Утром в навечерие Рождества Христова (6 января) в храмах совершается совмещенная служба, которая включает: Царские часы, изобразительны, Великую вечерню с литургией свт Василия Великого. Главное о Великих (царских) часах перед Рождеством — в статье.
Что такое Часы в храме
Перед началом литургии, при погашенных светильниках в храме звучат псалмы, краткие молитвы — это часы. Регулярно молящиеся дома христиане могут даже узнать среди них покаянный 50-й псалом, известный 90-й («Живый в помощи Вышняго»). Это богослужение именуется Часами. Их четыре, по числу смен страж в ночном Израиле:
- Первый Час завершает Утреню (его слышим вечером в самом конце службы),
- Девятый – предваряет Вечерню (редко совершается),
- Третий и Шестой, читаемые перед началом литургии – время, когда в алтаре совершается Проскомидия.
Каждый Час длится всего около 10-15 минут ( состоит из трех псалмов). = детали здесь.
Царские часы: особенности
Их уставное название – Великие часы, а именование «царские» идет от традиции благочестивых византийских императоров и русских царей посещать эту службу. Она проходит только трижды в году: накануне Рождества и Часы навечерия Богоявления, а также в Великую Пятницу. Во время этого богослужения, которое по продолжительности существенно превышает обычные службы Часов:
- читаются все четыре Часа, один за другим;
- на каждом из них из принятых в обычные дни псалмов читается только один, два других – специально выбранные для этого дня;
- кроме того, в службы входят паремии (отрывки) из Ветхого Завета, которые посвящены воспоминаемому событию, фрагменты Апостола и Евангелия.
Узнайте также: Что такое литургия в церкви — простыми словами о главном
Накануне Рождества Христова
6 января — кульминация Рождественского поста. Этот день называют На́вечерием или Рождественским сочельником. В храме — особые богослужения.
Если 6 января НЕ выпадает на субботу или воскресенье, то в этот день, утром, совмещаются: великие (царские) часы, затем — Великая вечерня с литургией свт Василия Великого.
Если Рождественский сочельник выпал на субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на пятницу, и в этот день не бывает литургии. А Богослужение же самого Рождественского Сочельника (6 января) состоит из:
- Вседневной вечерни, Утрени и 1-го часа — это вечером накануне ( 5 января);
- 3 и 6 часов, Литургии Иоанна Златоуста, 9 часа и Великой вечерни с чтением паремий Праздника — это 6-го утром.
А что же Царские часы? Эта служба обособляется: чтение начнется 5 января около 8 часов утра. Совершаются только Часы, все четыре: 1-й,3-й, 6-й, а по заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных. Литургии не положено.
Как совершаются Царские часы в храме
Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Облачение священников — белое. Рано поутру 6 января читаются, а отчасти поются все четыре Часа, один за другим. Обычно при начале каждого Часа соответствующее число раз звучит колокол. На службе вспоминаются пророчества и события связанные с Рождеством Христовым.
В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые в обычное время не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85).
Но в богослужении, посвященном Рождеству Христову, остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие:
- 44 и 45 на 1-м часе,
- 66 и 86 на 3-м часе,
- 71 и 131 на 6-м,
- 109 и 110 на 9-м.
Поэтому пользуются на богослужении не Часословом, а берут тексты из Минеи.
Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паремия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.
О чем Часы навечерия Рождества Христова
В традиции Русской Церкви молитву 1-го часа произносит священник, а молитвы прочих часов – чтец. С началом чтения псалмов каждого часа иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение.
По порядку выглядит так.
Священник в белом облачении: епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны.
Иере́й, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас:
Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
На 1-м Часе:
- звучат пророчества о Божестве и вечном царстве Спасителя;
- в паремии 1-го часа содержится пророчество Михея о Вифлееме, как о месте рождения вечного Царя правды и мира;
- в Апостоле говорится о несравненном величии и превосходстве Сына Божия пред Ангелами;
- Евангелие повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа от Духа Свята и Марии Девы.
Проро́чества Михе́ина чте́ние:
Та́ко глаго́лет Госпо́дь: и ты, Вифлее́ме, до́ме Евфра́фов, еда́ мал еси́ е́же бы́ти в ты́сящах Иу́довыхъ? Из тебе́ бо Мне изы́дет Старе́йшина, е́же бы́ти в кня́зя во Изра́или, и исхо́ди Его́ из нача́ла от дней ве́ка. Сего́ ра́ди даст я, до вре́мене ражда́ющия роди́т, и про́чии от бра́тий Его́ обратя́тся к сыно́м Изра́илевым. И ста́нет, и у́зрит, и упасе́т ста́до Свое́ кре́постию Госпо́дь. И в сла́ве и́мени Го́спода Бо́га Своего́ пребу́дут, зане́ ны́не возвели́чится да́же до коне́ц земли́.
