------------------- Крещение Господне - православный праздник 19 января
Православие сегодня Праздники Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

0 Comments
Крещение Господне - православный праздник 19 января

О Крещении знали почти все даже в советские годы, когда вера подвергалась гонениям. Хотя приходить к храмам, чтобы взять святую воду, было чревато неприятностями, например, словосочетание «крещенские морозы» атеисты так и не смогли искоренить. Другое дело, что за десятилетия безбожия люди основательно позабыли, «в честь» какого Крещения морозы и зачем действительно нужна святая вода. Что же это за праздник?

Крещение: 19 января — поста нет

Православные России отмечают Крещение Господне (Богоявление) 19 января.  Устав отменяет пост даже, если дата выпадает на среду или пятницу, в отличии от предыдущей даты — Навечерия Богоявления (18 января) — день строгого воздержания.

Не все христиане празднуют 19 числа

Однако эту дату нельзя назвать единой для всего христианского мира:

  • вместе с нашей страной Крещение празднуют Церкви, которые придерживаются юлианского календаря;
  • 6 января, по так называемому ново-юлианскому календарю, отмечают праздник греки (Элладская Церковь, Константинопольская Патриархия), а также другие Православные Церкви, перешедшие на этот календарь; разница дат обусловлена просто тем, что григорианский и совпадающий с ним ново-юлианский календарь расходится со «староюлианским», которого держится Русская Церковь, на 13 дней (разбор календарей);
  • у католиков разделяют Богоявление и Крещение: первое приходится на 6 января, а второе – на ближайший после него воскресный день; этот порядок установлен со 2 пол. XX в., после Второго Ватиканского Собора, тогда как ранее Крещение праздновалось 13 января;
  • наконец, особенным образом отмечает праздник Армянская Апостольская Церковь – 6 января празднуется и Рождество, и Крещение одновременно; праздник носит единое название – Богоявление.

Кто и когда установил дату

Восточно-христианская традиция отмечать Крещение 19 января известна с конца IV в. Отправной точкой выделения праздника как отдельной даты стала зародившаяся на Западе практика празднования Рождения Спасителя как особого праздника.

Интересные факты о Крещении

  1. Одновременное празднование Рождества и Крещения – древнейшая традиция, известная по крайней мере с рубежа II-IIIвв. Тогда христиане праздновали вообще «Теофанию» («явление Бога»), или, на латыни «Manifestatio» («Явление»). Воспоминались как Рождество Христово, так и вообще последовавшие за ним события, то есть поклонение пастухов, волхвов, годы жизни Христа до 30 лет – вплоть до Крещения Спасителя включительно. Именно эту древнюю традицию хранит сейчас Армянская Церковь.
  2. Слова праздничного песнопения, в котором говорится, что река Иордан «своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема», представляют собой описание чуда, которое не раз зафиксировано на видеозаписях последних лет паломниками – после погружения распятия в воды святой реки на Крещение, она на несколько минут меняет направление течения на противоположное.

    Река Иордан купаются

    Река Иордан сегодня (фото Геннадия Михайлова). Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема»(тропарь праздника)

  3. Место, где Иисус вошел в воды Иордана, называется Вифавара, то есть буквально «переправа», или брод. Здесь действительно было неглубоко, так что реку можно было перейти пешком, не пускаясь вплавь. Поэтому – а еще потому, что именно здесь перешли через Иордан евреи, вместе с Иисусом Навином пришедшие в Землю Обетованную, Палестину – св. Иоанн Предтеча и выбрал это место для Крещения.

    Крещение на Иордане

    Вифавара. Иордания. Фото Геннадия Михайлова

    Первый христианский храм на этом месте возведен в V в., сейчас археологам удалось найти его фундамент. На месте Крещения –археологический заповедник и подворье Русской Церкви со странноприимным домом для паломников. Сама территория принадлежит Иордании.

  4. Так как река за прошедшие 2000 лет неоднократно меняла русло, место Крещения определяется приблизительно.

