------------------- Заповеди блаженств - так учил Христос
Православие сегодня Заповеди и грехи Так учил Иисус Христос: Заповеди блаженства с объяснениями+грехи против них

Так учил Иисус Христос: Заповеди блаженства с объяснениями+грехи против них

0 Comments
Заповеди блаженств - так учил Христос

Регулярно посещающие литургию православные знают их почти наизусть. Начинается Малый Вход, символизирующий выход Христа на проповедь. Священник исходит из алтаря, а диакон предшествует ему с Евангелием – и вот хор поет: «Блаженни нищии духом…», а затем все заповеди блаженства. Душа приходит в умиление, и даже не думает, что заповеди – это запреты и предписания. Потому, что «Блаженства» действительно ничего не запрещают и ничего не требуют. А только указывают дорогу – дорогу к счастью и радости о Боге.

Содержание

Блаженства. Что это

По прямому значению греческого слова «μακάριος» («макариос») «блаженный» – это значит «счастливый», «благоденствующий». Христиане, однако, называют «блаженными» святых или же не канонизированных, но известных подвижников, которые исполнили Христовы Заповеди Блаженства и тем достигли истинного счастья и радости.

В чем же они?

Заповеди Нового Завета и грехи против них

Исполнять христианские заповеди – труд прежде всего духовный, требующий внимания к себе, умения честно признать свои немощи, страсти, недостатки. Свое значение в православии имеет и внешнее делание: молитвенные правила, посещение храма, пост. Но это – лишь средства, помогающие духовно немощному и рассеянному достичь цели, то есть обещанного Христом блаженства.

Блаженства Заповеди Христа

Блаженства. Нагорная проповедь Христа. Художник Джеймс Тиссо

Вот как выглядят заповеди Иисуса Христа согласно Его Нагорной проповеди, как ее излагает св. Матфей в 5 главе своего Евангелия.

1.«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

Нищий духом – тот, кто, подобно нищему, понимает, что духовно беден, не имеет ничего своего, и надеется лишь на помощь Божию. Когда она приходит – человек и становится блажен, ибо пребывает со Христом.

Грех против этой заповеди – гордыня, от которое проистекают самонадеянность, самоуверенность, когда человек убежден, что «все может». От такого, отвергающего Бога, отходит Христос, и человек остается один на один со своими проблемами – не потому, что Бог «наказывает», но потому, что он сам отверг Его.

Грехи против Заповедей Христа

Грех гордыни

2.«Блаженны плачущие, ибо они утешатся»

Вторая заповедь, по сути, вытекает из первой: от сознания своей немощи происходит и понимание своей поврежденности грехом, а оно порождает покаяние. Такого «плачущего» утешает Христос уже в этой жизни. Против этой заповеди согрешает впадающий в от зрелища своей немощи в уныние, отчаяние – и слезы, но не благодатные, а греховные.

3.«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»

Что значат эти слова? Кротость – ровное, спокойное состояние духа, когда человек не возмущается обидами, никого, даже явного врага, не осуждает, за всех молит Бога. Говоря, что таковые «наследуют землю», Христос имеет ввиду:

  • Царство Небесное, в которое войдут христиане благодаря такому устроению души;
  • предсказывает торжество Его Церкви и здесь, на земле: общеизвестно, что в IV в. христианство, гонимое несколько веков, мирно восторжествовало в Римской империи, став религией большинства ее граждан: бывшие язычники именно в кротости, мирном устроении христиан увидели идеал жизни и приняли его.

Ну а грехи против этой заповеди – многообразны. Это и гнев, и мелкая раздражительность, и тщеславие, когда человек желает похвал и приписывает свой успех себе, а не Божией помощи.

4.«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»

Здесь речь вовсе не о жаждущих «справедливости», чтобы «зло» (в понимании человека) получило наказание, а «добродетели» (как опять же понимает их человек) должное воздаяние. «Алчут и жаждут правды» те, кто:

  • стремится познать Бога, молится, читает Слово Божие и пытается жить по нему;
  • просит Христа помочь преодолеть страсти, дабы жить по правде Божией.

Согрешают против заповеди те, кто недугует духовным расслаблением, ленится посещать богослужение, читать духовную литературу, молиться, те верующие, кто не хочет бороться со своими страстями, преодолевать грехи.

5.«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

Суть заповеди – не только в том, что счастливы, блаженны те, кто творит дела милосердия – посещает узников, помогает больным, бедным. Милостив тот, кто прощает врага и молится за него, ибо жалеет о его греховном ослеплении, немощи.

Вот, например, какой случай из собственной жизни рассказывал авва Дорофей, преподобный VI в.:

«Я очень хорошо помню, как один брат, идя вслед за мной от больницы до самой церкви, поносил меня; а я шел впереди него, не говоря ни слова. Когда же авва узнал это, – не знаю, кто сказал ему о сем, – и хотел наказать брата, я пошел и пал ему в ноги, говоря: «Ради Господа, не наказывай его; я согрешил, брат нисколько не виноват».

