«Живые помощи» — так издавна именовался народом этот текст. Люди не без оснований считали, что произнесение его отгоняет злых духов, а еще – злых людей. Десятки, если не сотни, солдат Великой Отечественной на себе испытали действенность псалма, нося его в кармане или поясе.
«Живые помощи» – что означает фраза
На самом деле это искаженные первые слова псалма 90, который правильно звучат, как «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога небесного водворится…» Первые ее слова постепенно и стали произноситься как «живые помощи», неправильно, но, по сути понятно. Что же означает эта фраза? Ее дословным переводом может быть:
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится».
Это значит:
- что человек, всецело полагающийся на Божию помощь, в этой жизни и будущей не будет посрамлен и получит поддержку свыше;
- что тот, кто произносит эти слова, тем самым исповедует, что вверяет себя Господу, не надеется более ни на кого – а еще уверен, что Господь не посрамит его упования, пошлет Свою помощь, оградит от бед; если же и нет, то во всяком случае Бог сотворит со Своим чадом то, что полезно для него, по Своей воле.
Очевидно, что именно эти смыслы вкладывают в слова даже те, кто произносит их искаженно: пусть грамматически неверно, но речь идет о «живой», настоящей, реальной помощи Божией.
В каких случаях читают
Во многих молитвословах псалом надписывается как произносимый «во время бедствия и при нападении врагов».
Поэтому ответ на вопрос о том, от чего помогают эти слова царя Давида, может быть таким:
- от нападений людей, одержимых злобой; это может быть просто конфликтный человек в семье или рабочем коллективе, а могут быть вооруженные неприятели во время боевых действий;
- от различных бесовских искушений; ведь читающий псалом уповает на Господа, а, по слову Апостольскому «Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире» (1 Ин.4:4);
- от колебаний, сомнений в вере, страха за себя, свою жизнь, который также идет от маловерия, недоверия Богу; бывает, что достаточно начать читать слова царя Давида, многократного с опасностью для жизни гонимого, как укрепляется дух, уходят помыслы боязни, неверия; можно думать, что происходит это по молитвам прор. Давида, и, конечно, святых, которыми текст псалма переведен на славянский язык; это ученики свв. Кирилла и Мефодия, люди высокой духовной жизни, благодаря этому сумевшие найти верные слова, тон, проникающие до самого сердца молящегося.
Псалом 90 – это молитва?
Да, но особая. По сути это – не столько прошение, сколько благодарение за оказанную помощь… до того, как она пришла! Ведь слова эти читаются при тяжелых искушениях, опасностях, гонениях. Именно это совершенное, абсолютное упование на Бога, доверие Ему, отгоняют злые силы.
Текст на церковнославянском и русском
Церковнославянский | Русский |
1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. | 1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, |
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. | 2 Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» |
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, | 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, |
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. | 4 Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. |
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, | 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, |
6 От вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. | 6 Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. |
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, | 7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: |
8 Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. | 8 Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. |
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. | 9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; |
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, | 10 Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; |
11 Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. | 11 Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: |
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, | 12 На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; |
13 На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. | 13 На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. |
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. | 14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. |
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, | 15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, |
16 Долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое. | 16 Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». |
Как и сколько читать
Текст псалма более всего известен на церковно-славянском языке. Его, полный глубоких смыслов, предпочитают многие молитвенники. Однако, если старинные слова непривычны, трудны для понимания, произнесения, можно читать псалом также на современном русском языке.
Особых правил о том, сколько раз и как долго читать 90-й, нет. Многие христиане, сообразуясь с конкретными обстоятельствами жизни своей и близких:
- включают его в утреннее или (и) вечернее молитвенное правило; тогда 90-й читается однократно; так молятся, к примеру, за ушедшего на войну; есть множество примеров, когда по усердной молитве близких Господь действительно спасал жизнь воина;
- читают в течение дня, когда подвергаются искушениям на грех или бывают несправедливо, и чаще всего – раздраженно обличаемы начальствующими, коллегами; опытные молитвенники говорят, что при таких обстоятельствах псалом можно и нужно читать «про себя» столько раз, сколько необходимо, чтобы прекратилось кипение страстей; многие христиане опытно знают, что раздраженный человек постепенно, буквально на глазах, может успокоиться, принять разумные доводы, а то и попросить прощения.
- А о силе и правилах чтения трех Великих псалмов: 26, 50 и 90 — мы рассказали в статье: «Бомбой не разорвёт» — в каких случаях и как читать псалмы 26,50 и 90. Рекомендуем перейти по ссылке.
Для чего читают 40 и 12 раз
Оба числа имеют символическое значение полноты, завершенности. Именно поэтому многие, например, молясь за близкого человека, когда он подвергается опасности:
- исходя из того, что 12 часов – продолжительность дня, читают 90-й каждый час;
- берут на себя обет читать псалом 40 дней подряд – именно столько, например, постился Господь перед выходом на проповедь;
- при черезвычайных обстоятельствах словами 90 псалма молятся 40 дней подряд по 40 раз за «один подход».
Тот и другой образ чтения – посильный молитвенный подвиг для спасения себя или другого.
Важно, однако, понимать, что, приняв его на себя, псалом нельзя читать формально, механически, ведь так произнесенное упование на Бога – ложь, а значит молитва не будет принята. Крайне оскорбительно для Господа также восприятие текста как некоего магического заклинания, слова которого якобы «действуют» сами по себе. Это – проявления не веры, а суеверия.
Пояс с молитвой – православный оберег?
Но бывают случаи, например, боевые действия, иная опасная для жизни работа, когда псалом лучше всего читать постоянно но обстоятельства, к примеру, боев, не дают такой возможности. Именно в таких случаях текст его писали на бумаге и зашивали в одежду, либо писали на поясе. По сути, это – своего рода форма непрестанной молитвы.
Разумеется, православию чужд всякий магизм и само понятие «оберега», магического предмета, который якобы «сохраняет» от зла.
От бесовских сил, опасностей хранит, прежде всего, вера, которая выражается в надежде на Бога.
Как правильно носить
Пояс, называемый «Живые помощи» – это лента из атласа или хлопка, на которой написан текст псалма. Кроме того, он может быть также написан на ремне.
Правильное ношение пояса связано с пониманием, прежде всего, смысла этого действия; согласно 36 правилу Лаодикийского Собора (сер. IV в.) «не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их».
Под «предохранилищами» имеются ввиду написанные на ткани или бумаге молитвы, которые у иудеев было принято носить на голове или груди. Такая практика признавалась суеверием; именно поэтому «просто» носящий пояс будет подпадать под соборное прещение. Другое дело, если это – форма непрестанной молитвы, которая в экстремальной ситуации действительно невозможна иным образом.
Вот что говорит об этом протодиакон Сергия Шалберов:
«Защита не в том, чтобы обвязать пояс вокруг талии, но в том, чтобы человек верил не в могущество пояска или молитвы-заклинания, но в то, что воля именно Божия, а никакое колдовское влияние определяет ход событий в его жизни и господствует над нею. Одного молитвенного обращения чистого сердца сердца к Богу достаточно для защиты человека, а поясок в этом случае может быть лишь вспомоществующим средством, побуждением к сердечной молитве в праведной жизни — не более…»
Что касается образа ношения, то обычно рекомендуют такие варианты:
- под одеждой, можно – прямо на теле;
- в сложенном состоянии, например, в нагрудном кармане.
Считается также, что если христианин не находится на войне или не пребывает в иной подобной экстремальной ситуации, носить пояс постоянно не стоит.
Читайте также:
Зачем нужна Иисусова молитва современному христианину
«Церковный браслет»
К настоящему времени подобные браслеты можно найти в магазинах, специализирующихся на продаже православных товаров. Например, один из них, «Магазин православной утвари», представляет на своей странице целый ряд таких браслетов для женщин. Особенность этих украшений, внешне не отличающихся от обычных – особая бусина с крестом, внутрь которой помещен текст 90 псалма.
По словам продавца, изготовитель браслета – Дивеевский женский монастырь.
Существуют также браслеты, например, из серебра, более широкие, где текст псалма написан непосредственно на их поверхности. Такие браслеты есть как женские, так и мужские.
Отношение современных пастырей к таким вещам можно назвать неоднозначным. Прежде всего, некоторые сомнения вызывает странноватое совмещение молитвы и чистого украшательства – в этом плане куда более логичны выглядят пояса, тогда как браслеты больше похожи на «предохранилища», осужденные Лаодикийским собором как «узы душ» тех, кто их носит.
Вот как говорит об этом иерей Петр Гурьянов:
«Браслет — штука красивая, но бесполезная в деле личного спасения».
Молитва для солдата
Ветераны Великой Отечественной войны свидетельствуют, что жены, матери часто давали им с собой эту молитву.
Ее зашивали кто в гимнастерку, кто в подкладку шинели. Во многом это объяснялось условиями атеистического государства, когда ношение, например, пояса, могло стоить ареста, а то и расстрела.
Не все решались носить молитву, например, завернув в листок с ней нательную икону, как это делали многие солдаты и офицеры царской армии. Именно поэтому «Живый в помощи» носили тайно.
Сейчас возможно:
- действительно зашить написанную на бумаге молитву в одежду – так она почти гарантированно не потеряется;
- носить ее на груди вместе с нательным крестиком;
- просто держать текст в нагрудном кармане.
Если возможно, молитву лучше написать своими руками. Ведь сам процесс написания священных слов – тоже молитва, так как пишущий проникается ее словами, переживает их. Да и уходящему на войну такой подарок, написанный родным человеком, будет более дорог, а значит – подвигнет его самого на молитву Богу.
Икона
Зачастую текст псалма можно увидеть в церковных лавках напечатанным – а вместе с ним на листе плотного картона может находиться икона Спасителя.
Такую святыню можно положить в нагрудный карман, и, так как воин далеко не всегда имеет время и возможность для молитвы, даже взгляд на лик Господа вместе с чтением псалма, может послужить укреплением и утешением.
Отзывы
Среди свидетельств людей, которые получили помощь, читая 90 псалом, есть рассказы тех, кто прошел Великую Отечественную, а есть – и наших современников и даже иностранцев.
Так, Ф.Л. Роусон, выдающийся инженер и один из крупнейших ученых Англии, автор книги «Осознание жизни», рассказывает, об удивительном случае в истории одного английского полка во время 2-й мировой войны.
Рекомендуем: Псалтырь: как читать дома начинающему — чек-лист
Полк не потерял ни одного солдата
Под командованием полковника Уиттлизи за 5 лет боевых действий полк не потерял ни одного солдата. Достичь этого невероятного результата оказалось возможным благодаря тому, что офицеры и солдаты регулярно производили по памяти и повторяли слова 90-го Псалма, названного «Псалмом защиты «.
Путем постоянного повторения истин, содержащихся в 90-м Псалме, солдаты в полку полковника Уиттлизи обрели такое чувство, как будто их оберегает Незатмеваемое Присутствие, Благодаря постоянному повторению Псалма, вере и надежде эти истины проникли в их подсознательный разум, внесли в него внутреннюю убежденность в постоянной Божественной защите.
Как Гудериан встал под Москвой
Рассказ Н.А. Глушковой из книги «Ветер Нежность, или Письма о любви» Марии Городовой:
«Осенью 1941-го мне было 7 лет, моей сестре Сонечке – 5. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 1942-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Моя мама, Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой. Воспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война, почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода и то, как осенью 1941-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья.
Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев – мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные. Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: “Гудериан подошел к Туле; Гудериан подползает к Москве…” У меня, ребенка, это слово – “Гудериан” – почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей – аспидом, василиском, я видела таких в книжке.
Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: “Господи, пришел конец света!” Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: “Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет”. Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия.
Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом “Живый в помощи Вышняго…” Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, а вот молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили.
За капустными листьями мы ездили почти всю осень.
Однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро “Сокол”, прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь – как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз.
И техника Гудериана встала. У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы – я, Сонечка и бабушка – молились. “На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия”. А бабушка с утра была настолько просветленной, радостной…
Она нам сказала, что в тот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90-й псалом помогал мне еще не раз».
Рикошет
Еще один случай спасения Богом верующего в Него солдата в Чеченскую войну:
По настоянию капитана Антона Маньшина из 15-го мотострелковаго полка, в его подразделении почти все бойцы носили пояса с 90-м псалмом «Живый в помощи Вышняго». А сержант Николай Никифоров почему-то повязывал его… на голову. Крестом прямо на середину лба.
