День российского студенчества – таким знает Татьянин день абсолютное большинство населения страны. Церковь же празднует память св. Татианы Римской – и это одна из 10 дат, когда именины отмечают христианки-Татьяны. О значении имени, отличии дня Ангела от именин, традициях даты 25 января на Руси и в Российской империи — новая статья религиоведа, доктора философских наук, кандидата исторических наук, профессора Томского государственного университета Натальи Ивановны Сазоновой.
При работе над материалом автор обращался к коллегам этнографам — ученым, профессионально занимающимся народной культурой.
Что значит имя
Некоторые переводят его с греческого как «устроительница», «созидательница», производя от глагола «τάττω», который имеет именно такие значения. Однако, лингвисты относятся к этой версии скептически: в самой Греции имя Татьяны вообще не известно.
Поэтому куда основательнее гипотеза о римском происхождении имени. Историкам известно, что во времена царя Ромула – первого правителя и основателя Рима – был также царь Титус Татиус, по легенде, он даже правил городом вместе с Ромулом некоторое время. Жители империи, ведущие свой род от него, нередко называли детей Татианами – причем в ходу были как мужской (Татиан), так и женский варианты имени.
Означало же оно – потомок Титуса Татиуса. Лишь много позже появились интерпретации имени как «госпожа» или «повелительница», ведь изначально оно действительно было аристократическим.
Именины Татьяны отмечают 10 раз в год
Причем с относительно недавнего времени – с тех пор, как Церковь включила в Святцы имена новомучениц, тезоименитых Римской святой, а было это в 2000 г.
Таким образом по православному календарю празднуются дни памяти:
- 25 января –Татианы Римской;
- 3 февраля, 14 сентября и 11 октября память трех преподобномучениц, послушниц женских монастырей – Татианы Фомичевой, убиенной в 1937 г., Татианы Чемазовой, послушницы, погибшей в 1942 г. и Татианы Грибковой, окончившей жизненный путь в 1937 г.;
- 17 июля вместе с Царственными Страстотерпцами празднуется память великой княжны Татианы Николаевны, второй дочери последнего русского императора;
- 23 сентября – Татианы Гримблит, которая погибла в 1937 г. на полигоне Бутово; 1 июня ее память празднуется вторично – вместе с собором Бутовских новомучеников;
- 21 октября – память преподобномученицы Татианы Бесфамильной, монахини Рождественского монастыря Москвы (1937 г.);
- 23 декабря – память мученицы-мирянки, Татианы Егоровой (1937 г.) и единственной среди святых Татиан исповедницы, Татианы Бякиревой – она претерпела за веру тюремное заключение.
- наконец, еще одна Татиана-новомученица, Кушнир, имеет только один день памяти, переходящий – это Собор Новомучеников и исповедников Российских; об этой святой не известно практически ничего – даже точный день смерти.
Традиционно выбирают своей небесной покровительницей ту святую, чья память ближе всего ко дню рождения христианки. Однако, это – не обязательное правило, многие просто выбирают ту угодницу Божию, которая ближе душе.
День Ангела Татьяны
Традиционно, День Ангела – это другое название именин, то есть дня памяти святого покровителя. Однако, в первые века Церкви «днем Ангела» называли день принятия Крещения – ведь именно тогда христианин получает Хранителя из числа Сил Бесплотных. Если исходить из этого, День Ангела может как совпадать с памятью святого (некоторые принимают Крещение на свои именины), так и не совпадать.
Когда Татьянин день в России
Хотя сейчас есть более 10 памятных дат, связанных со святыми этого имени, название утвердилось все же за памятью мученицы III века Татьяны Римской — 25 января.
6 коротких фактов о мученице Татьяне Римской
- Само имя, в честь легендарного царя сабинян, говорит о древности и знатности рода святой. Действительно, ее отец трижды был римским консулом – это была высшая выборная должность.
- Татиана, вероятно, получила хорошее образование. Вместе с тем, ее отец также воспитал ее как христианку – будучи и сам приверженцем веры, но тайным.
- Повзрослев, девушка избрала безбрачную жизнь, стала диакониссой. Эти церковные служительницы помогали священнику при Крещении женщин (помазывали их освященным миром), следили за порядком на богослужении.
- Татиана пострадала за веру около 226 г. Известно, что по ее молитве разбился идол языческого «бога» Аполлона. А сама она, несмотря на пытки, всякий раз силой Божией исцелялась. Наконец, ее казнили вместе с отцом, который все же решился открыто сказать о своей вере.
- На иконах святая пишется в багряном одеянии и с крестом – так изображают мучеников. В левой ее руке можно иногда увидеть свиток со словами ее молитвы за мучителей ко Христу, «да подаст им познание истины».
- Мощи святой еще с древности разделены на части. Правая рука мученицы до 1917 г. хранилась в домовой церкви императорского дворца в Царском Селе. После 1917 г. святыню удалось спасти одной благочестивой супружеской паре, с 1977 г. она пребывает в Псково-Печерском монастыре в храме Архангела Михаила. Частицы мощей также находятся еще в нескольких церквях России, включая домовой храм Московского государственного университета, посвященный святой.
Татьянин день: история
О самом празднике больше всего информации, относящейся к XIX в. Именно тогда:
- окончательно утвердилась традиция отмечать его как праздник студентов;
- вышел и получил популярность в образованной среде роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», главная героиня которого носила это имя.
Впрочем, сейчас можно встретить мнения и о том, что день был отражен также в народном календаре, имелись традиции его празднования и среди крестьянства. Так ли это?
Традиции на Руси?
Этнографы признают, что в народе день действительно знали как «Татьяну Крещенскую» (попразднество Крещения Господня продолжается до 27 января). В энциклопедическом словаре «Русский народ» под редакцией О.А.Платонова (вышел в 2013 г., автор-составитель известен, правда, не как историк, а как публицист и доктор экономических наук) говорится, что в этот день (который назывался также Бабий кут и Солныш):
- девушки, которым пора было выходить замуж, мыли половики в реке; а парни помогали им донести мокрые половики домой и развесить;
- девицы же изготавливали «ометалочку» из перьев, которую нужно было оставить в доме полюбившегося парня, да так, чтобы не нашла «большуха» (старшая женщина в доме);
- женщины также пекли караваи «в виде круглого солнца», «чтобы каждому от солнышка кусочек достался»;
- кроме того, принято было гадать.
Как видим, здесь нет речи о православном празднике – все это больше похоже на язычество. Но… именно «похоже», не более того:
- праздник никак не может именоваться «бабий кут», поскольку это – просто название части крестьянской избы, где жили женщины (подобное название сродни тому, как если бы современный человек назвал праздник «спальней» или «кухней»); еще одно название, «солныш» и вовсе странно с точки зрения старославянского языка – подобных слов в нем нет;
- девушки (и кто бы то ни было) ни в каком случае не могли «мыть половики» в проруби в попразднество Крещения Господня – это могло бы считаться оскорблением святости этих дней; как известно, среди крестьян многие действительно соблюдали некоторые языческие обычаи – но не до откровенного же кощунства;
- гадания, согласно множеству исторических и этнографических источников, происходили до Крещения, а никак не после него.
Так что же за «традиция» описывается в красочно и дорого изданном энциклопедическом словаре? Ответа на этот вопрос нет: в материалах известных этнографов XIX в., занимавшихся народными обычаями, например, С.В.Максимова, М. Забылина традиции «Татьяны Крещенской» и названия типа «солныш», «бабий кут»… не упоминаются. Совсем.
Зато немало фантазий на эту тему можно найти на всевозможных неоязыческих сайтах. Вот, например, что говорится о праздничном каравае на одном из них:
«А еще в этот день славили Солнце — большуха (старшая в семье хозяйка — пекла большую круглую ковригу хлеба, символ Солнца, как бы приглашая светило поскорее вернуться к людям.).Доставала ее из печи тоже большуха, приговаривая при этом: «Хороша, горяча – как солнце, и пахуча, как сама мать-сыра земля». Хлебу давали чуть остыть и большуха починала-разламывала его, давая по куску каравая каждому из домочадцев…»
Здесь ошибок еще больше, чем словаре О.А.Платонова: начать с того, что слово «коврига» – местное, белорусское, не общеславянское,а хлеб не может сравниваться одновременно с солнцем и «мать сырой землей» (хлеб с запахом земли?). Но удивительнее всего – то, что старшая в семье женщина якобы разламывает хлеб, тогда как в традиционной культуре это вообще прерогатива только мужчины… После этого уже вовсе не удивляют дальнейшие рассказы о «Снегуркиных посиделках» и «коте Баюне», которые-де рассказывали детям «о героях славянских»…
Ну а что же делали наши предки на самом деле? Разумеется, продолжали отмечать Крещение Господне.
Приметы дня
Некоторые из них приводятся в работах российских этнографов начала XX в., например, в книге А.А.Коринфского «Народная Русь»:
«На Татьяну проглянет солнышко рано — к раннему прилету птиц»
А вот что говорится в книге А.С.Ермолова «Народная сельскохозяйственная мудрость»:
«Если на Татьяну идет снег, лето будет дождливое»
Кроме того, св. Татиану чтят также католики – и первые 12 дней января еще в XIX в., например, во Франции, указывали крестьянам на погоду на все месяцы наступившего года.