На 3-м Часе :
- слышим пророчественную песнь царя Давида о грядущем спасении всех народов и служении Богу истинному и о будущей славе Сиона;
- в паремии словами пророка Иеремии вещается, что Спаситель есть «Бог наш»;
- Апостол вещает об усыновлении нашем Богу «верою о Христе Иисусе»;
- Евангелие благовествует о путешествии Иосифа и Марии, по случаю народной переписи, из Назарета в Вифлеем и о преестественном здесь рождении Спасителя.
На 6-м Часе :
- пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю, как Богу;
- в паремии возвещается пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила;
- в Апостоле содержится прославление божественной вечной славы Спасителя, как Сына Божия;
- Евангелие благовествует о поклонении волхвов новорожденному Царю Иудейскому.
На 9-м Часе :
- звучит пророчество Давида о Божестве, вечном священстве и царстве Иисуса Христа;
- в паремии читается пророчество Исаии также о Божестве, вечном царстве и пророческом и священническом служении Спасителя;
- в Апостоле — об истинном вочеловечении Спасителя,
- а в Евангелии – об удалении в Египет и о возвращении в Назарет Иосифа и Девы Марии с Иисусом Христом.
Что ещё читают и поют на клиросе
Тропарь предпразднства звучит так:
- Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ.
- Перевод на русский язык: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)»
Хор поет кондак предпразднства (глас 3):
Де́ва днесь Преве́чное Сло́во в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно: лику́й, вселе́нная, услы́шавши, просла́ви со А́нгелы и па́стырьми хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.
Во второй стихире, которую исполняет хор на 1 Часе, отражается текст пророчества Михея:
- Ны́не проро́ческое прорица́ние испо́лнитися гряде́т,/ та́йно глаго́лющее:/ и ты, Вифлее́ме, земле́ Иу́дова,/ ника́коже нарече́шися ме́нши во влады́ках,/ предуготовля́ющи верте́п:/ из тебе́ бо ми изы́дет Игу́мен язы́ков во пло́ти,/ от Де́вы Отрокови́цы Христо́с Бог,/ И́же упасе́т лю́ди Своя́ но́ваго Изра́иля;// дади́м Ему́ вси вели́чие.
- Перевод:Ныне предстоит исполниться пророчеству, тайно говорящему: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше между тысячами Иудиными, предуготовляя вертеп. Ибо из тебя произойдёт Мне во плоти Пастырь народов, от Девы Отроковицы Христос Бог, Который упасёт народ Свой, нового Израиля: все Его возвеличим.Эти пророчества знали все, в том числе и Ирод, который хотел выпытать у волхвов место нахождения Младенца Христа.
- Звучат также стихиры:
- Чтец: Стих Бог от ю́га прии́дет и Святы́й из Горы́ приосене́нныя ча́щи.
- Хор: Удивля́шеся И́род,/ зря волхво́в благоче́стие,/ и, гне́вом побежда́емь,/
- Чтец: Стих Го́споди, услы́шах слух Твой и убоя́хся; Го́споди, разуме́х дела́ Твоя́ и ужасо́хся.
- Хор: Егда́ Ио́сиф, Де́во, печа́лию уязвля́шеся,/ к Вифлее́му идя́, вопия́ла
- Хор: Сла́ва и ны́не: Днесь ражда́ется от Де́вы руко́ю всю содержа́й тварь, пелена́ми, я́коже
Сколько длятся Царские часы
Чуть более 60 минут длится эта служба.
Нюансы Рождественских служб:
Если дата приходится на субботу или воскресенье.
- Царские часы переносятся с субботы (6 января) на утро пятницы (5 января).
- 5 января литургии не положено.
- Богослужение самого Рождественского Сочельника состоит из Вседневной вечерни, Утрени, 1, 3 и 6 часов, Божественной Литургии, 9 часа и Великой вечерни с чтением паремий Праздника.
- В этом году в Рождественский сочельник (6 января) Златоустова заменяется на Васильеву литургию, которая служится уже на сам праздник Рождества Христова — 7 января.
Узнайте также:
- Как провести Рождественский сочельник по-христиански
- 18 января -Крещенский сочельник: что делать НЕ надо
- На Крещение вода становится святой: как и почему, когда и где набирать конкретно
- Спорим, вы не все знали про Крещение! Мы подготовили эксклюзивную статью — от души рекомендуем: «Богоявление — Крещение Господне: главное»
- Царские часы перед Крещением: что это такое, структура, суть, краткое содержание — простыми словами
Благодарю!