------------------- Великая Суббота
Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 4 мая — Великая Суббота перед Пасхой: смысл долгой церковной службы и суть дня — простыми словами

4 мая — Великая Суббота перед Пасхой: смысл долгой церковной службы и суть дня — простыми словами

0 Comments
Великая Суббота

День тишины и молчания пред тайной смерти Спасителя и Его грядущего Воскресения. А еще… суеты «о столах», за которой многие почти забывают и о сути дня, и о богослужениях. Это Великая суббота.

Страстная Суббота: что вспоминаем

Погребение Христа и Его сошествие в ад, где находились «от века скончавшиеся», ведь Рай был закрыт для всех – как святых, так и грешников. Теперь же «врата адовы сокрушились» и праведники – начиная с Адама и Евы, вошли в Небесное Царство.

4 мая - Великая Суббота перед Пасхой: смысл долгой церковной службы и суть дня - простыми словами

Караваджо «Положение во гроб» (1604), Вильям Бугро «Пьета» (1876), Сальвадор Дали «Христос Святого Иоанна Креста» (1951), (слева направо)Страсти Христовы

Интересные факты из истории

О Сошествии во ад не говорят Евангелисты, но упоминания о событии встречается у других учеников Христа:

  • согласно «Деяниям Апостолов», ап. Петр применяет к Христу слова псалмопевца царя Давида о том, что «не оставлена душа Его во аде»;
  • в Первом Соборном Послании Петр говорит о том же уже более подробно: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18-19);
  • Апостол Павел в Послании к верующим города Ефеса говорит, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9).

Со словами Апостолов вполне согласуются апокрифические рассказы о Сошествии во ад.

Такие источники, как «Евангелие Петра», «Евангелие Варфоломея», «Вознесение Исаии» и другие, созданные во II в. от Рождества Христова и позже, рассказывают о разрушении адских врат, о том, как Бог Отец повелевает Ему, умершему телом на Кресте, но живому душой, благовествовать Царствие находящимся в аду.

На апокрифических трактовках события, которые Церковь признает, как донесенное апокрифами древнейшее христианское предание, основана и иконография Воскресения. На самых ранних изображениях Христос Воскресший сходит во ад, чтобы вывести Адама, Еву, ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия.

4 мая - Великая Суббота перед Пасхой: смысл долгой церковной службы и суть дня - простыми словами

Сошествие во ад. Фреска монастыря Хора в Константинополе (Стамбул). 1315–1321. Интересная художественная деталь, передающая гениальную идею: «Господь вызволяет Адама и Еву из ада и, кажется, что Христос должен протягивать руку Адаму открытой ладонью, как бы лишь предлагая ему спасение. Но нет! Господь берет Адама за руку в классическом греко-римском захвате, который не оставляет Адаму возможности остаться в аду. Так и нас Христос буквально выдергивает из ада — Он заплатил достаточную цену за то, чтобы мы там больше не оставались. Это не к тому, чтобы оправдывать свое безделье, но чтобы в трудные минуты разочарования в себе помнить о том, что Христос заплатил за нас сполна и второй раз Он никого никому не отдаст»,- 
иерей Александр Сатомский.

Что можно кушать

По Уставу – горячую пищу, но без растительного масла. Это все еще постный день, хотя и последний перед Пасхой. Те, кто собирается причащаться Пасхальной ночью, могут поесть последний раз примерно в 8-9 ч. вечера (Евхаристический пост традиционно длится 6 часов), чтобы подкрепить силы перед длинной ночной службой.

Как проходят и сколько длятся службы в храме

Первая служба Субботы начинается накануне, вечером Великой Пятницы.

Субботним утром служится литургия, после чего в богослужениях – перерыв примерно до 23 ч., когда начнется Полунощница, а после нее – крестный ход, Пасхальная Заутреня и литургия великого дня Воскресения.

4 мая - Великая Суббота перед Пасхой: смысл долгой церковной службы и суть дня - простыми словами

Вечерняя служба кануне Субботы длится более 3 ч., довольно продолжительна и утренняя литургия, ведь она:

  • соединена с Вечерней;
  • включает 15 отрывков из Ветхого Завета – пророчеств о Воскресении.

Особенность службы – то, что во время нее священнослужители переоблачаются из черных риз, в которых служили всю Страстную неделю, в белые. Этот цвет традиционно символизирует переходное состояние – именно такова Великая Суббота, когда мы еще скорбим о Распятом, но уже ожидаем Воскресения. Какого-либо устава о том, в каких одеждах быть на службе мирянам (в том числе – в каком платке приходить мирянкам), не существует. Многие надевают белый, другие черный, третьи – какой есть.

