Многие христиане знают о известном от опытных духовников правиле чтения трех псалмов (26, 50, 90), а также о псалмах, которые входят в Чин над одержимыми от нечистых духов(22,26,50,67,90). Однако, есть псалмопения, которыми Церковь молится буквально каждый день, освящая жизнь своих чад. Это псалмы, которые мы можем услышать за богослужениями.
Какие псалмы царя Давида самые известные
Есть псалмы, которые христиане знают наизусть, посмотрите: ТОП 8 псалмов, которые надобно выучить наизусть.
А здесь вы найдете полный список псалмов на всякую потребу (на все случаи жизни).
Но самые известный псалмы из Псалтири те, которые воцерковленный человек слышит регулярно в храме. Чтобы понять «в чем сила этих гимнов Творцу», рассмотрим их все по порядку.
Какие псалмы звучат на Вечерне в храме
С нее по традиции начинается богослужебный день. Открывает службу песнопение, восхваляющее Божие творение. Согласно толкованиям, это соответствует библейской Книге Бытия, где создание Богом мира описывается словами «и был вечер, и было утро» (Быт.1), то есть каждый день творения начинается вечером.
Предначинательный: 103-й псалом
Именно воспоминанию о первых временах этого мира, когда был создан Рай, а еще безгрешный человек жил там, посвящено песнопение, восхваляющее Божие творение. Его автор, царь Давид, воспевает созданные Богом горы, воды, красоту природы, животных, и радуется о прекрасном мире.
При пении псалма открыты царские врата во алтарь (он – образ Рая). А иерей, как бы символизируя Божие попечение о мире, и даже – Самого Господа, не раз беседовавшего в Раю с Адамом и Евой, обходит храм с кадилом. Его дым напоминает о Божией благодати, которая осиявала человека до грехопадения.
«Блажен муж»: Первый псалом
Но вот окончен псалом и царские врата закрыты. Закрыто и Царство Небесное для согрешившего человека.
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе…».
Так начинает хор первый, может быть, самый древний из псалмов царя Давида. Он – об усилиях человека освободиться от греха: не ходить «на совет нечестивых», воздерживаться даже от воззрения на дела беззакония. И, конечно «в законе Божием» поучаться «день и ночь», чтобы знать, где истинная жизнь, какова она.
На «Господи, воззвах»: 140, 141, 129, 116
Это не полные псалмы, а отдельные строфы из них. Они – молитвенный вздох души, ожидающей избавления от греха и смерти:
«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя… Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения по устам моим…».
В зависимости от дня или праздника, к этим стихам из псалмов прибавляются песнопения дня, которые именуются стихирами. Количество их может быть разным, в зависимости от важности того или иного богослужебного дня: если речь идет о «рядовом» дне, их меньше, а на вечерних службах праздников – всенощных бдениях праздников – больше.
В конце вечерни: 33-й псалом
Надеждой на будущее избавление падшего человечества звучит завершающий Вечерню псалом — 33-й, воспевающий Бога «на всякое время», за все Его благодеяния. Ведь вся Вечерня – образ истории человечества от Рая до грехопадения, и от падшего Адама до Рождения Спасителя.
Псалмы в чине повечерия
Повечерие бывает Малое (которое положено совершать ежедневно) и Великое, которое служат во время Великого Поста, а также накануне Рождества, Крещения и Благовещения. В приходской богослужебной практике Великое Повечерие служится по Уставу, а Малое почти никогда не совершается. Ведь это – по сути, монашеская традиция, когда после вечерни следовала трапеза, а затем всю ночь продолжалась служба, которая и начиналась с «Повечерия», молитв после ужина.
Псалмы 4, 6, 12, 69, 90, 142
Эти песнопения – благодарность Господу за прошедший день, испрашивание благословения на мирный сон ночью.
Псалмы 50 и 101
50-й и 101-й – покаянные псалмы, верующий просит прощения о грехопадениях прошедшего дня.
Читайте также:
Как читать Псалтирь начинающему, что говорить на «Славах»
Псалмы 69, 142
Это последняя часть Повечерия, славословие Богу.
Полунощница: 50, 118, 120, 133
Само название богослужения говорит о положенном времени ее совершения. Сейчас, как и в древности, это больше монашеская, а не приходская практика.
Смысловой центр этой службы – 17 кафизма, состоящая из единственного, 118, псалма. Он – повествование о жизни человека, как бы исповедь обо всем жизненном пути, надежда на Бога, испрашивание Его помощи. 118 псалму предшествует покаянный 50-й.
Два других псалма, 120 и 133, относятся к числу 15 так называемых «Песней степеней» (по-русски – «ступеней»). Есть предание, что эти песнопения воспевали служители Иерусалимского храма во времена Ветхого Завета, когда поднимались ко святилищу.