И вот , во время штурма Грозного, в ночь на 22 февраля сержант врывается в жилой дом, вышибает ногой дверь квартиры — а навстречу чеченец дает очередь из автомата. Пули попадают прямо в лоб, на котором повязан пояс с молитвой. Никифоров хватается за голову, падает и лежит, как мертвый.
Его товарищи подстреливают «чеха» и, не увидев под Николаем крови, пинают его со словами: «Ты чего разлегся? Вставай! Обалдел, что ли?!» Но он лежит, не шевелясь, и спрашивает: «Ребята, что у меня с головой?» А голова — чистая. «Да ничего, просто крыша у тебя поехала», — отвечают со смехом бойцы…
После боя сержант Никифоров подошел к капитану Машьшину и доложил: мол, хотите верьте, хотите нет, но пули попали в лоб и… отрикошетили от пояса с псалмом.
— Не может этого быть! — сказал командир.
Но на следующее утро он пошел с Николаем на место происшествия и попросил объяснить подробно, как все было. Сержант показал, где стоял он, а где — «чех». По законам баллистики, пуля в соприкосновении с предметом рикошетит в правую сторону. Следовательно, в правой стене на высоте головы Николая должны быть следы от пуль.
Капитан, конечно, не поверил его раcсказу. Но когда повернул голову вправо от лба сержанта и посмотрел на стену, то прямо обомлел: именно там, куда должны были попасть отрикошетившие пули, от них остались три отметины на раcстоянии восьми сантиметров друг от друга!
По книге Андрея Полынского «Это я, Господи!»
Читайте также: Какие псалмы самые сильные
Достаточно нескольких слов!
Вот, например, свидетельство из материала журналиста Михаила Дмитрука «Вера победителей».
Его записал священник Сергий Кистин:
«…Когда началась война, Андрея забрали одним из первых. Наскоро обучили и на передовую… Ночью, когда он с другом спал в одной хате, село было окружено. Из окна они видели, как колонна танков прошла по улице, потом проехали мотоциклисты, после всех появились автоматчики с собаками. Заходили в каждую хату, тех, кто выскакивал на улицу, немедленно убивали. Если кто стрелял из окна, то просто сжигали хату вместе со всеми, кто там был. Тех же, кого находили с поднятыми руками, выводили и увозили на грузовиках.
От страха Андрей начал молиться, да только из всех молитв, что его мать учила, ничего припомнить не мог, кроме какого-то начала, а чего, он толком и сам не знал: «Живый в помощи Вышняго, живый в помощи Вышняго…» — только и твердил всё время.
Когда немцы вошли в хату, он с другом залез от страха под кровать. Андрей лежал с краю, а его друг ближе к стенке. «Живый в помощи Вышняго…» — продолжал повторять он. Что же немцы? Зашли, сразу вытащили того, кто лежал ближе к стенке, а его оставили, как будто это был мешок или пустое место, совсем не заметили.
Прочесали село, отобрали, что хотели, и уехали. Он же лежал, до ночи повторяя: «Живый в помощи Вышняго…» Лиха беда начало. В первой же деревне, где была церковь, достал нательный крестик и переписал весь псалом. Потом выучил его наизусть. Позже достал и молитвослов, читал, когда мог. Всю войну прошел, домой вернулся, «живый в помощи Вышняго».
Половина
А вот какой рассказ слышал сам Михаил Дмитрук:
«Одна раба Божия рассказывала, что когда в лесу за ней гнались грабители, она пыталась мысленно читать эту молитву, но могла вспомнить… только половину. Так по кругу и повторяла половину псалма. В результате здоровенные мужики… не смогли её догнать. А когда она рассказала местному батюшке, как чудесным образом убежала от душегубцев, он с улыбкой заметил ей:
«Что же ты выучила только половину псалма» (хотя она постеснялась сообщить ему этот эпизод)? Оказывается, неудачливые разбойники тоже приходили в его храм и каялись в своём грехе.
Рассказывали, какого страху они натерпелись, когда у них на глазах «половина бабы исчезла», а другая половина продолжала идти, и они никак не могли её догнать. Батюшка весело посоветовал своей духовной дочери выучить весь псалом».
