Многие считают, что исторический день, когда родился Иисус Христос – конечно, 25 декабря (или 7 января «нового стиля», по которому строится гражданский календарь). Но так ли это? Исторические факты свидетельствуют: не все так просто.
Где родился Иисус Христос
Согласно двум Евангелистам – Матфею и Луке – местом, где Спаситель появился на свет, стал город Вифлеем в Иудее.
Читайте чуть подробнее: Место, где родился Иисус Христос — пещера или хлев?
Когда на самом деле родился Иисус: число, месяц, год и век
Евангелия совершенно ничего не говорят об историческом дне Рождества. Этому есть простое объяснение: у иудеев, из среды которых вышли Апостолы, вообще не было принято празднование «дней рождения», ибо подобные «памятные даты» как бы привязывали человека к земной жизни, юдоли страданий людей, потерявших Рай:
«Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь»
(Пс.89:10).
Так грустно сетовал предок Господа по плоти, царь Давид, в одном из своих псалмов – чему же здесь радоваться, отмечая «еще один год жизни»? Не случайно и то, что:
- событиями Рождества христиане заинтересовались не ранее 60-х гг. I в., когда в Церковь вошло большое число бывших язычников – а у них «дни рождения» как раз были приняты; лишь тогда св. Лука, создавая свое Евангелие, впервые записал то, что, скорее всего, сообщила ему Сама Матерь Божия, с Которой он встречался во Иерусалиме;
- но и после этого праздник Рождения Господа известен только со 2 пол. IV в., и то сначала на Западе, где верующих из бывших иудеев почти не было, лишь позже – на Востоке.
Так чтопо поводу даты Рождества существуют различные версии, ни одна из которых не имеет абсолютного подтверждения.
Сколько лет было Иосифу и Деве Марии
Евангелисты ничего не говорят о возрасте Матери Спасителя и Его мнимого отца. Хотя древние предания об Иосифе и Пресвятой Богородице все же доносятся до нас некоторыми текстами, которые не признаны Церковью как канонические, однако, считаются опирающимися на некоторые древние повествования.
Это, например, так называемое «Протоевангелие Иакова», источник II в., авторство которого приписывалось сыну св. Иосифа, Иакову, однако, не подтверждено, так как текст – более позднего происхождения.
Тем не менее, именно на него в основном опирается церковное предание, говорящее, что:
- Мария, позднее дитя престарелых родителей, Иоакима и Анны, с трех лет воспитывалась при Иерусалимском храме, после чего должна была быть выдана замуж, однако, дала обет остаться девственницей; можно полагать, что тогда ей было больше 12 лет – ибо таким считался брачный возраст еврейских девушек;
- именно тогда решением священников был избран вдовец, Иосиф, который стал мнимым мужем, на самом деле хранителем ее девства; известно, что к этому времени он вдовствовал уже несколько десятков лет, его дети были взрослыми, многие имели свои семьи; самому старцу на момент его брака с Марией было по крайней мере 80 лет.
Как долго жила Мария в доме супруга до времени, когда Ей явился Архангел Гавриил, сообщая о будущем Рождении Иисуса, мы не знаем.
Что говорит Библия и ученые-историки
О том, в какое время суток случилось событие, есть более или менее точные данные: была ночь. Об этом говорит рассказ св. Луки о явлении Ангелов пастухам, которые «содержали ночную стражу» там, где пасся скот.
«Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!»
Этими словами, которые услышали пастухи от Ангелов, Церковь сейчас начинает службу Утрени – при погашенных свечах, что символизирует ночь Рождения Спасителя.
Несколько сложнее определить время года. С IV в. датой праздника утвердилось 25 декабря, но Евангелие не содержит указаний на то, что исторически Христос родился зимой. Да, Мария и Иосиф искали укрытие не только потому, что пришло время родов, но еще от ночного холода – однако, в Иудее вообще очень прохладные ночи, так что люди, находящиеся на улице, стараются согреться хотя бы у огня.
Вспомним, например, историю ареста Христа, когда на дворе иудейского первосвященника по случаю ночного холода был разведен костер, близ которого «стоя и греяся» находился Апостол Петр (Ин.18:25), а ведь это было весной! Зимой же к холоду чаще всего добавляются дожди, даже снег – но о такой погоде св. Лука ничего не говорит.
Так когда же случилось Рождество? Уже в первые века Церкви существовало до 136 версий этой даты.
На чем основаны гипотезы
Так как Писание не дает никаких прямых указаний на дату, и, более того, даже на время года, богословы и историки исходят из косвенных данных, которые содержатся как в христианских, так и в нехристианских источниках.
Когда, где впервые была указана дата рождения Иисуса Христа
Дата, как говорят современные церковные историки, следует из вычислений священника Тита Флавия Климента, которые содержит его книга «Строматы», написанная на рубеже II-III вв. в Александрии (Египет).
Это 19 января («нового стиля», по юлианскому календарю 6 января) 5590 г. «от сотворения мира».
Правда, автор не стремился установить историческую дату Рождения Спасителя, а лишь доказывал древность иудаизма, сопоставляя хронологию мифов, даты правления императоров и события Ветхого и Нового Заветов. Взяв за точку отсчета правление императора Коммода, он и получил дату Рождества – за 194 года 1 месяц, 13 дней до его убийства заговорщиками.
Тем не менее 19 января – древнейшая из известных дат празднования; а Армянская Церковь придерживается ее до настоящего времени, подобно древним христианам отмечая Рождество и Крещение Господне одним днем.
Рождество Христово было летом?