Добродетели этой заповеди – милующее сердце, любовь к врагу. А нарушать ее означает проявлять жестокость к ближнему, особенно к тому, кто находится в сложной ситуации, кому нужна помощь.

6.«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»

Смысл этих слов Спасителя – в том, что сердце человека должно быть свободно от греховных страстей, даже от помыслов о них. А разве не это нужно для счастья, для блаженства? Грехи против этой заповеди перечисляет Сам Господь, говоря:

«Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19).

В этом «перечне» мы видим и смертные грехи, то есть особенно тяжелые: убийство, хулу на Бога.

7.«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»

В современном мире под миротворцем обычно понимается тот, кто примиряет враждующих. А у политиков и военных есть понятие «миротворческий контингент», то есть войска, которые разъединяют враждующие стороны и не дают совершиться кровопролитию. Это – «скорая помощь», когда вражда уже перешла в войну, жажду уничтожения неугодного, и, чтобы стороны одумались, их иной раз действительно надо «развести по углам», лишив возможности убивать друг друга.

И все же истинный миротворец, подлинно «сын Божий» – тот, кто стяжал внутренний мир с собой и Богом. И он, по слову, прп. Серафима Саровского, получивший «дух мирен» действительно способен излить эту благодать на окружающих, и спасти от вражды буквально сотни или даже – как говорил прп. Серафим – тысячи людей.

Согрешающий против этой Заповеди блаженства – глубоко несчастный человек, не любящий людей, враждующий со многими, гневающийся, осуждающий. Психологи говорят, что агрессивность обычно – следствие неуверенности человека в себе. Корни этого состояния часто в том, что человек пока не нашел Господа, а значит, не имеет мира, покоя в душе.

8.«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»

Этой заповедью Христос обещает Своим ученикам – и Апостолам, и верующим последующих веков, включая нас – скорби в мире, как и Сам он был гоним все время Своей земной проповеди. Мир не приемлет Божией правды – потому будет отвергать ее. Господь говорит даже так: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6:26).

Впрочем, соблюдать эту заповедь – не значит осуждать всех и каждого, превозноситься знанием Истинного Бога. Подобное состояние – греховно, оно проявление гордыни, а не праведности. Христос говорит лишь о том, что христианин в мире должен быть готов быть изгнанным, наказанным за «правду», то есть свою веру. Ну а тот, кто, малодушествуя, стыдится носить нательный крест, исповедовать Христа – и есть нарушитель этой заповеди.

9.«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

В полноте знают это счастье, великое блаженство пострадавшие за веру мученики, исповедники, гонимые, подобно пророкам и Самому Христу, всю жизнь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своем «Опыте построения Исповеди» разбирающий грехи по Заповедям Блаженства, дойдя до девятой, последней, почти не говорит о грехах против нее.

Но, напротив, ублажает верующих, смиренно терпящих гонение от противников Христа. Ведь исполнение заповеди требует подлинного подвига:

«Посмотрите на нашу жизнь, как мы все тяжко страдаем под игом душевных скорбей!.. Особенно тяжки душевные муки, когда бывают непоняты наши самые возвышенные духовные устремления, то есть именно то в нашей жизни, о чем Господь сказал в словах «на вы лжуще Мене ради».

Вот вы, видя несчастие у своих ближних (детей, мужа, родных), спешите в храм, зная, что только молитвой можно помочь им, а те, за которых вы только что молились со слезами, встречают вас дома потоками брани или гневными взорами, раздраженным тоном только за то, что вы на несколько часов оторвались от нескончаемого потока суетных дел по дому. Как больно и горько сердцу!…

Вы дорожите святынькой, хранящейся в доме: иконкой-благословением. Евангелием, святой водичкой – и какими словами можно передать душевную муку, когда однажды, придя домой, видите полное разорение дорогого уголка – над вашей святыней надругались самые близкие вам люди! Вы бескорыстно, по чувству жалости и сострадания, ради Христа, помогли кому-то своим трудом, а вас оклеветали, беспощадно обвинив в корысти, в нечестности, заподозрили невесть в какой грязи…

Как тяжело перенести такую клевету!… И сколько еще бывает всяких непониманий, ложных представлений, немыслимых обвинений, порождающих невыносимые муки души, те злострадания, кои превышают страдания мученические и превосходят величайшие подвиги христианских подвижников первых веков».

Сколько заповедей дал Христос

Можно сказать, что, как и пророк Моисей – 10. 9 из них – так называемые Заповеди блаженства, которые прозвучали в проповеди Господа на горе близ Капернаума.