Утреня Великой Субботы

Некоторые думают, что вечерняя служба кануна Субботы называется всенощным бдением, однако, это не так, ведь такое бдение – соединение Вечерни и Утрени, а вечером Страстной Пятницы – одна только Утреня, так как Вечерня совершена ранее, когда проходил вынос Плащаницы.

Вынос Плащаницы в Страстную Пятницу

Вынос Плащаницы вечером в Страстную Пятницу

Субботняя Утреня – особенная, ведь на ней совершается Чин Погребения Спасителя, читается особый канон и 118 псалом, так называемые «Непорочны».

Похвалы Великой Субботы

Это особые возглашения на «Непорочных», после каждого из 176 стихов псалма. В этих словах – скорбь о смерти Господа, надежда на Воскресение:

«Обруче́нный, стропо́тнейший ро́де евре́йский, / ве́дал еси́ воздвиже́ние хра́ма, / почто́ осуди́л еси́ Христа́?… Во оде́жду поруга́ния Украси́теля всех облека́еши, / И́же не́бо утверди́, и зе́млю украси́ чу́дно… Излия́ша на гроб мироно́сицы ми́ра, / зело́ ра́но прише́дшыя…» Господь называется Светом этого мира, и Свет Христов не может погасить и смерть. Потому к Нему, умершему, христиане обращаются: «Мир Це́ркви, / лю́дем Твои́м спасе́ние / да́руй воста́нием Твои́м…».

А завершается служба – после обнесения Плащаницы вокруг храма – словами прор. Иезикииля о Воскресении, и уже почти пасхальным звоном колоколов.

Вечерня и литургия

Служатся утром. Как это уже было ранее, в Великий Четверг, оба богослужения соединяются. Они имеют и другие особенности, которые восходят ко временам древней Церкви. Среди них, например, гимн, который пели в Иерусалиме:

«Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

В Великую Субботу хор поет его на Великом Входе, вместо привычной верующим Херувимской песни.

Что в храме в субботу перед Пасхой

Великая Суббота. Божественная литургия в храме. Фото пресс-службы Удмуртской епархии

Была и еще одна многовековая традиция: крестить оглашенных именно на этой литургии. Поэтому на ней многие века читались паремии – отрывки из Ветхого Завета, пророческипосвященные Воскресению Христову. Читаются они и сейчас – но не ради Крещения, которое теперь на этой литургии не совершают.

Теперь паремии напоминают верующим о том, что Воскресение предсказано пророками за многие века, а мы живем во времена, когда эти пророчества сбылись, имея возможность быть с Господом Воскресшим, молиться Ему, получать Его помощь. Многие приходят на эту службу, чтобы услышать это чтение, торжественность которого возрастает от паремии к паремии, и возводит всех к радости Пасхи, как бы по ступеням.

4 мая - Великая Суббота перед Пасхой: смысл долгой церковной службы и суть дня - простыми словами

Краткое толкование на паремии

Всего их 15.

