------------------- 26 сентября выносят Крест из алтаря
Православие сегодня Праздники Что такое Честные древа Креста Господня или, Зачем ежегодно выносят Крест из алтаря

Что такое Честные древа Креста Господня или, Зачем ежегодно выносят Крест из алтаря

Нет комментариев
26 сентября выносят Крест из алтаря

Это один из трех дней года, когда Распятие торжественно выносится из алтаря. Поклонение Кресту бывает в третий воскресный день Великого Поста, и в первый день поста Успенского — Изнесение Четных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). А вот чин Воздвижения можно увидеть только вечером 26 сентября, на Крестовоздвижение – хотя и не в каждом храме.

Что празднует Церковь 27 сентября

  1. Обретение христианами драгоценнейшей реликвии – Креста, на котором принял смерть ради спасения людей Иисус Христос; оно случилось в 326 г. в Иерусалиме, а нашла святыню мать равноапостольного императора Константина, царица Елена.
  2. Возвращение этого Древа из Персии; в VII в. святыня была захвачена и возвращена христианам при византийском императоре Ираклии лишь через 14 лет.

    Что такое Честные древа Креста Господня или, Зачем ежегодно выносят Крест из алтаря

    Воздвижение Креста Господня свв кнн Константином и Еленой. Храм Святой Софии, Константинополь

Церковные сутки начинаются накануне вечером — Всенощным бдением. во время которого и вынесут из алтаря Крест.

Вечером 26 сентября выносят Крест на середину храма

В конце праздничного всенощного бдения, когда Великое Славословие завершается пением:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»,

служащий иерей, или – если служит несколько священников – старший из них, выносит Распятие из алтаря. Далее может совершаться:

  • поклонение Кресту, подобно тому, как это бывает в другие дни, когда он износится на средину церкви;
  • особый чин именно этого дня – Воздвижение Креста;

Чин Воздвижения

Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня — праздник, приходящийся на 14 августа. Хотя в этот день Распятие также выносится на средину храма, суть празднования несколько иная, и связана с идущим из Византии обычаем благословлять Древом людей, землю, источники вод.

Чин же Воздвижения Креста в церкви совершается только накануне 27 сентября. И, как правило, он проходит не во всех храмах, а только в соборных, по благословению епископа.

В чем смысл и суть чина

Он представляет собой воспоминание о том, как после обретения Крестного Древа Патриарх Иерусалимский поднял его («воздвиг») вверх, чтобы осенить крестом множество собравшихся христиан. Ныне чин имеет и еще один смысл – благословение мира, именно поэтому воздвижение и совершается на четыре стороны света, а в Уставе оно именуется «Всемирным Воздвижением Креста».

Как проходит

Чин представляет собой осенение Крестом сторон света с молитвой о стране, Церкви, ее предстоятелях и всех христианах. Всего Крест поднимается («воздвигается») 5 раз:

  • первое воздвижение – на восток; иерей или епископ, если он совершает чин, трижды осеняет Распятием восточную сторону; в это время диакон произносит прошение ектении – о всех; после этого, держа Крест, священник очень медленно кланяется – насколько возможно низко, по Уставу – «елико пядию отстояти главе от земли» (пядь – примерно длина ладони), после чего так же постепенно выпрямляется; хор при этом поет «Господи помилуй», эта молитва звучит 100 раз;
  • второе Воздвижение совершается таким же образом, но уже на запад, причем диакон в это время прошение о Патриархе о духовенстве; вновь следует троекратное осенение Крестом, и глубокий поклон при пении хором «второй сотницы» «Господи помилуй»;
  • третье и четвертое Воздвижения – осенение Крестом сначала южной стороны, затем северной; звучат прошения ектении о стране и «о всякой душе христианской»;
  • пятое Воздвижение снова совершается на восток – во время него диакон призывает молиться о «служащих и служивших в храме (или монастыре)», живых и усопших, о прощении их грехов.

На некоторых приходах можно встретить также и такую традицию: если служба проходит «соборно», то есть ее совершают несколько иереев, то старший из них держит Распятие, другие же возливают на него воду, иногда – с добавлением розового масла. Вода эта собирается в особый сосуд, а после службы может раздаваться верующим.

