Рождество Пресвятой Богородицы Православная Церковь празднует 6 дней: открывает двунадесятый праздник среда 20 сентября — это предпразднство, само торжество — 21 сентября, следом 3 дня попразднства, и «отдание», которое в 2024 году выпадает на среду, 25 сентября (канун Воздвижения Креста Господня). Все эти дни в православных храмах на аналое лежит праздничная икона, а само событие упоминается в песнопениях. Как проходит церковная служба, о чем поют на клиросе, какие молитвы читают дома — статья для тех, кто хочет праздновать День рождения нашей Матушки Заступницы осмысленно.
Что празднуем 21 сентября
21 сентября — в России тройной праздник:
- Рождество Пресвятой Богородицы— один из самых «молодых» праздников Христианской Церкви (установлен не ранее конца VII века). Верующие празднуют пришествие в мир Девы, Которая родила Христа, Мессию, спасающего людей от их грехов.
- День Воинской Славы — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1380 года Дмитрий Донской с воинством, благословленные святым Сергием Радонежским, одержали историческую победу на Куликовом поле.
- День создания первого централизованного Русского государства (862) — призвание на княжение в землях Северо-Западной Руси Рюрика и его братьев.
А ещё 21 сентября 1295 года, в день Рождества Богоматери чудесным образом была обретена одна из главных святынь России и, одновременно, Одигитрия русского зарубежья — Курская Коренная икона.

Храм Живоносного источника 1900 г Архивное фото Историко-Культурный центр «Коренная пустынь» История обретения и отбытия святыни заграницу — по сылке.
Это постный день?
Нет. По церковному календарю 2024 году Рождество Матери Божией будет в субботу- поста нет. А вотканун праздника — постная пятница. Дни воздержания будут, если дата выпадет на среду или пятницу, хотя и с послаблениями: Устав благословляет на трапезе рыбу.
Осенью празднуют целых три Родительские субботы : Покровскую, Дмитриевскую и Михайловскую — откуда взялись +актуальные даты по ссылке
Что надо делать
В Праздник Рождества Божией Матери православные обычно стараются:
- по мере возможности (день является будним, рабочим) побывать 20 сентября на вечернем богослужении, приступить к Исповеди;
- хорошо подать требы к праздничной литургии (записки в церковную лавку о здравии и спасении живых, о упокоении усопших родственников);
- на сам день праздника – причаститься Святых Христовых Таин;
- если же возможности посетить службу нет, прочитать канон празднику, или Акафист Богородице накануне, на сам день торжества.
Рождество Пресвятой Богородицы: икона
Кто и когда установил дату
Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый неподвижный праздник. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября.
Праздник возник довольно поздно — первые упоминания о нем датируются V веком, а привычный для нас сентябрьский день установили не ранее VII-го. История появление даты в церковном календаре тесно связана с Третьим Вселенским Собором 431 г. в Эфесе. Отцы собора обсуждали учение Констинтинопольского архиепископа Нестория, который неправо «умствовал» о Деве Марии, предлагая именовать Её «Христородицей», то есть родившей Спасителя, а не Бога, Который не может иметь плотских родителей.
По человеческой логике понятное учение ставило под сомнение саму Божественность Христа, а значит – спасение людей. Именно поэтому отцы осудили учение Нестория как еретическое.
А после Собора повсеместно за богослужением, в богословских трудах стал употребляться термин «Θεοτόκος» («Феотокос», то есть Родившая Бога). Через несколько столетий свв. Кирилл и Мефодий дословно переведут его на славянский дорогим для каждого православного словом «Богородица».
Что будет в храме
Православные проживают это важнейшее для Церкви событие шесть дней.
Звучат за службой вечером, затем на литургии праздника, утром также особые песнопения праздника пера прп. Иоанна Дамаскина, свт. Андрея Критского, других святых – их можно услышать лишь 20 и 21 сентября.
Вечером 20 сентября — бденная служба
Начинается же торжества вечером 20 сентября, когда служится всенощное бдение. Его особенность – чтение трех паремий (отрывков) из книг Ветхого Завета, пророчески говорящих о Марии:
- из 28 главы Книги Бытия, где повествуется о том, как праотец Иаков видел лестницу, ведущую от земли к небу; под этим образом Церковь понимает Пречистую, соединившую Рождением Христа земное и небесное;
- их книги прор. Иезикииля, где речь идет о затворенных вратах, через которые, будет время, придет на землю Сам Господь; это пророчество прикровенно говорит о Рождестве Христовом;
- наконец, третий отрывок, начинающийся словами «Премудрость созда себе дом…» — из книги Притчей царя Соломона, мудрейшего из иудейских правителей; домом Божией Премудрости (Христа) стала Мария, «богоизбранная Отроковица».