На каждой из ступеней лестницы они пели особый, прославляющей Бога, псалом. И собравшиеся верующие также внимательно слушают песнопения. Совсем немного времени, и откроются человека врата Рая, на землю придет Христос.
Утреня
Символика этой службы связана с пришествием в мир Спасителя.
На праздничной утрени обычно поется торжественное песнопение, состоящее из псалмов 134 и 135 («Хвалите имя Господне…») и называемое «полиелей» (от греческого «полиелеос», что в переводе на русский язык значит «многомилостивое»). Название это произошло от частого повторения в 135-м псалме слов «Яко в век милость Его»
Слушать: «Хвалите имя Господне»
В исполнении праздничного хора собора во имя Александро-Невского (г.Ижевск)
Начало: 19 и 20 псалмы
Об этих псалмах Устав говорит: «Сии псалмы глаголются в монастырех… за еже кадити священнику братию всю». Именно поэтому эти песнопения надежды на то, что «услышит тя Господь в день печали», на Божию помощь падшему человеку, практически никогда не услышишь в приходском храме.
Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142
А эти 6 псалмов произносятся даже накануне великих праздников. Лишь на Светлой Седмице, после Пасхи, Шестопсалмие отменяется, как сугубо покаянное, не очень уместное во дни празднования Христова Воскресения.
При погашенных светильниках на средине храме чтец произносит шесть псалмов, три из которых – покаянный плач о своих грехах, а другие три – надежда на Божию милость и радость о свершившемся избавлении. После третьего псалма из алтаря исходит иерей, чтобы пред закрытыми вратами прочитать 12 утренних молитв.
Священник здесь – как бы символ Самого Бога, отозвавшегося на покаянный плач и боль людей.
Узнайте интересные подробности о Шестопсалмии:
В храме погасили свет, потушили свечи..Креститься и кланяться почему-то нельзя. Что происходит?
Перед каноном: 50-й псалом
До псалма, который царь Давид написал, каясь в тяжком согрешении, мы слышим Слово Божие – Евангелие, которое говорит о том, каков должен быть созданный по образу и подобию Божию человек. И всякий, посмотрев при этом на собственную душу, свои немощи, искренне взывает с Давидом:
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»
Хвалительные псалмы: 148, 149, 150
Они открывают последнюю часть Утрени. Это очень древние песнопения, известные во времена Ветхого Завета – ими иудеи сугубо благодарили Бога за благодеяния, за созданный Им мир. Ныне же у христиан псалмы как бы благословляют наступающий день:
«Всякое дыхание да хвалит Господа».
Вслед за тем начинается Первый Час.
Часы
Это службы, которые положено совершать в определенное время дня. На практике они служатся:
- 1 час – сразу после Утрени (вечером);
- 3 и 6 – перед литургией с утра;
- 9-й в приходском храме можно услышать только Великим Постом, когда все службы Часов совершаются «сполна».
Первый час: псалмы — 5, 89, 100
Это служба, на которой христиане испрашивают Божие благословение на предстоящий день:
- 5 псалом – молитвенное взывание ко Господу при начале дня: «Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя»;
- 89 – восхищение величием Бога, Создателя мира и в то же время – смиренное преклонение пред Ним в сознании своей немощи и малости, ведь «лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь…»;
- 100-м псалмом молящийся как бы обещает Богу провести день «свято, мирно и безгрешно».
Третий час: псалмы — 16, 24, 50
На этой службе воспоминается Сошествие на Апостолов Святого Духа. А потому псалмы этого часа – покаянные, ведь молящийся зрит себя как бы пред Самим Третьим Лицом Святой Троицы.
«Духа Твоего Святаго не отыми от мене,» – так взывает св. Давид.
Шестой час: псалмы — 53, 54, 90
Шестой час богослужения посвящен Распятию Господа. Именно поэтому первые два псалма – скорбь неправедного гонимого человека (таким был и Христос!), а 90-й – из тех, что произносятся в критической ситуации, «у врат смертных».
Девятый час: псалмы — 83, 84, 85
Служба посвящена крестной Смерти Христа. Но псалмы, которые звучат – не о скорби, а о грядущем спасении, которое принесет Его Воскресение. В 84 псалме говорится:
«Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче, ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя».
Литургия: 102, 145 и 33 псалмы
Первые два псалма называются также «антифонами», так как их принято исполнять (по возможности) двумя хорами попеременно. Они восхваляют премудрость Божию, Его милости.
В древности, как установил западный литургист Хуан Матеос, эта часть литургии проходила как крестный ход, который шел по улицам Константинополя, радостными песнопениями возвещая о Христе.
33 псалом хор поет перед Причастием: еще и еще христиане призываются «благословить Господа на всякое время».
Таков суточный богослужебный круг. Но псалмы используются и в другое время.
118 псалом — при погребении усопшего и на панихиде
118 псалом (17-я кафизма) также имеет название «Непорочны», по первым словам: «Блаженни непорочнии в путь…». Самый большой из псалмов – как бы исповедь души Господу за всю земную жизнь.
Хотя Устав требует полностью читать его на чине погребения, на практике это бывает крайне редко. Но отдельные стихи псалма поются не только на погребении, но и на всякой панихиде. А также читается мирянами на третий, девятый и сороковой день по кончине усопшего и в родительские субботы.
Молебны: когда какие псалмы звучат
Во время молебнов — этих кратких служб «на всякую потребу» прихожан также читаются псалмы.
О болящем — псалом 70
Этот псалом – прошение находящегося в бедствии человека, не имеющего иной помощи, кроме как свыше. Именно ее Церковь испрашивает больному.
Благодарственный молебен- 117 псалом
Текст псалма говорит сам за себя: это торжественное благодарение Бога, за Его благодеяния. Именно этому посвящен молебен, который служится ради славословия Господа за исполненное прошение, исцеление болезни или что-либо иное, за что верующий хотел бы Его поблагодарить.
64-й псалом — Новый год
Этот псалом прославляет «лето благости» Божией, восхваляет природу, созданную Им, и дела рук человека, которым помогает Господь. Именно поэтому его словами испрашивают благословения на грядущий год земной жизни.
Путешествующим — псалом 120
Слова псалмопевца здесь посвящены Богу – хранителю «вхождения и исхождения» человека, его покрову и защите. Именно поэтому его читают, когда христианин просит благословения на дорогу.
Просительный молебен: псалом 142
Псалом написан во время гонения, которое терпел Давид от своего взбунтовавшегося сына, Авессалома. На молебне он читается о всех, кто просит милости и защиты.
Перед причащением: 22, 23, 115
В молитвенном правиле к главному Таинству 22 псалом говорит о всецелой надежде на Бога, ведущего ко спасению, следующий – о «горе Господней», как бы образе Царства Небесного. А 115 псалом – прямое пророчество о Евхаристии. За 1000 лет до Рождества Христова говорил Давид:
«Чашу спасения прииму и Имя Господне призову».
Именно поэтому псалмы звучат за каждым богослужением, а многие христиане любят читать их и дома, освящая ими свой земной путь.
Читайте также:
Псалмы на все случаи жизни: полный список
Список всех псалмов, которые звучат в храме
Вечеря:
- Предначинательный: пс. 103.
- «Блажен муж»: пс. 1.
- На «Господи, воззвах»: пс.140, 141, 129, 116.
- В конце вечерни: пс. 33 (Только Великим Постом).
Повечерие: пс. 4, 6, 12, 69, 90, 142.
Утреня:
- Начало: пс. 19, 20.
- Шестопсалмие: пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142.
- Перед каноном: пс. 50.
- Хвалительные псалмы: пс. 148, 149, 150.
Часы:
- Первый: пс. 5, 89, 100.
- Третий: пс. 16, 24, 50.
- Шестой: пс. 53, 54, 90.
- Девятый: пс. 83, 84, 85.
Литургия: пс. 33,102, 145.
Молебны:
- Путешествующим: 120,
- О болящем: 70.
- Просительный молебен: 142.
- Благодарственный: 117.
- Новый год: 64.
Погребение: пс. 118.
Перед причащением: 22, 23, 115.
Какую Псалтирь купить начинающему
Русский текст этой Псалтири сделан с греческой Септуагинты русским ученым П.А. Юнгеровым и одобрен Святейшим Синодом. Небольшой формат, шрифт крупный. Удобно вникать в смысл: перед глазами сразу два текста - церковно-славянский и русский.
Канонический текст Священного Писания, дополненный комментарием к каждому псалму, и сугубой дополнительной молитвой после каждой кафисмы. Эти дополнения имеют целью помочь молящемуся более предметно выразить свои чаяния перед Богом за себя и своих ближних. Формат 175*75; бумага -газетная
Книга на русском языке среднего размера. Обложка из натуральной кожи, шелковая закладка. Красочные иллюстрации и глянцевая бумага высшего качества - Золотая серия издательства Ковчег
Издание среднего формата включает в себя текст книги Псалтирь, напечатанный гражданским шрифтом, а также основные молитвы и каноны по усопшим, в том числе канон святому мученику Уару за умерших без Святого Крещения и канон преподобному Паисию Великому за умерших без покаяния.
Книга для тех, кто хочет лучше понять смысл Псалтири и научиться читать по-церковнославянски. На ее страницах церковнославянский текст Псалтири снабжен параллельным переводом на русский язык. Приводится житие святого царя Давида, зная которое легче понять написанные им псалмы. Включены краткие толкования псалмов словами святых отцов и основы церковнославянской грамоты.
Все в одном месте - кроме псалмов Давида книга содержит евангелие от Луки,Матфея,Марка и Иоанна, молитвы утренние и вечерние, правило перед Причастием, акафисты каноны. Крупный шрифт, твердая обложка. Издательство -"Данилов монастырь"