------------------- 12 Апостолов Христа по именам и делам
Православие сегодня Жития в фактах 12 Апостолов Христа по именам и делам — главное+занимательная иконография

12 Апостолов Христа по именам и делам — главное+занимательная иконография

0 Comments
12 Апостолов Христа по именам и делам

Об одних из числа двенадцати Апостолов мы знаем достаточно много, об иных – почти ничего. Но они шли к вере – каждый своим путем, а затем несли ее людям, созидая Христову Церковь, ту самую, которая существует до наших дней и которую не одолеют «врата адовы» до скончания века. Апостолы. Кто же они? Что означает слово, сколько вообще их было на самом деле при сошествии Святого Духа, что за Апостольские Правила в Церкви, какова роль и деятельность учеников Христа — в статье.

Что значит слово апостол?

Обычно его переводят с греческого как «посланник» или «вестник». У греков-язычников слово первоначально не имело никакого религиозного значения.

Например «ἀπόστολος» («апостолос») могли называть моряков, отправившихся в экспедицию, колонистов, осваивающих новые земли. В религиозном смысле слово впервые употребили переводчики Библии на греческий язык. Именно в Септуагинте (так называется этот «перевод семидесяти толковников») словом «апостол» называют пророков, посылаемых Господом на служение.

 12 Апостолов

12 апостолов, икона. Первая четверть XIV в Византия место хранения ГМИИ им Пушкина Фрагмент

В этом же смысле употребляется слово и в Новом Завете – впрочем, в его текстах сохраняется и прежнее, зародившееся в античности, понимание апостола как просто посланника

Например, согласно греческому тексту Евангелия от Матфея, Сам Христос говорит, что «посланник (ἀπόστολος) не больше пославшего его» (Мф.10:40), имея ввиду не Своих учеников, а вообще человека, которого кто-либо отправляет с поручением.

Лишь после Вознесения Христа термин получает новое значение, которое и становится основным: это ближайший ученик Господа, посылаемый Им на проповедь. Пожалуй, первое определение понятия «Апостол» дает св. Петр, когда обращается к сподвижникам ввиду необходимости восполнить число 12 учеников после того, как Иуда отпал от их «лика»: по его словам, необходимо избрать в число 12 учеников Христовых того, кто «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас» (Деян.1:21-22).

Так возникает понятие «апостола» как ученика Господа, свидетеля Его земной проповеди. При этом среди Апостолов известны:

Впрочем, известно, что имя «апостол» также применялось вообще ко всем проповедникам Христа даже до конца II в., когда ближайшие ученики Спасителя уже покидают этот мир. И лишь много позже собственно Апостолами стали называть только свидетелей земной жизни Господа.

12 Апостолов по именам и деяниям

Мы знаем о них как из Писания, так и из преданий, которые дошли до нас от Апостольского века.

12 апостолов Христа

Собор двенадцати апостолов. Этот византийский памятник – один из шедевров живописи Палеологовского Ренессанса (первая треть XIV века). Икону написал  Константинопольский столичный мастер. Сюжет связан с церковным праздником, посвященном двенадцати апостолам -13 июля. В верхнем ряду: Филипп, Варфоломей (он же Нафанаил), Иаков Зеведеев, Андрей, Матфий, Симон Зилот, Иуда Фаддей, Фома. В центре выделена фигура апостола Андрея – он считается первым епископом Константинополя. На первом плане: Иаков Алфеев, Петр, Иоанн, Матфей-мытарь. Место хранения ГМИИ им Пушкина

Андрей – предание именует его «Первозванным»
Согласно Евангелию от Иоанна, именно он был призван Христом на проповедь одним из первых. Первым епископом Константинополя - называет его предание. Проповедовал в «Скифии». Так называли земли близ северных границ Римской империи. Согласно «Повести временных лет», первой известной русской летописи, именно он положил начало христианству на землях будущей Руси. В честь св. Андрея был назван высший орден Российской империи. А флот и до наших дней имеет флаг с косым «Андреевским крестом»: именно на таком кресте Апостол был распят в городе Патры около 70 г. после избиения семью солдатами. Последователи апостола сообщили, что, когда его вели на распятие, Андрей приветствовал крест такими словами: «Я уже давно ожидал этот радостный час. Крест был освящен, когда Тело Мессии висело на нем». Он продолжал проповедовать своим мучителям в течение двух дней, пока не умер.
Симон (называемый также Петр или Кифа – оба слова, греческое и арамейское, означают «камень»)
Брат Андрея. Чаще других упоминается в текстах Нового Завета. Книга Апостол («Деяния Апостолов») говорит, что именно он первым выступил с проповедью Христа после Сошествия Святого Духа, и по его слову крестились сотни людей. Писание рассказывает о множестве совершенных им исцелений, о даре прозорливости, который имел святой. Свой жизненный путь св. Петр окончил в Риме во время гонений Нерона (ок. 67 г.), распятый, по собственному желанию, вниз головой. Его мощи ныне – в посвященном ему Соборе. Они почитаются как католиками, так и православными.
Еще один Симон, которого также называют «Зилот» («ревностный») или Кананит (происходивший из Галилейского города Кана).
По преданию, именно на его свадьбе Господь претворил воду в вино. После этого чуда Симон последовал за Иисусом, оставив дом и супругу. Считается покровителем Абхазии, где, как говорит предание, мученически скончался, тоже распятый за свою проповедь Христа. Ныне паломники приходят к пещере, где жил святой. Св. Симону посвящен Ново-Афонский монастырь, существующий здесь с XIX в.
Иаков Алфеев (то есть сын Алфея).
Его еще называют «Иаковом младшим», так как среди двенадцати есть еще Иаков Зеведеев, старший по возрасту. О нем редко упоминается в Евангелии. Известно, что по Вознесении Христа и Сошествии Святого Духа он помогал в проповеди св. Андрею Первозванному. По преданию был обезглавлен в египетском городе Острацыне.
Иуда Иаковль, или «Леввеей, прозванный Фаддеем» – брат св. Иакова младшего, призванный на служение вместе с ним
Об Иуде Фаддее не раз говорит св. Иоанн Богослов в 14 главе Евангелия – именно этот Апостол во время Тайной Вечери задает Христу вопрос: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин.14:22). В ответ на него Господь говорит о том, что произойдет по Его Воскресении из мертвых. Св. Иуда проповедовал Христа в Палестине, Месопотамии, а распят на кресте и пронзен стрелами около 80 г. на территории современного Ирана, где на месте его гибели позже возник посвященный ему армянский монастырь.
Иаков Зеведеев – сын рыбака Зеведея, призванный вместе с братом, Иоанном
Брат св. Иоанна Богослова стал первым мучеником среди 12 учеников Христа. Апостольское служение святого было совсем коротким – около 42 или 44 гг. он был убит мечом по приказу царя Ирода Агриппы. Единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета (Деян. 12:2).
Иоанн Зеведеев – младший брат св. Иакова Зеведеева, называемый Церковью также Богословом.
Апостол Иоанн Богослов прожил долгую жизнь, около 100 лет. Он – единственный из учеников Христа, кто стоял у креста Господня, в его доме жила до Своего Успения Богородица. Его перу принадлежит Евангелие, написанное на рубеже I-II вв. В эти же годы создано его «Откровение» («Апокалипсис») о последних судьбах мира. На острове Патмос, где святой был в ссылке, до наших дней показывают пещеру, где он подвизался. Еще одно тесно связанно с Богословом место – древний Эфес, ныне – развалины города. Сохранилась могила святого – в ней нет его мощей. По преданию, Иоанн, как и Пресвятая Богородица, был воскрешен Спасителем и с телом взять в Рай. Только он из 12 апостолов умер ненасильственной смертью (ок. 100 года, о. Патмос). Однако в цикле Страстей часто встречается изображение пытки Иоанна в котле с кипящим маслом, после которого он остался жив.
Филипп - земляк Андрея и Петра, привел к Иисусу своего друга, Нафанаила, который тоже стал апостолом
Согласно Евангелию от Иоанна, именно он спрашивает Христа о том, как накормить пятью хлебами множество людей – после чего происходит чудо умножения хлебов. А на Тайной вечере Филипп дерзновенно просит Иисуса показать ученикам Бога Отца. Известно, что после Вознесения Господа Филипп мог проповедовать вместе со свв. Андреем и Симоном Кананитом, затем – насаждал веру в Сирии, Малой Азии, где и погиб в городе Иераполе около 90 г (во время правления римского императора Домициана): его распяли вниз головой. Апостолу тогда было уже 87 лет.
Варфоломей или Нафанаил (собственно, «Варфоломей» не имя, а, как сказали бы в России, отчество, оно буквально значит «сын Фаламея»)
«Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства,» – так сказал тогда о нем Христос, прибавив, что «видел», как Нафанаил молился Господу под смоковницей – и это стало для него лучшим свидетельством того, что перед ним «Сын Божий» и «Царь Израилев» (Ин.1: 47-49). Евангелие не говорит о нем почти ничего. Согласно сохранившимся преданиям, Варфоломей проповедовал в Малоазийском городе Иераполе, Индии, а также в Армении – вместе с Иудой Фаддеем. Ныне Армянская Церковь считает обоих Апостолов своими основателями. Погиб он в Армении, вниз головой его распял брат армянского царя Астиага; но святой продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Сегодня мощи святого находятся в Риме, на острове Тиберино.
Фома, которого часто называют также «неверующим»
Этот Апостол известен тем, что действительно «не поверил» в Воскресение Христа, пока не увидел Его Самого, позволившего ученику коснуться Своих ран, чтобы уверить его в реальности Воскресения. Согласно преданию, он проповедовал в Индии и, возможно, в Китае. Мученическую кончину он принял в Индии между 68 и 72 гг.: за обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Его гробница сохранялась «христианами Апостола Фомы», как называют себя и сейчас последователи Христа в Индии, по крайней мере до XIII в. Позже мощи святого были вывезены в Европу, и с 1258 г. находятся в базилике святого в г. Ортона (Италия)
«Матфей мытарь», как называл себя он сам.
Действительно, Матфей был сборщиком податей для римской власти, презренным среди иудеев человеком. Но, оставив прежний образ жизни, он пошел за Христом. Как и Иоанн, Матфей – автор Евангелия, которое считается самым первым по времени появления. Его проповедь, согласно преданию, проходила в Эфиопии. Здесь он был убит за своё исповедничество в 60 г.: по версии приведенной свт. Димитрием Ростовским в книге "Житиях святых" святой после долгих мучений умер на костре на земле людоедов Мирмены (Эфиопия), по "европейской версии" — усечен мечом. Святого считают своим покровителем жители итальянского города Салерно. А еще ему молятся католики из числа бухгалтеров, финансистов – видимо, памятуя о «профессии» Матфея до его апостольства.
Матфий - причислен к числу 12 на место Иуды Искариота, который предал Христа
Избрание произошло после Вознесения Господня. До этого – «апостол от семидесяти», он, причисленный к двенадцати, вместе с ними проповедовал в Иудее, затем несколько раз ходил в Малую Азию. Есть предания, что был он и в Эфиопии (возможно, в этом случае его путают со св. Матфеем). Погиб святой в Иерусалиме: по одной версии, его побили камнями по решению синедриона, по другой – распяли. Было это около 63 г.

