Даже до наших дней ходить по городу в этот день приходится с некоторой опаской: того и гляди обольют водой. Ну а спросить юных «приверженцев традиции», что и она значит – окажется, что и не знают ничего, кроме имени: Иван Купала. Но кто это – уже не скажут.
Что это и когда бывает
Древний славянский праздник, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя, приходится на 7 июля.
Это постный день?
С точки зрения церковной, в это время проходит Петровский, или, если правильно, Апостольский пост, поэтому скоромная пища, конечно, верующим не благословляется.
Кто такой Иван Купала
Ответ на этот вопрос не так прост. У историков и этнографов существуют две точки зрения:
- первая основывается на так называемой Густынской летописи, которая появилась в XVII в. и называется так по монастырю на Украине, где была составлена; здесь говорится о «Купале», как языческом божестве, который «бяше бог обилия, ему же безумныи за обилие благодарение приношаху во то время, егда имяше настати жатва»;
- другие ученые обращают внимание, что это – по сути, первое упоминание о «божестве», да еще и позднее, XVII в., в более ранних же источниках такой «бог» вообще не известен; поэтому делается предположение, что славянское слово «купала» просто калька греческого «βαπτιστήσ» («баптистис»), то есть «погружатель» или, более привычно, «креститель»; следовательно Иван Купала не кто иной, как св. Иоанн Креститель, Рождество которого Церковь как раз и празднует 7 июля.
В таком случае получается, что исконно славянское именование праздника не дошло до нас – вероятно, оно постепенно исчезло, когда в этот день стали церковно отмечать Рождество Предтечи. А вот как воспринимали святого на славянских землях, если его имя дало название празднику – большой вопрос к принявшим Крещение христианам. Ведь, исходя из традиций «Купалы», Крестителя действительно, по сути, считали языческим божеством, так что летописец XVII в. не так уж далек от истины.
День солнцестояния: история праздника на Руси
Праздник известен как специфически восточно-славянский, то есть отмечаемый русскими, украинцами и белорусами.

Цветок папоротника на белорусской памятной монете «Купалле»
Земледельцы, всецело зависевшие от природы, остро чувствовали ее изменения – именно поэтому для наших языческих предков был так значим день летнего солнцестояния, когда день и ночь становятся равны по продолжительности, а затем солнце «поворачивает на зиму»: дни становится короче, и вот уже скоро конец совсем короткого в наших широтах лета.
Это время ощущалось язычником как некое таинственное, когда очень тонка грань между «этим» и потусторонним мирами – отсюда множество магических по сути ритуалов, которые издавна проводили наши предки.
Традиции и приметы дня
Их существовало великое множество, причем уровень популярности праздника даже через несколько столетий после Крещения Руси был таков, что даже в XVI в. игумен Псковского Елеазаровского монастыря Памфил с горечью описывал празднество так:
«Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление».
В поисках папоротника, или Вечер накануне
В то время как Церковь готовилась к великому празднику Рождества Иоанна Предтечи, ее неразумные чада… отправлялись в лес. Причем на всю ночь. Именно здесь творилась «магия» праздника: так, считалось, что в эту ночь единственный раз в году зацветает папоротник, и его особый цветок сверкает, озаряя все вокруг.

В. Прушковский «В купальскую ночь» (или «Цветок папоротника») (1875)
Нашедший его и сумевший сорвать, может получить «мудрость», обрести сверхспособности видеть невидимое. А «всего-то» нужно зайти в лес (белорусы советовали – так далеко, чтобы и петухов из родной деревни не было слышно), оградиться магическим кругом и прочитать заговор… Причем здесь христианство? Правильно, ни при чем.

