Автору этих строк в 1990-е гг. доводилось видеть телеинтервью с одним из известных публицистов тех лет. Желая понять, во что верят христиане (а может быть, поглумиться над верой) он, встав у выхода из храма по окончании службы, спрашивал всех и каждого, прося объяснить, что такое Святая Троица. Примерно через полчаса «трудов» публицист достиг того, что его начали с некоторой опаской сторониться, и, разумеется, на вопрос его никто не ответил. Из «эксперимента» следовал однозначный вывод: православные не знают того, во что верят. Что ж, с точки зрения рационалистической это, пожалуй, верно. «Знать» догмат о Триедином – умом действительно невозможно. А чувства сердца объяснять пытливому «совопроснику века сего» – бесполезно…
Кто создал Троицу
Христиане именуют так Бога, Который Сам – Первопричина, Создатель всего существующего на земле, на небе, мире духовного и материального. Отсюда вполне понятно, что такое Существо не может быть «создано» кем бы то ни было. Господь обладает, как говорят теологи, «абсолютным бытием», то есть не нуждается в чем-то или ком-то для поддержания существования, но Сам поддерживает мир Своей волей.
Сущность Его может быть познана постольку, поскольку Сам Создатель открывается человеку – Его творению, причем ровно настолько, насколько немощный человеческий ум может воспринять тайну. Времена, когда первый из рода человеческого Адам, общался с Господом лицом к лицу, к сожалению, окончились с грехопадением первых людей. И уже прор. Моисею Господь сказал:
«Лица Моего не можно тебе увидеть, потому чточеловек не может увидеть Меня и остаться в живых»
(Исх. 33:20).
То, что созерцать можно, явлено людям через христианство, где Бог открылся людям, как Триединый, или Святая Троица. Но эта тайна долгие столетия чувствовалась, переживалась, но… не получала оформления в человеческих словах, казалось, бессильных передать ее.
История догмата Святой Троицы в христианстве
До падения во грех люди знали Творца опытно, не нуждаясь в видениях, откровениях о сущности Того, с Кем постоянно пребывали в общении. Когда же своеволие изгнало человека из Рая, знание, столь ясное первым людям, постепенно начало затмеваться «похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской» (1 Ин.2:16).
Несколько столетий – человек совершенно погрузился в материальное, почти совсем утратил понятия о вечном. А через несколько тысячелетий Господь лишь постепенно начинает заново открывать Себя людям – столько, сколько они, поврежденные грехом, могут вместить. Так начинается долгая дорога к тому, что теперь мы именуем «догматом о Святой Троице».
Упоминание в Библии
Упоминания о Трех Лицах содержит уже Книга Бытия, первая книга Ветхого Завета, повествующая о сотворении мира. Эти указания не акцентированы, суть, свойства Ипостасей не прояснены, что вряд ли случайно: плотской человек, к тому времени привыкший кланяться ложным божествам, конечно, Бога Истинного, откройся Он так, как Его знают христиане, тоже воспринял бы как «нескольких богов», уйдя от правды.
На открывающие тайну Божию слова Ветхого Завета обратили внимание только ученики Христовы – уже опытно знавшие, кто есть Пресвятая Троица:
- первые же строки Бытия говорят о Духе Божием, Который «носился над водою», когда земля еще была «безвидна и пустынна» (Быт.1:2); Кто этот «Дух Божий», текст книги не проясняет;
- второе указание на то, что Бог имеет Лица, содержит рассказ о сотворении человека; Божии слова звучат как бы обращение к кому-то вне Его «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26); но далее речь идет о том, что человека творит один Господь, а не кто-либо еще;
- во множественном числе Он говорит о Себе еще дважды: когда речь идет о падении Адама, который, по Его словам, «стал, как один из Нас, зная добро и зло» (Быт.8:22), а еще – уже во времена после Великого Потопа, когда люди затевают строительство башни «до самого неба»: «… сойдем же смешаем там язык их» (Быт.11:6-7)
Свт. Василий Великий, описывая творение мира, замечает по поводу всех этих «странных» слов, нелогичных с точки зрения человека:
«Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно». Следовательно, «это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения».
-
-
-
-
- Читайте также:
- Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного человека
-
-
-
Явление Пресвятой Троицы Аврааму у дуба
Явление Святой Троицы Аврааму у маврикийского дуба еще одно важное указание на Триединство, его содержит 18 глава Бытия. Согласно Писанию, праотец Авраам встречает трех странников.
Будучи духоносным, чтителем Создателя, он:
- сразу понимает, что речь идет не об обычных людях, а об особом явлении Божием;
- обращается к Трем, как к Одному: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего»; но далее говорит во множественном числе: «и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего…» (Быт 18:3-5); итак, встретившийся с праотцем был одновременно Един и Троичен.
Памятью об этом уникальном для человечества событии до наших дней хранит великая реликвия – Мамврийский дуб, под которым происходила беседа человека с Создателем. К этому древу ныне приезжают паломники в Хеврон, в Палестине.
Новозаветная Троица Пресвятая
Совершенно новый этап открытия людям Бога начинается Воплощением Христа на земле. Среди основателей мировых, национальных религий Иисус из Назарета уникален:
- Он единственный призывает веровать в Себя как Бога, сотворившего мир;
- кроме того, называет Себя Сыном Божиим – не «по благодати», подобно святым, но – реально, действительно – а потому десятки раз говорит ученикам, народу, об Отце; правоверные иудеи, строжайшие монотеисты (чтители Единого, Единственного Творца), никогда не обращавшие внимания на «нелогичные» слова Писания, прикровенно говорившие о Триедином, были буквально шокированы подобными словами Иисуса, не раз покушались побить проповедника камнями «за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин.10:33); наконец, эта проповедь о Себе как Сыне Божием становится одной из главных причин Распятия Спасителя;
- наконец, времена Нового Завета открывают для христиан Того, о Ком Библия говорит как о «носившемся над водою» при сотворении мира – Духа Святого; он под видом голубя является во время Крещения Иисуса на Иордане, Его же Христос обещает «послать» ученикам, как Утешителя,
«Который…. наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам…»
(Ин. 16:13)
Уникальный, единственный случай непосредственного явления Троицы, представляет Крещение Христа.
В это время:
- Бог Отец голосом, пришедшим с неба, свидетельствует о Сыне;
- сам Христос, Сын Божий, погружается в воды реки, как человек;
- на Него ниспускается Дух под видом белого голубя (Ин.1:29-33).
Парадоксальное, непонятное для ума учение, тем не менее имеет подтверждения – не аргументами споров, но фактами жизни. Это:
- Воскресение Христа, которое яснее всего говорит о Его Божестве. «Господь мой и Бог мой!» – так во всеуслышание свидетельствует о нем ап. Фома (Ин. 20:28);
- Сошествие Святого Духа на Апостолов (Деян.2), Его пребывание в Церкви до сего дня.
Эти зримые свидетельства долгое время были вполне достаточны для христиан, не требуя подтверждений, обоснований «от ума».
Православное учение о Святой Троице
Из Евангелия нетрудно увидеть, что облекаться в словесные формы духовный опыт верующих начинает не ранее конца I в. Ведь о Духе Святом, о Христе как Сыне, больше, подробнее всего, говорит св. Иоанн Богослов в своем Евангелии, которое появилось на несколько десятилетий позже других описаний земной жизни Спасителя, сделанных Апостолами – скорее всего, к концу 90-х гг. I в.
Но даже у св. Иоанна мы видим лишь упоминания о Лицах Божества, пусть более подробные, чем у других Евангелистов – но не систематизированное учение о том, что все равно не может быть познано разумом.
С IV в. облекать невыразимое в слова приходится: когда, по прекращении гонений на веру, к ней обращается множество язычески образованных людей, привыкших познавать мир при помощи разума, логики – куда не укладывается Тот Кто, как с опыта знают христиане, Един и Троичен одновременно. Так возникают ереси:
- арианская, несторианская (названы по именам основателей лжеучений – священника Ария из Александрии и Патриарха Константинопольского Нестория), первая из которых говорила о сотворенности Христа, вторая – вообще о том, что Он был простым человеком;
- учение Македония, отрицавшего Духа как Личность, полагая Его только силой Господа, освящающей мир.
На эти, а также многие подобные заблуждения дают ответы I и II Вселенские Соборы(325, 381 гг.). Чтобы сформулировать догмат, как теперь знают его христиане, Церкви потребовалось почти 60 лет.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух
Именно так формулируется учение в самом кратком виде.Его же содержит Символ Веры, принятый II Вселенским Собором (381 г.). Именно он сейчас звучит за каждой православной литургией, его знает каждый православный, ибо поется Символ церковным народом.
Вот его строки, посвященные Троице:
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки…»
Несколько более кратко, но очень четко говорит об том же краткий Символ Веры, который приписывают свт. Афанасию Александрийскому. Он прямо посвящен учению о сущности Божества:
«Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог. Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь. Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами».
Таков догмат, о котором прикровенно говорит Писание Ветхого Завета, свидетельствуют Евангелисты. Но как воспринять его разумом?
Что значит: «Троица Единосущная и Нераздельная»
Эти слова, часто звучащие в разных молитвословиях, говорят о том, что Отец, Сын, Дух имеют единую Божественную Сущность, все ее свойства: вечность, беспредельность (то есть отсутствие ограниченности каким-либо местом, пространством), всеведение, премудрость, всемогущество, и другие.
«Всемогущая и Животворящая Троица»
Такое определение описывает некоторые из множества свойств всех Трех Лиц: это всемогущество, когда для Бога нет ничего невозможного, а еще то, что Он – Источник жизни.
Лица Троицы: описание ипостасных свойств
Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы имеют, однако, собственные свойства, присущие только Им, то есть отличающие Их от остальных Ипостасей.
Первое Лицо
Христос именует Его Отцом. Первым из Лиц Отец именуется потому, что:
- рождает Сына;
- от Него исходит Дух.
Свт. Григорий Богослов называет отца «Единением», «из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним».
Второе
Св. Иоанн Дамаскин пишет:
«Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия».
Образ бытия Сына – Его предвечное, вне времени, Рождение от Отца, это Его ипостасное свойство.
Третье
Свойство Духа – вечное исхождение от Отца, Который сообщает Ему Свою сущность, могущество, все свойства, кроме нерожденности.
Есть также еще одно, то, что приоткрывает тайну Ипостасей, Их свойств. Это слова великого Иоанна Богослова, учившего, что «Бог есть Любовь». Она, царящая среди Трех Лиц, или Ипостасей, от избытка благости, не желающей пребывать в Себе (хотя Бог не имеет нужды в чем ли ком бы то ли было), подвигает Господа на создание мира, природы, человека. Недаром греческий текст Символа Веры, говорящий об Отце, на славянском звучащий как «Творец неба и земли» имеет более точное значение – он говорит о «Пантократоре» как «ποιητὴν», «поэте» неба и земли..
Святой Дух в Троице – кто это?
Это третье Лицо Божества. По православному учению, Дух вечно исходит от Отца. Пытаясь объяснить Его свойства понятно для человеческого ума, святые применяют аналогии с дыханием, теплотой, но все они, конечно, несовершенны.
О Духе известно:
- что Он, как вся Троица, создавал мир;
- во времена Ветхого Завета свидетельствовал волю Божию устами пророков;
- после Своего Сошествия, на 50 день по Воскресении Сына Божия, пребывает с Церковью Христовой до конца времен, его получает каждый верующий через Крещение и особое Таинство – Миропомазание.
Ввиду постоянного пребывания Духа среди общества верных, Церкви, ее Соборы со времен Апостольских стали употреблять формулу: «Изволися Духу Святому и нам»
Католическое учение о Филиокве
Оно говорит, что Дух исходит как от Отца, так – от Сына («etFilioqe», «и от Сына»). Такой вывод богословы христианского Запада (около VII в.) сделали на основании Евангелия, где Христос многократно обещает «послать Утешителя» ученикам. Это частное мнение, однако, не одобрялось, оспаривалось на Востоке. Ведь слова Христа посвящены домостроительству спасения человека, а не сущности Божества.
После раскола единой Церкви на Восточную и Западную католики, прерывания общения с Востоком – как молитвенного, так интеллектуального – частное мнение богословов закрепилось как принятый догмат, противоречащий учению Вселенских Соборов.
«Бог един, но троичен» – как это понять
Самый простой ответ – никак. Недаром Писание не только не объясняет догмат, но даже не пытается этого делать. Но человеческий ум все пытался найти ответы. Отсюда – попытки объяснить необъяснимое, непостижимое умом. Многие святые отцы находили некоторый, пусть не идеальный выход, употребляя аналогии.
Трехлистный клевер
Согласно легенде, имеющей хождение у католиков, объяснил значение Троицы с помощью клевера распространявший веру в Ирландии св. Патрик. Так как в этих краях растет много клевера, на примере его листа, он пояснял язычникам тайну Триединства – три части листа символизировали Отца, Сына, Духа, но лист при этом цельный, единый, как един Господь.
Другие символы: солнце, кирпич
Свт. Спиридон Тримифунтский после долгого словесного спора с арианами на I Вселенском Соборе, как повествует его житие, наглядно – но также чудесно – показал им суть Триединства Божия. С молитвой взял он «плинфу» (кирпич), а Господь сотворил чрез него чудо: ввысь вышел из него огонь, на землю вытекла вода, глина же осталась в руках святого, который сказал: «Се три стихии, а плинфа одна, так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».
А св. Кирилл, креститель, просветитель славян, нашел еще одну аналогию догмата, солнце: споря с иудеями, мусульманами о парадоксальном христианском учении, святой сравнил:
- Отца с диском светила;
- Сына – с лучом, освещающим землю, оживотворяющим ее;
- Духа – с теплом солнечным.
Кто ещё объяснял смысл Троицы людям
Это также пытались сделать многие святые отцы.
Василий Великий
Он сравнивал Троицу с радугой – ее семь цветов суть проявление единого света, но одновременно – различны.
Блаженный Августин Аврелий
Этот отец Западной Церкви создал особое сочинение «О Троице». Здесь он приводит особые аналогии – психологические, сравнивая Троичность с подобным устройством человеческого ума, который включает память, «внутреннее видение», то есть представление о предмете, и волю.
Григорий Богослов
Этот святой, как многие другие отцы, признавал неидеальность, недостаточность аналогий, который лишь приближают к пониманию Бога, но не дают его во всей полноте.
Поэтому свт. Григорий писал:
«Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях (Писания…)».
Явление Троицы Александру Свирскому
Хотя Христа Воскресшего видели многие, включая даже святых XX в. (например, прп. Силуана Афонского), видения именно всей Троицы удостаивались все же единицы.
Среди таковых – прп. Александр, основатели обители на реке Свирь. В 1508 г. подвижник, уже 23 года проживший во иночестве, удостоился видения, которое точно повторяет виденное праотцем Авраамом: Господь явился ему под видом сияющих светом Трех Мужей. Он Сам благословил преподобного основать церковь, Ему посвященную, что позже было сделано.
Другие святые, которые видели Божественную Троицу
Можно со значительной долей уверенности говорить, что подобного Александрову видения за несколько десятилетий до него мог удостоиться иконописец, ныне прославленный, как преподобный – Андрей Рублев. Его образ явления Ангелов Аврааму, пронизанный золотистым светом нездешнего мира, вполне может быть плодом подобного видения. Недаром священник Павел Флоренский говорил (притом задолго до канонизации прп. Андрея):
«Если есть Троица Рублева, значит, есть Бог».
Иконы:
С XIVв. общепризнанный образец изображения Троицы – икона прп. Андрея. Триединый пишется ровно так, как благоволил явиться прав. Аврааму, а через много веков – прп. Александру Свирскому.
На образе св. Андрея три Ангела, явившиеся Аврааму, сидят у стола, на котором – чаша с жертвенной кровью. Средний Ангел, которого одни определяют, как Отца, иные – как Сына, по цвету одежд, характерных для Христа, благословляет чашу. На образе – предвечный Совет о жертве Христа, спасении людей, которое будет совершено. При этом:
- тайной остаются внешний вид, сущность Бога; Ангелы символизируют Ипостаси, но не изображают Их;
- неизвестно, кто из Ангелов символизирует какое Лицо – над ними нет надписей, кроме «Святая Троица», говорящая о Единстве.
Несколько менее распространены, но встречаются:
- икона, на которой изображены, кроме Ангелов, праотец Авраам, Сарра; это собственно историческое ветхозаветное событие;
- неканонический образ «Троицы Новозаветной»; подобные запрещены еще Стоглавым Собором ввиду того, что там написан Отец как Старец – между тем, именно это Лицо Божества никак себя людям не являло.
День Святой Троицы – Пятидесятница
Праздник Троица установлен как воспоминание о Схождении Духа на Апостолов через 50 дней по Воскресении Христа (Пасхи), что знаменовало рождение Церкви.
День Святого Духа
День Святого Духа установлен с 381 г. на христианском Востоке ввиду распространившейся ереси Македония, отрицавшей Божество Духа, которую осудил II Вселенский Собор. Католики называют Духовым днем собственно праздник Пятидесятницы.
Предрассудки
Это различные суеверия о «запретах» на праздники, разного рода обрядах, восходящие к языческим временам. Среди таковых якобы совершенно необходимый запрет на всякие работы, наряжание «троицких березок» с испрашиванием у них (у деревьев!) благополучия, даже удачного замужества, гадания.
Так, как во времена еще Ветхого Завета, люди очень часто кланяются твари, а не Творцу. Греховное повреждение ума закрывает от них небо, не дает познать Господа. Но не случайно после веры во Святую Троицу со времен Вселенского Собора христианин исповедует также веру «во единую святую, соборную Апостольскую Церковь», которую благословляет Отец, где во Своих Тайнах пребывает Сын, ту, которую ведет через бури мира Дух Святой.
Наталья Сазонова
Уважаемый …
Во всякого рода Др. Греческих толкования духовность это просто отражение в сознании и ЗНАНИЯХ ПРАВИЛ организации и работы КУЛЬТУРЫ бытия трех треидиных совокупности Персон собственность — это Семья, Нация, МЕЖ-национальная Персона собственности, причем они распредмечены в трех треидиных совокупности процессов — это материя, пространство, время. Здесь работает технология Метафизики, или просто монистическая технология.
В Немецкой классической Философии духовность толкуется Гегелем как АБСОЛЮТ или просто как противоречие материального и идеалистического. НУ или так — это тезис, антитезис, синтез . Причем Диалектических технологий три триединых совокупности в зависимости от господствующего ПРЕДМЕТА процесса — это материалистическая диалектика, э\кзистенциальная, идеалистическая.
С уважением Простой Русский Ученый Чефонов В.М.