Павел. 13-й Апостол Христа

Им традиционно считается призванный Самим Христом уже после Сошествия Святого Духа на Апостолов Павел (в иудействе – Савл). Ревностный фарисей, гонитель христианской веры, он был обращен Самим Богом, явившимся ему на пути к Дамаску.

Апостол Павел

Апостол Павел

Формально не входя в число двенадцати ближайших учеников, он, однако:

  • считается, наряду со св. Петром, «первоверховным», ввиду множества основанных им христианских общин по всей территории Римской империи, а также того, что его трудами христианство начало становиться действительно мировой религией, где «нет ни эллина, ни иудея»;
  • упоминается в службе Собору 12 Апостолов: «Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в преизря́дна,/ и с Па́влом ве́сь дванадесяточи́сленный собо́р дне́сь./ И́хже па́мять соверша́юще ве́рно,// си́х Просла́вльшаго прославля́ем».

Сошествие Святого Духа на апостолов

Оно, согласно «Деяниям Апостолов», произошло на 50 день по Воскресении Христовом, на 10 – после Его Вознесения. К этому времени Апостолов было уже 12, так как между Вознесением и Сошествием Духа был избран Матфий на место Иуды. Однако, «Деяния» не говорят, что Дух сошел именно на двенадцать учеников, подчеркивая, что в Сионской горнице были «единодушно вместе» множество последователей Христа, включая женщин, в том числе – Богородицу. И дары Духа получили все верующие.

12 Апостолов Христа по именам и делам - главное+занимательная иконография

Сошествие Св. Духа на апостолов. Икона из праздничного чина главного иконостаса Софийского собора в Новгороде. Ок. 1341 г. (НГОМЗ)

Само событие знаменует рождение Церкви – сообщества последователей Господа, в котором Он Сам пребывает до скончания мира.

Правила святых Апостолов

Это древний сборник церковных канонов и правил, который, как установили историки, создан не в Апостольский век, а около 380 г., возможно, в Сирии. Существуют две точки зрения по поводу этого текста:

  • православные полагают, что «Правила» несут древнюю традицию и действительно могут восходить к Апостолам; эта позиция также высказывалась на VI и VII Вселенских Соборах;
  • католики сомневаются в подлинности «Правил», так как их происхождение именно от Апостолов не доказано; поэтому канонического статуса «Правила» не имеют.

Почитание

Сегодня по всему православному миру известно:

  1. Около 60 церквей и приделов, посвященных им — большинство в России (в т.ч. разрушенные.
  2. В честь 12 Апостолов в 1841 г. был назван парусный корабль Черноморского флота. Он был затоплен в период Крымской войны 1855 г.
  3. Австралийская достопримечательность — группа скал «Двенадцать Апостолов» , некоторые из которых – высотой до 45 м, правда, на сегодня из 12 осталось лишь 8 скал — постепенно разрушаются.
  4. Знаменитые скульптуры Апостолов на фасадах собора Святого Петра в Риме и Исаакиевского в Петербурге.

День празднования

Церковное празднество именуется Собором святых славных и всехвальных 12 апостолов.

Считается, что память 12 Апостолов чтилась уже с первых веков Церкви. Древнейшие упоминания о празднике относятся к VII в., когда Иерусалимская Патриархия совершала торжество Собору Апостолов на 2 неделе Великого Поста. Позже праздник утвердился 13 июля.

12 Апостолов Христа по именам и делам - главное+занимательная иконография

Собор Святых Двенадцати Апостолов. Греческая фреска.

Согласно утвердившейся с XII в. практике, накануне совершается полиелейная служба, во время которой, после чтения Евангелия, верующие помазываются освященным маслом. За вечерним богослужением кануна праздника читается особый канон, а также поются песнопения праздника. В день празднования Собора служится литургия.

Иконография

Интересно, что на иконе «Собор 12 апостолов» иногда вместо святого Матфия, причисленного к 12-ти вместо отпавшего Иуды Искариота, изображают 13-го апостола Павла. А на известном новгородском образе, который подписан как «Собор Святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов» (см ниже), нет уже сразу трех апостолов из числа двеннадцати. Здесь кроме св. Матфия, вы не найдете еще двух апостолов: Иакова Алфеева и Иуду Фаддея, вместо них иконописец изобразил евангелистов Марка и Луку. Вроде число совпадает, но это не тот Собор.