Омовение Креста водой на Воздвижение

В ходе этого чинопоследования священнослужитель несколько раз поднимает и опускает Крест Христов при пении «Господи помилуй». При этом Крест омывают благовонной водой. Это древнее чинопоследование установлено в память обретения в Иерусалиме Креста Господня в 326 году. Фото пресс-службы Ижевской епархии

Поклониться Кресту и усердно помолиться

Но вот чин окончен Распятие кладется на аналой, и все присутствующие совершают три поклона перед Крестом – при пении тропаря праздника. Затем все подходят, чтобы приложиться к Распятию. В это время хор поет особые стихиры, посвященные Животворящему Древу и Крестной смерти Спасителя.

Ко Кресту подходят по очереди все пришедшие на богослужение. Делать это следует не спеша, не мешая окружающим и не пытаясь оттеснить их, проходя вперед.

Поклонение Кресту на Воздвижение

Крестовоздвижение. Поклонение Кресту. Фото пресс-службы Ижевской епархии

 

А главное – подходить к Распятию следует с благоговением к святыне и раскаянием в своих немощах и грехах. Подходя к святыне, совершают крестное знамение и поклон, затем прикладываются к нижней части Древа, и, отходя, делают еще один поклон. Времени на молитву у Креста совсем немного, поэтому многие просто произносят про себя: «Господи, помилуй», или иное совсем краткое молитвословие. Если же есть желание побыть и помолиться у Креста подольше, сделать это можно в другой день, может быть, до начала богослужения, когда в храме совсем немноголюдно.

Крест на аналое будет находиться до 4 октября,

когда будет совершено Отдание праздника Крестовоздвижения.

Что такое Честные древа Креста Господня или, Зачем ежегодно выносят Крест из алтаря

Крест на аналое находится до 4 октября

Что читают и поют в храме

За вечерней службой прозвучат чтения из Ветхого Завета, которые прикровенно возвещали людям о будущей смерти Мессии ради их спасения и Животворящем Крестном Древе:

  • из книги Исход – рассказ о том, как пророк Моисей претворил в Мерре источник горькой воды в пригодный для питья, бросив в него древо, которое указал ему Господь;
  • из Притчей Соломона о духовной премудрости, которую царь и пророк именует «древом живота», то есть жизни;
  • из писания пророка Исайи, ясно говорящем о грядущей славе Иерусалима, которая придет «в кипарисе и певге и кедре вкупе»; по преданиям, Крест Господа действительно был сделан из этих пород дерева.

На Утрене мы услышим Евангелие от Иоанна, повествующее о том, как незадолго до взятия на казнь Христос пророчествовал о Своей смерти, и о том, что будет «вознесен от земли».

Во время литургии же прозвучит Евангельский рассказ о Распятии Спасителя – также от св. Иоанна Богослова.

Многократно за службой повторяются тропарь и кондак праздника, которые многие христиане знают наизусть. В них мы просим Господа, распятого за нас, благословить наш жизненный путь, помочь в борьбе с врагами – видимыми и невидимыми.

  1. «Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
  2. «Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое oружие мира, / непобедимую победу».

Короткие факты о Кресте Господнем

  1. Где обретен? Крест был найден в Иерусалиме у горы Голгофа, где был распят Христос. По тогдашнему обычаю, орудия казни закапывали рядом с ее местом.
  2. Кто и когда нашел Крест? Мать равноапостольного царя Константина, Елена, было это в 326 г.
  3. Найти Древо помог один из старейших жителей Иерусалима, Иуда, который всей душой ненавидел христиан и лишь после угроз согласился указать место. Видя чудеса от Креста, Иуда уверовал в Иисуса и принял Крещение – Церковь чтит его как св. Кириака Иерусалимского.
  4. Праздник Воздвижения не является «годовщиной» обретения святыни: точная дата исторического события неизвестна, хотя в церковном календаре оно отмечено под 19 марта. Установление даты 27 сентября, по мнению многих историков, связано с освящением храма обновленного храма Воскресения в Иерусалиме, которое произошло в 335 г.
  5. Где хранится Крест? В наши дни – в сотня храмах по всему христианскому миру, ведь сразу по обретении Древо было разделено на части, которые раздавались на благословение многим христианам. В наши дни самые большие части Креста пребывают в Иерусалиме и Риме.
  6. Где хранится частица Креста Господня в России? Во многих храмах и монастырях. Это, например, Троице-Сергиева лавре, Московский Елоховский соборе, церкви Петербурга, Иванова, Екатеринбурга, Томска, и десятков других городов.

