Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Так рождались псалмы — история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

0 Comments
Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Вероятно, многие помнят эпизод из известного фильма «Остров», где главный герой, несущий покаяние за грех, каждодневно со слезами читает эти слова: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей…». Это и есть один из самых известных псалмов – 50-й, который наизусть знают многие христиане.

Когда царь Давид написал псалом 50

Текст создан примерно за 1000 лет до Рождества Христова, во времена, когда при правлении Давида Израильский народ создал сильное государство, были побеждены многие враги – но именно тогда царское согрешение навлекло беды на всех людей и на самого Давида.

Почему называют покаянным

Потому, что, начиная с первых же слов, псалмопевец исповедует Богу не просто случившееся грехопадение, но вообще – собственную греховную немощь во все дни жизни, просит Божией помощи, ведь только Сам Создатель может очистить его от страстей, помочь не повторять содеянное.

Псалом 50

Почему 50-й псалом именуют покаянным? «Давид и Нафан», Роберт Лейнвебер (1845–1921)

В каких случаях его читают миряне

Псалом звучит:

  • ежедневно на утреннем молитвенном правиле; так христианин не только просит прощения о совершенных вольных или невольных грехах, но также – испрашивает Божией помощи на предстоящий день, чтобы не оступиться, не оскорбить Его любовь впадением в какую-либо страсть, осуждением других, вообще, «словом, делом и помышлением»;
  • дополнительно псалом присоединяется к так называемому Трехканоннику (каноны посвящены Христу, Богородице, Ангелу Хранителю), который читает каждый, кто готовится к Исповеди и Причастию.

История царского греха

Все случилось, можно сказать, «на пике» славы царя, который по воле Божией уже годы счастливо правил Израилем. Военные победы, отстроенный град Иерусалим, народная любовь к благочестивому государю – все было у Давида.

Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Джеймс Тиссо. Наложницы царя Давида

Конечно, была и семья – по восточной традиции, царь имел несколько жен, и уже взрослых сыновей, сподвижников и помощников в государственных делах, продолжателей его династии.

О том, что случилось однажды, рассказывает 2 Книга Царств: «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею…»

(2 Цар.11:2-4).

Урия был одним из лучших царских полководцев, который прямо в этот момент находился на войне, сражаясь за интересы народа – и царя, который предал его, обесчестив супругу. Просто потому, что мог и хотел.

Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Александр Иванов Вирсавия 1843 г.

Кажется, Давид считал это маловажным. Но, так или иначе, последствием связи стала беременность женщины. Давид вызвал Урию в столицу – как полагают толкователи, чтобы «прикрыть» грех любовников – если бы Урия вошел к Вирсавии, будущего ребенка все считали бы потом за его сына или дочь. Но полководец, видимо, знал, что случилось. И домой не пошел: ночевал на улице близ царского дворца.

Поняв, что интрига не удалась, Давид решился на новое предательство, отправил полководца обратно на войну, но с письмом командующему армией, Иоаву:

«…Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2 Цар.11:14-15).

Преданный Иоав выполнил царский приказ.

А через время Вирсавия стала царицей – конечно, не сразу, а по окончании дней траура о погибшем супруге.

Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Джеймс Тиссо. Вирсавия оплакивает мужа

Таково было «зло в очах Господа», сделанное Его избранником, создателем боговдохновенных псалмов, получившим власть и славу от Самого возлюбившего его Бога.

Покаяние

Вразумить Давида удалось только пророку Нафану – видимо, спустя несколько месяцев, так как Библия говорит, что к этому времени Вирсавия уже родила сына.

Давид и Вирсавия Псалом 50

Марк Шагал. «Давид и Вирсавия»

Вероятно, говорить царю о его грехе просто никто не смел – из страха и потому, что царь заставил молчать обличавшую его совесть, так что прямое обличение и не подействовало бы.

Нафан обращается к притче: рассказывает Давиду о бедном человеке, у которого богач забрал единственную овечку. А после спрашивает, как следует наказать немилосердного.

Когда же Давид к гневом отвечает, что таковой достоин смерти, Нафан, по сути, говорит, что царь сам вынес себе приговор:

«Ты — тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою».

Страшные слова как громом поразили царя. Он и не говорит почти ничего, кроме слов «согрешил я пред Господом» (2 Цар.12:7-13).

Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Тогда, помолившись, Нафан изрекает иной приговор: так как Давид покаялся, умрет не он, но плод греха – родившийся ребенок.

Считается, что именно тогда и появился скорбный псалом: долгие дни Давид умолял Бога о ребенке, который действительно заболел и приближался к кончине. Он строго постился, лежал на земле в рубище, плакал, молил о прощении. Но на седьмой день сын умер. Это бедствие оказалось не последним.