Река – граница этого Иордании и Израиля, причем ее западный берег с 1967 г. захвачен еврейским государством, после чего в 1974 г. было произведено минирование (около 2500 мин). Поэтому до 2019 г. доступ паломников к месту Крещения Господа со стороны Израиля был затруднен (существовала лишь одна тропа). К тому же это было опасно для жизни. В течение 2 лет Израиль разминировал территорию, на которой находится множество древних храмов, закрытых монастырей – памятников архитектуры. Операция разминирования, как сообщало агентство РИА Новости, окончательно завершилась не более 3-4 лет назад.

Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

Однако, путешественники, бывавшие здесь в последние месяцы, говорят, что минные заграждения и предупреждающие таблички (в том числе – на русском языке) так и не сняты до настоящего времени.

Про крещенскую воду

Христиане древности верили, что в полночь Крещения вода всех источников становится святой – причастной Божией благодати. В последние годы исследования ученых подтвердили: воды в Крещенскую ночь действительно изменяют свои свойства. Об этом многом другом, связанной с Великой Агиасмой, как именуют святыню, можно прочитать в статье по этой ссылке.

Русские традиции: благочестивые и языческие

Среди них есть как благочестивые, так и те, что пришли из языческого прошлого.

Когда купаются на Крещение

Когда купаются на Крещение

Когда купаются на Крещение в проруби

Как правило, 19 января, после окончания утренней службы. Сам этот обычай, вероятно, имеет славянское происхождение. Например, служащий при подворье Русской Церкви на Иордане игумен Михей (Селяков), говорит:

«Погружаться в воду – это больше русская традиция. Я не видел, чтобы иностранцы купались».

Иордан на Крещение

Русские купаются в реке Иордан. Татьяна Ермакова во время паломничества на Святую Землю: «Мы погружались в реку и вместе с нами из воды выскакивали большие рыбы. На Иордане я была раз 12, и такое увидеть – просто чудо».

Но, может быть, именно из за русского происхождения крещенских купаний вокруг них немало полуязыческих суеверий, среди которых, например, такие:

  • купание в проруби совершенно обязательно (в действительности церковный Устав не знает такого ритуала);
  • крещенская вода смывает грехи (грубое заблуждение, на самом деле для этого необходимо Таинство Исповеди);
  • погружение на Крещение дает здоровье на весь год (на самом деле стоит вспомнить слова Христа «не искушай Господа Бога твоего»; а врачи не рекомендуют погружаться в прорубь зимой тем, кто, например, страдает от повышенного давления, болезней сердца).

Можно ли в результате купания заболеть или даже умереть? Если не приняты разумные меры предосторожности – можно. А на прорубях, которые не оборудованы, где рядом нет сотрудников МЧС для возможной экстренной помощи – бывает, что люди и тонут. Поэтому подходить к соблюдению обычая, пусть и в основе своей благочестивого, стоит с рассуждением и реальной оценкой своих сил.

Что делать в Крещенскую ночь в наше время

По возможности прийти на богослужение и ночной водосвятный молебен. Дома можно почитать молитвы празднику Богоявления, акафист или канон.

Что нельзя делать перед Крещением Господним

Заниматься колдовством и гаданиями: это чисто языческая традиция наших предков, следование которой не только отлучает человека от Бога, но и попросту опасно для душевного и физического здоровья.

Крещенские морозы и другие приметы дня

Действительно, на территории страны в это время очень часты антициклоны, приносящие погоду ясную и морозную.

Вот еще некоторые погодные приметы:

  • снегопад на праздник предвещает урожай хлеба;
  • солнце на Крещение – к жаркому лету;
  • мороз без ветра – к хорошему урожаю.

Библейская история Крещения Христа

Иоанн ожидал Спасителя – но никак не думал, что Грядущий окажется… среди тех людей, что толпами шли на Иордан, чтобы исповедать свои грехи и получить омовение от руки пророка. Но именно так и случилось.

История Крещения Иисуса Христа . А. Иванов. "Явление Христа народу" Современные посетители Третьяковской галереи -  участники события двухтысячелетней давности

А. Иванов. «Явление Христа народу» Современные посетители Третьяковской галереи —  участники события двухтысячелетней давности

 

Вот как рассказывает об этом св. Матфей:

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Вероятно, как все иудеи, Иоанн думал о Мессии как царе, властителе – а не одном из множества идущих креститься грешников. Но Человек, в котором святой духом узнал Грядущего, твердо отвечает: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Исповеди грехов не было – именно поэтому св. Матфей отмечает, что по омовении Иисус «тотчас вышел из воды» (Мф. 3:13-17). Именно в этот момент св. Иоанн, во удостоверение, что Мессия уже явлен, увидел небесное видение: как бы отверстые небеса, Святого Духа под видом голубя.

