Наряженные ёлки, праздничная суета, подарки, красивые ночные богослужения: таково сегодня Рождество Христово — праздник в христианском мире. Он – воспоминание о важнейшем событии человеческой истории, когда Бог, Создатель мира, пришел на землю, чтобы спасти людей от власти греха.
Что значит фраза «от Рождества Христова»
Случившееся было столь важным, что с VI в. христиане считают годы жизни человечества «от Рождества Христова» (именно это значит употребляемое светскими людьми, не желающими лишний раз упоминать Бога, выражение «наша эра», или «новая эра»)
Ну а славянское «Рождество», прижившееся в современном русском языке, означает просто «рождение». Так говорили не только о пришествии в мир Христа (это греческое слово значит «помазанник», то есть носитель Божественной благодати), но вообще о рождении в мир всякого человека.
Читайте также: Рождество Христово в России: всё о традициях и обычаях светлого праздника
Рождество Христово: вопросы
Следует начать с ответов на частые вопросы, чаще, конечно, каверзные, которые возникают не только у атеистов.
Самый древний источник, в котором говорится по празднике – Месяцеслов Римской Церкви за 354 г. Считается, что IV в. христиане не праздновали Рождество, так любые «дни рождения» в иудейской традиции (а первые последователи Спасителя были из иудеев) считались языческими празднованиями. Лишь через несколько столетий событие Рождения Спасителя получило глубокое осмысление и стало праздноваться, как начало новой эры истории человечества.
Скорее всего, нет. Празднование могло быть приурочено ко «дню непобедимого солнца» римских язычников («зимнее солнцестояние»), с целью отвратить новообращенных христиан от этого празднования, обратив их умы к событию пришествия в мир истинного Солнца Правды – Христа.
Ведь, согласно Евангелию, они первыми узнали о случившемся от Ангела и пришли поклониться Спасителю. Евангелисты ничего не говорят не только о дне, но и о времени года, когда родился Христос. Есть предположение, что исторически Господь родился весной или летом.
Потому, что для христиан она никогда не была важна: отмечают не «очередную годовщину», а само событие, актуальное для христианина здесь и сейчас. Русский философ и поэт Владимир Соловьев писал, описывая эти чувства верующего:
Но вечное, что в эту ночь открылось,
Несокрушимо временем оно,
И слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное под яслями давно
Дата рождения Иисуса Христа
Евангелие не говорит об этом ничего, равно как и о дне, месяце года, когда случилось Рождество, так что попытки вычислить дату возможны на основании только косвенных данных, соотнесения Евангелия с другими источниками. В VI в. римский монах Дионисий Малый высчитал дату Рождества – 753 г. от основания Рима, ставший также первым от Рождества Христова, или, как принято говорить теперь, начала «новой эры».
Однако, его версия не вписывается в данные исторических источников – к примеру, известно, что царь Ирод, тот, что отдал приказ убить младенцев в Вифлееме, в 753 г. от основания Рима уже скончался, между тем, св. Матфей рассказывает, что в его правление к Иисусу приходили «волхвы с востока».
Но, хотя в таком случае и получается, что Господь родился «до Рождества Христова» (!), современное летоисчисление продолжает исходить из условной даты Дионисия.
Неизвестными остаются также исторические месяц и день Рождества.
Узнать детали: Когда Родился Иисус Христос на самом деле: день, месяц, год и век
Каким был мир до Христа
Спаситель пришел к людям, совершенно исчерпавшим свои силы в попытках «достучаться до Небес», своими силами вернуть потерянный Адамом и Евой Рай:
- разные пути избавления человека от страданий предлагали Лао Цзы в Китае, Гаутама – в Индии; но их учения давали человеку лишь временное утешение, по сути, проповедуя уход от мира – в познание «дао» или буддийскую «нирвану»;
- смысл человеческой жизни напряженно искали греческие философы; некоторые из них, например, Платон, вплотную приближались к идее Единого Бога, многие – даже не считали богами духовные сущности, которым поклонялись язычники; и все же рассуждения о «высоком» не шли дальше отвлеченных «умствований»; а многие из «простого народа» тем временем пришли к очень понятной жизненной философии человека, отчаявшегося в спасении от окружающих его страданий, болезней, смерти; ее с горькой иронией опишет позже Апостол Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор.15:32): ко времени Пришествия Христа языческий мир достиг духовного «дна», постепенно утрачивал смыслы существования.
