Об одних из числа двенадцати Апостолов мы знаем достаточно много, об иных – почти ничего. Но они шли к вере – каждый своим путем, а затем несли ее людям, созидая Христову Церковь, ту самую, которая существует до наших дней и которую не одолеют «врата адовы» до скончания века. Апостолы. Кто же они? Что означает слово, сколько вообще их было на самом деле при сошествии Святого Духа, что за Апостольские Правила в Церкви, какова роль и деятельность учеников Христа — в статье.
Что значит слово апостол?
Обычно его переводят с греческого как «посланник» или «вестник». У греков-язычников слово первоначально не имело никакого религиозного значения.
Например «ἀπόστολος» («апостолос») могли называть моряков, отправившихся в экспедицию, колонистов, осваивающих новые земли. В религиозном смысле слово впервые употребили переводчики Библии на греческий язык. Именно в Септуагинте (так называется этот «перевод семидесяти толковников») словом «апостол» называют пророков, посылаемых Господом на служение.

12 апостолов, икона. Первая четверть XIV в Византия место хранения ГМИИ им Пушкина Фрагмент
В этом же смысле употребляется слово и в Новом Завете – впрочем, в его текстах сохраняется и прежнее, зародившееся в античности, понимание апостола как просто посланника
Например, согласно греческому тексту Евангелия от Матфея, Сам Христос говорит, что «посланник (ἀπόστολος) не больше пославшего его» (Мф.10:40), имея ввиду не Своих учеников, а вообще человека, которого кто-либо отправляет с поручением.
Лишь после Вознесения Христа термин получает новое значение, которое и становится основным: это ближайший ученик Господа, посылаемый Им на проповедь. Пожалуй, первое определение понятия «Апостол» дает св. Петр, когда обращается к сподвижникам ввиду необходимости восполнить число 12 учеников после того, как Иуда отпал от их «лика»: по его словам, необходимо избрать в число 12 учеников Христовых того, кто «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас» (Деян.1:21-22).
Так возникает понятие «апостола» как ученика Господа, свидетеля Его земной проповеди. При этом среди Апостолов известны:
- 12 ближайших ко Христу – именно им празднует Церковь 13 июня;
- «другие семьдесят учеников», которые также посылались Им на проповедь, но не входили в число самых близких к Спасителю; общее празднование им – 17 января, на Святках, после Рождества Христова.
Впрочем, известно, что имя «апостол» также применялось вообще ко всем проповедникам Христа даже до конца II в., когда ближайшие ученики Спасителя уже покидают этот мир. И лишь много позже собственно Апостолами стали называть только свидетелей земной жизни Господа.
12 Апостолов по именам и деяниям
Мы знаем о них как из Писания, так и из преданий, которые дошли до нас от Апостольского века.

Собор двенадцати апостолов. Этот византийский памятник – один из шедевров живописи Палеологовского Ренессанса (первая треть XIV века). Икону написал Константинопольский столичный мастер. Сюжет связан с церковным праздником, посвященном двенадцати апостолам -13 июля. В верхнем ряду: Филипп, Варфоломей (он же Нафанаил), Иаков Зеведеев, Андрей, Матфий, Симон Зилот, Иуда Фаддей, Фома. В центре выделена фигура апостола Андрея – он считается первым епископом Константинополя. На первом плане: Иаков Алфеев, Петр, Иоанн, «Матфей мытарь». Место хранения ГМИИ им Пушкина
Павел. 13-й Апостол Христа
Им традиционно считается призванный Самим Христом уже после Сошествия Святого Духа на Апостолов Павел (в иудействе – Савл). Ревностный фарисей, гонитель христианской веры, он был обращен Самим Богом, явившимся ему на пути к Дамаску.

Апостол Павел
Формально не входя в число двенадцати ближайших учеников, он, однако:
- считается, наряду со св. Петром, «первоверховным», ввиду множества основанных им христианских общин по всей территории Римской империи, а также того, что его трудами христианство начало становиться действительно мировой религией, где «нет ни эллина, ни иудея»;
- упоминается в службе Собору 12 Апостолов: «Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в преизря́дна,/ и с Па́влом ве́сь дванадесяточи́сленный собо́р дне́сь./ И́хже па́мять соверша́юще ве́рно,// си́х Просла́вльшаго прославля́ем».
Сошествие Святого Духа на апостолов
Оно, согласно «Деяниям Апостолов», произошло на 50 день по Воскресении Христовом, на 10 – после Его Вознесения. К этому времени Апостолов было уже 12, так как между Вознесением и Сошествием Духа был избран Матфий на место Иуды. Однако, «Деяния» не говорят, что Дух сошел именно на двенадцать учеников, подчеркивая, что в Сионской горнице были «единодушно вместе» множество последователей Христа, включая женщин, в том числе – Богородицу. И дары Духа получили все верующие.

Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного чина главного иконостаса Софийского собора в Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ)
Само событие знаменует рождение Церкви – сообщества последователей Господа, в котором Он Сам пребывает до скончания мира.
Правила святых Апостолов
Это древний сборник церковных канонов и правил, который, как установили историки, создан не в Апостольский век, а около 380 г., возможно, в Сирии. Существуют две точки зрения по поводу этого текста:
- православные полагают, что «Правила» несут древнюю традицию и действительно могут восходить к Апостолам; эта позиция также высказывалась на VI и VII Вселенских Соборах;
- католики сомневаются в подлинности «Правил», так как их происхождение именно от Апостолов не доказано; поэтому канонического статуса «Правила» не имеют.
Почитание
Сегодня по всему православному миру известно:
- Около 60 церквей и приделов, посвященных им — большинство в России (в т.ч. разрушенные.
- В честь 12 Апостолов в 1841 г. был назван парусный корабль Черноморского флота. Он был затоплен в период Крымской войны 1855 г.
- Австралийская достопримечательность — группа скал «Двенадцать Апостолов» , некоторые из которых – высотой до 45 м, правда, на сегодня из 12 осталось лишь 8 скал — постепенно разрушаются.
- Знаменитые скульптуры Апостолов на фасадах собора Святого Петра в Риме и Исаакиевского в Петербурге.
День празднования
Церковное празднество именуется Собором святых славных и всехвальных 12 апостолов.
Считается, что память 12 Апостолов чтилась уже с первых веков Церкви. Древнейшие упоминания о празднике относятся к VII в., когда Иерусалимская Патриархия совершала торжество Собору Апостолов на 2 неделе Великого Поста. Позже праздник утвердился 13 июля.

Собор Святых Двенадцати Апостолов. Греческая фреска.
Согласно утвердившейся с XII в. практике, накануне совершается полиелейная служба, во время которой, после чтения Евангелия, верующие помазываются освященным маслом. За вечерним богослужением кануна праздника читается особый канон, а также поются песнопения праздника. В день празднования Собора служится литургия.
Иконография
Интересно, что на иконе «Собор 12 апостолов» иногда вместо святого Матфия, причисленного к 12-ти вместо отпавшего Иуды Искариота, изображают 13-го апостола Павла. А на известном новгородском образе, который подписан как «Собор Святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов» (см ниже), нет уже сразу трех апостолов из числа двеннадцати. Здесь кроме св. Матфия, вы не найдете еще двух апостолов: Иакова Алфеева и Иуду Фаддея, вместо них иконописец изобразил евангелистов Марка и Луку. Вроде число совпадает, но это не тот Собор.

«Собор Святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов», около 1432 года. Икона из иконостаса церкви Двенадцати апостолов «на Пропастех» на Софийской стороне в Новгороде. Посредине: Петр и Павел, обращенные друг к другу в три четверти, и стоящий за ними в центре всей композиции старец Иоанн (Богослов), слегка повернувшийся к Павлу. Слева пять фигур: на первом плане евангелист Марк и за ним евангелист Лука, в глубине апостолы Фома (у левого края), Иаков и Андрей. Справа четыре фигуры: на первом плане евангелист Матфей, за ним Симон, Варфоломей и Филипп (у правого края).
Первые совместные изображения апостолов появляются в церковной живописи в III-IV вв. В церковной традиции не сложился чёткий канонический образ 12 апостолов. Главное, чтобы на святом образе имелось изображение всех ближайших учеников Христовых. Выделяются два иконографических образа, сложившихся XIV-XV вв.:
- Византийская иконописная традиция — фигуры апостолов в полный рост в несколько рядов. Все держат в руках символы христианского учения — свитки. У святых мужей, участвовавших в создании Святого Писания, свитки заменены на кодексы.
Собор Двенадцати Апостолов. Византийская икона XIV века.
На некоторых иконах апостолы изображаются с символами мученической смерти (Пётр с мечом; Андрей с косым крестом; Варфоломей с ножом). Иногда в состав композиции входит церковной здание, символизирующее единую христианскую Церковь, которую они основали.
Собор Святых Двенадцати Апостолов. Румынская икона.
- Параллельно с византийской иконографией складываются и неканонические варианты иконографии 12-ти апостолов:
- «Апостольские проповеди»;
- «Христос Лоза Истинная»;
- «Страсти апостольские»;
- «Союз любви»:
Тропарь, глас 4: Союзом любви связуемые апостолы со владычествующим над всеми Христом возлегли, / прекрасные свои ноги очищали, благовествующие всем мир. / Полотенцем препоясовшийся и умывший ноги учеников Своих, Христе Боже, / омой души нашей помыслы и опояшь нас союзом духовным, / дабы исполнять заповеди Твоей благости.
В чем помогут 12 апостолов
К 12 Апостолам обращаются с просьбой:
- об укреплении веры;
- о разрешении различных недоумений, касающихся веры, духовной жизни;
- о молитвенной помощи в обращении ко Христу близких людей.
Святые особенно отзывчивы, конечно, на просьбы тех, кто, подобно им, несут подвиг миссионерства.
Тропарь, кондак, молитва, величание
Тропарь, глас 4:
Апо́столов первопресто́льницы / и вселе́нныя учи́телие, / Влады́ку всех моли́те / мир вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2:
Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло, / ученико́в преизря́дна, / и с Па́влом весь дванадесяточи́сленный собо́р днесь; / и́хже па́мять соверша́юще ве́рно, // сих Просла́вльшаго прославля́ем.
Молитва
Влады́ко всемогу́щий, Го́споди Бо́же наш, избра́вый возлю́бленныя Своя́ ученики́ и Апо́столы на про́поведь спасе́ния всему́ ми́ру, да́вый им власть отпуща́ти грехи́, приими́ хода́тайства их о ро́де челове́ческом, его́же и суди́ти с ни́ми и́маши, тех са́мых, я́ко друго́в Твои́х, нам зело́ че́стных, дерза́ем, недосто́йнии, в предста́тельство к Тебе́, многопоспешеству́ющее ко спасе́нию душ на́ших, приводи́ти, моля́щи их усе́рдно. Святи́и первоверхо́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, евангели́сти Христо́вы Иоа́нне Богосло́ве и Матфе́е, первозва́нный учениче́ Андре́е, водруже́нием Креста́ Росси́ю благослови́вый, апо́столи святи́и Иа́кове, бра́те Госпо́день, со други́м Иа́ковом, Фили́ппе, Варфоломе́е, Фомо́, Си́моне, Иу́до и Матфи́е! Вси святи́и Богоизбра́нии апо́столи, изря́днейшии уго́дницы Христо́вы, безбо́жия искорени́телие и ве́ры и́стинныя насади́тели, помози́те нам мо́щным ва́шим пред Го́сподом хода́тайством, изба́витися от вся́каго зла и вра́жия ле́сти, тве́рдо сохраня́ти преда́нную ва́ми ве́ру Правосла́вную, в не́йже ва́шим предста́тельством ни ра́нами, не преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́ и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емего Бо́га, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем вас, святи́и дванадесяточи́сленнии апо́столи, весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.