Символ веры звучит за каждой литургией, а поет его весь собравшийся в храме народ. Впрочем, многие наши современники узнают об этой «молитве», зачастую впервые приходя в храм, чтобы принять Крещение. Часто бывает еще, что, будучи крещены в детстве, но не имея обыкновения приходить на богослужения, люди сталкиваются с «проблемой»: выучить Символ, чтобы читать его во время Таинства от лица ребенка – крестника. Что же означает это «множество непонятных слов»?
Никео-Цареградский Символ веры – это не молитва
Иногда можно встретить ошибочное мнение, мол, «Символ веры – молитва Иисусу Христу» или «молитва для крестных родителей». Однако, даже беглое знакомство с текстом сразу убеждает: здесь нет обращения непосредственно к Богу, так что это – не молитва, но исповедание своей веры.
В названии Символа «Никео-Царьградский» содержатся именования двух городов – Никеи и Константинополя (Царьграда), где происходили 1 и 2 Вселенские Соборы. Первый из них состоялся в 325, второй – в 381 г. Более полувека, прошедшие между двумя Соборами – время напряженного поиска и споров с еретиками, пытавшимися рационалистически осмыслить великие тайны христианства, доступные верующей душе, но трудно облекаемые в слова – о Сыне Божием и Его Воплощении, о Духе Святом, о Пречистой Деве Богородице.
К составлению Символа причастны великие святые – Василий Великий, Григорий Богослов.
Тайну Святой Троицы наглядно показал на 1 Вселенском Соборе свт. Спиридон Тримифунтский.
Вот как говорит об этом житие святителя:
«Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».
Вот почему чтение Символа – приобщение к опыту святых отцов, присоединение нашего исповедания веры к их звучащему через века голосу. А потому произносить Символ нужно обязательно осмысленно.
В чем суть и смысл
Символ, по сути, заявление во всеуслышание о вере во Святую Троицу, Христа, воплотившегося и пострадавшего на земле и воскресшего, Апостольскую Церковь, будущий Страшный Суд и всеобщее воскресение. Литургическое пение Символа – остаток древней практики, когда во время этого главного христианского богослужения происходило и Таинство Крещения. Ныне же мы исповедуем свою веру перед началом Евхаристического Канона, когда по воле Божией и молитве священника хлеб и вино «преложатся» в Тело и Кровь Самого Христа.
На каком языке написан
Символ, необходимый для Крещения ребенка, читается во время Таинства на церковно-славянском языке. Этот язык нельзя назвать «иностранным», это лишь более древняя версия русского языка, которая употребляется за богослужением со времен Крещения Руси и почти неизменно – до наших дней.
Зачем учить
Знать его текст необходимо для крестной матери и/или крестного отца: в случае Крещения малого ребенка именно один из его крестных родителей как бы за крестящегося исповедует его веру – и тем ручается, что будет учить свое духовное чадо и вводить его в церковную жизнь, Таинства.
Так что, даже если крестных родителей двое, знать Символ следует обоим, а не одному: они берут на себя ответственность перед Богом за духовную жизнь своего крестника, а значит – сами должны сознательно исповедовать христианскую веру, ибо невозможно дать другому человеку то, чего не имеешь сам.
Как выучить текст
Самый просто способ и освоить славянский текст, и утвердиться в вере – довольно прост: регулярно посещать литургию, а еще лучше – приступать к Таинствам, Исповеди, Причастию, в которых верующий получает и благодатную Божию помощь и «отверзение ума» для «разумения Писаний». Кроме того, стоит углубляться в текст Символа и, по мере возможности, стараться понять смысл каждой из этих 12 фраз, которые составляют исповедание.