Может быть, единственным народом, имевшим подлинную надежду, был еврейский, носитель единственной в мире веры в одного Бога, а не многих, с давних лет знавший пророчества о будущем спасении:
- самое первое, данном Самим Господом Адаму и Еве, когда они, отступившие от Бога, покидали Райский сад: о «семени жены», которое однажды победит диавола, соблазнившего человека на грех (Быт. 3:15);
- еще два, данные сначала праотцу Аврааму, о том, что Спаситель произойдет от его семени, а после – более конкретное, его внуку, Иакову: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт 49: 10); здесь Мессия назван Примирителем людей с Богом, кроме того, определенно говорится, что Он родится в колене (роде) сына Иакова, Иуды;
- о месте рождения Спасителя писал прор. Михей, указывая на Вифлеем, а прор. Исайя говорил о Деве, Которая «родит Сына» (Мих.5:2, Ис.7:14).
Можно сказать даже более: из всех народов лишь иудеям время Рождения Христа было известно едва ли не с точностью до года: оно было предсказано еще одним пророком, Даниилом: 70 «седмин», или 490 лет должно было пройти от начала восстановления Иерусалимского храма до Рождества Мессии (Дан.9:24).
Иудеи считали годы – ко времени Пришествия в мир Спасителя. И в назначенное Богом время оно случилось.
Библейская история рождения Иисуса Христа
История рождения и родословная Иисуса описана только в 2 из 4 Евангелий – у свв. Матфея и Луки. При этом св. Лука, писавший Евангелие несколькими десятилетиями позже Матфея, сообщает намного больше подробностей. Большинство историков полагают, что узнать их он мог от Матери Божией. Ведь, создавая свой текст, Евангелист побывал во Иерусалиме, говорил не только с Ней, но также со многими «очевидцами и служителями слова».
Так, св. Лука – единственный, кто рассказывает о предшествующих событиях:
- о Благовещении, когда Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Она родит Сына от Духа Святого;
- о встрече Марии и Её родственницы, Елисаветы, матери св. Иоанна, которому предстояло стать Предтечей Мессии, проповедуя покаяние пред Его выходом на проповедь.
Подробно пишет св. Лука также о месте и обстоятельствах самого Рождества – стоит учесть, что его Евангелие создавалось, когда в Церковь вошло большое число вчерашних язычников, для которых память об этих событиях была очень драгоценна.
А вот верующие «из иудеев», для которых, как полагают, писалось Евангелие св. Матфея, не слишком интересовались подробностями случившегося – ведь рождение человека, пусть даже Богочеловека, считалось не праздником, а началом пути страданий в этом мире.
Поэтому св. Матфей рассказывает об обстоятельствах Рождества совсем мало – зато говорит о последующих событиях. Именно от него мы знаем о приходе «волхвов с Востока», а также о чудовищном деянии правителя Иудеи, Ирода – убийстве младенцев в Вифлееме, где родился «царь Иудейский», по мнению Ирода, его «конкурент». Картина события вырисовывается через сопоставление того, что сообщают о нем Евангелисты.
Родители
Мать Иисуса была, как и предсказывал прор. Исайя, Девой, Которая, как говорит св. Лука, «мужа не знала», хотя была замужем за Иосифом, который, однако, был лишь хранителем Ее девства.
Канонические Евангелия не пишут об этом подробно, а вот апокрифы – позднейшие, не признанные Церковью сочинения, содержащие, однако, древние предания, прибавляют, что обет девства Мария дала, воспитываясь при Иерусалимском храме.
Старец же Иосиф (согласно апокрифам, ему уже было около 80, он несколько десятилетий, как овдовел, имел взрослых сыновей и дочерей) был избран в мнимые мужья священниками, так как девушке было невозможно жить в миру одной.
Брачный возраст еврейских девушек наступал с 12 лет, но сколько именно лет было Марии, когда Она стала Матерью Спасителя, Евангелие не говорит.
Св. Матфей, хотя не говорит о событии Благовещения, сообщает о сомнениях прав. Иосифа, когда он узнал, что Мария «имеет во чреве от Духа Святого»: от «хотел тайно отпустить Её», но был остановлен явлением Ангела в сонном видении. С этого времени прав. Иосиф стал не только хранителем Богородицы, но также – земным отцом Сына Божия, Иисуса.
Место рождения
Само Рождество, точно по прор. Михею, случилось не в Назарете области Галилея, где жили Иосиф и Мария, а в Вифлееме. Он считался «городом Давидовым», то есть родиной знаменитого царя и пророка Давида, потомками которого были Иосиф и Мария. Поэтому Иосиф и отправился туда «записаться с Мариею, обрученною ему женою, сущею непраздною» (Лк. 2:5) ввиду объявленной римским императором переписи. Именно здесь и родился Иисус.
Так как, ввиду большого количества прибывших на перепись людей, в городе не было места ни в гостинице, ни, очевидно, в частных домах, Марии, Которой наступило время родов, пришлось укрыться в пещере для скота, а Младенца положить в кормушку – ясли.
Узнайте подробности: В пещере или хлеву родился Иисус, из чего были сделаны ясли
Как назвали на самом деле родившегося Младенца
- Господь — господин всех людей, устраивающим их спасение, и всего мира
- Агнец – говорит о Нем св. Иоанн Креститель, имея ввиду жертвенное служение Спасителя;
Сам Иисус говорит о Себе в Библии:
- Сын Божий – Второе Лицо Св. Троицы, тайна Которой начала приоткрываться людям еще во времена Ветхого Завета;
- Сын Человеческий –говоря о Своем Воплощении на земле как совершенного Человека;
- Сущий — применяя имя, которое евреи полагали «подлинным именем Бога», что у одних вызывало ужас, у других – гнев, так как иудеи видели, что Иисус «будучи человек, делает Себя Богом» (Ин.10:33)
- Хлеб живой – говорит о Себе, согласно Евангелисту Иоанну (Ин.6:51); Господь установит Таинство Евхаристии, где верующие под видом хлеба и вина будут приобщаться к истинным Телу и Крови Господа;
- Учитель, наставник, дверь, ведущая ко спасению, пастырь (то есть подобен пастуху, заботящемуся о своих овцах) — это значит, что Сын Божий, Мессия – носитель истинного учения, которое и проповедовал во все время Своей земной жизни;
- Судия живых и мертвых — о суде он не раз говорит Апостолам;
- «Альфа и Омега, Первый и Последний» – открывает Себя в Откровении, данном св. Иоанну Богослову, любимому ученику (Откр. 1:8,10)
Кто поведал пастухам о рождении Сына Божьего
Именно в хлеву так застали Ее и Иисуса пастухи, услышавшие весть о Рождении Мессии от Ангела, скорее всего, это был Архангел Гавриил, Хранитель Матери Божией. Немедленно после этого небесного явления пастыри поспешили найти Младенца – и стали первыми, кто поклонился Мессии.
Когда волхвы поклонились Христу на самом деле
Св. Матфей, рассказывая о пришедших ради «родившегося Царя Иудейского» «волхвах с востока», пишет, что они застали Марию уже в доме (не в пещере, как это часто изображают на иконах) – так что это, вероятно, было не тотчас по Рождестве, а через некоторое время. Какое? Об этом Евангелие и другие источники молчат.
У церковных историков можно встретить разные версии:
- через непродолжительное время по Рождестве, когда Иосифу удалось все же найти место в доме – может быть, потому, что люди, прошедшие перепись, начали постепенно расходиться из Вифлеема, и освободилось место;
- спустя месяцы, а может быть – даже несколько лет; косвенно об этом может свидетельствовать приказ царя Ирода убить Вифлеемских младенцев возраста «от двух лет и ниже»; такой приказ, как говорит св. Матфей, был отдан после того, как царь узнал от волхвов, когда именно появилась звезда, ведомый которой они пришли в Палестину – получается, что или звезда появилась за некоторое время до Рождества, или волхвы добирались до Иерусалима около 2 лет.
Историчность
В рамках популярной с XIX в. «библейской критики», направления, которое развивали протестантские богословы и атеистические настроенные ученые, принято было подвергать сомнению исторический факт Рождества, считая рассказ о нем «легендой», «мифом» на основании, например, того, что:
- «перепись», о которой предположительно идет речь у св. Луки, упоминается иудейским историком I в. Иосифом Флавием, проходила на насколько десятилетий позже предполагаемого времени Рождества;
- явление «звезды», которой следовали волхвы, явно неправдоподобно и не зафиксировано никакими источниками, кроме Евангелия св. Матфея.
Правы ли сторонники этих позиций с научной, исторической точки зрения?
«Первая в правление Квириния Сириею»
Именно так говорит св. Лука о переписи, участниками которой стали Иосиф и Мария. А у Иосифа Флавия речь идет о другой, более поздней переписи, когда Иудея стала частью римской провинции, Сирии, ввиду того, что император Август отстранил тогда от власти жестоко обращавшегося с народом Ирода Архелая.
Ее-то, как указывает Евангелист, нужно отличать от «первой», может быть, проводимой даже самим царем Иродом, или кем-то из римских чиновников, вероятно, когда Иудея еще была провинцией Рима, а не частью Сирии – иначе был св. Лука сказал, что перепись проводил сам Публий Сульпиций Квириний (это вполне историческое лицо, не раз упоминается документами), а не что она проходила в его правление.
Год этой переписи историки назвать не могут, но это точно не та перепись, о которой рассказывает Флавий.
Что думают современные астрономы о Вифлеемской звезде
Христиане рассматривают Вифлеемскую звезду как небесное чудо – однако, есть и научные версии объяснения явления.
Среди них:
- комета (предположительно, та, что сейчас именуется кометой Галлея); действительно, она была видна примерно в 742-43 г. от основания Рима; против понимания звезды Вифлеема, как кометы, говорит то, что тогдашние астрономы хорошо знали это явление и не восприняли бы его как чудесное, свидетельствующее о Рождении Мессии;
- явление «схождения» Юпитера и Сатурна, когда, видимые с земли, планеты оказались на одной линии и образовали яркую звезду;
- по другой версии, на одной линии оказались планета Юпитер и звезда Регул; в пользу этой версии говорит мотив Ирода, повелевшего убить младенцев до 2 лет: схождение планет было как раз за 2 года до Рождества.
- новая звезда, вспышку которой зафиксировали около 748 г. от основания Рима; тогда понятно, почему «волхвы с Востока» восприняли ее, как предзнаменование чуда, а простые люди по большей части просто не обратили внимания – увидеть новую звезду может лишь тот, кто постоянно, можно сказать, профессионально, наблюдает за небом.
Впрочем, все эти версии никак не объясняют то, о чем говорит св. Матфей: звезда, чем бы она ни была двигалась, указывают путь волхвам. Метафора ли это, означающая, что путники ориентировались на небесное явление?
Свидетельство ли это о том, что, как говорил еще свт. Иоанн Златоуст, Вифлеемская звезда была «силой Божией»?
На сегодняшний день для людей неверующих этот вопрос открыт, а для христиан – неважен. Ведь для них главное – смысл самого Рождения Спасителя.
Тайна Боговоплощения
«Для иудеев соблазн, для эллинов безумие». Так говорил Апостол Павел о Распятии Христа – но практически то же можно сказать о Его превосходящем всякую человеческую «разумность» Рождении на земле. Тот, Кто правит мирами и планетами, стал также Человеком, не призрачно, но по-настоящему.
Тот, Кого Закон Моисея запрещает изображать – теперь Сам принимает человеческий образ. И бесконечные вопросы пытливого ума о том, как именно это случилось, здесь не имеют смысла. Это случилось. Бесконечная любовь Божия такова, что Он стал Человеком, во всем подобным нам.