Цвет облачений священства в дни празднования Рождества Пресвятой Богородицы (с 20 по 25 сентября) — синий (голубой). Это бесконечность чистого неба, символ иного, вечного мира и непорочности Девы Марии. Информация пригодится девушкам, которые желают попадать цветом платка в тон праздничного убранства храма.
Стихиры праздника поет клирос:
- Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе.
- Сей день Господень, радуйтеся, людие: се бо Света чертог, и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И иже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших.
- Аще и Божественным хотением, светлыя неплодны жены прозябоша, но всех Мариа рожденных боголепно превозсия: яко от неплодныя преславно рождшися Матере, породи плотию всех Бога, паче естества от безсеменныя утробы: Едина Дверь, Единороднаго Сына Божия, Юже прошед заключенну сохрани, и вся мудре устроив, яко весть Сам, всем человеком спасение содела.
- Днесь неплодная врата отверзаются, и Дверь девическая Божественная предгрядет. Днесь Плод раждати благодать начинает, являющи мiру Божию Матерь, Еюже земная с небесными совокупляются, во спасение душ наших.
- Днесь всемiрныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство: неплоды бо мати показуется, Девствующия и по Рождестве Зиждителеве, из Неяже чуждее присвояет иже естеством Бог, и заблуждшым плотию спасение содевает, Христос Человеколюбец, и Избавитель душ наших.
- Днесь неплодная Анна раждает Богоотроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя, и Зиждителя Христа Бога, во исполнение Божественнаго смотрения: Имже наздахомся земнороднии, и обновихомся, от тли к жизни неконечней.
- Слава, и ныне: Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе.
Ближе к концу вечерни служится праздничная лития (не путайте с заупокойной). Затем верующие внимают шестопсалмию, далее следует утреня, на которой после евангельского чтения священник помазывает освященным елеем прихожан, каждый получает кусочек хлеба политого вином.

Помазание за всенощным бдением
Утром 21 сентября — Божественная литургия
Вновь слышат верующие тропарь и кондак праздника Рождества Пресвятой Богородицы:
Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
- Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
- Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
- Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.
- Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»И Величание Рождеству Пресвятой БогородицыВелича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.
Апостол дня
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла,гл.2:5-11
- Братия, ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
- Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
- но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
- смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
- Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
- дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
- и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Евангелие дня
Евангелие от Луки, гл.10:38-41, 11:27-28:
- В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
- у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
- Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
- Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
- а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
- Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
- А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Задостойник
Вместо привычной молитвы » Достойно есть» звучит:
Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.
Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, \ непреста́нно велича́ем.
Как приложиться к праздничной иконе
С 20 по 25 сентября икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы находится в центре храма на аналое. К ней верующие подходят сразу после входа в храм, налагают на себя два крестных знамения, сопровождая каждое поясным поклоном, затем прикладываются к образу (но не к лику), крестятся третий раз и делают еще один поясной поклон. Если день будний, то благочестивый христианин поясной поклон заменяет земным (при условии, что при этом никому не мешает).
При этом произносят краткую молитву, например:
- Пресвятая Богородица, спаси нас;
- Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере;
- С днем Рождения Тебя, Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим!

После лобзания святой иконы можно, приложившись к образу лбом, мысленно произнести благодарственные слова, поздравления-величания или свои личные прошения.
Стоит отметить, что косметики на женском лице не должно быть: на губах — помады, на лбу, щеках и подбородке — тонального крема.
Мост жизни, вводящий нас в вечность
В стихире вечерни поется, что, благодаря этому событию, «естества нашего разрешается неплодство». Прославляя Пречистую, мы стремимся к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам не устами только восхвалять преславное Рождество Божией Матери, но принести плод святости и жизни вечной.
Из проповеди
Отрывок из миссионерской проповеди православного публициста Сергея Комарова:
Бого-родица… Та, которая родила Бога…
Чем живет беременная мать — тем живет и ребенок в ее чреве. Мать молится — внимает молитве дитя. Мать поет — слушает ребенок. Если, допустим, покурила мать — надышался дыма и ребенок. Беременная женщина и ее чадо — одно целое.
⠀Какой должна быть мать, чтоб в ее чреве поселился Святой, Чистый, Совершенный? Ответ один: она должна быть святой, чистой, совершенной — в меру человеческих возможностей. Такой и была Мария.⠀И мы не можем не праздновать день Ее рождения. Не календарный день (он нам неизвестен), а сам факт Ее появления на свет. Этот день был, и нам не так важно, какого числа какого месяца это произошло.
Церковь празднует знак Божьей милости человеческому роду: Рождество Той, благодаря которой станет возможным Рождество Спасителя. Той, Которую нельзя не любить тем, кто любит Христа. Той, Которую мы считаем нашей молитвенницей и заступницей, и Которая отвечает нам Своей любовью и помощью.⠀
С днем Рождения Тебя, Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим! Спасибо Тебе, Господи, за то, что дал нам Марию — Ту, красивее и чище Которой нет никого на земле.
Как молиться дома
Многие любят молиться в этот день, читая Акафист Рождеству Пресвятой Богородице. Иные предпочитают молиться словами самого первого в мире Акафиста Божией Матери.
Подробнее об акафисте + текст с ударениями: Не читаем акафист Рождеству Пресвятой Богородицы, а молимся его словами
Молитва Рождеству Пресвятой Богородицы
О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная!
Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Евы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго.