День строгого поста: православные вкушают растительную пищу один раз после освящения воды — это Крещенский сочельник, или Навечерие Богоявления. Поскольку в 2025 году 18 января выпадает на субботу, совершение Царских часов переносится на пятницу (17 января). Только Часы, все четыре: 1-й, 3-й, 6-й, а по заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных. Литургии в этот день не положено. Вечерня совершается в свое время — утром 18 января, но не после Литургии Василия Великого, а Иоанна Златоуста, следом — великое освящение воды.
Таким образом, 18 января утром в храмах НЕ совершается совмещенная служба, которая включает: Царские часы, Великую вечерню с литургией . Простыми словами о всех особенностях Крещенских богослужений Правслов писал здесь. В этой статье расскажем о Часах, которые называются Великими, или даже Царскими, ведь по традиции на богослужение действительно приходили государи.
Что такое Часы в храме
Перед началом литургии, при погашенных светильниках в храме звучат псалмы, краткие молитвы — это часы. Регулярно молящиеся дома христиане могут даже узнать среди них покаянный 50-й псалом, известный 90-й («Живый в помощи Вышняго»). Это богослужение именуется Часами. Их четыре, по числу смен страж в ночном Израиле:
- Третий и Шестой часы, как раз они и читаются перед началом литургии – время, когда в алтаре совершается Проскомидия.
- Первый Час — завершает Утреню (его слышим вечером, накануне воскресного или праздничного дня в самом конце службы),
- Девятый – предваряет Вечерню (на практике редко совершается),
Каждый Час длится всего около 10-15 минут ( состоит из трех псалмов). = детали здесь.
Их уставное название – Великие часы, а именование «царские» идет от традиции благочестивых византийских императоров и русских царей посещать эту службу. Она проходит только трижды в году: накануне Рождества и Крещения Христова, а также в Великую Пятницу. Во время этого богослужения, которое по продолжительности существенно превышает обычные службы Часов:
- читаются все четыре Часа, один за другим (1-й час отделяется от утрени, которую служат накануне вечером)
- на каждом часе из принятых в обычные дни псалмов читается только один, два других – специально выбранные для этого дня;
- кроме того, в службы входят паремии (отрывки) из Ветхого Завета, которые посвящены воспоминаемому событию, фрагменты Апостола и Евангелия.
Если 18 января НЕ выпадает на субботу или воскресенье, то в этот день, утром, совмещаются: великие (царские) часы, затем — Великая вечерня с литургией свт Василия Великого.
Узнайте также: Что такое литургия в церкви — простыми словами о главном
Часы навечерия Богоявления и изобразительны
Царские часы могут быть перенесены на пятницу перед праздником, если Крещенский Сочельник выпадает на субботний или воскресный день. Так произойдет в 2025 г. – тогда служба сочельника будет подобна той, что была на Рождество Христово ныне, когда Навечерие праздника выпало на субботу.
В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые в обычное время не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85).
Но в богослужении, посвященном Богоявлению, остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие:
- 31 и 26 на 1-м часе,
- 28 и 41 на 3-м часе,
- 73 и 76 на 6-м,
- 92 и 113 на 9-м.
Поэтому пользуются на этом богослужении не Часословом, а берут тексты из Минеи.
Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паремия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.
Когда начинаются и как совершаются
Обычно рано поутру 18 января службу Рождественского Сочельника традиционно откроют Великие часы, следом споро чтец исполнит изобразительны. Время начала службы обычно на полчаса-час раньше обычного, так как богослужение 18 января довольно продолжительно (не менее 3-х часов).
Царские часы в навечерие Богоявления: как совершаются. Фото пресс-службы Ижевской епархии
Великие часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Облачение священников — белое. Рано поутру 18 января читаются, а отчасти поются все четыре Часа, один за другим. Обычно при начале каждого Часа соответствующее число раз звучит колокол. В традиции Русской Церкви молитву 1-го часа произносит священник, а молитвы прочих часов – чтец.
С началом чтения псалмов каждого часа иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение.
Царские часы: особенности 2025 г
ВНИМАНИЕ! Если Крещенский Сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то чтение Царских часов переносится на пятницу, 17 января. Так и произойдет в 2025 году!
В этом году в сочельник (18 января) златоустова заменяется на Васильеву литургию, которая служится уже на сам праздник Богоявления — 19 января.
Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. А потому Богослужение самого Крещенского Сочельника 18 января 2025 года состоит из Вседневной вечерни и Утрени, 1-го часа — вечером накануне ( 5 января) 3 и 6 часов, Литургии Иоанна Златоуста, 9 часа и Великой вечерни с чтением паремий Праздника — 18-го утром.
По порядку служба выглядит так:
Священник в белом облачении: епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны.
Иере́й, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас:
Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Великие часы Крещения Господня и их содержание:
На 1-м Часе:
- 31-й и 26-й псалмы — особые. В них Церковь изображает принявшего Крещение Господа Пастырем, Который по предречению царя и пророка Давида «пасет мя и ничтоже мя лишит», Который есть «просвещение мое и Спаситель мой».
- Тропари повествуют о том, как пророк Елисей разделил Иордан милотию (грубым шерстяным плащём из овечьей шерсти) пророка Илии. Это прообразовало истинное Крещение на Иордане Христа, которым освятилось водное естество и во время которого Иордан остановил свое естественное течение.
- В паремии 1-го часа словами пророка Исайи Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис., гл. 25).
- Чтением Апостола и Евангелия Церковь возвещает о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии (Деян. 13:25—32; Мф.3:1—11).
На 3-м часе:
- В псалмах 28-м и 41-м, пророк Давид изображает власть и могущество крестившегося Господа над водой и всеми прочими стихиями мира:«Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии»
- В паремии содержатся слова пророка Исайи, который предвидел духовное возрождение через Крещение и призывал к нему:«Измыйтеся и чисти будете» (Ис. 1:16—20)
- В Апостоле говорится о различии между Крещением Иоанновым и Крещением во Имя Господа Иисуса Христа (Деян. 19:1—8)
- А в Евангелии — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1:1—3).
На 6-м часе:
- В псалмах 73-м и 76-м Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».
- В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества, когда река останавливает свои воды при схождении в нее Господа для принятия Крещения:
«Тако глаголет Господь ко Иоанну: пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию, и очищающаго всех: прикоснися Божественному Моему верху, и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнити приидох правду всякую. Ты же не усумнися отнюд, ибо таящагося в водах борителя, князя тьмы тщуся погубити, избавляя мир от его сетей ныне, подая яко Человеколюбец живот вечный.»
- В паремии пророк Исайя возвещает спасение в водах Крещения и призывает верующих:
«Почерпите воду с веселием от источник спасения» (Ис.12);
- Апостольское чтение заповедует крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6:3—12).
- Евангельское чтение благовествует о Богоявлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и о начале проповеди Евангелия (Мк. 1:9—15).
На 9-м часе
- В псалмах 92-м и 113-м, пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа.«Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь! Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть, море (что с тобой, море), яко побегло еси? И тебе (и с тобой), Иордане, яко возвратился еси вспять?».
- Тропари изображают явившегося миру Христа как Спасителя мира, избавляющего его от грехов и тления, освящающего человечество водой Божественного Крещения и дающего усыновление Богу вместо прежнего рабства греху. В последнем тропаре, завершая предпразднственное пение, Церковь обращается к Предтече и Крестителю Господню и просит его вознести молитвы ко Крестившемуся от него.
- В паремии пророк Исайя изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49:8—15).
- Апостол возвещает о явлении благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2:11—14, 3:4—7).
- Евангелие повествует о Крещении Спасителя и о Богоявлении (Мф. 3:13—17).
Что еще читают и поют на клиросе 18 января
В одном тропаре изображается чувство благоговейного страха, которое овладело Иоанном Крестителем, когда к нему пришел креститься Господь Иисус Христос:
«Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды, и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.»
Тропарь навечерия Богоявления, глас 4
- Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елисе́евою,/ возне́сшуся Илии́,/ и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду/ и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый,/ во о́браз вои́стинну Креще́ния,/ и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие:// Христо́с яви́ся во Иорда́не, освяти́ти во́ды.
- Перевод: Вспять обращалась некогда Иордан-река / от милоти Елисея по вознесении Илии, / и разделялись воды туда и сюда, / и стал для него сухим путь по влаге, / как прообраз истинный крещения, / которым мы переходим путь текучей жизни. / Христос явился во Иордане, освящая воды.
Кондак навечерия Богоявления , глас 4
- Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.
- Перевод: Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь Иоанну возглашает: «Не бойся крестить Меня, ибо Я пришел спасти Адама первозданного!»
Ин кондак навечерия Богоявления, глас 2
- Всех, Христе́, Благоутро́бне, отъе́мляй прегреше́ний мно́жество/ ми́лости ра́ди безме́рныя,/ Иорда́нскими вода́ми крести́тися гряде́ши, я́ко Челове́к,/ оде́ждею мя одева́я,// сла́вы дре́вния обнаже́нна лю́те.
- Перевод: Всех от множества согрешений освобождая, Христе, Благосердный, по безмерной милости, в Иорданских водах Ты идешь принять крещение, как Человек, чтобы облечь в одежду древней славы меня, обнаженного бедственно.
Тропари стихирным напевом
- Днесь вод освяща́ется естество́,/ и разделя́ется Иорда́н/ и свои́х вод возвраща́ет струи́,// Влады́ку зря креща́ема
- Яко Челове́к на реку́ прише́л еси́, Христе́ Царю́,/ и ра́бское Креще́ние прия́ти тщи́шися, Бла́же,/ от Предте́чеву руку́// грех ра́ди на́ших, Человеколю́бче.
- Что возвраща́еши твоя́ во́ды, о Иорда́не?/ Что воспяща́еши струи́,/ и не прехо́диши е́же по естеству́ хожде́ние? Не мо́щно ми терпе́ти, – рече́, – Огня́, пояда́ющаго мя./ Удивля́юся и ужаса́юся кра́йнему схожде́нию:/ я́ко не обыко́х Чи́стаго измыва́ти,/ ни навыко́х Безгре́шнаго отира́ти,/ но оскверне́нныя сосу́ды очища́ти,/ те́рния попаля́ти ми согреше́ний учи́т/ и́же во мне креща́емый Христо́с./ Иоа́нн свиде́тельствует ми глас Сло́ва, вопия́:/ се А́гнец Бо́жий, взе́мляй грехи́ ми́ра./ Тому́, ве́рнии, возопии́м:// явле́йся Бо́же в на́ше спасе́ние, сла́ва Тебе́.
-
Чтец: Ви́деша Тя во́ды, Бо́же,/ ви́деша Тя во́ды и убоя́шася.
Хор: Егда́ к себе́ гряду́ща Предте́ча Го́спода сла́вы вопия́ше зря:/ Сей, избавля́яй ми́ра, прии́де от истле́ния,/ Сей избавля́ет нас от ско́рби,/ Сей согреше́ний оставле́ние да́рует, я́ко Бог на земли́,/ от Де́вы Чи́стыя прии́де ми́лости ра́ди/ и вме́сто рабо́в сы́ны Бо́жия соде́ловает,/ вме́сто же тьмы просвеща́ет челове́чество/ водо́ю Боже́ственнаго Креще́ния Его́./ Про́чее, прииди́те, согла́сно Того́ да славосло́вим// со Отце́м и со Святы́м Ду́хом.
Итак, Нюансы Крещенских служб 2025 года:
- Царские часы переносятся с субботы (18 января) на утро пятницы (17 января).
- 18 января литургии не положено.
- Богослужение самого Рождественского Сочельника (18 января 2025 г.) состоит из Вседневной вечерни, Утрени, 1, 3 и 6 часов, Божественной Литургии, 9 часа и Великой вечерни с чтением паремий Праздника.
- В этом году в Крещенский сочельник (18 января) Златоустова заменяет Васильеву литургию, которая служится уже на сам праздник Богоявления
Последование
В прикреплённом файле последование Царских Часов певаемых в навечерие Богоявления + изобразительны. Текст будет полезен тем, кто желает изучить то, что услышит в храме утром 18 января. Скачав файл на телефон, можно следить за ходом службы, воспринимая слова Священного Писания не только слухом, но и зрением. Великие часы в навечерие Богоявления. Последование
Узнайте также:
- 4 службы в храме на Крещение Господне: когда начинаются и сколько продолжаются +как проходит освящение воды — всё по порядку
- На Крещение вода становится святой: как и почему, когда и где набирать
- В храме и дома: молитвы Крещению Господню (Богоявлению) — православная подборка для чтения с 18 по 27 января