Крещение Господне

М. Нестеров. 1890–1894 гг.: Крещение Господне (Богоявление).  Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве

А потом раздался глас Отца:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Евангелист пишет, что все это «увидел Иоанн»: выходит, пришедший народ лишь удивился, что некий Человек был крещен, не исповедав грехи и быстро вышел из воды… Но не тогда ли Иордан, потрясенный явлением своего Создателя, впервые на несколько минут потек вспять?

Тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил: 20 января — Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В каком году и месяце произошло событие

Св. Лука указывает, что Иоанн вышел на проповедь «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря». Кроме того – что Христос к этому времени «был лет тридцати».

Чисто и месяц события исторически определить сложно: древнее предание называет дату 6 января, которая, однако, относится и к Рождеству Спасителя, и к чуду в Кане Галилейской.

Значение и богословский смысл Богоявления

На христианском Востоке сейчас принято понимать Крещение Господа от руки св. Иоанна Предтечи как момент явления миру Бога Троицы – по сути, впервые в истории людей после их грехопадения:

  • Сын Божий – Второе Лицо Божества – вошел в воды Иордана как Человек;
  • Дух Святой, Которого св. Иоанн Креститель видел подобным голубю, сошел на Христа с небес;
  • слышен был глас Бога Отца, которым Он говорил об Иисусе.

Это явление – не просто свидетельство о Боге, но также – о Его любви к людям, ведь Господь, сойдя в воды, освятил их. А по Крещении, после сорокадневного поста, Он вышел на проповедь о Своем Небесном Царстве.

Несколько иным образом понимает Богоявление западная традиция: она делает акцент на том, как Иисус постепенно открывается людям, как Спаситель:

  • 6 января – праздник воспоминания прихода волхвов ради поклонения Богомладенцу; именно тогда (а не когда Ему поклонились мало кому известные пастухи сразу по Рождении) о Родившемся узнают иудеи, царь Ирод – а через «волхвов с Востока» также язычники;
  • следующее празднование (ближайший воскресный день) уже посвящено Крещению Господа, когда людям было явлено Его Божество; но речь здесь не только о Крещении – читаемое праздничное Евангелие посвящено первому явному чуду Иисуса, претворению воды в вино в Кане, городе в Галилее.

Такое понимание Богоявления в IV в. не было чуждо и христианам Востока – ведь первоначально это название носил единый праздник, включавший воспоминания не только прихода волхвов, Крещения и чуда в Кане, но и Рождество Христово. Например, именно так понимал это свт. Епифаний Кипрский, который в конце IV в. писал, что Канское чудо было ровно через 30 лет по Рождестве – в тот же самый день, соответствующий, по календарю Египта, 11 числу месяца тиби, а по римскому, юлианскому – 6 января.

Крещение в Армянской церкви

Сейчас же древнюю христианскую традицию сохраняет только Армянская Апостольская Церковь, не разделяя празднования Рождества и Крещения – так как она отпала от Вселенского Православия, не признав решения Халкидонского Собора 451 г., а после – и все другие решения, принимавшиеся Церквями православного мира, включая разделение праздника Богоявления на два – Рождества и Крещения, которое относится примерно к VI в. (Фото РИА Новости)

В чем суть водного крещения

«Βάπτισμα» («баптисма»), омовение – таково более точное греческое именование этого ритуала, основанного на древнем представлении о воде как очищающей, омывающей не только тело, но и душу, освобождая от грехов. Ко времени Христа его принято было проводить над язычниками, принимающими иудейскую веру. Однако, «баптисма» св. Иоанна Предтечи имела ряд очень существенных отличий от традиционного омовения:

  • оно совершалось не над язычниками, а над иудеями, которым по Закону Моисея такое омовение было не положено, как представителям народа, знающего Бога, избранного;
  • как правило, ритуальное омовение иудей совершал сам – но омовение св. Иоанна происходило через посредника, его совершал сам пророк.

Согласно сохранившимся свидетельствам, св. Иоанн сходил вместе с омываемым во Иордан, обливал водой его голову и плечи, затем требовал от пришедшего покаяния в грехах, возложив руку на его голову. После этого св. Иоанн полностью погружал его в воды со словами, которые доносит до нас древнее предание, но о которых не говорят Евангелисты: «Крещаю тебя во Имя Грядущего». Затем человек выходил на берег, где облачался в белые одежды.

Но почему делаемое св. Иоанном вызывало недоумение священников и вообще многих иудеев, так что, согласно Евангелистам, они присылали к Иоанну служителей, желая узнать, что происходит (Ин.1:25)? Прежде всего, потому, что омовение и исповедь грехов касались иудеев, хотя сам ритуал был предназначен для язычников.

Очевидно было, что речь идет о какой-то иной праведности, нежели ветхозаветная, о новой жизни, символом которой были белые одежды – но что это за жизнь?

Ответ дал посланным сам святой:

«Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин.1:26-27).

Иными словами, пророк – кстати, отрицавший, что он именно пророк, называвший себя лишь «гласом вопиющего в пустыне» – прямо говорит, что «крещение покаяния» необходимо для того, чтобы встретить Мессию, Который уже скоро будет явлен. Именно таков был смысл «крещения Иоаннова».

Особенности богослужения

Накануне праздника, как и перед Рождеством – день строгого поста, называемый Крещенским Сочельником. 18 января, с утра в храмах служатся Царские Часы, на которых читаются пророчества о событии из Ветхого Завета, а также Евангелия. Затем служится литургия Василия Великого – но особым чином, она соединяется с Вечерней. По окончании службы совершается первое освящение воды.

Богослужение на Крещение

Вечером проходит всенощное бдение, а ночью с 18 на 19 января в большинстве храмов – литургия, после которой еще раз освящается вода (детали). Утром 19 января служат позднюю литургию, после которой Великое освящение воды совершают еще раз, ради множества приходящих людей.

Узнайте также:

  1. Православная Пасха: от Масленицы до Радоницы+все переходящие праздники Церковного календаря
  2. Пост перед Пасхой — Великий: суть и правила 48-дневного воздержания+ советы начинающим

Молитвословия на Крещение

Песнопения и Евангельские чтения дня посвящены событию пришествия Господа на Иордан и Его Крещения от руки Предтечи. Чтобы понять их смысл, лучше всего предварительно дома почитать Евангелия, где в первых главах говорится о Крещении. Вот, например, тропарь праздника.

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

А вот кондак содержит уже осмысление значения события для людей:

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

Иконы, фрески и мозаики

Самая ранняя фреска относится к III в. и найдена в Риме, в катакомбах. На ней Христос изображен как юноша – как обычно писали Спасителя в то время.

Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

Крещение. Фреска нач. III в., Рим, катакомбы св. Каллиста

Первые иконы показывают лишь Его и Иоанна Крестителя, выше – голубя.

Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

Крещение Господне. Рельеф на саркофаге. Рим. V век

Иконография, которая сейчас привычна христианам, сформировалась к VI в. С этого времени на образах – Иордан, стоящий в нем Христос и св. Иоанн Креститель. Вокруг – Ангелы. Самые древние подобные мозаики находятся в храмах итальянского города Равенна.

Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

Крещение Господне. Мозаика. Равена. VI век

Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

Иконография: Богоявление (Крещение Господне) Последняя четверть XVII века.Материал:  Многофигурная композиция на фоне горок, реки Иордан и редкой растительности. В центре в водах Иордана стоит обнаженный Иисус Христос. Слева от него Иоанн Креститель, возлагающий правую руку на чело Христа. Вверху сегмент неба и исходящий из него луч со Святым Духом в образе голубя (символы присутствия Бога). Справа группа ангелов, держащих белые пелены. В водах Иордана еще две фигуры — обнаженного мужчины и полуобнаженной женщины. Слева и справа на горках, в предстоянии группы людей. Вохрение ликов довольно плотное, по темному санкирю. Золотые нимбы с алой обводкой. Цвета одежд: алые, вишневые, зеленоватые, синие с золотым ассистом, воды Иордана темно-зеленые. Фон золотистый. Стилистический образ близок группе икон, происходящих из разных храмов и относящихся к одному из ведущих направлений в иконописи Костромы последней четверти ХVII века.  © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Дерево, темпера. Размеры иконы: 111 см* 97,7 см

Песнопения праздника валаамского распева

Песнопения праздничных богослужений, а также освящения воды, которое в эти дни совершается особым Великим чином: в храме, на реках или на источниках.

