Литургия Василия Великого служится только 10 раз в течение церковного года, семь раз из десяти — в Великий пост + в оба Сочельника и день памяти святого ее создателя. Первая служба в 2024 году — 6 января, последняя — 4 мая. Принято считать, что привычная верующим Златоустова литургия — это сокращение Васильевой.
Литургии Василия Великого в 2024 году
- Навечерие праздника Рождества Христова — 6 января*.
- Крещенский сочельник — 18 января*.
- Память самого свт. Василия — 14 января.
- Первые 5 воскресных дней Великого Поста — 24 и 31 марта + 7, 14 и 21 апреля.
- В Великий четверг — 2 мая.
- В Великую субботу — 4 мая.
*Если сочельник выпадет на воскресенье, субботу или понедельник, то Васильева литургия служится на сам праздник.
Всего же в православной церкви сегодня совершаются литургии трех чинопоследований:
- Литургия Иоанна Златоуста.
- Литургия Василия Великого.
- Литургия Преждеосвященных Даров (Григория Двоеслова?) — особый чин причащения в будни Великого Поста ранее освященными на полной Литургии Дарами.
Чин двух полных литургий состоит из трех частей:
- Проскомидии (подготовительной).
- Литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать готовящимся к принятию крещения).
- Литургии верных (на которой оглашенным присутствовать не благословляется).
Тут чуть подробнее о литургии.
Чем отличается от литургии Иоанна Златоуста
Служба Василия Великого не отличается от совершаемой в большинство дней («по умолчанию») литургии свт. Иоанна Златоуста почти ничем, кроме несколько большей длительности евхаристических молитв – за счет чего и продолжительность самого богослужения также чуть дольше.
Ошибочно думать, что это не значительное отличие. В этих евхаристических молитвах, которые священник читает после пения Символа веры содержится всё богословие литургии.
Тайные молитвы священников
К сожалению, последние полторы тысячи лет эти молитвы батюшки читают «тайно» («про себя», или очень тихо). А песнопения Васильевой литургии прихожанам кажутся просто протяжными – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвной молитвы в алтаре.
Священник Феодор Людоговский для сравнения приводит первую из евхаристических молитв (prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).
Есть и заметная особенность литургии святителя Василия: вместо хорошо знакомого христианам, обращенного к Богородице песнопения «Достойно есть» на литургии св. Василия поется иное, тоже трогательное и умилительное:
«О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь…»
О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, Освяще́нный Хра́ме и Раю́ Слове́сный, Де́вственная похвало́, из Нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш. Ложесна́ бо Твоя́ Престо́л сотвори́. И чре́во Твое́ простра́ннее Небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная*, вся́кая тварь, сла́ва Тебе́.
Перевод: О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: / Ангельский сонм и человеческий род. / Ты — освящённый храм и рай духовный, / слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал / прежде всех веков Существующий Бог наш. / Ибо недра Твои Он в престол обратил / и чрево Твоё обширнее небес соделал. / О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, / слава Тебе!
*в греческом языке «благодать» (χάρις) и «радость» (χαρά) – однокоренные слова.
«О Тебе радуется»: слушать отпуст:
Во время проскомидии и на отпусте верующие слышат имя составителя литургии.
Кануны Рождества, Крещения и Пасхи: особенности служб
Рождество Христово, Богоявление и Пасха — три величайших православных торжества. Литургия, которая совершается в дни им предшествующие соединяется с вечерней
Сначала служится вечерня, которая сразу переходит в литургию святого Василия Великого.
По нашей немощи и маловерию в современной практике Вечерня совершается утром, хотя по Уставу, во всех трех случаях эта служить следует во второй половине дня.
Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что служба свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Рождества и Крещения Господня относится уже к самим праздникам. Это первая праздничная литургия, а вторая — святителя Иоанна Златоуста — служится утром. Именно так среди остальных дней церковного календаря выделены три этих праздника.