Поклонение Кресту – не просто воспоминание об обретении святыни почти два тысячелетия назад. Это – и наше покаяние в грехах, немощах, и утешение унывающим на жизненном пути. Перед нами – зримое свидетельство Божией любви и смирения, Его страдания ради нас. А это значит, что как бы ни были сильны наши скорби и искушения, Господь, зная все их, как Человек, никогда не оставит нас Своей помощью.

Наталия Сазонова

Молитвы дня для домашнего чтения

Молитва первая

О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Молитва вторая

О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.

Отрывок из проповеди

Архимандрит Кирилл (Павлов):

«Совершая поклонение Кресту Господню, мы должны заботиться о том, чтобы наше наружное поклонение являлось выражением нашего внутреннего душевного преклонения пред Спасителем. Оно будет спасительным для нас, если будет служить выражением искренней и благоговейной веры в распятого Господа.

Распятый на Кресте Иисус Христос – наш Спаситель и Бог, Крест – это знамя нашей победы и христианской веры. Со смирением преклоняем мы колена и ум наш пред этим знамением, благоговея пред непостижимой премудростью Божией и высочайшей тайной любви Божией к роду человеческому.

Мы должны всегда исповедовать свою веру в распятого за нас Господа, помня слова Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Господь пострадал за наши грехи, чтобы мы жили для правды. Постараемся жить благочестиво, в правде Божией, иначе мы подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за попрание Крови Сына Божия.

Да не будет этого с нами. Напротив, преисполнимся чувством благодарности к Господу и с истинной сыновней преданностью и любовью припадем к этому Кресту, лобызая изображенного на нем Спасителя и взывая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Аминь».

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

День святого Патрика. Как празднуют в Ирландии и МосквеДень святого Патрика. Как празднуют в Ирландии и Москве

| | Нет комментариев
День святого Патрика

День святого Патрика -ирландский праздник, когда все в маршируют зеленом и пьют пиво – такие ассоциации с этим праздником приведет житель России, да и то основательно покопавшись в памяти. Вроде

Праздники

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значитПеренесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в 944 году: как это было и что значит

| | Нет комментариев
Праздник в честь Спаса Нерукотворного

29 августа Церковь чтит изображение Иисуса Христа, которое ныне (как и в древности) на знаменах русского воинства — это Спас Нерукотворный. (ореховый — в народе). Что празднуют верующие и что

Праздники

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — летняя Пасха: что будет в храмеУспение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — летняя Пасха: что будет в храме

| | Нет комментариев
Успение Богородицы в храме

Песнопения праздника в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии будут звучать 9 дней: первое прозвучит накануне (27 августа), а последние – за литургией 5 сентября. Сам же

Праздники

Отдание праздника Успение Пресвятой Богородицы: что это и как проходит служба в храме 5 сентябряОтдание праздника Успение Пресвятой Богородицы: что это и как проходит служба в храме 5 сентября

| | Нет комментариев
Праздник Успения

Спустя 8 дней после Успения в церковном календаре под датой 5 сентября появляется пометка: «Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы». Что значит этот день? Что это за праздник? Отдание – скорее

Праздники

Откуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядкахОткуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядках

| | Нет комментариев
Колядки на Рождество

Одни говорят, что колядки на Рождество — это «радостный крик души верующего человека», славящего Христа. Другие – что они являются обычаем языческого происхождения, против которого Церковь выступала многие столетия. Есть

Праздники