Толкование 50-го псадма Давида

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Сокрушение Давида

Последствия греха

Библия рассказывает, что по смерти сына Давид, до того не слушавший уговоров приближенных, вышел из уединения, прекратил пост, вкусив пищи, ибо, как говорил он удивленным сподвижникам, «доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его?» (2 Цар.12:22-23).

Вероятно, ему казалось, что он, понеся наказание, теперь сможет жить, как раньше. Он даже отправился в поход на Аммонитян – убийц Урии, захватил их столицу. А скоро Вирсавия родила еще одного сына – Соломона. На этом всё? Увы, нет.

Амнон

Через короткое время беда пришла в семью царя. Подобно тому, как сам он однажды уступил нечестивому желанию, теперь то же случилось с его старшим сыном, наследником, Амноном, воспылавшем страстью к единокровной сестре, Фамари.

Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Джеймс Тиссо. Отчаяние Фамарь. 1886-1896 гг.

Почему бы и нет, если отец поступил однажды подобным же образом, и теперь вполне счастливо женат? И вот Амнон хитростью заманивает сестру к себе, совершает насилие. Вероятно, Давид понимал причину случившегося, и, может быть, поэтому не наказал сына, как это подобало: ведь и сам был не без греха.

Мятежи и смерть

Но несправедливостью возмутился другой сын, Авессалом – он убил брата, после чего ему пришлось бежать, опасаясь гнева отца.

Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Давид с трудом, но прощает Авессалома за убийство брата

А через время к братоубийству, совершившемуся в царской семье, добавился еще открытый мятеж: Авессалом, видя, что авторитет царя среди народа пошатнулся, решился сам объявить себя государем. Его поддержала часть войска – и вот уже Давид вынужден спасать свою жизнь от собственного сына, уйдя из Иерусалима.

Войска Авессалома преследовали Давида – но потерпели поражение от верных законному царю воинов, а Авессалом погиб. Так Давид потерял второго сына. Власть вернуть ему удалось, но какой ценой!

Последние бедствия

Да и та ли это была власть, что до совершенного греха? Ведь сразу по подавлении мятежа Авессалома последовал новый – от царя отделился один из его приближенных, Савей. А лишь удалось подавить это выступление – о своих правах на трон при жизни отца заявил еще один сын, Адония.

Лишь по милости Божией удалось избежать нового кровопролития – Давид, уже приближавшийся к концу земной жизни, объявил царем своего сына от Вирсавии, Соломона, и Адония покорился брату.

Извлекаем уроки из царского греха

Русский богослов XIX в., А.Н.Муравьев так пишет о грехе Давида и постигших его дальнейших испытаниях:

«Получил он отпущение греха своего, однако понес тяжкое за него испытание на земле, как злато, очищаемое в горниле».

Но дело было не только в том, что Господь смирял Давида, преображая его сердце покаянием в течение многих лет жизни. А может быть – даже не столько. Куда страшнее то, что содеянный грех заражает других, вызывает последствия: и вот уже один сын совершает насилие «просто потому, что хочет». А другой не щадит жизни родного брата – вроде бы во имя «справедливости». А после, возгордившись, восстает на отца. И здесь речи о «справедливой мести» уже нет, лишь – о желании власти, концом которого оказывается не царский венец, а бесславная смерть. Так история Давида показывает, что тяжелый грех подобен камню, брошенному с горы, который вызывает лавину.

О чем 50-й псалом

Он – молитва боли, раскаяния, человеческой немощи и единственной надежды на Божию милость. Сила этих слов – в том, что практически каждый может применить их к себе, своей жизни.

Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

О чем Псалом 50

Ведь почти невозможно найти христианина, который ни разу не позавидовал бы ближнему, не пожелал бы запретного, а значит – не мог бы, хотя бы потенциально, совершить то, что сделал Давид, однажды как бы потерявший разум в желании получить вожделенное. А ведь у каждого есть еще и другие грехи, удаляющие от Бога.

Построчное толкование

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие». В первом стихе песнопения Давид просит Божией милости и очищения от своего «беззакония», ведь своими силами человек не может преодолеть грех.

«Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя:яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Псалмопевец исповедует, что мучится содеянным, которое «выну» (по-славянски – всегда) стоит пред его глазами – и просит избавить его от этого мучения, когда грех жжет совесть, подобно огню.

«Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти». Эти слова значат, что Давид не пытается оправдаться, или «судиться» с Богом: Его правда превышает немощную человеческую «справедливость», и не может быть оправдания греха обстоятельствами, немощью или еще чем-либо.

«Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Царь вспоминает явленные ему великие Божии милости –сокрушается о своем падении. Византийский богослов Евфимий Зигабен так пишет об этом: «Первую половину этого стиха надлежит относить к тому сознанию, исповеди, к тому раскаянию Давида, о чем сказано выше. Он говорит: я исповедую и не отвергаю, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, и потому исповедал и сознался пред Тобою, по сущей правде, что я согрешил. Последние же слова направлены им к собственному осуждению, где говорится как бы так: и Ты столько возлюбил меня, что неизреченные тайны промысла Твоего открываешь мне пророческим духом; а я неблагодарным пред Тобою оказался…»

«Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти». Иссоп, который здесь упоминается – кустарник, распространенный на Востоке, но есть данные, что так же называли пряную траву, душицу, пучком которой, омоченным в воде, кропили вещь, требующую очищения, или человека. Во всяком случае, смысл слов Давида понятен – он, осквернившийся грехом, просит очищения.

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя».Под «утробой» здесь понимается внутреннее состояние души, поврежденной грехопадением. Именно изменения внутреннего состояния, так, чтобы грех сделался невозможным, слезно просит кающийся.

«Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к тебе обратятся». Свт. Афанасий Великий толкует эти слова так: «Как скоро избавишь меня от греха, и потом даруешь мне Духа Твоего Святого, — снова буду учить законо-преступных, чтобы ходили путями Твоими». Действительно, согрешивший царь утратил Божию благодать – а ведь он не только правитель, но также пророк, создатель песнопений. Лишение этого дара было для него крайне мучительно. Но говорит Давид и о другом – о том, что его судьба, грех, покаяние могут послужить уроком для тех, кто не знает Бога.

«Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей». И вновь Давид обращается к своему падению: свт. Иоанн Златоуст однозначно понимает «кровь» как вину за убийство Урии. И христианин читает эти слова, вспоминая о своих согрешениях.

«Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Здесь псалмопевец говорит о том, что внешние жертвоприношения – не то, что может принести человек Богу. Для Создателя важно кающееся, «сокрушенное» (то есть разбитое горем от своего греха!) сердце. Его и приносит Богу кающийся царь.

«Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой телцы». Об этих словах, завершающих псалом, существуют самые разные мнения – прежде всего, потому, что «созидать» стены Иерусалима в это время не было необходимости, они уже были возведены. Поэтому слова получают различные объяснения:

  • свт. Афанасий Великий считает их пророчеством о будущем создании Церкви Христовой;
  • свт. Иоанн Златоуст полагает, что эти слова – о Вавилонском пленении евреев и их будущем возвращении в Святой Город;
  • а некоторые церковные историки вообще думают, что последние строки псалма дописаны позже, евреями во время плена в Вавилоне.

А вот понимание этих слов царицей Евдокией, супруги византийского императора Федосия II: проводя последние годы жизни в Иерусалиме, она как-то сказала одному из приближенных:

«Обо мне Давид сказал: «Ублажи, Господи, Евдокиею Твоею, то есть благоволением Твоим, Сион, пусть воздвигнутся стены Иерусалимские», и действительно восстановила городские стены. Стоит сказать, что имя «Евдокия» с греческого переводится как «благоволение». А повышенное внимание именно к 50 псалму было вызвано тем, что царица несла покаяние – прежде всего, в покровительстве монофизитской ереси.

Псалом 50 в православном и католическом богослужении

В православии 50-й – один из псалмов службы Третьего Часа – услышать его можно перед литургией. Стихи из него также поются на Утрене – после чтения Евангелия. А во время литургии, перед Великим Входом (когда поется так называемая Херувимская песнь) священник читает псалом «тайно», то есть «про себя». 12 и 13 стихи песнопения вошли в Евхаристический канон: ведь там говорится о Святом Духе, Который во время литургии нисходит на Святые Дары.

Так рождались псалмы - история 50-го: грехопадение, расплата и покаяние царя Давида

Православная церковь. После Херувимской песни священники с Дарами и Крестом выходят к молящимся из алтаря

У католиков псалом, первые слова которого звучат на латыни как «Miserere mei Deus» звучит в начале мессы (литургии), при этом прихожан кропят святой водой. Его стихи также поются во время самой мессы.

Как правильно читать дома

50-й входит в утреннее правило – таким образом, читается каждый день. Кроме того, его читают также вместе с другими псалмами в составе 7 кафизмы (части) Псалтири. Наконец, если совершен грех, христианин молится словами царя Давида тогда, когда это ему необходимо. Сугубо каясь, некоторые дают обет читать псалом 40 раз.

Верующие, имеющие опыт церковной жизни, чаще всего произносят 50-й на славянском языке, однако, если он сложен для чтения, начинать можно также с русского перевода.