Праздник 12-ти апостолов

«Собор Святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов», около 1432 года. Икона из иконостаса церкви Двенадцати апостолов «на Пропастех» на Софийской стороне в Новгороде. Посредине: Петр и Павел, обращенные друг к другу в три четверти, и стоящий за ними в центре всей композиции старец Иоанн (Богослов), слегка повернувшийся к Павлу. Слева пять фигур: на первом плане евангелист Марк и за ним евангелист Лука, в глубине апостолы Фома (у левого края), Иаков и Андрей. Справа четыре фигуры: на первом плане евангелист Матфей, за ним Симон, Варфоломей и Филипп (у правого края).

Первые совместные изображения апостолов появляются в церковной живописи в III-IV вв. В церковной традиции не сложился чёткий канонический образ 12 апостолов. Главное, чтобы на святом образе имелось изображение всех ближайших учеников Христовых. Выделяются два иконографических образа, сложившихся XIV-XV вв.:

  1. Византийская иконописная традиция — фигуры апостолов в полный рост в несколько рядов. Все держат в руках символы христианского учения — свитки. У святых мужей, участвовавших в создании Святого Писания, свитки заменены на кодексы.

    12 Апостолов Христа по именам и делам - главное+занимательная иконография

    Собор Двенадцати Апостолов. Византийская икона XIV века.

    На некоторых иконах апостолы изображаются с символами мученической смерти (Пётр с мечом; Андрей с косым крестом; Варфоломей с ножом). Иногда в состав композиции входит церковной здание, символизирующее единую христианскую Церковь, которую они основали.

    12 Апостолов Христа по именам и делам - главное+занимательная иконография

    Собор Святых Двенадцати Апостолов. Румынская икона.

  2. Параллельно с византийской иконографией складываются и неканонические варианты иконографии 12-ти апостолов:
  • «Апостольские проповеди»;
  • «Христос Лоза Истинная»;
  • «Страсти апостольские»;
  • «Союз любви»:

Тропарь, глас 4: Союзом любви связуемые апостолы со владычествующим над всеми Христом возлегли, / прекрасные свои ноги очищали, благовествующие всем мир. / Полотенцем препоясовшийся и умывший ноги учеников Своих, Христе Боже, / омой души нашей помыслы и опояшь нас союзом духовным, / дабы исполнять заповеди Твоей благости.

«Апостольские проповеди». Около 1668 года; икона из Прокопьевского собора в Великом Устюге
Сюжеты, связанные с проповеднической деятельностью и мученической кончиной апостолов, пришли в русскую иконографию в XVII веке. Их источником являлись как новозаветная книга Деяний апостолов, так и созданные в раннехристианское время их жизнеописания и свидетельства древних историков. Около 1600 года в русской монументальной живописи появляется новая сложная иконография с композицией в виде круга, где изображаются деяния и мученическая кончина двенадцати апостолов (Благовещенский собор в Сольвычегодске). В иконописи она получила распространение только с середины XVII столетия. Таких икон сохранилось немного, хотя география их распространения достаточно обширна — Москва, Кострома, Ярославль, Новгород, Псков, Великий Устюг. Они различаются в деталях, сохраняя общую структуру и последовательность изображений: в отдельных секторах круга, в центре которого стоит Христос, представлены сцены проповедей (в малых кругах) и казней апостолов, в верхнем секторе — Распятие Христово. Внизу по сторонам изображены апостолы от 70-ти, вверху — Деисус и две сцены причастия апостолов. Клейма: 1. Распятие Христово. 2. Проповедь и распятие св. апостола Петра. 3. Проповедь и усекновение главы св. апостола Павла. 4. Проповедь и погребение св. апостола Иоанна Богослова. 5. Проповедь и заклание св. апостола Матфея. 6. Проповедь и кончина св. апостола Луки. 7. Проповедь и мучение св. апостола Марка. 8. Проповедь и распятие св. апостола Андрея. 9. Проповедь и усекновение главы св. апостола Иакова Зеведеева. 10. Проповедь и распятие св. апостола Филиппа. 11. Проповедь и распятие св. апостола Варфоломея 12. Проповедь и прободение копьем св. апостола Фомы 13. Проповедь и распятие св. апостола Симона.
Христос Лоза Истинная (Христос Виноградная Лоза)
Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1), «Я есмь лоза, а вы ветви...» (Ин. 15:5). Иконография сложилась, скорее всего, в греческих монастырях и представляет Христа в образе Вседержителя, окруженного лозой, в ветвях которой изображаются апостолы (а иногда еще и Богородица и Иоанн Предтеча). Евангелие открыто на соответствующем отрывке (Иоан. 15:1); в греческом варианте икона подписывается «Н Αμπέλια» («Виноградная лоза»).
«Спас Вседержитель с апостольскими страстями», XVII век, Кострома
Иконы данного типа появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены. «Из икон с апостольскими страстями иногда образовывали даже особый ряд в составе высокого иконостаса, как это было в Большом соборе Донского монастыря. Но чаще страдания всех апостолов изображали на одной иконе с очень сложной композицией. Такие иконы были распространены с конца XVII столетия. К XVIII веку относится икона из Великого Устюга, где от центральной фигуры Христа как бы отходят веером цветные лучи, завершающиеся сценами мучений каждого из апостолов» ( В.Шумков. «Древнерусская иконопись». Иконография Апостолов). По Преданию, все все апостолы от 12-ти, за исключением «любимого ученика Господа» Иоанна Богослова, умерли мученической смертью
«Союзом любви связуемые апостолы», или «Господь с 12-ю апостолами», «Собор апостолов» Россия, XIХ в.
Достаточно редкая символическая композиция, известная в русской иконописи с конца XV века. По обе стороны от Христа размещены поясные изображения 12-ти апостолов в деисусных позах, объединенные геометрическим или вьющимся растительно-цветочным орнаментом. В монументальной живописи данная композиция присутствует в росписях святых ворот Кирилло-Белозерского монастыря (1585), росписи аркады каменной солеи церкви Спаса на Сенях (1675) и галереи церкви Иоанна Богослова в Ростове Великом (1683). Примером размещения «Собора апостолов» в алтарной росписи являются фрески Успенского собора Свияжска (1560-е или 1605).

В чем помогут 12 апостолов

К 12 Апостолам обращаются с просьбой:

  • об укреплении веры;
  • о разрешении различных недоумений, касающихся веры, духовной жизни;
  • о молитвенной помощи в обращении ко Христу близких людей.

Святые особенно отзывчивы, конечно, на просьбы тех, кто, подобно им, несут подвиг миссионерства.

Тропарь, кондак, молитва, величание

Тропарь, глас 4:

Апо́столов первопресто́льницы / и вселе́нныя учи́телие, / Влады́ку всех моли́те / мир вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2:

Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло, / ученико́в преизря́дна, / и с Па́влом весь дванадесяточи́сленный собо́р днесь; / и́хже па́мять соверша́юще ве́рно, // сих Просла́вльшаго прославля́ем.