  1. Из Книги Бытия – о сотворении мира. Отрывок возвращает нас к началу человечества, когда оно было юным и жило с Богом – такая жизнь уготована и нам!
  2. Из прор. Исайи – о Святом Городе Иерусалиме, его будущей славе, ведь он – место Воскресения.
  3. Из Книги Исход – отрывок о Песахе, или иудейской Пасхе, воспоминании об исходе из Египта. Этот иудейский праздник – не только воспоминание о прошлом, но – пророчество о будущем, когда воскреснет Христос, и люди выйдут из духовного Египта, греховной жизни, чтобы быть с Ним.
  4. Книга прор. Ионы. Этот ветхозаветный текст читается потому, что Сам Христос сравнивал Себя с пророком, который был проглочен китом и три дня и ночи был в его чреве – так и Господь воскрес на третий день.
  5. Из Книги Иисуса Навина – о Пасхе, совершенной иудеями, когда они вошли в Палестину – Обетованную землю.
  6. И еще раз об исходе из Египта. Теперь Церковь предлагает вспомнить о чудесном переходе иудеев через Красное море «аки посуху». Все – потому, что с ними был Бог, о Котором они ликовали после чуда. И оно – предвестие времен, когда Христос будет «всяческая во всем».
  7. Из Книги прор. Софонии. Он, провидя великую славу Иерусалима, восклицает: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла» (Соф 3:14–15).
  8. Из 3 Книги Царств – о чудесах прор. Илии, спасении им вдовы и ее сына от голода, болезни. Этот рассказ – о том, что Господь помогает каждому – и для него нет «неприметных» и «простых» людей, все Ему дороги.
  9. Из прор. Исайи, который говорит о славе народа Израиля. Отрывок читается потому, что это пророчество – еще и о народе Божием, христианах.
  10. А эта паремия – из Книги Бытия. Это история праотца Авраама, его покорности Богу даже до готовности пожертвовать любимым сыном, Исааком. Еще христиане первых веков, читая о несостоявшемся жертвоприношении, вспоминали о другом – состоявшемся: Господь, возлюбивший людей, умер за них.
  11. «Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем…» Это слова прор. Исайи, которые читал о Себе Сам Иисус в одну из суббот в синагоге. Они – о Его земном служении.
  12. Эта паремия из 4 Книги Царств – о том, как прор. Елисей воскресил умершего мальчика. Она, как многие другие ветхозаветные повествования, перекликается с чудесами Христа.
  13. И снова Исайя. Теперь – о покаяния народа Божия и о том, что верующий надеется только на Бога, а не на свои силы или даже – происхождение от святых: «Ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис 63:16).
  14. А вот часто цитируемые еще во времена Апостолов слова о Новом Завете из прор. Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-34).
  15. Последняя паремия – целых 88 стихов из Книги прор. Даниила. Это рассказ о спасении из горящей «пещи» трех еврейских отроков. Торжественные слова слушаются как бы на одном дыхании. Не об историческом событии они – о том, что Христос придет спасти нас, и время это вот-вот настанет.

Евангельские чтения

Это 28 глава Евангелия от Матфея, которая повествует о женах, принесших миро, чтобы помазать Тело Спасителя, и о том, как оно не было найдено в пещере. Мы слышим о том, как Ангелы возвестили женщинам Воскресение, как Сам Спаситель явился им на пути.

Смысл песнопений

На Утрени (вечером Великой Пятницы) звучит особый канон, посвященный Страстям Христовым. Его ирмосы, как значится во многих древних богослужебных книгах, «творение жены некия, Кассии именуемыя», сам же канон создан, вероятно, несколькими авторами. Об авторе ирмосов известно, что Кассия жила в IX в., была знатного рода, одно время родители даже прочили ее в невесты императору. Однако, она избрала иноческую жизнь. Ей приписывают целый ряд церковных песнопений. По первым словам первого ирмоса, где говорится об исходе евреев из Египта, Канон именуется «Волною морскою…»

Самое главное песнопение утра – «Да молчит всякая плоть человеча…».

Оно передает суть этого дня, его тишины, молчания, размышления о жертве Господа ради людей, когда Он пришел «заклатися в снедь верным».

А вот тропарь, который знаком постоянным прихожанам как воскресный:

«Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе!»

Он, говорящий о том, что Господь воскреснет, звучит и за Утреней, и на литургии. А потом его негромко поют во время освящения пасхальных снедей.

От Полунощницы к Пасхальной утрене

Примерно за 30-40 минут до 12 ч. ночи в храме начинается Пасхальная Полунощница: читается канон, затем Плащаница уносится священниками в алтарь. А в полночь начинается крестный ход вокруг храма. Совсем немного – и прозвучит долгожданное «Христос Воскресе!»

4 мая - Великая Суббота перед Пасхой: смысл долгой церковной службы и суть дня - простыми словами

Причастие в Великую Субботу

Оно происходит на литургии. Исповедь обычно проходит накануне, в Великую Пятницу. Вопрос о том, можно ли далее без Исповеди принять Причастие на ночной Пасхальной литургии (или утренней, так называемой «поздней»), стоит согласовать со священником. Во всяком случае, во всех храмах ближе к вечеру проходить Исповедь для тех, кто собирается причаститься на Пасху.

Причастие перед Пасхой в Великую Субботу

Причащение Святых Христовых Таин в Великую Субботу

Освящение куличей и яиц

Оно проходит обычно по окончании литургии Субботы и продолжается до вечера. Есть освящение и на сам праздник Пасхи, но проходит оно по окончании службы, то есть уже ранним утром.

Как провести день

По возможности – начав его с литургии, затем – понемногу и «без фанатизма» можно готовиться к Пасхе, помня, что Суббота – день молитвенной сосредоточенности и ожидания, а не суеты.