Оно могло произойти 21 или 22 июля. Это мнение основано на том, что Евангелисты не упоминают, что Христос родился зимой. Зато Евангелие содержит ряд весьма примечательных упоминаний
- о «краеугольном камне», отвергнутом строителями, которым называет Себя Христос; как правило, это выражение считается метафорическим, однако, как установил германский библеист конца XIX в. И. Беббер, это не совсем так: речь идет об особой святыне, камне, с которого, как верили иудеи, началось сотворение мира; при возведении Второго храма на месте Соломонова его заложили в основание;
- о том, что Он говорил об Иерусалимском храме: «Разрушьте храм сей, Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19); при этом Евангелист Иоанн замечает, что «Он говорил о храме Тела Своего», то есть о Воскресении.
Почему же, задается вопросом И. Беббер, Христос так настойчиво связывает Себя с храмом? Не потому ли, что освящение Второго храма после пожара, который произошел при Ироде Великом, состоялось 10 ава (примерно 21-22 июля) 743 г. от основания Рима, когда и родился Иисус? Возможно также, что это – день не Рождества, а Благовещения.
Через 9 месяцев после него – 10 нисана 744 г. от основания Рима, и это канун иудейского Песаха. Примечательно, что о путешествии Иисуса и Его родителей во Иерусалим на Пасху, «когда он был двенадцати лет», упоминает св. Лука. 12 лет – возраст, с которого мальчик может посещать религиозные праздники.
Так не на это ли время приходится историческая дата Рождества?
Церковная позиция
Как на Западе, так и на Востоке с IV в. принято праздновать 25 декабря. Эта датировка основана не на исторических источниках, а на понятном христианам первых веков символизме: 25 марта считается днем Благовещения, 25 декабря отстоит от этого дня на 9 месяцев, это срок беременности.
Есть также основательная версия, что дата прижилась ввиду того, что римляне праздновали в этот день праздник «непобедимого Солнца», и Церковь решила «воцерковить» этот обычай, ведь Христа называют «Солнцем правды». Оснований в исторических источниках дата не имеет, да и не должна: Церковь празднует событие, а не его «очередную годовщину».
От сотворения мира
Что касается точного года рождения Христа, то после Климента Александрийского богословы занимались этим вопросом еще не один век. Еще около 400 лет велись дискуссии о годе Рождества «от Сотворения мира». Подсчеты происходили путем арифметического сложения лет жизни праотцев, о которых говорит Книга Бытия, самая древняя в Библии.
Однако, если на Востоке подсчет даты проводили на основе греческого перевода, так называемой Септуагинты, который давал более 5000 лет, то христианский Запад исходил из перевода блж. Иеронима Стридонтского (так называемой Вульгаты).
А этот отец Западной Церкви сделал его непосредственно с еврейского языка – и цифры там были совсем другие, так что, если по хронологии Востока получалось, что Христос родился через 5500 лет по создании мира, то по Западной – от создания Земли прошло только около 4000 лет.
Разрешить противоречие в VI в. попытался св. Дионисий Малый (с 2018 г. его имя находится также в Святцах Русской Церкви). Именно ему принадлежит идея отсчета от Рождества Христова «новой эры», радикальный отказ от хронологии по годам правления языческих правителей.
Но с какого же года эра начинается?
Св. Дионисий, исходя из того, что Распятие Господа было 25 марта юлианского календаря (или, по «новому стилю», 7 апреля), то есть даты Благовещения и Распятия совпадают, вычислил даты полнолуний, на которые в древности приходился праздник иудейского Песаха (Распятие случилось накануне) и нашел год, когда полнолуние приходилось именно на 25 марта.
Это оказался 753 г. от основания города Рима – совпадение этого Пасхального полнолуния и другого, спустя более чем 30 лет, когда был распят Господь, было понято им как знаковое и не случайное. Так 753 г. от основания Рима было предложено считать первым годом «от Рождества Христова». На этом и построено современное летоисчисление.
Но историческая ли дата стала его основой?
Снова сомнения
Русский церковный историк В.В.Болотов обращал внимание на то, что:
- дата вычислена не как историческая, а как символическая: основанием для ее истинности признается «неслучайное совпадение» дат полнолуний иудейского Песаха;
- исходя из исторических источников, Иисус, получается по Дионисию, родился через несколько лет после смерти правителя Иудеи Ирода, того, при котором была явлена звезда Вифлеема, пришли «волхвы с востока», наконец, были убиты Вифлеемские младенцы… но зачем, если Мессия еще не родился?
Если же опираться не на совпадения, а признать, что св. Матфей говорит правду, получается вовсе абсурд: Христос родился в 5 или 4 году до… Рождества Христова?! Воистину, по слову Божию, «не ваше дело знать времена и сроки»…
И куда честнее выглядит разрешение вопроса года Рождества у византийцев: исходя из даты 5504 г. от Сотворения мира, они в 462 г. решили просто прибавить к этому году еще 4 – так, чтобы было удобнее начинать 15-летний «индикт», цикл сбора налогов с граждан империи. Так что теперь годом Рождения Спасителя считается условный 5508 от создания мира. Ведь историческая дата Рождества потерялась в веках – да и важно ли ее знать?
Читайте также: Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря как у католиков? Даже греки живут по новому стилю и празднуют до Нового года – простыми словами о святом и главном
Настоящее имя Иисуса Христа
Куда важнее имя Мессии, так много говорящее людям тех лет, ведь «Иехошуа» значит «Иегова спасает», а другое, которое употребляет Писание, «Эммануил», переводится как «с нами Бог».
Намного значимее даты само событие: Творец приходит к своему творению, Бог идет на помощь запутавшемуся в грехах человеку. До подсчетов ли здесь? Не важнее ли встретить Его с чистой душой или хотя бы – с желанием ее очистить и просьбой – помочь и поддержать немощного человека. И довести по этой жизни до Царства Небесного.
Читайте также: