Псалом 90 знают, как слова, отгоняющие злые силы, умиряющие враждующих. Его читают во время нападения врагов, во всякой душевной скорби. А еще он звучит на заупокойной литии – и даже по кончине хранит душу христианина от бесовских сил. В статье — интересные факты, текст с параллельным переводом на русский язык, правила чтения и краткое, но простое объяснение смысла.
7 интересных фактов о 90-м псалме
- Согласно еврейскому тексту Псалтири, номер песнопения – не 90, а 91. 90-м он стал после перевода Библии на греческий язык 70 «толковниками» в III-II вв. до н.э.
- В греческой Псалтири песнопение написано как «Хвалебная песнь Давида», то есть авторство псалма приписывается этому иудейскому царю. Одни толкователи думают, что он – пророчество о победе над врагами дальнего потомка Давида, царя Езекии, другие – что это благодарность Богу за избавления народа от морового поветрия. Однако иудеи считают, что это не Давид, а прор. Моисей. Основание для этого – смысловая связь псалма с предыдущим, которым надписан именем пророка. Иудейские толкователи предполагают, что псалом мог быть создан по возвращении вождя народа с Синая, где он получил Заповеди Закона, или, может быть, по освящении походного храма евреев, вышедших из Египта – Скинии. Именно он в таком случае имеется ввиду под «кровом Бога Небесного».
- Форма псалма – не молитва, обращенная к Богу, а речь духовного учителя, обращенная к ученику. Но, читаемый именно как моление псалом звучит как гимн правде Божией, Его защите, которая подается всякому просящему.
- У иудеев псалом произносят у одра умирающего человека, затем семикратно читают во время погребения. Он также входит в число ежедневных вечерних молитв, а также утренних молитв субботы.
- В православной традиции 90-й звучит на службе Шестого часа, когда воспоминается Распятие Христа. Его также читают во время заупокойных богослужениях – это, конечно, говорит о том, что христианская богослужебная традиция во многом еще со времен Апостолов опирается на иудейскую. А вот у католиков 90-й читают не так часто – лишь во время вечерни, а также первым воскресным днем Великого Поста.
- Вместе с тем, у католиков псалом входит в чин изгнания нечистых духов. А с XVII в. такой чин появился сначала на Украине (где свт. Петр Могила в 1646 г. издал Требник, содержащий это последование), а затем (при Патриархе Никоне) в России.
- В Евангелии псалом цитируется у свв. Луки и Матфея (Мф.4:5-7, Лк.4:9-12)., оба раза – в рассказе об искушении Христа диаволом, когда сатана предложил ему броситься с крыши храма во Иерусалиме, уповая на слова псалма об Ангелах, которые поддержат праведника.
Но Христос, научая верующих не гордиться, твердо отвечает, что в Писании есть и другие слова: «Не искушай Господа Бога твоего».
Текст с параллельным переводом на русский
Церковнославянский | Русский |
1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. |
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, |
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. |
2 Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» |
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, |
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, |
4 Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. |
4 Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. |
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, |
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, |
6 От вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. |
6 Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. |
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, |
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: |
8 Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. |
8 Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. |
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. |
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; |
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, |
10 Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; |
11 Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. |
11 Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: |
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, |
12 На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; |
13 На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. |
13 На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. |
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. |
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. |
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, |
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, |
16 Долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое. |
16 Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». |
«Живый в помощи»
Многие века христиане опытно знают, что «Живые помощи» (так 90-й псалом именуют в народе) читают:
- во время ссор, распрей – ведь они, можно сказать, подогреваются бесовскими силами;
- когда предстоит тяжелое искушение на грех, идет борьба со своими страстями;
- во время войны – особенно хорошо, если псалом читает сам воин; есть сотни свидетельств явной помощи Божией тем, кто во время боя положился на волю Господню, читая слова царя Давида;
- вообще в любой критической ситуации, которая не может быть разрешена силами человеческими.
Защита от нападения врагов
90-й читают в этом случае потому, что:
- об избавлении от врагов прямо говорится в тексте псалма, когда псалмопевец пишет о «воздаянии грешников», которое «узрит» тот, кто надеется на Бога, о «тьме» и «тысячах» врагов, от которых Господь избавит Своего раба;
- враги людей – не другие подобные им, а бесы, которые не терпят слов Псалтири, дышащих Духом Божиим, и отбегают – а значит, приходят в себя и люди, соблазненные ими на грех.
Толкование и разъяснение смысла
В песнопении выделяют обычно три смысловые части:
- первые два стиха – о надежде, уповании на Бога;
- стихи с 3 по 13 –псалмопевец говорит о бедствиях, от которых верующего защитит Господь;
- в последних трех стихах уже от лица Самого Создателя говорится:
«Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое».
Этими торжественными словами завершается псалом.
