------------------- 8 января Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы и святое семейство
Православие сегодня Праздники Божию Матерь Православная Церковь чествует на следующий день после Рождества Христова — это Собор

Божию Матерь Православная Церковь чествует на следующий день после Рождества Христова — это Собор

0 Comments
8 января Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы и святое семейство

Следующий после Рождества Христова день (8 января) посвящен Его Матери – Той, Которая стала избранным сосудом Божиим, родив Спасителя — Собор Пресвятой Богородицы. Но празднует Церковь не только Ей.

Что значит «Собор Пресвятой Богородицы»

Так называет этот день церковный календарь. «Собор» значит на славянском языке «собрание», в данном случае – молитвенное. Название дня говорит о том, что верующие собираются в церкви, чтобы прославить Мать Спасителя.

Есть и другое толкование названия праздника –собрание, сонм святых, самых близких к Матери Божией. Действительно, в этот день Церковь чтит не только Её, но и праведного Иосифа Обручника, мнимого мужа Девы, первого епископа Иерусалимской Церкви Иакова, именуемого «братом Господним по плоти», и, наконец, царя Давида.

Церковный Устав также предписывает священству служить либо в голубых облачениях – это цвет Богородицы, либо же – в белом, так как 8 января – попразднество Рождества.

Когда и кем установлен праздник

Он ведет свою историю с первых веков Церкви. Примерно с IV в. у христиан появляется обычай на другой день после Рождества Христова чествовать Его Мать. Об этом пишут многие святые отцы этого времени.

Собор Пресвятой Богородицы: икона

Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Однако, как отмечается в 79 Правиле VI Вселенского Собора (681 г.), верующие славили Богородицу не всегда разумно. Собор указывает: «Некие, по дне святаго рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочныя Девы Матери».

Такой обычай отцы Собора признали неверным, и даже бесчестящим Пречистую, так как Рождество Христово люди «представляют по примеру обыкновенного и нам свойственнаго рождения», думая, что роды Матери Божией были такими же болезненными, как у прочих жен, тогда как на самом деле «Божественное от Девы рождение, яко безсеменно бывшее», было безболезненным.

Церковные историки предполагают, что примерно с этого времени в церковном календаре и появляется особый праздник Матери Божией после Рождества Христова, когда Ей воздается подобающая хвала и верующие призываются осмыслить неизреченное чудо Рождения Иисуса.

Молитвословия дня

Собору Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Пречи́стая Богома́ти, Богоро́дице,/ Собо́р Твой честны́й украше́н многоразли́чными добро́тами,/ да́ры Ти прино́сят, Госпоже́, мно́ги мирсти́и лю́дие,/ у́зы на́ша гре́шныя раздери́ Свое́ю ми́лостию/ и спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 6

И́же пре́жде денни́цы от Отца́ без ма́тере роди́выйся,/ на земли́ без отца́ воплоти́ся днесь из Тебе́./ Те́мже звезда́ благовеству́ет волхво́м,/ Áнгели же с па́стырьми пою́т/ несказа́нное Рождество́ Твое́, Благода́тная.

Величание

Досто́йно есть велича́ти Тя, Богоро́дице,/ Честне́йшую Херуви́м/ и Сла́внейшую// без сравне́ния Серафи́м.

В праздник Собора Пресвятой Богородицы верующие любят поздравлять Божию Матерь с Рождением Сына словами Великого Акафиста (текст с паральльным переводом здесь, время на внимательное чтение около 20 минут). Или Акафист Рождеству Христову (текст здесь время чтения — 10 минут).

Икона дня

Иконография Собора Пресвятой Богородицы основана на словах рождественской стихиры:

«Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». (толкование выделенных фрагментов -ниже)

Икона Собор Пресвятой Богородицы 8 января

Икона Собор Пресвятой Богородицы. Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Москва, дом-музей П.Д. Корина

Вот что значит то, что изображено на иконе Собор Богоматери:

  1. В центре иконы — младенец Христос, которому весь мир приносит дары.
  2. «Ангели — пение». Вверху — развернутое небо, на котором — фигуры славословящих ангелов.
  3. «Небеса — звезду». Из центра небес исходит луч с изображением Святого Духа, указывая на вифлеемскую звезду.
  4. «Волсви — дары». Трое волхвов, изображенные в виде трех возрастов — юноши, средовека и старца — подносят Христу упомянутые в евангелии дары.
  5. «Пастырие — чудо». Пастухи, удивляющиеся произошедшему событию, композиционно противопоставлены волхвам, показывая всю совокупность человечества, которое пришло для поклонения младенцу.
  6.  «Земля — вертеп». Внизу —  антропоморфная фигура земли, приносящая пещеру, на темный проем которой она указывает.
  7. Симметрично ей — пустыня (символично), которая подносит Христу ясли, обычно изображена красным цветом
  8. «Мы же — Матерь Деву». Кульминация стихиры — человечество, приносящее Христу Богоматерь, как представителя мира людей. Богоматерь восседает на престоле, окруженная божественным сиянием.
  9. Внизу изображено человечество, часто в образе певчих в характерных остроконечных шапках.
  10. По двум сторонам от них гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский. Они держат свитки с текстами своих творений.