12 предложений: построчный разбор
Текст | Разбор | |
1. | Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца Не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. | Этими словами христианин исповедует, что Истинный Бог – Единый и Единственный, создатель мира видимого, материального, и невидимого, то есть Ангельского. |
2. | И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Имже вся бы́ша. | Это исповедание веры в Сына Божия, Второе Лицо Троицы, Христа. Крайне важны здесь слова «Единородный», то есть «Единственный», и «Единосущный», то есть имеющий ту же сущность, что Бог Отец, как говорил Сам Христос, «Я и Отец одно» (Ин.17:11). «Им», то есть через Него, Слово Божие, сотворен мир. |
3. | Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с Небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочеловечшася. | Христианин исповедует, что Бог, Создатель Вселенной непостижимым образом сошел на землю, «воплотился», то есть принял на себя материальное тело, плоть, и «вочеловечился», то есть стал всецело Человеком. Именно поэтому Церковь благословляет писать Бога на иконах – Невидимый и Непостижимый стал Человеком, как каждый из нас. Как это случилось, Символ не объясняет, да и не должен: тайна Боговоплощения открывается не пытливому разуму, а любящему Христа сердцу. |
4. | Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна. | Чтобы понять это предложение, лучше всего открыть Евангелие – в каждом из них повествуется о том, как люди, не узнав своего Бога, предали Его на распятие, как Понтий Пилат, правитель, понимая невинность Иисуса, приказал распять Его, опасаясь иудеев. Слова «и страдавша, и погребенна» говорят о том, что Господь истинно умер, как всякий человек, и в этом также стал подобен каждому из нас. |
5. | И воскре́сшаго в третий день, по Писанием. | Очень короткая фраза говорит о радости и надежде христианина: Воскресении Христовом. Это – суть веры, ибо, по слову Апостола Павла, «если Христос не воскрес, то и проповедь нашатщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Воскрес Господь – воскреснем и будем с Ним вечно все и мы, да и уже сейчас конец земной жизни – не катастрофа, а встреча со Христом, ожидающим нас в Небесном Царстве. Слова «по Писанием» означают, что это было предсказано пророками за тысячелетия до Христа, совершилось «по Писанием», и, наконец, донесено до нас Евангелистами. |
6. | И восше́дшаго на Небеса, и седя́ща одесну́ю Отца. | Господь Воскресший в Своем человеческом теле вознесся на Небо, где восседает «одесную», то есть справа, от Бога Отца. Но это – еще не завершение спасения людей. О нем говорится в следующем члене Символа. |
7. | И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца | Христианин исповедует веру во Второе Пришествие Господа. Первый раз Он явился людям, как один из них – во второй же раз придет, как Бог, так, что никто уже не усомнится в этом. По Пришествии совершится Суд над теми, кто доживет до этого момента и теми, кто скончался во все прошедшие века, теперь же воскреснет: ибо «у Бога все живы» (Мф. 22: 32). Так окончится наш глубоко поврежденный грехом мир и наступит Царство Божие – навсегда, и конца ему не будет. |
8. | И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. | Мы исповедуем нашу веру в Третье Лицо Святой Троицы. Он – Животворящий, дающий жизнь всему, что в мире, и оживляющий душу. Дух исходит от Отца, ибо Един Господь, Вседержитель и Творец. Тайна Духа явлена именно Христианской Церкви, в ней Он пребывает с момента Сошествия на Апостолов и до скончания века. Но и до Рождения Христа Дух действовал в мире: именно это имеется ввиду под словами «глаголавшего пророки», то есть, являвшего Божию волю через пророков. Откроем любую из ветхозаветных пророческих книг, и убедимся: каждое из пророчеств начинается словами: «Так говорит Господь…» |
9. | Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. | Церковь, созданная Христом – едина и единственна. Она называется Святой, так как одновременно и принадлежит, и не принадлежит к этому миру. Состоя из людей, она имеет Главой Христа. Церковь именуется Соборной, или Вселенской, потому, что проповедь о Истинном Боге объемлет весь мир. Наконец, она называется Апостольской, так как основана учениками Христовыми. |
10. | Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. | Этими словами христианин утверждает, что нет иного пути приобщиться ко Христу, кроме как вступить в Его Церковь через Крещение, Таинство, которое освобождает от грехов и дарует новую жизнь. |
11 | Ча́ю воскресе́ния мертвых. | Славянское «чаю» значит «ожидаю» и «надеюсь», верую в то, что все умершие будут воскрешены при Втором Пришествии Христа. |
12. | И жизни будущаго века. Аминь. | Эти слова, завершающие исповедание, означают, что мы ожидаем «будущего века», времени, когда человечество освободится от греха и смерти и будет жить в свете Божественной Любви. Свое исповедание христианин завершает словом «аминь». Это древнееврейское слово, которое без перевода вошло во все языки. Оно означает «да будет так» или «истинно так». Им завершается и всякая молитва христианина. |
«Символ» читается не только при Крещении и поется за литургией
Он входит в ежедневное молитвенное правило всякого православного христианина. В нем – истины веры. Но не только. Вот как говорит о «Символе» свт. Феофан Затворник:
Наталия Сазонова, автор сайта «Правслов»