------------------- Предательство Иуды
Православие сегодня Библейские истории Герой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде

Герой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде

2 комментария
Предательство Иуды

Я не знаю когда, но в какой-то момент появилась тенденция романтизировать предательство Иуды. Евангелие и святые отцы говорят о нём очень просто, исходя из слов апостола Иоанна Богослова, что Иуда «был вор» (Ин.12:6). Поэтому церковная гимнография в этот день раскрывает тему сребролюбия.

Почему Иуда предал Христа и как он это сделал

Как только Иуду не оправдывали разные авторы: и герой он, и патриот, и если бы не он, то Христа бы не распяли, а мы не спаслись. А ещё он единственный кто всё знал и понимал и вообще со Христом у них была договорённость и т.д. А если и он погиб, то только по вине Христа, не надо было брать его в ученики, тогда бы не предал и не повесился.

Герой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде

Автор статьи насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс)

Евангельская история

Лично для меня история Иуды – это история того, как Бог постоянно пытается спасти человека, а он сопротивляется. Иуда становится одним из 12 апостолов. Представьте, какие толпы ходили за Иисусом, сколько народу его окружало, т.е. конкурс был минимум 100 человек на одно место. И всё-таки Иуда этот конкурс выигрывает и становится одним из самых приближённых людей к Богу. Также как и все апостолы Иуда получает от Иисуса дары исцеления, изгнания бесов, чудотворения и т.д. Можно ли этому радоваться? Христос говорит, что нет! «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». (Лк.10:20) Суть этого высказывание в том, что быть с Богом важнее, чем те выгоды, которые ты получаешь, когда служишь Ему. Именно это и должен был усвоить Иуда.

Основные мотивы

А вот и главный отрывок, который раскрывает и предателя и его мотивы:

«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». (Ин.12:3-6)

Для того, чтобы понять Иуду, лучше прочитать целую книгу не про него, а про грех сребролюбия. Сребролюбие – это греховная страсть, которая выстраивает мировоззрение человека по типу: «всё в этой жизни продаётся, всё в этой жизни покупается» и ещё популярное — «время – деньги». Проанализируем ситуацию.

Когда Иуда видит как Иисусу дорогим благовонием мажут ноги, то очень важно, что он говорит точную цену благовония – 300 динариев. Иуда человек биржи, капитала. У него в башке постоянно идёт оценка и конвертация денег. Его волнует, кто во что одет, кто на чём ездит, сколько стоит какое имущество. Увидев миро, он как бухгалтер тут же выдаёт: 300 динариев стоит. Он уже придумал, кому и где его можно продать.

Но потому что был вор

Апостол Иоанн Богослов сразу «выкупает» Иуду, говоря: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор». (Ин 12:6) Любая греховная страсть всегда прикрывается добром и лжёт.

Сребролюбие, зависть, гнев и т.д. всегда придумывает благие мотивы, добрые оправдания.

Я за справедливость, я за бедных! Я не о себе думаю, я как лучше хочу! Это может многим не понравится, но всякий, кто считает чужие деньги (разумеется, честно заработанные) и упрекает в том, что они потрачены не так, является вором.

Как говорит Соломон:

«В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды».

(Прем.Сол.1:4-5)

А теперь смотрим, как Иисус снова и снова пытается спасать Иуду. Он отвечает ему: «оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». (Ин.12:7-8)

Удивительная мягкость!

Он знает, что Иуда вор, знает, что в нём негодует страсть, но при этом не обличает его, не гонит от себя, но даёт понять, что «Меня не всегда имеете с собой». Т.е. «Я как Бог дороже денег» — такую мысль пытается донести Христос Иуде. Иисус пытается направить взгляд Иуды от денежного ящика к Себе, говоря, что твой «ценностный прицел» сбит, если не исправишься, то всё закончится плохо. Иуда не захотел прислушаться. Ему не нравится то, как Христос относится к материальным ценностям.

Этот эпизод и стал апогеем недовольства для Иуды, после чего [noindex]«Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху[/noindex]?»

(Мф.26:14-17)

 

Обратите внимание, что Иуда и здесь истинный бизнесмен. Он не назначает цену сам боясь продешевить. Решил продать Бога? Продавай выгодно! Работа не пыльная, ничего сложного. 30 серебренников — цена раба в то время! Тоже не плохо.

Следующий эпизод с Иудой происходит уже на Тайной Вечере:

«истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» (Мф.26:21-22) «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф.26:25)

Христос уже в глаза Иуде говорит, что знает о его предательстве. Каждое обращение к Иуде – это призыв к покаянию. Вот сейчас ты будешь причащаться, вот ты задумал меня предать, измени своё решение! Но и тут отказ от покаяния: «Иисус, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее». (Ин.13:26-27)

Вот она амбивалентность принятия Святых Христовых Тайн: либо ты станешь причастником Бога, либо сатанистом. Всякий раз словам Христа Иуда предпочитал внутренний голос сатаны. Причастие Иуды на Тайной вечери – это вершина полного отречения от Бога. Парадокс, но это так!

Поцелуй Иуды

Следующая встреча с Христа с Иудой в Гефсиманском саду: «Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк.22:47-48)

Поцелуй Иуды

Стоит обратить внимание, что предательство Иуды – это не деяние, совершённое в состоянии аффекта, это именно осознанное, рациональное, подготовленное мероприятие, чётко обдуманное и спланированное.

«Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?».

Как я уже сказал, если Бог задаёт вопрос, т.е. принимает на себя «образ неведения», значит, призывает к покаянию. Даже тут, когда уже предательство оплачено, войны стоят, ждут команды и всё равно Христос пытается спасти Иуду до последнего момента. Мерзость со стороны Иуды заключается в том, что приветственное целование, как символ любви, превращается в высший знак предательства. Символ вывороченный наизнанку. Сатанизм в высшей степени!

Конец истории

Конец истории Иуды, когда он понял, что Христа убьют, выглядит так:

[noindex]»Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился».

(Мф.27:3-5)[/noindex]

Естественные для человека стыд и отчаяние поглотили Иуду. Оказалось, что деньги, в которые он так истово верил, неспособны дать его душе мир и покой. Оттого он и кидает их первосвященникам. Это даже не плач о Христе, сколько разочарование в сущности денег. Они не помогли в очень важный момент, не сделали его счастливей и не принесли радость. А значит, никто мне не поможет в этой жизни! Только петля меня спасёт! И повесился!

Он был только телом со Христом, но его душа всегда была с деньгами и фантазиями о себе, о своей выгоде, о своём счастье! Апостол Пётр тоже предал, но он знал Христа, как того, перед Кем не стыдно быть слабым, быть хвастуном, быть предателем. В любом состоянии я приду к Нему, и Он примет меня и исцелит. Потому Пётр и восстановился в апостольстве. Иуда не познал такого Христа при жизни. Скорее всего он Его и как Христа-то не познал, от того и конец его ужасен. Именно поэтому перед каждым Причащением мы молимся:

Вечери Твоей тайной ныне, Сыне Божий, причастника меня прими: не врагам Твоим тайну поведаю, ни целования Тебе дам, как Иуда, но как разбойник исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во царствии Твоем. Аминь

Монах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

2 thoughts on “Герой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде”

  1. Роза Джанари:

    Искренне Благодарю за статью , которую читаю в Великую Пятницу , то есть сегодня , Благодарю 1000 раз ! Эта общая романтизация Иуды и меня охватила , увы , я не понимала до конца его поступка , не только предательство Христа , но и то , что он повесился. Эта статься все мне открыла. И мне не жалко Иуду , особенно если он именно такой, как на картине (портрет с руками ) художника Репина и конечно после Вашей статьи . Розовые очки спали …..Спаси Господи ! Аминь и Богу Слава ! Господи , Помилуй Нас Грешных.

    1. Слава Богу за всё! Если сердце откликнулось — значит не напрасно трудимся) Для автора большая радость узнать, что его работа принесла духовную пользу. Вас, Роза, благодарим за то, что нашли время оставить отзыв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Саломея – дочь ИродиадыСаломея – дочь Иродиады

0 Comments
Саломея - дочь Иродиады

Фантазия художников эпохи Возрождения придала Саломеи ореол едва ли не символа красоты и греха – одновременно. Христианские предания времен Средневековья и Нового времени – рассказывают о бесчестной гибели, той, что была причастна к казни великого пророка Иоанна. А как на самом деле? Евангельский рассказ Вот

Библейские истории

Иеромонах рассказал про Страсти Христовы и орудия издевательствИеромонах рассказал про Страсти Христовы и орудия издевательств

0 Comments
Мел Гибсон и Джеймс Кэвизел

Клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) рассказал про Страсти Христовы и орудия пыток. Что такое Страсти Христовы Бог, спасая людей, решил нам мозги вынести и так вывернуть наизнанку, что до сих пор диву даёшься. Он нас уже готовил к этому через

Библейские истории

«Вот семь, что ненавидит Господь» — разбор актуальных высказываний из библейской книги «Притчи» от иеромонаха Ефрема (Метса)«Вот семь, что ненавидит Господь» — разбор актуальных высказываний из библейской книги «Притчи» от иеромонаха Ефрема (Метса)

0 Comments
Дурные пороки человека

В библейской книге «Притчи» есть замечательное место, касающееся 7 пороков человека: Клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс) прокомментировал каждое из этих высказываний. Священник убежден, что книги Ветхого Завета сегодня актуальны, как и вчера. Так, любая наша зависимость (алкогольная, пищевая, игровая…) делает

Библейские истории

При каких обстоятельствах состоялось чудесное пришествие в мир Христа, или Что такое РождествоПри каких обстоятельствах состоялось чудесное пришествие в мир Христа, или Что такое Рождество

0 Comments
Рождество Христово - что это такое

Наряженные ёлки, праздничная суета, подарки, красивые ночные богослужения: таково сегодня Рождество Христово — праздник в христианском мире. Он – воспоминание о важнейшем событии человеческой истории, когда Бог, Создатель мира, пришел на землю, чтобы спасти людей от власти греха. Что значит фраза «от Рождества Христова» Случившееся

Библейские истории

Царь Ирод Иудейский. Их 7. Все о династии+коротко о каждомЦарь Ирод Иудейский. Их 7. Все о династии+коротко о каждом

0 Comments
Ирод Царь Иудеййский

«Ирод окаянный,» – так говорят о людях разнузданных, жестоких. С Евангельских времен имя стало нарицательным, связанным с худшими качествами, какие есть в человеке. А ведь его первоначальное значение было совершенно другим. Сколько их. Что значит имя Царь Ирод упоминается Библией многократно, однако, речь идет не

Библейские истории