Великая Пятница на Страстной седмице – один из дней церковного года, когда совершается особая служба – Часы, называемые Великими. Не слишком продолжительная – несколько более часа – она пройдет в 2024 г. 3 мая.
Что такое Часы в храме
Часы — особые богослужения, которые по Уставу совершаются в определенное время дня и призваны освятить молитвой всю повседневную жизнь христианина. На практике же «вседневная» служба Часов проходит вечером (1 час) и утром, до литургии – 3-6 часы. Детали
Богослужения Страстной Пятницы
Это кульминация Страстной седмицы — мы переживаем Страсти Христовы.
Литургии в этот день не бывает, так как Сам Господь принес Себя в жертву.
- Утром Великой пятницы совершаются Царские Часы.
- Днем — Вечерня. Вынос Плащаницы
- Вечером — Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы
Великие или Царские часы
Правильны оба наименования службы. Великими эти Часы именуют ввиду:
- того, что они совершаются накануне великого праздника;
- на них читаются отрывки из Евангелия, посвященные его событию;
- эта служба более продолжительна, чем «вседневная».
Ну а традиция именовать Часы Царскими, как говорят многие историки, сложилась в России: здесь хорошо знали византийскую традицию, когда на эти предпраздничные Часы приходил император. А в России Часы обязательно слушал царь.
Всего три раза в году их служат
Кроме Великой Пятницы, Царские часы совершается накануне:
Узнайте также: Что служат в храме, когда «литургии не положено»
Великие часы в Великую пятницу с чином Изобразительных
Главная особенность богослужения – то, что читаются отрывки из Евангелий, посвященные суду над Господом, Его Распятию и смерти.
Служба представляет собой последовательное совершение Часов, с 1 по 9, а завершают ее Изобразительны, молитвы и песнопения литургии, но без совершения самой этой службы, ввиду глубокой скорби этого дня воспоминания о Распятии Христа. В 49 главе церковного Устава (Типикона) говорится:
«Подобает же и сие ведати, яко прияхом в Палестине, в сей день Великаго Пятка, не творити Преждеосвященную, ниже паки совершенную Литургию, но ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сей день Распятия…»
Как проходит служба
Она включает 4 богослужения Часов и Обедницу (Изобразительны).
Что читают и в чем суть
На каждом Часе можно услышать как псалмы, которые читаются на этой службе в другие дни, так и такие, в которых содержатся пророческие указания на события последних дней земной жизни Спасителя.
При этом, как отмечает протоиерей Илия Шапиро, основная особенность именно Великой Пятницы – «звучание этих текстов от Первого Лица, то есть, от Самого Господа».
- 1 Час открывается 5 псалмом, который читают, испрашивая Божия благословения на новый день. Но вслед за ним идут еще два, посвященные непосредственно суду над Христом. Так, во 2 псалме мы слышим о «князях людских», которые «собрашася, снидошася вкупе на Господа и на Христа Его». Затем читается 21 псалом, начинающийся со слов «Бо́же, Бо́же мой, вонми́ ми, вску́ю оста́вил мя еси́?». Христиане, регулярно читающие Евангелие, хорошо знают, что это – слова, которые перед смертью возгласил с Креста Господь.
- На 3 Часе можно услышать покаянный 50 псалом – очень уместный именно теперь, ведь именно грехи людей возвели Спасителя на Крест. Но кроме него звучит еще 34-й, написанный царем Давидом за 1000 лет до Христа, но точно воспроизводящий суд над Ним: «И на мя возвесели́шася и собра́шася: собра́шася на мя ра́ны, и не позна́х, раздели́шася, и не умили́шася. Искуси́ша мя, подражни́ша мя подражне́нием, поскрежета́ша на мя зубы́ свои́ми..». А слова 108 псалма – пророчество об Иуде, о том, как он отпал от лика 12 Апостолов и подверг себя проклятию. Страшным приговором предательству звучит: «Поста́ви на него́ гре́шника, и диа́вол да ста́нет одесну́ю его. Внегда́ суди́тися ему́, да изы́дет осужде́н, и моли́тва его́ да бу́дет в грех. Да бу́дут дни́е его ма́ли, и епи́скопство его́ да прии́мет ин…»
- 6 Час – воспоминание о Распятии, страдании Спасителя. И в обычные дни на нем звучат 53 и 90 («Живый в помощи Вышняго…») псалмы, напоминающие об этом событии. Теперь же к ним добавлен еще один – 139-й, скорбь гонимого праведника и надежда на Господа.
- Скорбный 9 Час – время смерти Христа. Его открывает 68 псалом – стон страдающего человека:
«Спаси́ мя Бо́же, я́ко внидо́ша во́ды до души́ моея́. Углебо́х в тиме́нии глубины́, и несть постоя́ния..».
Но псалмах нет отчаяния, напротив – звучит надежда на Господа. Так, завершающий службу 85 псалом оканчивается словами:
«Сотвори́ со мною зна́мение во бла́го, и да ви́дят ненави́дящии мя, и постыдя́тся, я́ко Ты, Го́споди, помо́гл ми и уте́шил мя еси́».
И даже из глубины скорби о Распятом христианин знает: будет и Воскресение.
Три особых тропаря и прокимен
На Великих Часах поются особые тропари, посвященные Распятию, обращающие нас к страданию Христа. Всего их 12, по 4 на каждый из Часов, для каждой службы – свои, отражающие ее суть. Вот, например, три тропаря 1 Часа.
Первый из них – о том, как даже неодушевленное солнце скрывается, видя Распятие Господа, как раздирается завеса Иерусалимского храма – смысл был хорошо понятен людям того времени, когда принято было в знак скорби раздирать одежды. Теперь же как бы Сам Отец восскорбел о Сыне:
- «Днесь церко́вная заве́са, на обличе́ние беззако́нных раздира́ется, и со́лнце лучи́ своя́ скрыва́ет, Влады́ку зря распина́ема».
- Второй тропарь – о крестной жертве Христа и грехах людей: «Я́ко овча́ на заколе́ние веде́н был еси́, Христе́ Царю́, и я́ко А́гнец незло́бивый пригвозди́лся еси́ Кресту́ от беззако́нных муже́й, грех ра́ди на́ших, Человеколю́бче».
- В третьем тропаре легко узнать Евангельский текст: он рассказывает о том, как Господь Сам отдался в руки мучителей, не пожелав ни человеческой, от учеников (как мы помним, Апостол Петр даже взял меч!), ни даже Ангельской защиты: «Е́мшим Тя беззако́нным, претерпева́я, си́це вопия́л еси́ Го́споди: а́ще и порази́сте Па́стыря, и расточи́сте двана́десять ове́ц ученики Моя́, можа́х вя́щши не́жели двана́десяте легео́нов предста́вити А́нгелов: но долготерплю́, да испо́лнятся, я́же яви́х вам проро́ки Моими, безве́стная и та́йная. Го́споди, сла́ва Тебе́».
Тропари Третьего Часа повествуют о Суде над Господом и Его осуждении на Распятие, Шестого и Девятого – Его страданию и смерти.
Вслед за тропарями следует прокимен – стих из псалма, также отражающий суть воспоминаемого события. Например, на 1 Часе это – стих из псалма 40:
«Сердце его собра беззаконие себе».
Смысл понятен: речь идет об иудеях, принявших решение убить Мессию. А прокимен 3 Часа – из псалма 37, он – о смирении Христа:
«Я́ко аз на ра́ны гото́в, и боле́знь моя́ предо мно́ю есть вы́ну».
Паремии
Это отрывки из пророческих книг, читаемые на каждом из четырех Часов:
- во время Первого – из книги прор. Захарии; короткий фрагмент из его пророчества рассказывает о предательстве Иудой Мессии и даже – о цене этого предательства, 30 сребрениках;
- на Третьем – пророчество Исайи, который как бы от имени Мессии говорит: «… Плещи Мои вдах на раны и ланите Моя на заушения»; это – практические точное описание того, что происходило во время суда над Христом, когда Его не только унижали, но и жестоко били;
- на Шестом Часе – вновь пророк Исайя, описывающий Христа, ведомого на Распятие: «… несть вида Ему, ниже славы: и видехом Его, и не имяше ни вида, ни доброты… вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих, Человек в язве сый, и ведый терпети болезнь»;
- на Девятом – отрывок из книги прор. Иеремии; в нем – пророчество не только о смерти Мессии, но и о бедствиях, которые постигнут посягнувших на Сына Божия: «се Аз исторгну их от земли и дом Иудин извергну из среды их…»
Апостол
Это писания Апостола Павла – отрывки из его посланий к галатам, римлянам и евреям. Они посвящены:
- спасительному Кресту Христову;
- жертве Спасителя, которая, по человеческому рассуждению, невероятна, ведь, по слову св. Павла, из людей «едва ли кто умрет за праведника, разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть»; а Христос «умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:7-8);
- тайне смерти Христа, которой он «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14);
- спасительной Крови Христовой, которая вводит человека в Небесное Царство «путем новым и живым» (Евр.10:19).