Молитва

Влады́ко всемогу́щий, Го́споди Бо́же наш, избра́вый возлю́бленныя Своя́ ученики́ и Апо́столы на про́поведь спасе́ния всему́ ми́ру, да́вый им власть отпуща́ти грехи́, приими́ хода́тайства их о ро́де челове́ческом, его́же и суди́ти с ни́ми и́маши, тех са́мых, я́ко друго́в Твои́х, нам зело́ че́стных, дерза́ем, недосто́йнии, в предста́тельство к Тебе́, многопоспешеству́ющее ко спасе́нию душ на́ших, приводи́ти, моля́щи их усе́рдно. Святи́и первоверхо́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, евангели́сти Христо́вы Иоа́нне Богосло́ве и Матфе́е, первозва́нный учениче́ Андре́е, водруже́нием Креста́ Росси́ю благослови́вый, апо́столи святи́и Иа́кове, бра́те Госпо́день, со други́м Иа́ковом, Фили́ппе, Варфоломе́е, Фомо́, Си́моне, Иу́до и Матфи́е! Вси святи́и Богоизбра́нии апо́столи, изря́днейшии уго́дницы Христо́вы, безбо́жия искорени́телие и ве́ры и́стинныя насади́тели, помози́те нам мо́щным ва́шим пред Го́сподом хода́тайством, изба́витися от вся́каго зла и вра́жия ле́сти, тве́рдо сохраня́ти преда́нную ва́ми ве́ру Правосла́вную, в не́йже ва́шим предста́тельством ни ра́нами, не преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́ и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емего Бо́га, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем вас, святи́и дванадесяточи́сленнии апо́столи, весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Обретение и почитание мощей блаженной Матроны МосковскойОбретение и почитание мощей блаженной Матроны Московской

0 Comments
Мощи Матроны Московской: обретение и почитание

Частицы гроба и честных останков Матроны Московской можно увидеть ныне в десятках храмов по всей стране. Но чаще всего люди приезжают туда, где мощи святой были обретены в 1998 году и пребывают до наших дней – в Москву.  В статье — история установления праздника и

Жития в фактах

Кто такой Апостол Петр, каков его крест и почему с ключами от рая святой умерших встречаетКто такой Апостол Петр, каков его крест и почему с ключами от рая святой умерших встречает

0 Comments
Апостол Петр и его крест

Святого Петра называют одним из первоверховных Апостолов, он – самый ревностный ученик Христов. А католики считают его еще и первым епископом города Рима. Петр: что означает имя До призвания Иисусом Христом на апостольскую проповедь Петра звали Симоном – тогда это было одно из самых распространенных

Жития в фактах

Кто такой Андрей Первозванный: историчность персонажа Нового Завета — кратко и понятно, только фактыКто такой Андрей Первозванный: историчность персонажа Нового Завета — кратко и понятно, только факты

0 Comments
Андрей Первозванный - Апостол Христа

Отношение к Апостолу Андрею Первозванному на Руси издавна было особым, да и остается таковым. Покровитель флота, небесный заступник воинов, тот, кто предсказал Крещение Руси – все это о нем, одном из 12 учеников Господа. Чем славен Андрей Первозванный Он, имя которого буквально переводится как «мужественный»

Жития в фактах

Пять святых военачальников знает Церковный календарь, среди них — Феодор Стратилат. Чем близок нам великомученик IV века: житие, подвиг, чудесаПять святых военачальников знает Церковный календарь, среди них — Феодор Стратилат. Чем близок нам великомученик IV века: житие, подвиг, чудеса

0 Comments
Феодор Стратилат

Святой Феодор Стратилат погиб за Христа 21 февраля далекого от нас 319 г. в Гераклее Понтийской, городе которого давно нет, а на его месте – населенный мусульманами турецкий город Эрегли. Чем же близок христианам этот древний святой в наши дни? Что означает слово «стратилат» Слово

Жития в фактах

Великомученица Анастасия Узорешительница — житие святой покровительницы заключенных и пленныхВеликомученица Анастасия Узорешительница — житие святой покровительницы заключенных и пленных

5 комментариев
Святая Анастасия Узорешительница

Великомученице Анастасии Узорешительнице посвящены десятки храмов католического и православного мира. Значительная часть из них – в России, причем во многих случаях – при тюрьмах, колониях. Ведь святая уже более тысячелетия известна, как заступница «во узах держимых», то есть заключенных. Помогает великомученица Анастасия тем, кто находится

Жития в фактах