    Икона Собор Богоматери

    Икона Собор Пресвятой Богородицы (из Успенской церкви села Варзуга, конец XVII века. Государственный Эрмитаж)

Народные традиции праздника

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». 8 января (26 декабря по ст/стилю) — это день, когда на Руси было принято:

  •  почитать рожениц и повивальных баб;
  •  печь пироги и угощали ими рожениц;
  • готовить яства и идти с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды (традиция крестьянских семей с детьми)
  • оставлять в дар Богородице хлеб (женщины, переживая особенное единство с Богородицей, пекли и приносили его в церковь: часть каравая оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой);
  • а еще обязательно варить кашу.

8 января — память прав Иосифа Обручника

И не только его. Вместе с Богородицей Церковь также воздает хвалу тем святым, кто был тесно связан:

  • с Рождением Спасителя; особо чтится царь и пророк Давид, ведь именно «в городе Давидовом», Вифлееме, родился Христос; кроме того, как Матерь Божия, так и прав. Иосиф Обручник были «из дома и рода Давидова»;
  • с первыми годами жизни Христа – это те, кто заботился о Младенце, питал, защищал; такими были прав. Иосиф и его сын от первого брака, Иаков; именно благодаря им Младенец Иисус был спасен от воинов царя Ирода, искавших «родившегося Царя Иудейского» и убивших множество младенцев в Вифлееме.

Ввиду того, что в этот день читается Евангелие о бегстве Святой семьи в Египет, 8 января принято также вспоминать и это событие – с которым были теснейшим образом связаны прав. Иосиф и св. Иаков.

День Святого семейства

Это католический праздник, который приходится на первый воскресный день по Рождестве Христовом (например, в 2024 г. это 29 декабря). Верующие призываются в этот день подумать о смирении Божием. Св. Бернар Клервоский говорит:

«Бог, которому покорны Ангелы, кому повинуются Начала и Власти, был покорен Марии, и не только Марии, но и Иосифу ради Марии! Восхититесь тем и другим, и посмотрите, что для вас более удивительно: милостивое снисхождение Сына или всеславное достоинство Матери. С обеих сторон диво, с обеих сторон чудо. Бог повинуется творению, вот бесподобное смирение; человек повелевает Богу, вот несравненное величие».

Кроме того, для католиков день – праздник семьи, когда Святое семейство осмысливается как образец и пример для каждого христианина.

8 января. Празднование 7 икон Божией Матери

В этот день чествуются чудотворные образы Богородицы. Вот краткая история каждого.

Помощница в родах

Это особый образ, на котором Матерь Божия представлена с распущенными власами и непокрытой главой. Он, как пишут многие церковные историки, восходит к древнему изображению Богородицы «Помогательницы женам чады раждати». Руки Богородицы сложены у груди, между ними – образ Иисуса как Отрока, окруженного мандорлой, особым нимбом. Почитание иконы, как полагают, пришло в Россию с Украины и из Белоруссии.

Милостивая

Это одна из самых загадочных икон Матери Божией. По преданию, она создана Евангелистом Лукой, а находится на Кипре, в монастыре близ горы Киккос, почему называется также «Киккиотиссой». Образ находится в иконостасе соборного храма обители. Благодаря сохранившимся спискам мы знаем, что Милостивая относится к типу «Елеусы», Матерь Божия и Младенец показаны приникшими ликами друг к другу. Однако сам оригинал образа уже много столетий примерно до половины закрыт пеленой, поднимать которую никто не дерзает.

Чудотворная копия образа есть в Москве – созданная в XVII в., она первоначально находилась в Зачатьевской женской обители, а после ее разорения – пребывала в храме прор. Илии на Обыденском переулке. После возрождения монашеской жизни в обители образ водворился на прежнем месте.

Блаженное Чрево

Именование образа взято из Евангелия от Луки, где, как рассказывает Евангелист, одна из следоваших за Христом жен однажды воскликнула: «Блаженночрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11:27).

Икона была принесена к Москве на другой день по Рождестве Христовом в 1392 г. «из Бара града Римской области». Она имела нетипичную иконографию: Матерь Божия показала восседающей на расшитой подушке и кормящей грудью Младенца. Вероятно, такой извод возник под влиянием западной иконографической традиции. Образ прославился чудесами. До 1924 г. он находился в Благовещенском соборе Кремля. Ныне судьба святыни неизвестна.

О Тебе радуется

И это название иконы – по первым словам богослужебного гимна Пречистой, который создал прп. Иоанн Дамаскин. Первая икона «О Тебе радуется…» появилась в XVIв. Она как бы иллюстрирует гимн прп. Иоанна: на ней представлена Пречистая в окружении славящих Её святых. Интересен образ кисти иконописца Дионисия (или, как предполагают историки, кого-то из его учеников): на нем молящиеся Пречистой пророки, святители, преподобные… не имеют нимбов, знаков святости! Искусствоведы полагают, что этим иконописец хотел показать бесконечную высоту Богородицы даже в сравнении с самыми великими угодниками Божиими.

Острообрамская

Образ – главная святыня города Вильнюса, равно чтимая и католиками, и православными. Предполагают, что образ имеет древнее происхождение, возможно, был привезен в город князем Ольгердом Литовским, или – по другим данным – сам чудесно явился над городскими вратами в 1431 г. Так как этот район («конец») города именовался «Острым», то и образ получил название «Остробрамская» («брама» – башня).

На иконе Матерь Божия изображена без Христа, с молитвенно сложенными на груди руками. Это – момент Благовещения. Глава Пречистой увенчана короной, нимб сияет подобно лучам солнца и украшен звездами, ниже Матери Божией – полумесяц.

Трех радостей

Иконография этого образа имеет католическое происхождение, а изображено на нем Святое Семейство. Образ был привезен в Москву в XVIII в., вероятно, находился в разных храмах города. А через 40 лет прославился чудесами, которые и дали ему название.

Одна знатная женщина впала во многие беды: муж ее был арестован по ложному доносу, имущество – отобрано, и даже единственный сын, надежда матери, во время войны попал в плен. Но раба Божия не теряла веры и усердно просила помощи Богородицы. Молитва была услышана: однажды некий голос повелел ей помолиться перед иконой Святого Семейства. После многих дней поисков женщина, наконец, нашла образ не паперти одного из храмов города. После молитвы перед ним она получила сразу три известия: власти оправдали ее мужа, вернули имущество, а сын освободился из плена. Таковы и были «три радости», первые чудеса образа. Впоследствии помощь Богородицы по молитвам перед ним получили сотни людей.

Байбузская

Этот образ, явление которого произошло еще в 1832 г., сейчас находится в селе Байбузы (Черкасская епархия, Украина). Тогда же от образа случилось первое чудо – исцеление девочки, которая не могла ходить. Ради иконы даже был построен новый храм. Здесь святыня находилась до 1933 г., когда церковь была закрыта. Впоследствии ее хранили у себя верующие жители села. Ныне образ снова водворен в восстановленной церкви и от него снова происходят чудеса.

Хотя Собор Богородицы не относится к числу великих праздников, но этот день – повод еще и еще раз обратиться к нашей Заступнице, попросить Ее молитв, и, конечно, подумать о тайне Воплощения Господа, которое выше законов естества и по вере Той, Кто однажды сказала:

«Се, раба Господня…»

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Рождество в России празднуют 7 января: что делают в этот день православныеРождество в России празднуют 7 января: что делают в этот день православные

0 Comments
Праздник Рождество Христово в России

О празднике Рождества Христова знают практически все. И даже очень далекие от церковной жизни люди в эти светлые дни стараются прийти ко храму, посмотреть на Рождественский вертеп, а то даже – побывать на богослужении. Бывает, что с этого начинается дорога к Богу. Кто празднует Рождество

Праздники

Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике ПреображенияФавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

0 Comments
Преображение Господне

Преображение Господне не только один из самых любимых церковных праздников, но еще – один из самых красивых. Во всем великолепии встречает его природа, расцветшая за лето, дарующая людям свои плоды – а люди радуются не только им, но – надежде, которую дает всем и каждому

Праздники

27 апреля, суббота — Воскрешение праведного Лазаря. Особенности церковной службы и значение дня для православных27 апреля, суббота — Воскрешение праведного Лазаря. Особенности церковной службы и значение дня для православных

0 Comments
Лазарева суббота служба и суть

«Последнее великое чудо Христа, последний отблеск Славы Его перед ночью страстей,» – так говорит епископ Кассиан (Безобразов) о событии, которое Церковь вспоминает особыми богослужениями Лазаревой субботы. Великий пост завершен? Лазареву Субботу именуют иногда шестой – и последней – субботой Великого Поста, которая завершает Седмицу Ваий.

Праздники

Усекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с масломУсекновение главы Иоанна Крестителя: в храме — особые молитвы о страждущих от винопития и наркомании+панихида о павших воинах, а на трапезе — постная пища с маслом

0 Comments
Усекновение главы Иоанна Предтечи

 11 сентября  Церковь вспоминает трагическое событие — Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи. И это день строгого поста. Особенности храмовых богослужений, уникальные молитвословия дня и значение даты для современных православных христиан — в статье. Что празднуем Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна —

Праздники

1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево

0 Comments
1 августа - День Серафима Саровского: обретение мощей

1 августа — день памяти преподобного Серафима Саровского, особо чтимый многими христианами России – одновременно и годовщина прославления одного из любимейших русских святых, которое совершилось в 1903 г., и память о перенесении его мощей в Дивеевский монастырь, оно тоже приходится на 1 августа – но

Праздники