Значение Боговоплощения для мира
Оно – в великой надежде человечества, пусть погрязшего во грехе, запутавшегося, но – любимого Создателем. Его Воплощение значит, что Он признал человека достойным спасения. И, может быть, не все у людей так плохо, как порой кажется даже им самим.
Смысл события для христиан
Последователи Христа знают, что Его Рождение – проявление великой любви. Принять ее, пусть неумело, но постараться своей жизнью ответить на нее – вот что пытается сделать всякий христианин, при этом твердо знающий: своими силами нельзя стать праведным, но можно доверить себя Христу, и так спастись.
Что символизирует Рождество Христово
Это не «символ», но реальное историческое событие, начало новой жизни человечества, обретение надежды на потерянный Рай и дорога к нему.
Узнайте также: Чем католическое Рождество отличается от православного
Евреи все еще ждут рождения Мессии?
Да. Но они считают его обычным человеком, «праведным» по Закону Моисея (то есть соблюдающим положенные обряды и ритуальные запреты). Важный признак прихода Мессии («Машиаха»), с точки зрения современных иудеев – прекращение войн, наступление всеобщего мира. При Машиахе также будет восстановлен разрушенный в 70 г. н.э. Иерусалимский храм.
Знают ли об этом ожидании христиане? Разумеется, еще со времен Апостолов. И тоже ждут этого времени, но именуют ожидаемого Машиаха «человеком греха, сыном погибели» и антихристом.
По словам св. Павла, «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут»
(1 Сол. 5:3).
Так наступят последние времена существования этого мира – радостные для ожидающих Второго Пришествия Христа, страшные – для тех, кто ошибся, не узнав Его во время первого – Его Рождения на земле.
Библейские сюжеты в светском искусстве
Они восходят к церковной иконографии праздника. Однако, особенно на Западе, где с XV в. усиливается светский характер культуры, можно встретить картины художников с большим количеством не отраженных Писанием подробностей: например, живописцы Возрождения очень любят сцену поклонения волхвов, особенно тщательно, с любовью пишут… их большую свиту, слуг, верблюдов, ведь это очень яркие, эстетически красивые изображения.
Кроме того, местом рождения Христа изображается не пещера, о которой известно из Предания, а, как правило, конюшня. Наконец, в образе прекрасной дамы, современной художнику, может неожиданно предстать даже Дева Мария – таково, например, «Поклонение волхвов» П. Рубенса (1 пол. XVII в.).
Иконография праздника
Иконография праздника Рождества Христова весьма «сюжетна» — на иконе изображаются многие события, упоминаемые в Евангелиях от Луки и Матфея, а также эпизоды из Священного Предания.
Предлагаем рассмотреть каждую деталь старинной иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского кремля «под лупой»: за зеленой кнопкой — интересная информация, нажав на фрагмент, можно максимально увеличить его: Образы и символы в деталях: икона праздника Рождества Христова под микроскопом
«Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!»
Так впервые воспели Ангелы в день Рождения Спасителя, возвещая об этом пастухам – теперь же эти слова ежедневно звучат в храме, всякий день напоминая христианам: Бог с нами! Не только Своей Благодатью, помощью, но – Лично, Сам, всякий день и час. И не оставит никогда – лишь бы христианин не оставил Его.
Наталья Сазонова
Цитаты св. отцов Церкви про Рождество Христово
Кто не прославляет Последнего? Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Люди, сидящие во тьме неведения, да «видят великий свет» ведения (Мф.5:16). «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место занимает истина»
И для многих из нас, для тех, кто в кротости и смирении готовился к празднику через преподносимые Церковью богослужения, звучат здесь не только слова, но и ангельское состояние мира и благости.
Также было в ту ночь, когда родился на земле Богочеловек. Но мы более счастливы чем те, кого считаем счастливыми свидетелями Рождества Христова. Мы имеем через Церковь не только момент поклонения, не только ощущаем этот мир в наших душах, но знаем также, что не только мир Христос принес на землю, но меч. «Не мните, яко приидох воврещи мир на землю; не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою» (Мф. 10, 34—35). Так говорил Христос Своим ученикам и всем тем, кто Его слушал»