------------------- О празднике Крещение Господне
Православие сегодня Церковь Иеромонах Ефрем Метс: «Если вы крещены, то должны знать под что подписались» — о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

Иеромонах Ефрем Метс: «Если вы крещены, то должны знать под что подписались» — о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

0 Comments
О празднике Крещение Господне

Проповедь на праздник «Крещение Господне»  иеромонаха Ефрема (Метса).
Если вы крещены, то должны знать под что подписались и каковы ваши обязанности перед Богом. Но сначала о празднике.

Иеромонах Ефрем Метс: "Если вы крещены, то должны знать под что подписались" - о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

Насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс)

Грандиозность Крещения Господа

От некоторых людей можно услышать такие утверждения: «у меня Бог в душе» или «Мне посредники между Богом и мной не нужны». Один из поразительных моментов в жизни Христа заключается в том, что Он идёт сначала к посреднику, в данном случае Иоанну Крестителю.

«Бог в душе»?

Причём сам Иоанн не понимает этого жеста и спрашивает: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14) Иоанн готовит людей к встречи со Христом и вдруг Сам Иисус встаёт в один ряд со всеми кающимися. У всех толкователей, как и у Иоанна Крестителя, возникал вопрос: ЗАЧЕМ? «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его». (Мф.3:15)
Божественная правда заключается в том, что человек нуждается в посреднике. Любовь основана на посредничестве, это, можно сказать, её фундамент. Божественная благодать, т.е. сам Бог входит в человека только посредством другого человека. Первый кто объявил, что ему не нужны посредники был сам диавол. В итоге у него тоже стал «бог в душе», который, конечно же, он сам. Об этом можно много говорить, приводя примеры, но не в этот раз.

Крещение Иоаново — новаторство

Нужно также отметить, что крещение в покаяние Иоанна Крестителя было в то время новаторством. Иудаизм не знал такого обряда. Закон Моисеев предписывал разного рода омовения от осквернений, но омовение в покаяние не существовало.

Иеромонах Ефрем Метс: "Если вы крещены, то должны знать под что подписались" - о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

Икона «Крещение Господне» XVII в. © Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Отсюда становятся понятными вопросы фарисеев Иоанну: «что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин.1:25)

Крещение Иоанново было знамением новой эры, ветхозаветным образом Новозаветного Крещения:

«Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». (Ин.1:26-27)

Грандиозность Крещения Господа связанна с тем, что Бог впервые был явлен в Троице. Отсюда и название праздника – Богоявление. Голос Отца говорит с неба, Сын во плоти, Дух Святой в виде голубя сходит на Сына. Потому и икона Крещения относится к иконам Троичным.

Таинство Крещения

Крещение – начало пути Иисуса, открытие первой двери в Царство Божие. Всякий человек, желающий идти за Христом, должен войти в эту дверь, которая ведёт в Церковь.

Апостол Павел пишет: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». (Гал.3:27)

Облачение во Христа означает возвращение райской одежды, которая была у человека от начала сотворения. Белая одежда, которую надевают на крещаемого, символизирует первоначальный свет и чистоту человеческой природы.

Таинство Крещения

Грехом уже является то, если человек отвергает её:

«Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». (Мф.22:12-13)

Для того, чтобы понять один из аспектов Таинства Крещения, нужно открыть первую страницу Библии и прочитать:

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:2)

В данном стихе первичное состояние земли описывается как вода. Мир творится из воды Духом Божьим.

Иисус в беседе с Никодимом скажет: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин.3:5)

Крещение – это повторный акт творения и рождения нового человека

Иисус продолжает объяснять Никодиму:

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».(Ин.3:6)

Поскольку человек существо, состоящие из тела и души, то и Крещение обращено к этим двум составам: вода очищает тело, а Дух Божий очищает душу от грехов в этом Таинстве. Заметим, что тот, кто совершает таинство, никогда не говорит от первого лица. Священник не произносит:

«Я крещу… Я помазую… Я посвящаю», но «Крещается… помазуется… посвящается».

Таинства совершаются не нами, но Богом в церкви, их истинный совершитель есть сам Христос. Как говорит св. Иоанн Златоуст: «священник всего лишь дает взаймы свой язык и предоставляет свою руку».

Глубокое море, океан – это один из важнейших библейских символов. Именно поэтому в Священном Писании мы находим очень важное сравнение:

«Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их». (Прит.20:5)

Я думаю, что библейское понятие «сердце» можно назвать, говоря современным языком, подсознанием. Смысл в том, что мы не можем до конца погрузиться в самих себя, поскольку человек только внешне ограничен, но внутри скрывается бездна, подобная морской пучине. Именно поэтому дьявол всегда рассматривался как морское чудовище по имени Левиафан.

После грехопадения он поселился в человеческом сердце, соблазняет злыми мыслями и влечёт к себе, чтобы схватить и утащить на дно ада. Можно вспомнить историю как кит проглотил пророка Иону, и он молился такими словами:
«Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя». (Ион.2:4-6)

А такой образ рисует книга Апокалипсис: «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою». (Откр.12:15)

Человек не может самостоятельно победить зло в себе, потому что дьявол сильнее нас. Лучше всего отражён этот смысл в книге Иова. Бог риторически спрашивает Иова:

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?» (Иов.40:20-22)

Ответ очевиден, что человек не сможет этого сделать.

Это делает Богочеловек Иисус Христос, входя в воды Иордана. В богослужебных текстах встречается такое выражение:

«се бо прихо́дит Христо́с Бог крести́тися от Иоа́нна, да змие́в неви́димыя главы́ сокруши́т Божество́м в вода́х твои́х». Соответственно при Крещении Бог изгоняет Левиафана из сердца человека. Святой Диадох Фотикийский так описывает результат крещения: «Прежде крещения благодать совне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все добрые исходы; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри

».

Апостол Павел рассматривает Крещение как умирание и воскресение. Купель для него – это гроб:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». (Рим.6:3-4)

Погружение в воду

Слово «крещение» — это неудачный перевод греческого βηάπτισ, означающего «погружение в воду», которое символизирует погружение в смерть. Именно поэтому Таинство Крещения должно проходить полным погружением человека в воду. Сакраментальный символизм требует погружения, или погребения в водах крещения и затем воскресения из них…

Иеромонах Ефрем Метс: "Если вы крещены, то должны знать под что подписались" - о празднике Богоявление и церковном Таинстве Крещение

Массовое Крещение жителей Северной Осетии на монастырском озере Богоявленского Аланского женского монастыря в июле 2009 года

Крещение иным способом, т.е. окроплением водой или иным веществом, а также совершаться мирянином может только в экстренном случае или «страха ради смертного».

В данном аспекте погружение в воду символизирует сошествие Христа во ад и Его воскресение, причастником которого и становится крещаемый. Мистический опыт смерти и воскресения христианин уже должен переживать в этой жизни, чтобы было примерное понимание того, что представляет собой воскресение мертвых и вечная погибель.

Крестился, чтобы бизнес развился

Ну и последнее. Институт оглашения переживает кризис сегодня в Церкви. Люди приходят креститься, и открыто заявляют: крестите меня, но о Боге мне не говорите. Один мой товарищ крестился для того, чтобы его бизнес лучше развивался.

Священник даже не задал вопрос, почему он хочет креститься, ничего не говоря, совершил Таинство. В итоге у него начались проблемы, как внутренние, так и внешние. В первую очередь нужно вспомнить, что сразу после Крещения Христос был искушаем сатаной в пустыне.

Крестив человека и не рассказав ему ничего о вере и духовной жизни, по сути, священник отправил его на духовную войну, не дав никакого оружия. Это похоже на то, как в крестовый поход в 1212 году отправили детей, надеясь на чудо.

Человека вводят в новую реальность, при этом ничего не рассказывают об этой самой реальности. Это ещё хуже, чем когда в банках дают кредит и не сообщают о каких-либо дополнительных процентах, которые придётся выплачивать. В банке ты теряешь всего лишь деньги, а в случае Крещения вечную жизнь.
По моему мнению, Десять заповедей – это минимум, с которым человек должен ознакомиться перед тем, как принять крещение.

Митрополит Каллист (Уэр) обращает внимание на важную практическую вещь:

«Большинство людей не помнит своего крещения, полученного в далеком детстве. И хотя Христос, в Которого облекается крещаемый, и Утешитель, Который нисходит в миропомазании, ни на миг не перестают действовать в нас, почти все мы – за редчайшим исключением – пребываем в полном неведении».

Святой Григорий Синаит пишет: Молитва – обнаружение крещения. И вот в подлинной молитве мы заново открываем в себе благодать крещения и выявляем ее. Смысл молитвы можно выразить одной фразой:

«Стань тем, кто ты есть».

Сознательно и деятельно стань тем, кем ты являешься в потенциале и таинственно, ведь ты сотворен по образу Бога и заново сотворен в крещении. Каждому, кто хочет молиться, Бог говорит:
«Ты не искал бы Меня, если бы уже не нашел».

«Крещение по особым обстоятельствам»

В «Луге духовном» есть такой рассказ:

«Однажды спросили св. Афанасия, папу Александрийского, можно ли считать, согласно вере и учению христианскому, крещенным того, кто, не веруя на самом деле и лишь притворяясь верующим, испросит себе крещение по каким либо посторонним обстоятельствам?

«Послушайте, – отвечал он, – что говорят старцы: когда была сильная смертность, многие без околичностей прибегали к св. крещению из страха смерти. Блаженному мученику Петру явился некто в виде ангела и сказал: «Доколе будете вы посылать сюда запечатанные мешки, но совершенно пустые, без всякого содержания внутри?».
Неудивительно, что апостол Павел услышав, какую белиберду несут прихожане коринфской Церкви пишет:

«Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия». (1Кор.1:14)

Иеромонах Ефрем (Метс)
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Это таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечиЭто таинственное Шестопсалмие, или Почему в храме погасили светильники и свечи

0 Comments
Шестопсалмие

«Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших». Так говорит церковный Устав об этих псалмах, которые звучат за каждым богослужением. Что такое Шестопсалмие и когда читается Это шесть псалмов из Псалтири царя Давида, которые

Церковь

Шесть, семь, восемь или больше: Сколько всего Архангелов и откуда информацияШесть, семь, восемь или больше: Сколько всего Архангелов и откуда информация

0 Comments
Архангелы - сколько их на самом деле

«В начале сотворил Бог небо и землю». Так начинается Библия. Толкователи говорят, что под «небом» имеется ввиду Ангельский мир –  непостижимый для людей. Об Архангелах Писание говорит очень мало, как бы прикровенно. Чем Ангелы отличаются от Архангелов? Если исходить из сочинения св. Дионисия Ареопагита, который

Церковь

Воздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по нимВоздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по ним

0 Comments
Мытарства блаженной Феодоры

«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Так говорил свт. Феофан Затворник. Что же это такое и что происходит с душой после смерти? Что это и куда ударение Само слово «мытарь» было хорошо известно нашим предкам, означая человека, который

Церковь

Часы в храме: обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные — что, когда и зачем читаютЧасы в храме: обычные, Царские, Великопостные, Пасхальные — что, когда и зачем читают

0 Comments
Часы в храме перед литургией

Перед началом литургии, при погашенных светильниках, под сводами храма звучат псалмы, краткие молитвы —  это часы. Регулярно молящиеся дома христиане могут даже узнать среди них покаянный 50-й псалом, известный 90-й («Живый в помощи Вышняго»). Это богослужение именуется Часами. Часы и стражи — мера времени Название

Церковь

Что такое Типикон, в чем суть и зачем он нужен современному мирянинуЧто такое Типикон, в чем суть и зачем он нужен современному мирянину

0 Comments
Типикон, Типик или Устав

Слово «типикон» сейчас можно услышать применительно к церковному Уставу, то есть таким установлениям, которые обязательны для богослужебной жизни, а также определяют вообще внешнее устроение жизни христианина. Этимология слова «Типикон» происходит от греческого «τύπος», «типос», что значит «образец», а также «вид». Что устанавливает Типикон Устав регламентирует:

Церковь