К слову, каждый уважающий себя ботаник, скажет, что папоротники не цветут!
Эти очень древние растения, существовавшие на нашей планете вместе с динозаврами,
размножаются спорами как грибы, а не за счет совокупления пестиков с тычинками. Любое фото в интернене — подделка. Иллюстрация из свободных источников: типичный вид папоротника средней полосы России
Ночь на Ивана Купалу
Впрочем, цветущий папоротник искали особенно целеустремленные. Большинство же уходили в лес не за этим.
Костры
Сюда, на большую поляну, приносили множество хвороста и разжигали огромный костер. Вокруг него водили хороводы, пели песни. А еще – прыгали через огонь: считалось, что это… очищает.

Фотограф: А. Мазуркин
Была и традиция прыгать вместе девушке и парню, держась за руки: если руки их во время не разжимались – верная примета, что поженятся. Можно ли было не прийти в лес или отказаться прыгать? Нельзя. Девушка, отказавшая участвовать в действе, в глазах окружающих считалась… ведьмой! Ее секли крапивой, унижали, бесчестили. Зато истово прыгавшие через пламя – действительно правильные… христианки ли?
Что делают в этот день: обряды и обычаи
Суть всего происходящего состояла в том, чтобы обеспечить благоприятный переход от лета к будущей осени, хороший урожай – и сделать это магическим образом.
Деревце «купайло»
Иногда в костер втыкали шест с колесом наверху – некоторые этнографы считают это символом древа жизни. Но гораздо чаще наряжали или срубленное молодое дерево, или использовали растущее в лесу. Вокруг «купайлы», как именовали такое деревце, проходили игрища, водились хороводы, и, наконец, его сжигали.
Венки и гадания
Они плелись заранее, из разных трав и цветов, каждое растение имело при этом символическое значение, как и сам венок в целом –даже его форма, круг, символ завершенности, полноты, и, конечно, защиты от злых сил. В Белоруссии традиции «купайлы» и венка совмещали: на роль деревца выбирали саму красивую девушку.
Её раздевали догола (это скромную крестьянскую дочь, в обычной жизни носившую несколько слоев одежды!) увивали растениями. Вокруг «дзевко-купалы», которой завязывали глаза, водили хороводы, а она тем временем раздавала девушками венки. По их состоянию предугадывали будущую судьбу: попался из свежих трав – жди замужества, сухой – бедности и несчастной жизни в браке. В конце праздника венок или пускали по воде, или сжигали.
«Иван Купала обливай кого попало»
И чем попало, кстати. Бывало, обливались и грязью. Исток обычая, который иногда продолжает соблюдаться до сих пор – ритуальные очистительные омовения, которые в день праздника были массовыми – кто купался в озере, реке, кто шел в баню, а кто-то, особенно молодые, просто обливался на улице. Считалось, что это даже полезно – после таких обливаний магическим образом может пойти дождь.

