Иеромонах Ефрем (Метс) разобрал евангельский эпизод о чуде в Кане Галилейской, где Христос превратил воду в вино. Автор рассмотрел смыслы, которые в нём есть и… Они не о том, что «христианам можно пить алкоголь».
Чудо в Кане Галилейской: 4 смысловых уровня
Христос никогда не творил чудо ради чуда, т.е. эффекта, но евангельское чудо – это всегда знамение, т.е. знак, указывающий на нечто большее. Поэтому я пойду по пути православной экзегетической схемы и раскрою четыре смысловых уровня:
- Буквальный
- Нравственный
- Аллегорический
- Анагогический
Сосредоточусь только на чуде, не привлекая деталей события, о которых тоже можно много писать, но не буду.
1. Буквальный смысл
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак». (Ин.2:1-2)
Буквальный смысл истории в Кане Галилейской простой и лежит на поверхности.
Бог – участник земных человеческих радостей. Мы можем к Нему обращаться с молитвой даже по мелочам, если эти мелочи в данный момент для нас ценны и важны.
Всякий верующий может рассказать, как Господь сделал ему приятный житейский сюрприз, дал какую-то вещественную радость. Мелочь, а приятно!
Так и здесь на свадьбе Господь помог празднику продолжаться, превратив воду в вино, которое неожиданно закончилось! Супруги скорее всего были малоимущими, а гостей пришло гораздо больше, чем рассчитывали, ведь свадьба обычно длилась несколько дней.
Т.е. основная цель Господа была не в том, чтобы все упились в хлам, тем более в восточной культуре умеют пить умеренно, а в том, чтобы свадебная радость не была омрачена пустым столом.
Христос просто выручил жениха и невесту.
Если бы Иисус пришёл на русскую свадьбу, то не знаю, стал бы Он умножать водку или нет. Если видеть в этом событии только буквальный смысл, то всем алкозависимым очень захочется иметь в друзьях такого Христа.
2. Нравственный смысл
«И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». (Ин.2:3-5)
Теперь извлечём нравственный смысл. Обычно этот отрывок вызывает соблазн и много вопросов, тут я попробую дать свою интерпретацию.
Скажу больше, это самый яркий отрывок о служении Матери Божьей, который продолжается и после Её отшествия в мир иной. В данном эпизоде Христос специально провоцирует отказом свою Мать, дабы Она ещё больше явила своё дерзновение.
Тот же приём Христос использовал в беседе с Хананеянкой, которая просила исцелить её дочь. Иисус как только её не отшивал и не оскорблял, но она не теряя смирения умножала дерзновение, за что и услышала возглас Христа:
«о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». (Мф.15:28)
То же самое Иисус повторяет и в диалоге со Своей Матерью. Он отказывает Ей, чтобы побудить Её к большей вере и настойчивости, что Она и проявляет. А сам Христос к тому же здесь повинуется своей Матери по заповеди Господней о почитании родителей.
Именно этот эпизод лучше всего иллюстрирует наше молитвенное обращение к Матери Божьей как к ходатаице о наших нуждах.
Заповедь Божией Матери всему человечеству об Иисусе звучит так: «что скажет Он вам, то сделайте».
Вера и упование на Христа не должны теряться ни в каких обстоятельствах, даже тогда, когда кажется, что Бог отвернулся от нас.
3. Аллегорический смысл
«Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». (Ин.2:6-10)
Теперь перейдём к аллегории.
Превращение воды в вино означает то, что с пришествием Христовым и Его заповедями у жизни появляется смысл и радость. Образ воды здесь означает то же, что и когда мы говорим: в твоём тексте много «воды», т.е. много бессмысленного и бессодержательного.
Именно такой стала человеческая жизнь после грехопадения – пресной и безвкусной, как назвал её Екклесиаст: «суета сует».
Не зря после сошествия Святого Духа на апостолов и их проповеди, люди заподозрили их в пьянстве:
«И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». (Деян.2:12-13)
Благодать Божия похожа на вино тем, что придаёт жизни вкус и веселит сердце человека. Таким образом, можно сказать, что Ветхий Завет дал человеку воду, которая очищает, утоляет жажду, а Новый Завет дал вино, т.е. радостную и сладкую жизнь:
«Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». (Ин. 1-17)
4. Анагогическое толкование
Теперь разъясню анагогическое толкование, которое переводится как «восхождение», т.е. высший смысл этого чуда.
Святой Ефрем Сирин пишет:
«Итак, из воды сделал вино (для того), чтобы всех уверить в том, каким образом произошло Его зачатие и рождество… Обе великие перемены, то есть в рождестве и смерти Своей, как бы печатью утвердил, когда вода, которая сообразно своей природе подвергается превращению в вино».
Ключевое слово тут превращение, или по-другому «пресуществление», т.е. Бог кардинально меняет природу материи, нарушает её закон: сначала родившись от Девы, а потом воскреснув из мёртвых. Это чудо подготавливало к тому, чтобы принять Таинства, не вмещающиеся в разум.
Тот же святой пишет:
«Точно так же и в конце времен те же самые твари будут обновлены, поскольку та воля, которая одним повелением тотчас же изменила простую воду в приятное вино, в конце времен всему творению возможет восставить вид, доброта которого неизреченна».
Иными словами, Христос показал знамение будущего века. Нам невозможно представить жизнь не такой как она сейчас есть, но это чудо знаменует изменение всего физического мира.
«Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии». (1Кор.2:9-10)
Иеромонах Ефрем (Метс)
Читайте также: