Заговенье в 2025 году приходится на воскресенье, 2 марта. Этот день завершает подготовку к Великому Посту – телесную, когда христиане последний раз вкушают дозволенную скоромную пищу, и духовную. Ведь в этот воскресный день Церковь предлагает своим чадам вспомнить о грехопадении Адама, осознать и свои грехи – и от сердца простить ближних.
Сыропуст и заговенье — что это значит
Воскресный день (на славянском – «неделя») накануне Поста именуется «сыропустным» потому, что в этот день последний раз вкушается молочная пища, то есть не только сыр, но также молоко, творог, другие скоромные продукты. Кроме того, в это воскресенье еще можно яйца и рыбу. А вот мясо Устав запретил еще неделю назад – и в течение всей Масленицы христиане его не едят.
Название же дня «в честь» сыра восходит к монашеской традиции: сыр из козьего молока чаще всего был основной скоромной пищей в монастырях (а мяса иноки, кстати, не вкушали не только в посты, но, как правило, и вообще, в другие дни года).
«Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста
По-другому Сыропустную неделю именуют еще «заговеньем». Это слово происходит от славянского «говети», что значит «почитать», «чтить». У наших предков в древности в ходу было слово «говейный»: так называли достойного уважения человека. И даже современный русский язык сохранил слова «благоговейный», «благоговение», что означает священный трепет, почтение.
Именно таков смысл поста – подготовить душу к встрече с Господом. Ну а «заговенье» означает своего рода «точку» в приготовлении к началу 48-дневного постного пути, который начнется уже на следующий день.
Интересно. Есть выражение: «Ждать чего-то до морковкина заговенья«, которое означает… ничего. Поскольку заговенье — это последний день перед постом, когда верующим благословляется откушать скоромной пищи (молочные продукты, яйца и пр), которую во время поста нельзя, то это слово в сочетании с постной морковкой — юмористическая констатация невозможного. Фразеологизм придумали по аналогии с народными названиями церковных праздников: До Медового Спаса, Петрова дня и.т.п…
Как правильно заговляться
Перед началом Великого поста верующие посещают храм: особые службы настраивают на длительный период воздержания, а после Чина прощения — получают благословение от настоятеля. Что касается питания…
Вкушать молочное, рыбу, яйца в Неделю Сыропустную (так по славянски называется воскресный день) можно до самого вечера – собственно, Великий Пост начинается с полуночи, когда наступает новый день. Вместе с тем не стоит «наедаться как в последний раз», привязываясь тем самым к «пище и питию».
Это не только является грехом чревоугодия, но и неправильно настраивает душу: пост психологически начинает восприниматься как тяжелая повинность, а не весна духовная, возможность начать жизнь с Богом. Поэтому заговляться стоит:
- с благодарностью Господу за дарованную пищу;
- умеренно и разумно, так, чтобы переход к завтрашнему воздержанию не оказался слишком резким; именно ради этого Церковь издавна предусмотрела постепенное вхождение в Великий Пост, за неделю до него уже благословляя легкое воздержание, возбраняя мясное; стоит следовать мудрой традиции, а не перегружать себя яствами накануне Четыредесятницы.
Об этом говорит один из древних подвижников, авва Леонтий:
«Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну».
- Читайте также: Прощеное воскресение – праздник особого назначения
Народные традиции
Наши предки, надо сказать, далеко не всегда заговлялись разумно и правильно. Последний день перед постом был сопряжен с разного рода полуязыческими или совсем языческими действами, вроде сожжения «чучела Масленицы» с разбрасыванием пепла по полям «для плодородия». Существовала также полуязыческая традиция «прощания» с покойными на кладбище, когда у них испрашивали прощения за нанесенные при жизни обиды, а затем оставляли на могиле еду – блины, яйца.
Впрочем, наряду с этим крестьяне блюли и церковную традицию – Чин прощения совершался не только в церкви, люди и дома просили прощения у близких, соседей. И эта традиция была не только крестьянской, но и общероссийской – ее соблюдал сам царь.
Некоторые же благочестивые и христианские обычаи дня, возможно, могут показаться современным верующим слишком «радикальными». Например, крестьяне:
- тщательно скоблили котлы, сковороды, затем «выжигали» скоромную пищу со всей посуды, держа ее на огне – им казалось, что даже малая часть «масленичной» еды, случайно вкушенная Великим Постом – уже грех;
- еду, оставшуюся от Масленицы, даже если она вполне подходящая для поста (например, хлеб), вечером бросали домашней скотине, сами более к ней не прикасаясь.
Последние часы перед началом Четыредесятницы – время тишины. Остановимся хотя на малое время перед тем, как сделать первый шаг по дороге, ведущей к Пасхе, устранимся от суеты. И в этой тишине, может быть, услышим тихий зов Господа, призывающего следовать за Ним.
Наталья Сазонова
Советуем почитать:
- В первые четыре дня Великого поста в храмах читается Покаянный Канон Андрея Критского — в чем смысл и польза
- Что можно кушать в Великий пост: питание по дням для православных мирян
- Соснина Н.И. Прощеное воскресенье // Российский этнографический музей.