 

С Крещением Господним!

Поздравить близких можно как своими словами, так и стихами, которых о событии написано немало.

Когда-то принял Иисус Крещение,

И стала в этот день вода святой,

Пускай больным дарует исцеление,

А в дом приносит радость и покой.

Пусть Дух Святой, как голубь белый,

Что снизошел когда-то на Христа,

Своим теплом и радостью согреет

В морозный день Крещения всех всегда.

Редакция поздравляет с великим праздником всех читателей! Пусть чистая вода Благодати омоет наши души, чтобы идти за Христом по пути спасения – к Его Царству, которое теперь так близко к нам.

Наталья Сазонова

Использованы материалы:

  1. статьи Н. В. Квливидзе «Крещение Господне (Богоявление)» (Православная Энциклопедия)
  2. книги И.В.Баженова «Крещение Иоанново и христианское»
  3. https://pravoslavie.ru/127119.html – интервью игумена Михея

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Сретение Господне: что это за праздник? И при чём здесь свечи, балы и День православной молодежиСретение Господне: что это за праздник? И при чём здесь свечи, балы и День православной молодежи

0 Comments
Сретение Господне - значение и история церковного праздника

15 февраля. Этот день знают, как один из «двунадесятых», то есть двенадцати «великих праздников», отмечающих важнейшие события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы – вехи нашего спасения. А вот светские люди слышали, о Сретении как Дне православной молодежи и балах, которые приурочиваются к этому дню. Наконец,

Праздники

Как праздник Казанской иконы Божией Матери стал Днём народного единства и при чем тут «Бессмертный полк»Как праздник Казанской иконы Божией Матери стал Днём народного единства и при чем тут «Бессмертный полк»

0 Comments
День Казанской иконы Богородицы

Среди любимых на Руси сотен чудотворных икон Пречистой есть одна –  особенная, связанная с ключевыми событиями истории страны. Ее называют «Одигитрией сибирских первопроходцев», а еще именуют спасительницей страны – именно в преднесении иконы Казанской Божией Матери вошло в Москву народное ополчение 1612 г., освобождая ее

Праздники

От Вознесения до Петрова дня через Троицу: Большие церковные праздники июнь-июльОт Вознесения до Петрова дня через Троицу: Большие церковные праздники июнь-июль

0 Comments
Вознесение Господне - праздник

Ровно 40 дней отделяют двунадесятый праздник Вознесения Господня от Воскресения Христова. В этот день Христос Воскресший видимым образом оставляет мир – чтобы быть со Своими чадами, как Он сказал, «до скончания века» (Мф.28:20) Что празднуют Церковь воспоминает в этот день, как Христос вознесся на небо

Праздники

29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

3 комментария
Ореховый Спас

После «летней Пасхи», Успения, в храмах немноголюдно. Спас, именуемый в народе Ореховым или Хлебным, не относится к числу «великих» (особенно значимых), хотя посвящен иконе, которая сама по себе – истинное чудо. Когда празднуют Третий Спас Третий, Ореховый Спас Церковь празднует на другой день после торжества

Праздники

Летняя. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году: как это было, где это место и сам образ+что и как празднуют православные 21 июляЛетняя. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году: как это было, где это место и сам образ+что и как празднуют православные 21 июля

0 Comments
21 июля - Праздник Казанской иконы Божией Матери

21 июля Казанская Богородица — именинница. В этот день совершается празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, ради явления чудотворныя иконы Ея, именуемой «Казанской». В статье — интересные подробности летнего праздника, фото «ватиканского списка» и пещерного храма в Казани — места явления образа+6 исторических

Праздники