10 Заповедей Божиих – основа жизни иудейского народа, их же призываются соблюдать христиане. Но к десяти Моисеевым заповедям иудейский Закон прибавляет еще более 600, касающихся внешнего устроения жизни, запретов, предписаний. Закон же христианский повелевает относить слова, написанные перстом Господа на каменных скрижалях, прежде всего, к состоянию души.
Заповеди Бога и их значение
Закон, ведущий человека к спасению, охватывает всю его жизнь. Он устанавливает как правила, касающиеся отношений с Богом (4 заповеди), так и предписания, определяющие отношения с ближними, начиная с родителей (6 заповедей).
- Первая заповедь запрещает Божию народу веровать в иных богов, кроме Единого, служить и поклоняться им.
- Согласно второй, запрещаются любые изображения как Бога, так и вообще живых существ «что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». «Не поклоняйся им и не служи им,» – прибавляет Господь, ибо именно твари поклонялись языческие народы.
- Нельзя «напрасно», то есть без молитвы и благоговения, произносить Имя Божие. Это предписание учит верующих чтить Создателя, благоговеть перед Ним.
- Заповедь содержит правила, связанные с седьмым днем недели, он символизирует окончание Сотворения мира, которое совершил Господь за 6 дней. Он говорит: «День седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих».
- Господь заповедует чтить родителей, ведь именно они стали орудием воли Божией, приведшей человека в этот мир. Поэтому, любя и заботясь об отце и матери, мы одновременно воздаем почтение и Богу.
- Человеку запрещено отнимать данную Господом жизнь – чужую ли, или, что особенно страшно, собственную, нарушая волю Божию о человеке.
В наше время бытует толкование 6 заповеди как «антивоенной».
Это не совсем так, о чем свидетельствует даже сам библейский текст. Вот что говорит об этом, например, священник Афанасий Гумеров:
«Если мы ознакомимся с Синайским законодательством, то обратим внимание и на такое установление: «Если [кто] застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не [вменится] ему» (Исх.22:2). Убийство злоумышленника здесь является как мера защиты дома и живущих в нем от грабителя. Значит, оно допускается? За две главы до этого записано «не убий». Как согласовать?
Ясно, что заповедь «не убий» запрещает человеку лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Но защита своих граждан от насильников – не личный мотив».
Впрочем, убийство все же не норма, но следствие поврежденности мира грехом. О. Афанасий продолжает:
«Не хочется ничего упрощать. Необходимость уничтожения зла силой свидетельствует о том трагическом положении, в котором находятся сторонники добра в этом мире, который по слову святого апостола Иоанна Богослова весь «лежит во зле» (1Ин.5:19).
Уже в ветхозаветное время пролитие чужой крови (даже на войне при защите избранного народа) делало человека временно нечистым. Господь не благоволил, чтобы Давид построил храм. Незадолго до смерти он сказал Соломону:
«сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его» (1Пар.22:7-9).
Святитель Василий Великий тем, кто в сражении (имеется ввиду защита христианского отечества) совершил убийство противника, предлагал 3 года воздерживаться от Св. Причастия (13-е правило). Нелегкая, но необходимая обязанность защищать людей».
- Эта заповедь запрещает прелюбодеяние – супружескую измену.
- Предписание звучит кратко: «Не кради». Им запрещается любое присвоение чужого.
- Господь также запрещает «ложное свидетельство» против ближнего.
- Наконец, завершается Декалог запретом на ропот и зависть при виде чужого благополучия: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Из этой заповеди мы видим, что она как бы включает предыдущие пять: ведь зависть может довести и до непочтения к родителям, и до посягательства на чужую жизнь, и до прелюбодеяния, и до воровства (почему у него есть, а у меня нет?), и до попыток оболгать человека.
7 смертных грехов против 10 Заповедей
Христианство считает «смертными», то есть ведущими к вечной погибели, особенно тяжкие грехи. При этом различные святые отцы называют разное число таких грехов – например, католический святой Фома Аквинский полагал, что их 7 (это мнение с XVII-XVIII в. распространилось и в России), а вот, например, свт. Игнатий Брянчанинов, чья книга «В помощь кающимся» стала настольной для многих христиан, говорил о восьми. Особенно тяжкие грехи против 10 заповедей можно представить так:
- против первых четырех заповедей – упорное, злостное отрицание Бога, ненависть к религии; она может выражаться через откровенно кощунственные изображения священного (таких, например, было очень много в первые советские годы, в начале XX в.), через глумление над Именем Божиим, через ненависть в храму, богослужению – именно он подвигала безбожников начала XX в. разорять святыни;
- против заповеди почитания родителей тяжко согрешают те, кто оскорбляет отца и мать, вплоть, как говорит свт. Игнатий Брянчанинов, «до дерзких побоев их»;
- самый тяжкий грех против предписания Божия «не убий» – самоубийство, то есть намеренное лишение себя жизни, а также убийство;
- распущенная, беспорядочная жизнь, притом – упорная, да еще и представляемая человеком как якобы «норма» – тяжелый грех против заповеди «не прелюбодействуй»;
- против заповеди «не кради» смертно согрешают закоренелые преступники, сделавшие кражи, грабеж нормой своей жизни;
- разрушение чужой жизни наветами, злобными кознями, интригами, несправедливые гонения – тяжелый грех против 9 и 10 заповедей;
- а против 10 заповеди особенно тяжело согрешает тот, кто, видя благополучие ближнего не просто завидует, но ропщет на Бога, сетует на свою судьбу вплоть до впадения сначала в уныние, затем – в отчаяние.
Дорога к Закону
Она начинается, можно сказать, после изгнания из Рая первых людей. Именно тогда, нарушив всего одну, притом – единственную и легкую заповедь, не вкушать плодов одного из деревьев насажденного Господом сада, человек потерял благодатное состояние, а после – стал забывать своего Творца. И вот уже на земле распространилось нечестие, люди начали поклоняться падшим духам, принимая их за «богов».
Но не совершенно пало человечество, и во все времена сохранялся «остаток» знающих Бога людей:
- таков был Ной, спасенный Господом со своей семьей во время потопа;
- потомком Ноя в десятом поколении был Авраам, избранный Богом среди всех людей, чтобы хранить истинную веру;
- сын Авраама, Исаак, и внук, Иаков, также хранили веру в Истинного Бога;
- в роде одного из 12 сыновей Иакова, Левия, родился Моисей – потомок Авраама в 7 поколении; именно через него Господь даровал людям Свои заповеди.
Когда Господь дал заповеди Моисею
Большинство библеистов считают, что это произошло примерно за 1400 лет до Рождества Христова, и называют дату между 1445 и 1405 гг. до н.э.
Библия о событии
Событие подробно описано в книге Исход. Она называется так потому, что повествует о том, как еврейский народ по прямому повелению Божию вышел из Египта в «землю Обетованную», то есть обещанную Господом. В Египет иудеи попали, спасаясь от голода и засухи во времена праотца Иакова.
Несколько поколений народа жили благополучно – пока умножение числа евреев не стало вызывать беспокойство фараона, и правитель не начал притеснять народ. Именно тогда и последовало веление Божие, переданное евреям через Моисея: отправиться через пустыню туда, где Господь назначил жить единственному народу, хранящему веру в Него.
Множество знамений и чудес сопровождало Исход – а день выхода из Египта впоследствии стал отмечаться евреями как Песах (Пасха). На 50 день своего странствования народ остановился у высокой горы – и его вождю, Моисею, Господь повелел подняться на вершину, чтобы выслушать волю Бога.
Название горы, на которой Бог даровал Заповеди
Это гора Синай, по имени которой также называется полуостров. Сейчас эта территория принадлежит Египту. «Синайскую пустыню», где находится «гора Божия» не раз упоминает Библия. Со II в. на горе начинают селиться христианские отшельники, с IV в. здесь появляются первые храмы. Синай священен также для иудеев – как место дарования Заповедей, и для мусульман, признающих Писание христиан: сейчас на горе есть не только церкви, но и мечеть.
Вместе с тем, у современных ученых есть и другое мнение относительно местонахождения «горы Моисея». Так, израильский археолог Эммануэль Анати в 2010 г. опубликовал исследование, согласно которому евреи, выйдя из Египта, шли севернее, по пустыне Негев.
Ученый предположил, что «реальным Синаем» может быть гора Карком, с древности священное место многих местных народов, где обнаружено множество остатков языческих святилищ. Впрочем, в таком случае остается неясным, почему эта гора, по сути, языческое святилище, была избрана для дарования Закона Истинного Бога, и почему в Библии постоянно говорится именно о Синае.
Как был дарован Закон Моисею
Книга Исход подробно описывает как гору покрыло облако, как сама она сотрясалась от присутствия Божия, как народ, смиренно и со страхом стоявший у подножия, может быть, впервые за всю историю человечества после изгнания из Рая, слышал голос своего Творца.
Наконец, Моисей поднялся на гору, чтобы там провести в беседе с Господом 40 дней и ночей, а затем вернуться к людям с двумя каменными скрижалями. На них рукой Господа были начертаны 10 предписаний – поэтому заповеди также называются «Декалог» (по-гречески – «десять слов»).
Но, как оказалось, люди не выдержали сорокадневного ожидания – и уклонились от Господа. Вернувшись, Моисей увидел, как евреи совершают праздник в честь идола – изготовленного из золота тельца. В гневе пророк бросил наземь каменные плиты, и они разбились. Впоследствии, после раскаяния людей, Господь вновь начертал слова Закона на других скрижалях. Они хранились в Скинии – походном храме евреев, затем – в Иерусалимском храме, в особом ковчеге.
В 586 г. до Рождества Христова этот храм был разрушен царем Вавилона, Навуходоносором. С этого времени Ковчег Завета со скрижалями заповедей утрачен.
Узнайте также: 7 пороков человека
«Исповедь по 10 заповедям»
Так называется первая часть книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Это – запись его проповедей, которые произносились Великим Постом в разные годы.
Опытный старец-духовник предлагает «копнуть» себя несколько глубже, чем ветхозаветный человек, более пекшийся о внешнем делании, чем о состоянии души. Да и поверхностное «тестирование» себя на «смертные грехи» (у большинства их нет) ведет к опасному самоуспокоению – уж такова психология грешника, зачастую скрывающего от себя собственные грехи, старающегося не думать о них. А между тем, душа погибает, опутанная сетью мелких, но очень многочисленных грехопадений.
- К примеру, вроде бы, человек постоянно посещает храм и, конечно, любит Бога – но читает ли он Евангелие? Молится ли внимательно? Изучает ли свою веру, тысячелетний опыт Церкви? Если нет – какой же он христианин?
- «Все сложно» и с заповедью о почитании родителей: зачастую выросшее и вполне совершеннолетнее «дитятко» продолжает требовать от отца или матери то денег, то иной помощи – и при этом сам человек отказывается поддержать немощную мать или отца.
- Бывает и так, что человек «вроде бы» никого не убивал – физически. Но убить можно словом осуждения, интригами, кознями. И такой убийца вовсе не считает себя грешником против шестой заповеди.
Так постепенно о. Иоанн разворачивает перед нами истинную картину нашего душевного состояния и глубокого падения. А ведь это – лишь «проверка» себя по заповедям, именуемым «Ветхий Завет», что, по слову Апостола Павла, означает «близкое к уничтожению», теряющее актуальность. Ведь Новый Завет имеет и свои предписания, более сложные, заповеди Христа! Куда уж до них… Впору впасть в уныние? Нет.
Блаженства
Холм высотой всего 70 м над уровнем моря, расположенный близ древнего города Капернаум называют Горой Блаженств. По преданию, именно здесь Сам Бог дал Своим ученикам заповеди Нового Завета. Он не говорил через пророка – ведь теперь Господь Сам стал Человеком, воплотившись на земле.
Его слова не были отрицанием Моисеева Закона – да и не могли быть, ведь и Декалог дан Им же. Христос лишь предложил Своим ученикам и последователям – и нам! – Свою помощь в исполнении того, что люди так и не смогли исполнить.
«Блаженны нищие духом,» – таковы были первые и главные слова Его проповеди. Блаженны – значит, счастливы. Счастливы те, кто понял, что нищ духовно – даже если богат материально. Кто знает, что ничего не может без Бога – и вручил свою жизнь Ему, чтобы, падая и вставая – но все же идти путем заповедей. И открывать для себя – сначала ужас своего греховного состояния, а потом – чудеса Божией помощи на пути к спасению.
Наталия Сазонова
Советуем почитать:
- Свт. Игнатий Брянчанинов. В помощь кающимся.
- Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди.
- Грехи на исповеди: список