Что нельзя делать в субботу перед Пасхой

Начинать отмечать Пасху – некоторые полагают, что пост уже закончился, но это не так. Нельзя также предаваться житейской суете, теряя из виду значимость этого дня.

Традиции

Наши предки считали, что красить яйца, стряпать куличи, делать уборку лучше всего заранее. При этом прямых уставных запретов на это, как и на то, чтобы, например, мыться или стирать, нет – но христианину, конечно, должен прийти на помощь здравый смысл.

… и реальность

Впрочем, сейчас очень часто получается, что у многих суббота – один из двух выходных, а Чистый Четверг, когда принято готовиться к Пасхе – рабочий. Поэтому получается, что основная «нагрузка» подготовки к празднику падает на Субботу. Если так получилось, по крайней мере, не следует чрезмерно суетиться – например, стремиться устроить идеальную трапезу. Если чувствуется, что нет сил стряпать куличи, их вполне можно купить, но сохранить мир души и должный настрой.

Что делать можно и должно

Молиться, читать Евангелие, прийти на литургию. И, конечно, принести в храм для освящение пасхальные снеди. Ближе к вечеру, если есть намерение прийти на ночную службу, лучше подкрепить физические силы отдыхом и постной трапезой.

Схождение благодатного огня

Оно происходит в Храме Воскресения Иерусалима уже около 2000 лет. В кувуклии, часовне Гроба Господня, где камень, на котором покоилось тело Христа, по молитве православного Патриарха сами загораются свечи. Этот огонь – не этого мира, первые минуты он даже не обжигает.

Благодатный огонь

Благодатный. Огонь, который горит, но не обжигает

Его схождение в Субботу – предвестие грядущего Воскресения. Недаром именно в этом храме после схождения огня народ восклицает:

«Христос Воскресе!»

А как у католиков?

Несколько по-иному, чем на Востоке. На Великую Субботу:

  • не служится литургия;
  • не совершается Причастие, даже больных (кроме лишь умирающих);
  • можно помолиться индивидуально – при больших костелах есть часовня – символ Гроба Господня, к которой для молитв приходят верующие.

И лишь к вечеру начинается освящённые куличей и иной праздничной снеди.

Значение дня для православных

Его можно описать словами пророка Исайи:

«Кричат мне с Сеира: сторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11—12).

Да, пока ночь, и наш Бог во гробе. Но утро пасхальной радости уже близко.

Наталья Сазонова

4 мая - Великая Суббота перед Пасхой: смысл долгой церковной службы и суть дня - простыми словами

Великая Суббота в храме

Узнайте также:

Отрывок из проповеди

Архимандрит Тихон (Агриков):

«Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…» Возлюбленные братия и сестры, и мы стоим у Гроба Спасителя. И для нас бесконечно дорог Божественный Страдалец, положенный в нем. Как же нам надо стоять? Мы тоже привыкли, что Он всегда был рядом с нами в наших скорбях, радостях и затруднениях, на всех путях нашей жизни. А теперь Он нуждается в нашем участии, в нашем внимании. Погасло Солнце, освещавшее весь мир своей чистотой, любовью. Не бьется сердце, горевшее заботой о всех. Перестала течь пречистая кровь, запеклись кровавые раны на Его истерзанном теле. Мы стоим, как стояла когда-то вокруг Него небольшая группа Его верных друзей. Но с какими чувствами, с какими мыслями?

Подумаем: Кто перед нами, какую Он прожил жизнь, какую принял смерть и всё ради кого?.. Подумаем, осознаем… Безгрешный Сын Божий сошел на землю ради спасения Своего создания, принял плоть человеческую, понес многие труды, тяготы и скорби человеческого существования, наконец, принял смерть мучительную, позорную… За что, ради чего? За наши грехи, за искупление падшего человечества.

И наши личные грехи – сколько их! Он всё вынес и умер за нас. А мы?.. Можем ли, способны ли мы умереть за Него, как Он умер за нас? Способны ли мы хоть что-нибудь принести Ему в жертву? Когда мы хороним дорогого человека, то на свежую могилку приносим живые цветы. Что мы положим на Гроб нашедшего драгоценного и любимого Господа? Что принесем Ему как последний дар?

Предание говорит, что мироносицы целую ночь не смыкали глаз, готовили Любимому драгоценное миро для помазания Его тела. Что же приготовим мы, возлюбленные братия и сестры? Мы тоже не спали ночь – темную, страшную ночь Христова погребения… Усталость смыкала глаза, но мы стояли и старались найти в душе хоть капельку тепла для нашего Господа, Которого мы все так хотим любить, так хотим отблагодарить за Его к нам любовь и Его безграничное терпение.

Ведь мы собрались сюда потому, что любим нашего Господа Иисуса Христа, мы собрались почтить, поклониться Его измученному бездыханному телу. Но бывает, что душа в эти святые минуты так бедна, так скудна добром, что в ней не находится ничего, что можно было бы принести к Гробу Господню.

Что делать, если святой пост прошел для нас плохо, если мы провели его не как должно?.. Одна женщина всё это время проболела. Она не ходила на службы, не хранила пост, не имела терпения в болезни. В ночь на Великую Субботу, когда все заснули, она сползла со своей постели, добралась на коленях до переднего угла, упала ниц и… зарыдала. Слезы лились по лицу, по одежде. Наконец она подняла голову и сказала: «Господи, у меня нет благовонного мира на святую плащаницу, нет ни одного доброго дела, вот только эти мои горькие слезы. Приими же их, как Ты принял их от блудницы…»

Припадем же и мы к Его Гробу, дорогие мои. Припадем со слезами и скажем:

«Господи Милосердный! У нас нет драгоценного мира добродетелей, чтобы помазать пречистое тело Твое. У нас ничего, ничего нет, хотя мы и хотели бы принести Тебе что-либо доброе и ценное… Но приими от нас эти слезы, как принял Ты две лепты вдовицы. Приими, не отрини и нашего малого приношения. Приими это наше поклонение, ночное бодрствование и малую нашу молитву, чтобы нам сподобиться видеть и славное Твое воскресение». Аминь».

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

22 марта, пятый день Великого поста: Литургия Преждеосвященных Даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме22 марта, пятый день Великого поста: Литургия Преждеосвященных Даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

0 Comments
Освящение колива

Пятый день Великого Поста – особый. По окончании второй в этом году литургии Преждеосвященных Даров на средину храма выносится большой сосуд, наполненный зернами, вареными с медом, орехами, сухофруктами, и звучит канон мученику, жившему в далеком от нас IV в. – Феодору Тирону. Традиции освящения колива

Великопостный навигатор-2024

1 мая — Великая Среда: службы в храме и евангельские события дня1 мая — Великая Среда: службы в храме и евангельские события дня

0 Comments
Великая Среда: евангельские события Страстного дня

Один из самых сложных дней Страстной – и один из самых тяжелых в земной жизни Господа. Такова эта среда – особенная среди других, в которые у христиан издавна принято соблюдать пост. Эту Среду именуют Великой. Что вспоминают Главное событие дня – предательство Учителя, совершенное одним

Великопостный навигатор-2024

Сплошная, всеядная: с 26 февраля по 2 марта — седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читаютСплошная, всеядная: с 26 февраля по 2 марта — седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читают

0 Comments
Неделя о мытаре и фарисее без поста - сплошная седмица

На всенощном бдении накануне воскресного дня, когда читается притча о мытаре и фарисее, впервые начинают звучать песнопения Великого Поста: «Покаяния отверзи ми двери…». А вот само это воскресенье и следующие за ним дни… постными не являются, более того, эта «седмица» именуется «сплошной», когда воздержание в

Великопостный навигатор-2024

11-16 марта: Последняя подготовительная седмица к Великому посту — Сырная, после недели (воскресного дня) о Страшном Суде — сплошная, но мяса не вкушаем уже11-16 марта: Последняя подготовительная седмица к Великому посту — Сырная, после недели (воскресного дня) о Страшном Суде — сплошная, но мяса не вкушаем уже

0 Comments
Неделя о Страшном суде- Мясопустная Сырная сплошная седмица

Наши далекие предки знали эти дни как время «разгула» перед Великим Постом, западные христиане Средневековья – как период карнавалов, ну а жители СССР отмечали «проводы русской зимы». Чем же на самом деле являются сплошная сырная седмица и открывающий ее воскресный день о Страшном Суде? Навигатор

Великопостный навигатор-2024

4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту

0 Comments
Подготовительные недели к Великому посту

«Возсия весна постная» – поется в одном из великопостных песнопений. Весна – обновление природы, пост – обновление души. «Как же хорошо на душе», скажет прилежный постник уже на исходе первой недели Великого поста, когда рот начнет забывать вкус мяса, зато сердце — ощутит вкус свободы.

Великопостный навигатор-2024