров
Это богослужение таково же, как в Великий Понедельник. Во время Часов продолжается чтение Книги Иова – теперь о первых испытаниях, которым подвергся праведник. И, наконец, на Вечерне в чтении Евангелия тема песнопения дня разворачивается во всей силе.
Евангелие дня: толкование
Сегодня христианам предлагаются две притчи:
- о нерадивом и благоразумном рабах, которых господин оставил управлять домом в его отсутствие;
- о девах, ожидающих идущего на брак Жениха.
Первая притча
Христос приводит пример: простую житейскую ситуацию, понятную Его современникам когда хозяин дома покидает его, оставив хозяйство своим слугам. И кто не сталкивался с недобросовестностью домоправителя, который, пользуясь отсутствием господина, растрачивает его имущество, разоряет хозяйство, не радеет о подчиненных? И кто о не знает, как трудно найти «верного и благоразумного раба», имеющего страх Божий и здравый смысл, который, конечно, говорит, что дом этот – не его собственность, значит, и управлять им нужно разумно, помня об интересах хозяина.
О слугах и хозяине ли эта притча из 24 главы Евангелия от Матфея?
Конечно, нет. Она – о живущем в мире человеке, который должен понимать, что все, чем он владеет – не его, но Божие. А значит, в любой момент «Господин дома» потребует ответа – и что принесешь Ему ты, легкомысленно «прожигавший» жизнь?
Быть «верным и благоразумным рабом» Бога – труднее, чем рачительным управителем имения человека. Ведь, в отличие от хозяина дома, Бог невидим человеку, Он не навязывает ему Свое присутствие – вот и возникает иллюзия, что «налаженная» жизнь есть плод только собственных усилий. А иногда – даже горделивые мысли, что ты ее контролируешь. Но – только иллюзия, и рушится она, когда приходит Хозяин дома, спросить отчета о том, как ты жил, что сделал в Его мире.
Вторая притча
Она, пожалуй, еще жестче первой. Ведь в ней речь о тех, кто живет вроде бы правильно: знает Жениха и ждет Его. И вновь Христос (25 глава Евангелия от Матфея) говорит о житейском: брак, девушки, которые по традиции встречают жениха, несут горящие светильники.
Все идет «по плану», но вот жених задержался до самой ночи – и все от усталости уснули, а разбудили их крики, что жених уже приближается. И тут-то оказалось: у пяти из десяти дев в светильниках недостаточно масла.
«Неразумными» называет их Христос: ведь подумать о подобном случае следовало заранее. Теперь же девушки просят масла у других, более запасливых – а те не дают. Приходится идти, в ночи искать продавцов – а вернувшихся опоздавших дев на брак уже не пускают.
Жестоко? С точки зрения современного человека – возможно.
Хотя подобное безалаберное отношение к брачной традиции в те времена, конечно, могло расцениваться как оскорбление, неуважение – отсюда и реакция. Так что современникам Христа было вполне ясно, что именно Он хотел сказать: не о масле речь и не о человеческом браке. А о том, что однажды душа встречает Бога – а светильник ее давно погашен страстями, мирскими заботами.
И нет смысла просить «елея» у ближних, умолять святых помочь: твое душевное устроение таково, что Жених души для тебя – как ничто. И не тебя не пускают на брак: это ты не в состоянии туда войти, занятый земными попечениями и отвергающий то, что действительно важно.
Песнопения Великого Вторника, их смысл
Они, прежде всего, посвящены Евангельской притче от десяти девах и погасших светильниках:
- «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, Его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас».
А вот кондак вторника напоминает также о Евангельском чтении предыдущего дня:
- «Час душе́ конца́ помы́сливши,/ и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися,/ да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная,/ бо́дрствующи и зову́щи:// да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва».
Вечером – Великое повечерие
На нем звучит канон пера свт. Андрея Критского – но не тот, который известен как Великий Покаянны. Это – так называемый «трипеснец», состоящий, как ясно из названия, только из трех песней. Они – толкование и развитие главной евангельской притчи дня, о десяти девах и гаснущих светильниках:
«Отве́рзеся черто́г, украси́ся с ним Боже́ственный брак, Жени́х близ призыва́яй нас, угото́вимся про́чее…»
Что делают в этот день
Стараются посетить богослужение – утром ли, либо вечером после работы. Если такой возможности нет, службы можно прочитать дома по так называемому «мирскому чину», где опущены молитвы и возгласы иерея и диакона. Тексты таких богослужений со времен пандемии есть на сайте Патриархии, а также на других православных интернет-порталах.
Значение для православных
И еще один шаг вместе с Христом на Его крестном пути последних дней земной жизни. Но чтения и песнопения дня призывают христиан скорбеть не о Нем, Его будущих страданиях – а о себе, своих немощах, страстях, одержимости житейской суетой, которая угашает светильник души и разлучает ее с Богом.
Наталья Сазонова
Отрывки из проповедей
Архимандрит Кирилл Павлов:
«Господь… предостерегает учеников: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте (Мф. 24, 42; ср.: Лк. 17, 26 и 27, 30; Мф. 25, 13).
В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон — это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни.
Для того чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении»
Святитель Феофан Затворник:
«Ныне народ, священники и власти Иудейские в последний раз слышат слово Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее, настоящее и будущее:
- Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он истинный Мессия.
- Притчею о двух сынах внушает, что иудеи будут отвергнуты и на место их призваны язычники.
- Притчею о виноградарях сказывает им, что отверженных ожидает погибель.
- Притчею о браке сына царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю.
- Ответами на вопросы о дани кесарю и о первой заповеди, равно как обличительною речью определяет характеристические черты спасительной жизни.
- Наконец, особо ученикам предсказывает горе Иерусалиму и открывает тайну второго Своего пришествия.
Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру — Христос, и покориться Его заповедям и учению. И до сих пор прочитывание глав Евангелия о всем бывшем в этот день есть самое действенное средство к тому, чтобы оживлять веру в Господа, и, восставляя в христианине сознание, чем он должен быть и чего ждать, возгревать ревность и являть себя исповедующим Господа не языком только, но и делом».
Советуем почитать:
- Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в Великий Вторник, о необходимости бодрствовать.
- Ин., 41 зач. (от полу́), XII, 17-50; Мф., 108 зач., XXVI, 6-16.
- Герой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде