Это один из трех дней года, когда Распятие торжественно выносится из алтаря. Поклонение Кресту бывает в третий воскресный день Великого Поста, и в первый день поста Успенского — Изнесение Четных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). А вот чин Воздвижения можно увидеть только вечером 26 сентября, на Крестовоздвижение – хотя и не в каждом храме.
Что празднует Церковь 27 сентября
- Обретение христианами драгоценнейшей реликвии – Креста, на котором принял смерть ради спасения людей Иисус Христос; оно случилось в 326 г. в Иерусалиме, а нашла святыню мать равноапостольного императора Константина, царица Елена.
- Возвращение этого Древа из Персии; в VII в. святыня была захвачена и возвращена христианам при византийском императоре Ираклии лишь через 14 лет.
Церковные сутки начинаются накануне вечером — Всенощным бдением. во время которого и вынесут из алтаря Крест.
Вечером 26 сентября выносят Крест на середину храма
В конце праздничного всенощного бдения, когда Великое Славословие завершается пением:
«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»,
служащий иерей, или – если служит несколько священников – старший из них, выносит Распятие из алтаря. Далее может совершаться:
- поклонение Кресту, подобно тому, как это бывает в другие дни, когда он износится на средину церкви;
- особый чин именно этого дня – Воздвижение Креста;
Чин Воздвижения
Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня — праздник, приходящийся на 14 августа. Хотя в этот день Распятие также выносится на средину храма, суть празднования несколько иная, и связана с идущим из Византии обычаем благословлять Древом людей, землю, источники вод.
Чин же Воздвижения Креста в церкви совершается только накануне 27 сентября. И, как правило, он проходит не во всех храмах, а только в соборных, по благословению епископа.
В чем смысл и суть чина
Он представляет собой воспоминание о том, как после обретения Крестного Древа Патриарх Иерусалимский поднял его («воздвиг») вверх, чтобы осенить крестом множество собравшихся христиан. Ныне чин имеет и еще один смысл – благословение мира, именно поэтому воздвижение и совершается на четыре стороны света, а в Уставе оно именуется «Всемирным Воздвижением Креста».
Как проходит
Чин представляет собой осенение Крестом сторон света с молитвой о стране, Церкви, ее предстоятелях и всех христианах. Всего Крест поднимается («воздвигается») 5 раз:
- первое воздвижение – на восток; иерей или епископ, если он совершает чин, трижды осеняет Распятием восточную сторону; в это время диакон произносит прошение ектении – о всех; после этого, держа Крест, священник очень медленно кланяется – насколько возможно низко, по Уставу – «елико пядию отстояти главе от земли» (пядь – примерно длина ладони), после чего так же постепенно выпрямляется; хор при этом поет «Господи помилуй», эта молитва звучит 100 раз;
- второе Воздвижение совершается таким же образом, но уже на запад, причем диакон в это время прошение о Патриархе о духовенстве; вновь следует троекратное осенение Крестом, и глубокий поклон при пении хором «второй сотницы» «Господи помилуй»;
- третье и четвертое Воздвижения – осенение Крестом сначала южной стороны, затем северной; звучат прошения ектении о стране и «о всякой душе христианской»;
- пятое Воздвижение снова совершается на восток – во время него диакон призывает молиться о «служащих и служивших в храме (или монастыре)», живых и усопших, о прощении их грехов.
На некоторых приходах можно встретить также и такую традицию: если служба проходит «соборно», то есть ее совершают несколько иереев, то старший из них держит Распятие, другие же возливают на него воду, иногда – с добавлением розового масла. Вода эта собирается в особый сосуд, а после службы может раздаваться верующим.
Поклониться Кресту и усердно помолиться
Но вот чин окончен Распятие кладется на аналой, и все присутствующие совершают три поклона перед Крестом – при пении тропаря праздника. Затем все подходят, чтобы приложиться к Распятию. В это время хор поет особые стихиры, посвященные Животворящему Древу и Крестной смерти Спасителя.
Ко Кресту подходят по очереди все пришедшие на богослужение. Делать это следует не спеша, не мешая окружающим и не пытаясь оттеснить их, проходя вперед.
А главное – подходить к Распятию следует с благоговением к святыне и раскаянием в своих немощах и грехах. Подходя к святыне, совершают крестное знамение и поклон, затем прикладываются к нижней части Древа, и, отходя, делают еще один поклон. Времени на молитву у Креста совсем немного, поэтому многие просто произносят про себя: «Господи, помилуй», или иное совсем краткое молитвословие. Если же есть желание побыть и помолиться у Креста подольше, сделать это можно в другой день, может быть, до начала богослужения, когда в храме совсем немноголюдно.
Крест на аналое будет находиться до 4 октября,
когда будет совершено Отдание праздника Крестовоздвижения.
Что читают и поют в храме
За вечерней службой прозвучат чтения из Ветхого Завета, которые прикровенно возвещали людям о будущей смерти Мессии ради их спасения и Животворящем Крестном Древе:
- из книги Исход – рассказ о том, как пророк Моисей претворил в Мерре источник горькой воды в пригодный для питья, бросив в него древо, которое указал ему Господь;
- из Притчей Соломона о духовной премудрости, которую царь и пророк именует «древом живота», то есть жизни;
- из писания пророка Исайи, ясно говорящем о грядущей славе Иерусалима, которая придет «в кипарисе и певге и кедре вкупе»; по преданиям, Крест Господа действительно был сделан из этих пород дерева.
На Утрене мы услышим Евангелие от Иоанна, повествующее о том, как незадолго до взятия на казнь Христос пророчествовал о Своей смерти, и о том, что будет «вознесен от земли».
Во время литургии же прозвучит Евангельский рассказ о Распятии Спасителя – также от св. Иоанна Богослова.
Многократно за службой повторяются тропарь и кондак праздника, которые многие христиане знают наизусть. В них мы просим Господа, распятого за нас, благословить наш жизненный путь, помочь в борьбе с врагами – видимыми и невидимыми.
- «Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
- «Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое oружие мира, / непобедимую победу».
Короткие факты о Кресте Господнем
- Где обретен? Крест был найден в Иерусалиме у горы Голгофа, где был распят Христос. По тогдашнему обычаю, орудия казни закапывали рядом с ее местом.
- Кто и когда нашел Крест? Мать равноапостольного царя Константина, Елена, было это в 326 г.
- Найти Древо помог один из старейших жителей Иерусалима, Иуда, который всей душой ненавидел христиан и лишь после угроз согласился указать место. Видя чудеса от Креста, Иуда уверовал в Иисуса и принял Крещение – Церковь чтит его как св. Кириака Иерусалимского.
- Праздник Воздвижения не является «годовщиной» обретения святыни: точная дата исторического события неизвестна, хотя в церковном календаре оно отмечено под 19 марта. Установление даты 27 сентября, по мнению многих историков, связано с освящением храма обновленного храма Воскресения в Иерусалиме, которое произошло в 335 г.
- Где хранится Крест? В наши дни – в сотня храмах по всему христианскому миру, ведь сразу по обретении Древо было разделено на части, которые раздавались на благословение многим христианам. В наши дни самые большие части Креста пребывают в Иерусалиме и Риме.
- Где хранится частица Креста Господня в России? Во многих храмах и монастырях. Это, например, Троице-Сергиева лавре, Московский Елоховский соборе, церкви Петербурга, Иванова, Екатеринбурга, Томска, и десятков других городов.
Поклонение Кресту – не просто воспоминание об обретении святыни почти два тысячелетия назад. Это – и наше покаяние в грехах, немощах, и утешение унывающим на жизненном пути. Перед нами – зримое свидетельство Божией любви и смирения, Его страдания ради нас. А это значит, что как бы ни были сильны наши скорби и искушения, Господь, зная все их, как Человек, никогда не оставит нас Своей помощью.
Наталия Сазонова
Молитвы дня для домашнего чтения
Молитва первая
О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.
Отрывок из проповеди
Архимандрит Кирилл (Павлов):
«Совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением искренней и благоговейной веры в распятого Господа.
Распятый на Кресте Иисус Христос – наш Спаситель и Бог, Крест – это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому.
Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня слова Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды. Постараемся жить благочестиво, в правде Божией, иначе мы подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за попрание Крови Сына Божия.
Да не будет этого с нами. Напротив, преисполнимся чувством благодарности к Господу и с истинной сыновней преданностью и любовью припадем к этому Кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Аминь».