Евангелие
Это довольно большие отрывки, повествующие:
- на Первом Часе – о суде над Христом у первосвященников иудейских, а затем – у Пилата (27 глава Евангелия от Матфея);
- на Третьем – о том, как был распят Иисус – из 15 главы Евангелиста Марка;
- на службе Шестого – о Его страдании и двух разбойниках, казнимых вместе с Господом; подробности о них рассказывает Евангелист Лука, повествующий об общей атмосфере вокруг Распятого, насмешках, которые Ему приходилось слышать даже в последние часы жизни – в том числе и от распинаемых с Ним вместе; рассказывает Евангелист и о покаянии одного из разбойников и об обещании Господа взять его в Рай; завершается это Евангелие рассказом о смерти Иисуса;
А Евангелие 9 Часа, от Иоанна (отрывки из глав 18 и 19), вновь обращает наши взоры к суду над Христом, Его крестному пути, Распятию, смерти, как бы предлагая еще раз пережить все эти события, понять и почувствовать их значение.
Изобразительны
Эта служба следует сразу после Часов – ведь литургия в скорбный этот день не служится. Она включает в себя важнейшие песнопения: «Блаженны» (Заповеди Блаженства), Символ Веры, молитву Господню («Отче наш»). Изобразительны дня имеют некоторые особенности:
- «Блаженны» следуют, по замечанию Устава «скоро, без пения», то есть читаются, а не поются, ради скорби дня;
- звучит особый кондак, посвященный Распятию.
Отпуст
Эта, последняя, или «отпустительная» молитва священника, также не такая, как в другие дни: в ней Господь именуется «нас ради человек и нашего ради спасения страшныя Страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый».
А Великая вечерня?
По Уставу её нет. В отличие от Царских Часов Рождества, Крещения Господня, которые как бы продолжаются Вечерней, в Великую Пятницу после Часов наступает перерыв – как правило, что 14 ч., что соответствует третьему часу дня по счету древней Церкви. Это особая служба с выносом Плащаницы, на которой – изображение умершего Господа.
Что значат Великие часы
Они – воспоминание о суде и осуждении Христа, о Его крестных страданиях и смерти.
Обязательно ходить в храм на Великие часы в пятницу?
В идеале – конечно. Христиане стараются посетить все службы Великой Пятницы, не только Часы, но также Вечерню и Утреню с Чином Погребения. Однако, далеко не все имеют такую возможность – или потому, что живут далеко от храма, или – что чаще всего – должны быть на работе (практики царской России, когда вся Страстная Седмица считалась выходной, чтобы люди могли ходить на богослужения, в наше время нет).
Смущаться невозможностью прийти на службу по уважительной причине не стоит. Но стоит постараться организовать свое время в этот день так, чтобы присутствовать хотя бы на одной из этих важных служб и духовно быть рядом со Страдающим Господом.
Какие записки подать?
Правильный ответ – никакие. Записки о здравии и упокоении подаются на литургию, которая в Великую Пятницу не служится. Не читаются за богослужением и записки с пометкой «на Великий Пост»: традиционно имена христиан, которые в них указаны, поминаются до Великого Четверга.
Нет в Великую Пятницу также панихид по усопшим. Опытные священники рекомендуют, если на этот день пришлась памятная дата, или же 9, 40 дней кончины – помолиться о близком человеке келейно. Можно также подать записку о здравии или упокоении вечером – но уже на литургию Великой Субботы.
Факты из истории
Согласно Постной Триоди – особой богослужебной книге, где помещены тексты служб Великого Поста и недель, подготовительных к нему – Царские Часы составлены свт. Кириллом Александрийским, который жил на рубеже IV-V вв. и прославился обличениями еретиков, а также богословскими сочинениями.
Впрочем, мы не знаем, когда именно Великие Часы приняли нынешний вид, неизвестно и когда установился нынешний порядок их совершения:
- например, в Иерусалиме Часы Пятницы занимали, по сути, целый день: они читались в строго определенное время дня и в местах, где происходили воспоминаемые на каждой из служб события.
- в Византии до XIII в. читались только Третий и Шестой Час.
Нынешние Часы сложились, как полагают церковные историки, после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. Тогда среди православных стала распространяться монашеская традиция служб Пятницы – но даже и тогда существовали варианты чтения Часов по отдельности (в разное время дни) или вместе.
«Днесь церко́вная заве́са, на обличе́ние беззако́нных раздира́ется, и со́лнце лучи́ своя́ скрыва́ет, Влады́ку зря распина́ема».
Остановимся же и мы в суете мира, вслушаемся в пронзительные слова псалмов, произносимые как бы от Его Лица, в Апостол, Евангелие. Они – о страдании любящего Бога ради нашей жизни и спасения.
Наталия Сазонова