История Виктора Николаева
Первыми словами псалма названа одна из самых известных книг писателя, вышедшая в 1999 г. и повествующая о его непростом пути к Богу, Церкви. Виктор родился в 1958 г., получил обычное для советского подростка воспитание. После школы решил стать военным, окончил авиационное училище. В 1987-88 гг. он служил в Афганистане, здесь был ранен, но вернулся в строй и еще несколько лет служил в разных «горячих точках».
Беда пришла в январе 1993 г., когда Виктор Николаевич, успешно учившийся в Военно-политической академии, потерял сознание во время занятий. Тогда же он оказался в больнице с диагнозом «рак головного мозга». Врачи были откровенны: шансов выжить у него не было, а если бы это и случилось, то, как прогнозировали доктора, полноценная жизнь вряд ли будет возможной:
«Томографический анализ головного мозга подтвердил безнадежную ситуацию. Опухоль в виде гнойника, величиной с куриное яйцо находится в левой височной доле, в самой жизненно важной части мозга. К тому же он имеет очень нестабильное состояние и, видимо, в некоторых местах гной начал просачиваться в мозговую оболочку… К сожалению, уже ничего сделать нельзя».
Именно тогда супруга Виктора начала просить о Господа о невозможном – все время пока шла восьмичасовая операция, она постоянно читала «Живый в помощи…»
И невероятное случилось: когда хирурги сделали трепанацию, найденный гнойник оказался целым, его удалось достать – и лопнул он лишь в них в руках. Они и сами признавали: спасение жизни было невозможно, но… это случилось. А через несколько часов после наркоза Виктор уже был в полном сознании, пытался встать на ноги.
«…Бог есть! И матери в период всех войн вшивали в одежду детям, мужьям и отцам, идущим в бой, пояс с чудотворной молитвой 90-го псалма «Живый в помощи Вышняго».
…Крещеному перед боем в Чечне офицеру пуля попадает в голову, делает в ней два прохода, падает в рот, он ее выплевывает, остается жив и… с того дня не снимает нательный крестик.
…Бог есть! Операцию надо делать, — сказала моя жена, несмотря на смертный приговор, вынесенный врачами, стоя перед иконой Владимирской Божией Матери. Во время операции жена читала молитву «Живый в помощи», и я был спасен…»
Сейчас Виктор Николаевич – алтарник одного из московских храмов. Он автор также четырех книг, имеет несколько писательских премий, включая Патриаршую (2012 г.)
Видео
Встреча с В.Н. Николаевым 29.06.22 г. с молодежью Омска. Выступление Виктора Николаевича никого не оставило равнодушным, слушатели благодарили за живые свидетельства Божиих чудес, за знания и жизненный опыт, за рассказы о подвигах людских и неожиданные истории про животных… Рекомендуем к просмотру
Кто написал 90-й псалом
Автором его (как и большинства песнопений книги Псалтирь, всего их 150) считается иудейский царь и пророк Давид, живший примерно за тысячелетие до Рождества Христова.
Призванный на царство по Божией воле, он испытал в жизни немало гонений, тяжких скорбей, но знал и радость молитвы, близости Божией. О том, каковы обстоятельства написания 90 псалма, святые отцы говорят различно:
- например, блж. Феодорит Кирский считал, что псалом – пророческий, как бы предзнаменование того, как отдаленный потомок Давида, Езекия, спустя сто лет победит врагов;
- другие толкователи думают, что это благодарение появилось после того, как среди еврейского народа прекратилось моровое поветрие, от которого погибало множество людей.
Основная мысль и краткое толкование
Песнопение надписано как «Хвала песни Давидовы», то есть представляет собой благодарение Богу. Первые стихи песнопения – исповедание веры и надежды на Создателя. Во второй части псалма Господь восхваляется, как защищающий человека от множества бед. Наконец, завершение песнопения:
«… долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое» считается пророческим, предвозвещающим приход в мир Христа.
Мы не знаем точно, каковы исторические обстоятельства создания псалма – впрочем, для читающего его они и не так важны. Куда значимее – обстоятельства собственной жизни, необходимость Божией помощи здесь и сейчас. Рассказы о ней все умножаются, потому что Господь, ради молитв царя Давида и всех святых, никогда не посрамляет упования на Него.
Наталья Сазонова
(на главном фото — обложка книги В.Н. Николаева «Живые помощи»)