Я не знаю когда, но в какой-то момент появилась тенденция романтизировать предательство Иуды. Евангелие и святые отцы говорят о нём очень просто, исходя из слов апостола Иоанна Богослова, что Иуда «был вор» (Ин.12:6). Поэтому церковная гимнография в этот день раскрывает тему сребролюбия.
Почему Иуда предал Христа и как он это сделал
Как только Иуду не оправдывали разные авторы: и герой он, и патриот, и если бы не он, то Христа бы не распяли, а мы не спаслись. А ещё он единственный кто всё знал и понимал и вообще со Христом у них была договорённость и т.д. А если и он погиб, то только по вине Христа, не надо было брать его в ученики, тогда бы не предал и не повесился.
Евангельская история
Лично для меня история Иуды – это история того, как Бог постоянно пытается спасти человека, а он сопротивляется. Иуда становится одним из 12 апостолов. Представьте, какие толпы ходили за Иисусом, сколько народу его окружало, т.е. конкурс был минимум 100 человек на одно место. И всё-таки Иуда этот конкурс выигрывает и становится одним из самых приближённых людей к Богу. Также как и все апостолы Иуда получает от Иисуса дары исцеления, изгнания бесов, чудотворения и т.д. Можно ли этому радоваться? Христос говорит, что нет! «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». (Лк.10:20) Суть этого высказывание в том, что быть с Богом важнее, чем те выгоды, которые ты получаешь, когда служишь Ему. Именно это и должен был усвоить Иуда.
Основные мотивы
А вот и главный отрывок, который раскрывает и предателя и его мотивы:
«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». (Ин.12:3-6)
Для того, чтобы понять Иуду, лучше прочитать целую книгу не про него, а про грех сребролюбия. Сребролюбие – это греховная страсть, которая выстраивает мировоззрение человека по типу: «всё в этой жизни продаётся, всё в этой жизни покупается» и ещё популярное — «время – деньги». Проанализируем ситуацию.
Когда Иуда видит как Иисусу дорогим благовонием мажут ноги, то очень важно, что он говорит точную цену благовония – 300 динариев. Иуда человек биржи, капитала. У него в башке постоянно идёт оценка и конвертация денег. Его волнует, кто во что одет, кто на чём ездит, сколько стоит какое имущество. Увидев миро, он как бухгалтер тут же выдаёт: 300 динариев стоит. Он уже придумал, кому и где его можно продать.
Но потому что был вор
Апостол Иоанн Богослов сразу «выкупает» Иуду, говоря: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор». (Ин 12:6) Любая греховная страсть всегда прикрывается добром и лжёт.
Сребролюбие, зависть, гнев и т.д. всегда придумывает благие мотивы, добрые оправдания.
Я за справедливость, я за бедных! Я не о себе думаю, я как лучше хочу! Это может многим не понравится, но всякий, кто считает чужие деньги (разумеется, честно заработанные) и упрекает в том, что они потрачены не так, является вором.
Как говорит Соломон:
«В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды».
(Прем.Сол.1:4-5)
А теперь смотрим, как Иисус снова и снова пытается спасать Иуду. Он отвечает ему: «оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». (Ин.12:7-8)
Удивительная мягкость!
Он знает, что Иуда вор, знает, что в нём негодует страсть, но при этом не обличает его, не гонит от себя, но даёт понять, что «Меня не всегда имеете с собой». Т.е. «Я как Бог дороже денег» — такую мысль пытается донести Христос Иуде. Иисус пытается направить взгляд Иуды от денежного ящика к Себе, говоря, что твой «ценностный прицел» сбит, если не исправишься, то всё закончится плохо. Иуда не захотел прислушаться. Ему не нравится то, как Христос относится к материальным ценностям.
Этот эпизод и стал апогеем недовольства для Иуды, после чего [noindex]«Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху[/noindex]?»
(Мф.26:14-17)
Обратите внимание, что Иуда и здесь истинный бизнесмен. Он не назначает цену сам боясь продешевить. Решил продать Бога? Продавай выгодно! Работа не пыльная, ничего сложного. 30 серебренников — цена раба в то время! Тоже не плохо.
Следующий эпизод с Иудой происходит уже на Тайной Вечере:
«истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мф.26:21-22) «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф.26:25)
Христос уже в глаза Иуде говорит, что знает о его предательстве. Каждое обращение к Иуде – это призыв к покаянию. Вот сейчас ты будешь причащаться, вот ты задумал меня предать, измени своё решение! Но и тут отказ от покаяния: «Иисус, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее». (Ин.13:26-27)
Вот она амбивалентность принятия Святых Христовых Тайн: либо ты станешь причастником Бога, либо сатанистом. Всякий раз словам Христа Иуда предпочитал внутренний голос сатаны. Причастие Иуды на Тайной вечери – это вершина полного отречения от Бога. Парадокс, но это так!
Поцелуй Иуды
Следующая встреча с Христа с Иудой в Гефсиманском саду: «Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк.22:47-48)
Стоит обратить внимание, что предательство Иуды – это не деяние, совершённое в состоянии аффекта, это именно осознанное, рациональное, подготовленное мероприятие, чётко обдуманное и спланированное.
«Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?».
Как я уже сказал, если Бог задаёт вопрос, т.е. принимает на себя «образ неведения», значит, призывает к покаянию. Даже тут, когда уже предательство оплачено, войны стоят, ждут команды и всё равно Христос пытается спасти Иуду до последнего момента. Мерзость со стороны Иуды заключается в том, что приветственное целование, как символ любви, превращается в высший знак предательства. Символ вывороченный наизнанку. Сатанизм в высшей степени!
Конец истории
Конец истории Иуды, когда он понял, что Христа убьют, выглядит так:
[noindex]»Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился».
(Мф.27:3-5)[/noindex]
Естественные для человека стыд и отчаяние поглотили Иуду. Оказалось, что деньги, в которые он так истово верил, неспособны дать его душе мир и покой. Оттого он и кидает их первосвященникам. Это даже не плач о Христе, сколько разочарование в сущности денег. Они не помогли в очень важный момент, не сделали его счастливей и не принесли радость. А значит, никто мне не поможет в этой жизни! Только петля меня спасёт! И повесился!
Он был только телом со Христом, но его душа всегда была с деньгами и фантазиями о себе, о своей выгоде, о своём счастье! Апостол Пётр тоже предал, но он знал Христа, как того, перед Кем не стыдно быть слабым, быть хвастуном, быть предателем. В любом состоянии я приду к Нему, и Он примет меня и исцелит. Потому Пётр и восстановился в апостольстве. Иуда не познал такого Христа при жизни. Скорее всего он Его и как Христа-то не познал, от того и конец его ужасен. Именно поэтому перед каждым Причащением мы молимся:
Вечери Твоей тайной ныне, Сыне Божий, причастника меня прими: не врагам Твоим тайну поведаю, ни целования Тебе дам, как Иуда, но как разбойник исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во царствии Твоем. Аминь
Монах Ефрем (Метс)
Искренне Благодарю за статью , которую читаю в Великую Пятницу , то есть сегодня , Благодарю 1000 раз ! Эта общая романтизация Иуды и меня охватила , увы , я не понимала до конца его поступка , не только предательство Христа , но и то , что он повесился. Эта статься все мне открыла. И мне не жалко Иуду , особенно если он именно такой, как на картине (портрет с руками ) художника Репина и конечно после Вашей статьи . Розовые очки спали …..Спаси Господи ! Аминь и Богу Слава ! Господи , Помилуй Нас Грешных.
Слава Богу за всё! Если сердце откликнулось — значит не напрасно трудимся) Для автора большая радость узнать, что его работа принесла духовную пользу. Вас, Роза, благодарим за то, что нашли время оставить отзыв.