Просто лето. Просто жарко. Просто фонтан.
Как все это совмещалось с христианским содержанием праздника? Легко. Ритуалы проводились между… храмовыми службами! А бывало, что (для усиления эффекта, крестьяне считали, что такое купание оздоравливает на весь год!) – бывало, что купали в освященных (!) источниках. Ну а кто не хотел обливаться и купаться – подозревался в колдовстве. А обливаться с целью «сделать дождь», как сказали бы теперь, «это другое»…
Волшебная роса?
Именно так и считали – мол, помогает коже, бережет от прыщей и вообще кожных болезней. Росу собирали с раннего утра, скатертью, которую протаскивали по траве, а затем, мокрую, выжимали, и водой этой умывались. Что делать, если «Иванов день» выдастся без росы? Страшно и подумать, явно плохая примета.
Секс
Праздник был временем, когда нарушались все принципы строгого крестьянского жизненного устроения. Разгоряченные хороводами, ритуальными песнями и плясками, люди действительно нарушали все моральные запреты – и при этом не чувствовали, что делают что-то предосудительное.
Что вы НЕ знаете о празднике Ивана Купалы
- Нельзя сказать, что наши предки были особо оригинальны по части праздничного разгула. Еще свт. Иоанн Златоуст осуждал подобные игрища современных ему язычников: «Жена на игрищах есть любовница сатаны и жена дьявола. Ибо пляшущая жена многим мужам жена есть. А что мужи? После пития начинают плясание, а их по плясании начаши блуд творити с чужими женами и сестрами, а девицы теряют свою невинность». Было ли такое на Руси? Судя по купальским песням – да, и даже более. По данным этнографов, в них не раз упоминаются, например, кровные родственники, нарушившие нравственные запреты.
- Помимо обливания, существовали и иные «ритуальные бесчинства», как корректно называют их этнографы. Группы парней заходили во дворы, разбрасывали хозяйственный инвентарь, закрывали им трубы, заваливали двери изб дровами или что попадется под руку.
- Была еще особая проделка: шуметь у дома предполагаемого «колдуна». Мол, нормальный человек отнесется спокойно, а колдун выйдет ругаться – тут-то все и станет с ним ясно.
- И, разумеется, творить все эти бесчинства людям «помогало» спиртное, которое буквально лилось рекой в этот день.
Отмечают ли православные?
Отмечать языческий праздник неуместно, да и грешно. Почему же это делают многие наши современники? Думается, что мотивы их несколько иные, чем у русских крестьян: те были склонны к двоеверию, так как в сердцах еще жила дохристианская вера далеких предков, нынешние же любители «народных традиций» – скорее к духовному поиску своих корней, причем методом проб и ошибок.
Иеромонах Иов (Гумеров) говорит об этом так:
«Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество».
Добавим – а зачастую и элементарное незнание.
В чем грех, что нельзя делать и «что за это будет»
И всё же… Ну что такого «просто» искупаться в утренней росе? Ведь это приятно, бодрит, да и, говорят, полезно для здоровья. А почему нельзя принять участие в празднике, сплести венок – ведь это красиво, таинственно, и как-то приобщает к… нашим корням? Да. Языческим корням, магии, обожествлению природы – всему, что составляет суть языческой религии. Господь же чтит человеческую свободу – и потому отходит от того, кто Его оставил ради «красивого праздника». Вот и все, «что за это будет»: оставивший Христа останется один, ведь те, кому жгут костры и поют песни – не боги, но бесы. И не Бог накажет отступника, но сам он – себя же.
Оттого так скорбели о «купалах» отцы Стоглавого Собора в XVI в., потому предостерегают от игр в язычество даже «понарошку» и современные пастыри.
Наталия Сазонова
Отзыв
Впечатления от участия в ночном мероприятии в честь Ивана Купалы Ирины Б. добавим к статье:
У кого как не знаю, а вот у меня после похода «из любопытства, за компанию, ради общего развития» на ночное мероприятие в честь Ивана Купалы был глубокий провал в уныние-депрессию.
Считаю себя человеком православным, воцерковленным, но почему-то чувство покаяния пришло не сразу. За это время накрылись все творческие проекты… Пока не осознала – это предательство! Опытно почувствовала: Господь ревнив…А я отошла от Его благодати в темноту и копошилась там, хотя молитвы вычитывала и даже причащалась, после формальной исповеди …Прости, милосердный Господи, прими еще раз раскаяние.
После покаяния отпустило. Вернулось то, что в миру называют вдохновением и внутренней гармонией.
Но не урок) Спустя время случилось новое предательство, связанное с другой темой. Восхитилась крепкой верой мусульман и опять «ради общего развития и за компанию»… в мечеть на экскурсию…и тоже полгода понять не могла, отчего сердечного покоя, мира и духовной радости то нет…Уважать надо чужие традиции, а не завистливо восхищаться.
Не знаю как люди выравниваются после подобных штук предательских, а меня выправляют мамины молитвы и многодневные крестные ходы, за 2- 5 дней непрерывного ходу с молитвой вся жизнь перелопачивается…Вот прям от души рекомендую. Психотерапия, реанимация души…однако. Только успевай записывай все забытые косяки, что всплывают из глубины подсознания, да сдавай на Исповеди…освобождайся и возвращайся к Свету.