Примеры обращения и помощи

«Я читаю этот псалом каждый день, а иногда и по нескольку раз. Помогает мне жить. После него необычный покой на душе. Мне на ум идут иногда разные строчки из этого псалма» (Наталья)

«Вдруг увидел мерзость своих поступков через деяния Давида. У него свои грехи, у меня свои, но мои горше, потому что сам сотворил.Как важно суметь заглянуть внутрь себя и, увидев смрад, распознав его в обыденных поступках, не закрыть на него глаза, а понять, что это и есть ты и понять, что только покаяние, регулярное, искреннее и честное может направить стопы ко спасению. Доведет ли куда – не известно, путь от греха долгий, ведь только грешить просто и «приятно», каяться – долго, постоянно. Иначе душа заплесневеет, покроется ржавчиной и не открыть ее врата никому, только огнем преисподней плавить» (Павел)

«Я читаю псалом Давида каждый день, иногда по несколько раз. Очень грешная. Надеюсь, что Господь Бог смилостивился. Я очень люблю этот псалом» (Анна)

По слову прот. Андрея Ткачева, «им, псалмом покаянным, утешают свою душу и укрепляют ослабевший и унывающий дух все, кто согрешил, кому тошно от содеянного; все, чье сердце измучено тайными недугами». А есть ли такие, кто не согрешил, не измучен? Именно поэтому христианин и начинает день с псалма, которым просит Божия благословения на прохождение трудного пути земной жизни.

Наталья Сазонова

Псалом 50: текст на церковнославянском языке

Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною eсть выну. Тебе eдиному согреших и лукавое пред тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти. Се бо, в беззакониих зачат eсмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми eси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смирeнныя. Отврати лице твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи менe от лица твоего и Духа твоего Святаго не отими от менe. Воздаждь ми радость спасения твоего и духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путeм твоим, и нечестивии к тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Яко аще бы восхотел eси жертвы, дал бых убо; всесожжeния не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския; тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаeмая; тогда возложат на алтарь твой телцы.

Современный перевод на русский

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

ТОП 8 псалмов, которые надо знать наизустьТОП 8 псалмов, которые надо знать наизусть

0 Comments
Список псалмов, которые надо знать наизусть

Из 151 псалма великой есть те, которые хорошо бы каждому православному знать наизусть. Они поддержат христианина в опасности, во времена крайних лишений, вызванных войнами, стихийными бедствиями и другими трудными жизненными обстоятельствами, из-за которых он терпит нужду. Почему надо выучить псалмы В стрессовой ситуации сложно молиться

Псалтирь

Над одержимыми от духов нечистых читается псалом 67Над одержимыми от духов нечистых читается псалом 67

0 Comments
Псалом 67

Слова, которые содержит псалом 67, иногда приписывают 90-му псалму. «Да воскреснет Бог, ирасточатся врази Его» — это 67-й. Тогда как 90-й начинается словами «Живый в помощи Вышняго». От чего помогает псалом 67 О чуде 90-го псалма Pravslov рассказал здесь. Часто спрашивают «от чего помогает псалом

Псалтирь

90-й псалом не работает как заклинательный оберег. Сила молитвы — в осознании себя живым только при помощи Бога90-й псалом не работает как заклинательный оберег. Сила молитвы — в осознании себя живым только при помощи Бога

0 Comments
Псалом 90

Псалом 90 знают, как слова, отгоняющие злые силы, умиряющие враждующих. Его читают во время нападения врагов, во всякой душевной скорби. А еще он звучит на заупокойной литии – и даже по кончине хранит душу христианина от бесовских сил. В статье — интересные факты, текст с

Псалтирь

Молитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности — 26 псалом царя ДавидаМолитвенный вопль к Богу о защите в смертельной опасности — 26 псалом царя Давида

0 Comments
Псалом 26

Псалом 26 — короткий, всего 14 стихов, псалом любим многими христианами, которые читают его при унынии, страхе во время каких-либо сложных жизненных обстоятельств. А еще он звучит во храме, когда тот, кто решается оставить мирскую жизнь принимает пострижение самой первой степени иночества – рясофора. О

Псалтирь

«Благослови, душе моя, Господа…» — очень краткое толкование 102-го псалма Давида«Благослови, душе моя, Господа…» — очень краткое толкование 102-го псалма Давида

0 Comments
Псалом 102

«Благослови, душе моя, Господа…» Так обращается к своей душе пророк, так, вслед за ним, поет Церковь, призывая каждого восславить Создателя и подумать о Его промысле в своей собственной жизни. Псалом 102-й. История написания По общему мнению толкователей из числа как святых отцов, так и современных

Псалтирь
Index