Что означают слова
Вот некоторые из них, которые требуют истолкования для современного человека.
- «Яко Той избавит тя от сети ловчи». Под этой сетью имеются в прямом смысле понимают силки, которые ставят на птиц, зверей. Но духовно речь идет о тайных замыслах врага рода человеческого, во всякое время ищущего повода ввести человека во грех.
- «Оружием обыдет тя истина Его». Речь идет об истине как правде Божией, которая защитит молящегося со всех сторон, как крепкий щит.
- «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни». Здесь речь идет о бедах и скорбях, которые встречают человека ночью или днем, подобно летящим от врага стрелам – в прямом и переносном, духовном смысле, ведь стрелам часто подобны разные искушения. А на Востоке со стрелой сравнивали еще моровые поветрия, от которых умирали сотни людей.
- «…От вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго». «Срящем» на славянском называют встречу, если же человек ее боится, значит, речь идет о встрече с врагами. По поводу слов о «бесе полуденном» свт. Афанасий Великий пишет: «Бесом полуденным называет духа лености».
Читайте также:
Зачем нужна Иисусова молитва современному христианину
Коротко о Псалтири, псалмах и царе Давиде
Название этой библейской книги происходит от именования древнего струнного музыкального инструмента – псалтири или псалтерия. Это не случайно: Псалтирь изначально не читали (как в большинстве случаев происходит сейчас), а пели – во время храмового богослужения во Иерусалиме.
Пение это было обязанностью левитов, они также сопровождали его игрой на струнах, звуками труб. Сейчас во время иудейских молитвенных собраний псалмы читаются.
В христианской традиции псалмы как читают, так и поют (например, во время литургии, когда звучат антифоны – песнопения, поемые поочередно двумя хорами).
Количество песнопений, составляющих Псалтирь – 150. Христианская традиция приписывает авторство большинства из них царю Давиду (около 1000 лет до Рождества Христова). Именно ему принадлежит идея создания храма в Иерусалиме вместо походной скинии. Хотя воплотить мечту царя смог только его сын, Соломон, Давид, как известно из Библии, уже установил «чреды» священников для служб, а также порядок пения псалмов.
Некоторые псалмы могли быть созданы и другими авторами, жившими как ранее, так и позже Давида. Иудейская традиция считает, что некоторые псалмы написаны праотцами Авраамом, Моисеем и даже – первым из людей, Адамом.
90 псалом Давидов
Почему же 90-й псалом выделяют среди прочих и с какого времени? Можно думать, что традиция придавать особое значение 90 псалму идет еще от иудеев, за богослужениями которых он звучал очень часто. Традицию переняли и христиане, уже с первых веков заметившие силу слов Псалтири, а особенно – отдельных ее псалмов: стоило лишь произнести первые слова, как отступали страсти, далеко отбегали бесы.
Авва Маркелл из монастыря Кельи, о котором говорится в книге «Луг духовный» (VII в.), говорил:
«Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»
Возможно, дело здесь в святости, духовном опыте царя Давида, который он Духом Святым воплотил в стихах песнопений? Или в том, что ритм слов Псалтири собирает душу и ум, устремляя их к Единому Богу? Но вернее всего будет сказать, что сама Псалтирь написана не человеком, но – через человека, Духом Святым. Вот и 90-й завершается словами от лица Божия:
«Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго» (Пс.90:14,15).
Как правильно читать православным
Какого-либо особого порядка чтения псалма вне богослужения, то есть келейно, нет. Как правило, верующие:
- читают псалом вслух или про себя в течение дня, если обстоятельства требуют Божией поддержки;
- если намерены читать 90-й какое-то время – включают его в утреннее или/и вечернее молитвенное правило.
Зачем читать 40 раз подряд?
Число имеет символическое значение – с одной стороны, полноты, завершенности, с другой – максимального напряжение сил, физических и духовных. Недаром именно 40 дней постился Сам Господь перед выходом на проповедь Своего учения. Чтение псалма в течение 40 дней помогает глубже вникнуть в его слова, почувствовать дух слов прор.
Давида – а это помогает не только тому, за кого христианин взял на себя сорокадневный подвиг, но еще и самому молящемуся. Его душа изменяется, приближаясь к Богу – и часто незаметно приходит решение мучащей проблемы: давний враг просит прощения, исцеляется, кажется, неизлечимая болезнь, отступает измучивший человека грех.
Наизусть?
Лучше всего – именно так. Ведь выучить небольшой, ритмичный текст всего из 16 стихов просто, а понадобиться он может и тогда, когда нет под рукой молитвослова.
Молитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности — 26 псалом
На старославянском или современном русском?