Десятая – по словам Христа, «новая заповедь», которая прямо не дана во времена Ветхого Завета:

10. «Да любите друг друга» (Ин.13:34).

Однако, подсчеты количества Новозаветных заповедей очень условны.

Так, 9 «блаженств» приводит Евангелист Матфей, а вот в другом Евангелии, св. Луки, говорится лишь о четырех заповедях:

«Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». (Лк6:21-22)

Свв. Марк и Иоанн о «блаженствах» не говорят вообще.

Зато все Евангелисты не раз повторяют: Христос пришел не для того, чтобы отменить Декалог (10 заповедей Моисея), а чтобы «исполнить» этот Закон во всей полноте – так, чтобы люди соблюдали не одни предписания и запреты, относящиеся к внешней жизни, но также меняли свою душу. Потому содержание Христовых заповедей – намного важнее их точного количества.

 Блаженства и 10 Заповедей Божьих: в чем разница

Заповеди блаженства:

  • не содержат запретов, тогда как Декалог содержит предлог «не» в 9 заповедях из 10: «не почитай других богов», «не убивай», «не кради» и так далее;
  • относятся к духовной жизни, а не к соблюдению внешних предписаний.

Именно поэтому они более трудны, чем Моисеевы заповеди: например, куда легче «чтить день субботний», не делая никаких дел, чем избавиться в этот день от суетных помыслов, а воздержаться от прелюбодеяния – проще, чем от греховных желаний, пусть они и не реализуются.

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

Так обращается Христос к тем, кто исполнил сказанное Им. Но Господь также знает меру каждого. Один пройдет весь путь к Небесному Царству и достигнет святости, иной – не воспитанный в вере с детства, может быть, к концу жизни лишь начнет исполнять самую малость из нужного. Третий, одержимый страстями, всю жизнь будет падать и со слезами начинать путь заново – и будет принят Богом за свое доброе произволение.

Заповеди блаженства – указатели пути достижения подлинного счастья, которого достоин человек. На пути этом его ждет Господь, готовый поддержать, наставить, вразумить – а затем принять в Свое Царство навеки.

Наталия Сазонова

Советуем почитать:

  1. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения Исповеди.
  2. Разбор 10 Заповедей Божиих, данных Моисею — объясняем суть и значение простыми словами для современного христианина-мирянина
  3. Так учил Иисус Христос: Заповеди блаженства с объяснениями+грехи против них
  4.  Сколько «смертных грехов» в православии на самом деле
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Как справиться с унынием: интервью со священникомКак справиться с унынием: интервью со священником

0 Comments
Уныние -грех

Одна хорошая знакомая до сих пор не может оправиться от перенесённого ковида, накручивая в голове разные болезни, и тем самым загоняя себя в тупик. А другая, помоложе, после 30-летнего несчастного брака, который закончился, не знает, что делать и как жить дальше…Как им избавиться от уныния,

Заповеди и грехи

10 Заповедей Ветхого Завета, которые Бог дал Моисею+исповедь по ним10 Заповедей Ветхого Завета, которые Бог дал Моисею+исповедь по ним

0 Comments
10 Заповедей Божьих в православии

10 Заповедей Божиих – основа жизни иудейского народа, их же призываются соблюдать христиане. Но к десяти Моисеевым заповедям иудейский Закон прибавляет еще более 600, касающихся внешнего устроения жизни, запретов, предписаний. Закон же христианский повелевает относить слова, написанные перстом Господа на каменных скрижалях, прежде всего, к

Заповеди и грехи

Шпаргалка для исповеди: Грехи истязуемые на 20 мытарствахШпаргалка для исповеди: Грехи истязуемые на 20 мытарствах

6 комментариев
Грехи для исповеди: перечень

Подготовка к Исповеди и Причастию для новоначального христианина дело непростое, но ответственное. Кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении прегрешений (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом. «Не оправдываться, а беспощадно обвинять себя« — это первый совет, который батюшки

Заповеди и грехи

«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)

0 Comments
Гнев - это грех человеческий

Про управление гневом, опираясь на Священное Писание, в первую очередь на литературу Премудрости — иеромонах Ефрем (Метс). Как всегда, с комментариями. Что нужно  знать о гневе Гнев — одна из восьми греховных страстей, которую нужно врачевать. Идёт по списку сразу за сребролюбием, но возникает при

Заповеди и грехи

Что такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словамиЧто такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словами

0 Comments
Первородный грех

Первородный грех также называют «прародительским» и «Адамовым». Что же он собой представляет и чем отличается от личных грехов, совершаемых каждым человеком — кратко, понятно и предельно просто в  авторской статье профессора, доктора философских наук, религиоведа Наталии Ивановной Сазоновой.  Определение «Первородным», «Адамовым» и «прародительским» грехом именуют

Заповеди и грехи