Давно посещающие храм православные стараются пользоваться церковно-славянским языком, смыслы текстов на котором более глубоки. Например, слова «плещма Своими осенит тя», означающие Божию защиту, в русском переводе звучат как «крыльями Своими осенит тебя», тогда как «плещи» — не только крылья, как бы покрывающие человека, но и плечи Защитника, с Которым ничего не страшно (на иврите славянскому «плещи» соответствует слово, означающие крылья очень большой птицы).
А слова об избавлении человека «от сети ловчи, от словесе мятежна» в синодальном переводе звучат как «от сети ловца, от гибельной язвы», что вовсе искажает смысл: ведь «от словесе мятежна» означает, прежде всего, человеческие наветы, клевету, а вовсе не болезнь.
Однако, если церковно-славянский текст непривычен, непонятен, читать можно тот перевод, на который отзывается сердце. Вместе с тем, опытные пастыри свидетельствуют, что тот, кто ведет регулярную церковную жизнь, часто ходит на богослужения, постепенно, как правило, сам понимает глубину и красоту славянских текстов и читает молитвы на них также келейно.
Читайте также: ТОП 8, псалмов, которые надобно знать наизусть
Когда читают псалом 90 и Символ веры
В богослужебной практике псалом произносится на службе 6 часа, после которой следует литургия. Во время нее христиане поют Символ, содержащий православные догматы – это исповедание веры.
Но практики читать Символ и псалом вместе нет даже в Чине над одержимыми от духов нечистых, где читаются только псалмы и молитвы.
Зато в интернете можно встретить советы по «молебну об очищении родового древа до 12 колена», который также называют «отчиткой».
Ее рекомендуется как раз начинать с 90 псалма и Символа. По словам пожелавших остаться неизвестными авторов сомнительной практики, «молебен состоит из двух частей, одна из которых направлена на снятие родового проклятия, вторая позволяет заполнить свободное внутреннее пространство кармы рода, которое образовалось в результате трансмутации инволюционных программ…».
Пожалуй, ясно, что пользоваться подобной дикой смесью индуизма, магии и якобы православной практики явно не стоит.
«Да воскреснет Бог»
Иногда эти слова ошибочно относят к 90 псалму, который их не содержит. На самом деле с них начинаются:
- псалом 67; он – часть Чина над одержимыми от духов нечистых, и произносится иереем вместе с 90 и несколькими другими псалмами;
- молитва Кресту Господню, часть вечернего молитвенного правила, ее открывают взятые из Псалтири слова царя Давида.
Рекомендуем: Псалтырь: как читать дома начинающему — чек-лист
Какую Псалтырь купить начинающему
Топ -6 Книг на Яндекс Маркет
Русский текст этой Псалтири сделан с греческой Септуагинты русским ученым П.А. Юнгеровым и одобрен Святейшим Синодом. Небольшой формат, шрифт крупный. Удобно вникать в смысл: перед глазами сразу два текста - церковно-славянский и русский.
Канонический текст Священного Писания, дополненный комментарием к каждому псалму, и сугубой дополнительной молитвой после каждой кафисмы. Эти дополнения имеют целью помочь молящемуся более предметно выразить свои чаяния перед Богом за себя и своих ближних. Формат 175*75; бумага -газетная
Книга на русском языке среднего размера. Обложка из натуральной кожи, шелковая закладка. Красочные иллюстрации и глянцевая бумага высшего качества - Золотая серия издательства Ковчег
Издание среднего формата включает в себя текст книги Псалтирь, напечатанный гражданским шрифтом, а также основные молитвы и каноны по усопшим, в том числе канон святому мученику Уару за умерших без Святого Крещения и канон преподобному Паисию Великому за умерших без покаяния.
Книга для тех, кто хочет лучше понять смысл Псалтири и научиться читать по-церковнославянски. На ее страницах церковнославянский текст Псалтири снабжен параллельным переводом на русский язык. Приводится житие святого царя Давида, зная которое легче понять написанные им псалмы. Включены краткие толкования псалмов словами святых отцов и основы церковнославянской грамоты.
Все в одном месте - кроме псалмов Давида книга содержит евангелие от Луки,Матфея,Марка и Иоанна, молитвы утренние и вечерние, правило перед Причастием, акафисты каноны. Крупный шрифт, твердая обложка. Издательство -"Данилов монастырь"
Псалом 90 — Слушать
Читает протоиерей Андрей Рахновский.
Отзывы и рассказы людей
«В 1977 году в Самарканде я стал свидетелем одного из случаев удивительного исцеления после молитв.
Привела как-то ко мне мать двух дочерей, одна из них страдала припадками.
— Батюшка, быть может, вы знаете, как вылечить Олю? Совсем замучили ее припадки — по два раза в день бьют.
— Дочка крещеная? — спрашиваю.
— А как же — крещеная…
— Ну а крест она носит? Замялась мама:
— Батюшка… Как вам сказать… Да только две недели, как надели на нее крестик.
Покачал я головой: что за христианин без креста? Все равно что воин без оружия. Беззащитный совсем. Стал беседовать с ними. Посоветовал исповедоваться и причаститься, каждый день по 40 раз читать 90-й псалом — «Живый в помощи Вышняго».
Через три дня пришла эта женщина с двумя дочками — Олей и Галей. Исповедовались они, причастились и начали читать ежедневно по 40 раз 90-й псалом, как я им и советовал (этому молитвенному правилу научили меня родители). И — чудо — только два дня почитали всей семьей 90-й псалом, как Олю перестали мучить припадки. Избавились от тяжкого недуга без всяких больниц. Потрясенная, мать пришла ко мне и спрашивает, сколько денег нужно «за работу».
— Что вы, мамочка, — говорю, — это не я сделал, это Господь. Вы сами видите: то, чего не смогли врачи, совершил Бог, как только вы обратились к нему с верой и покаянием»
«Пришел в наш Вознесенский храм в Новосибирске один пожилой человек по имени Николай. Стал жаловаться на скорби:
— Батюшка, я плохо слышу, давно уже, с 4-го класса школы. А сейчас совсем невмоготу стало. К тому же и печень, и желудок болят.
— А ты посты соблюдаешь? — спрашиваю его.
— Да нет, какие там посты! На работе чем накормят — то и ем.
А шла пятая неделя Великого поста.
— Николай, — говорю ему, — до Пасхи только постную пищу вкушай и читай ежедневно по 40 раз «Живый в помощи Вышняго».
После Пасхи Николай приходит со слезами, и брата Владимира с собой ведет.
— Батюшка, спаси тебя Господь!.. На Пасху запели «Христос воскресе» — а я не слышу. Ну, думаю, батюшка говорил — постись, Бог поможет, а я как был глухой, так глухим и остался! Только подумал так — тут же у меня будто пробки из ушей выскочили. Сразу, в один миг, нормально слышать стал» (из книги протоиерей Валентина Бирюкова «О псалме 90»).
Когда со всех сторон теснят беды, а смерть кажется такой близкой, когда человек изнемогает, борясь с собственными страстями, страдая от тяжелой болезни – стоит начать читать торжественные слова надежды и доверия Богу, как мрак расступается, появляются силы.
«Если Бог за нас, кто против нас?»
(Рим.8:31)
Так справедливо писал Апостол Павел.
Наталья Сазонова
Эта молитва спасла мою бабушку в её юности когда они работали девчонками на лесоповале, чтобы от голода семья неумерла. А меня беременную чуть льдом с крыши ненакрыло, но я шла и всё утро твердила эту молитву, пыталась выучить до конца, глыбы льда с грохотом упали с крыши, но я всего на два шага отпрыгнула и отделалась легким испугом. Слава Богу
Совсем недавно я читал его по 10-20 раз на день, была тяжелая ситуация, но прошло время и пришло понимание как то само собой, что на данный момент Господь управил большинство моих страхов, и я читаю этот псалом только в самых экстренных случаях, не хочу тревожить Господа по пустякам…
Ни Иисус, ни апостолы этому совершенно не учили – повторять одинаковые молитвы по многу раз. Богу надо молиться своими словами, а не повторять одно и то же, как попугай (или робот). Именно этому учит Христос в Мф.6:7.
Когда то давно я ехала в поезде и женщина поделилась со мной этим псалом 90.
В молюсь и читаю эту молитву. Божья помощь и сила этой молитвы необыкновенная. Главное верить и с открытой душой, и добрыми помыслами обращаться к Богу.
Традиции материнской сугубой молитвы — ночной,в том числе «по 40 псалмов» — очень давние. Кроме того, если возьмёшь благословение, уже не бросишь. А если начать со смирением «Господи, я попробую, а Ты помоги», то вреда не будет. А 34 псалом Читают с прошением Богу о защите от врагов и преследователей. Во время судебной тяжбы:
Не забывайте, что мирянам для подвигов просто необходимо брать благословение духовника? Иначе в лучшем случае здорово получите на орехи, в худшем впадете в прелесть, самомнение, гордыню, тщеславие… тут уж в одном шаге от смерти духовной. В данном случае Стих преподнесен как заклинание какое-то, что если читать, получите что желаете, забыв, что не все, что желаете полезно. Каждая молитва, даже самый короткий вздох, это уже обращение к Богу. И вот с каким сердечным отношением вы собираетесь к Нему обращаться? Дай мне и все тут? Потому что мне надо? Буду молитвы читать как заклинания, свечки пачками ставить, Псалмы петь 40 дней по 40 раз или по 21-у… Что за безумие уже? Обращение к БОГУ, кака к машине для исполнения желаний((( Отче наш — в этой молитве все! Главные слова — да будет воля Твоя. Господи, Ты ведаешь, что мне нужно, но да будет во мне воля Твоя а не моя.