Покровительница студентов
Здесь ясности намного больше. 12 января 1755 г. (по юлианскому календарю, по нынешнему гражданскому – 25 числа) состоялось празднество открытия Московского университета. При этом, как говорят историки, реальное обучение студентов началось только с апреля того же года, так что 12 января было именно праздником, а не первым учебным днем.
Есть также предположение, что его «подгадали» к именинам матери одного из основателей, И.И.Шувалова. Однако, праздничным день стал далеко не сразу: ведь поначалу в первом российском вузе училось довольно мало студентов. Лишь со 2 пол. XIX в., когда университет начал разрастаться, праздник был осмыслен как день небесной покровительницы сначала одного университета, после – и всех других.
Вот как говорит об этом историк, сам сотрудник Московского университета, Дмитрий Андреевич Цыганков:
«К началу XX века, в 1910‑е годы число студентов достигает порядка десяти тысяч. Чем больше студентов, тем массовее становится праздник, в котором участвуют не только студенты, которые находятся внутри университета, но к ним присоединяются и те люди, которые вышли из университета. Массовость праздника и приносит ему известность и популярность.
Эмиссары из студенческой среды Московского университета распространяют традицию празднования Татьянина дня по России. В результате студент Московского университета, находясь в любом российском городе, месте своего проживания и даже за границей, должен был вспоминать день святой Татьяны, должен был отмечать этот праздник.
Может быть, в связи с тем, что студентов Московского университета долгое время было больше, чем каких-либо других студентов, эта традиция затрагивает и какие-то другие университетские города и даже неуниверситетские города».
Вот так праздник постепенно и стал днем всех студентов. Хотя по большей части атеистически настроенная студенческая молодежь со временем перестала задумываться над его религиозным содержанием. Студенческое присловье «да здравствует Татьяна, вся наша братья пьяна» лучше всего иллюстрирует это отношение.
Но, во всяком случае, днем студентов праздник оставался до 1917 г., затем – как день памяти святой – конечно, был запрещен атеистическими властями. Но с 1990-х возродился: сначала неофициально, а после, с 2005 г. – как государственная памятная дата.
Как празднуют Татьянин день
Традиционно в этот день именинницы:
- стараются побывать в храме на службе, по возможности причаститься;
- собрать скромное застолье и дома.
Кроме того, в этот день традиционно поздравляют студентов и преподавателей вузов – да и сами они поздравляют друг друга. Особенно – женщин и девушек, у которых в День российского студенчества еще и именины.
Какие молитвы читать
Можно почитать акафист, канон святой, а если нет времени или привычки к большим текстам на церковно-славянском языке – просто молитву святой. О Татианах молятся, прося им здравия, долголетия, и конечно, всего полезного ко спасению души и «во всем благого поспешения».
Святая далекого III в., так уж сложилось, уже более 200 лет очень близка многим жителям России: кто-то носит это святое имя, кто-то учится или работает в вузе. Для многих день – повод не только отпраздновать, но и задуматься – о России прошлого, так любившей святых, о мученице, которая отдала жизнь за веру. А ныне ее празднование ее памяти, даже чисто светское – как знать? – не становится ли хотя бы для некоторых первым шагом ко Христу?
Наталья Сазонова
Что подарить и как поздравить
Имениннице можно подарить:
- икону святой, ее житие;
- цветы, конфеты, другие скромные, но приятные подарки.
Пожелания
Ангел хранитель, Татьяну храни,
В суетном мире ее береги,
Крыльями нежными ты обними,
Теплом и заботой ее награди,
В пути не бросай и от бед сохрани,
Рукою незримой путь укажи.
С днем ангела, Таня, верь в чудеса,
И ангел тогда не покинет тебя.
В Татьянин день желаю счастья,
Любви, удачи и участья.
Пусть ветер горести развеет,
И радость пусть в душе созреет!
Веселым будет настроенье,
Уйдут тревоги, сожаленья.
Январь укутает покровом,
Чтоб были вы всегда здоровы!
Когда зима, перевалив за середину,
Бросает на весну седую тень,
Мы вспоминаем о заступнице студентов
И празднуем Татьянин день.
Ликуют двадцать пятого студенты,
Татьяны именины соберут
И в храм свои поставить свечи
Святой Татьяне обязательно придут.
Я для своей Татьяны в этот день
Прошу добра и снисхождения —
Не зря ведь небо посылает ей
Второй Татьянин день рождения.
«С веселым праздником тебя. Праздником всех студентов, праздником молодости, красоты и душевного веселья. Пускай в этот праздничный день, уходящий своими корнями во глубину веков, ты отдохнешь всей душой и воплотишь в жизнь свои самые смелые мечты и желания»
«Пусть ангел-хранитель никогда не оставляет вас. Желаю, чтобы его присутствие создавало в вашей душе ощущение счастья, теплоты и защищенности. Желаю гармонии, душевного спокойствия и благополучия во всём. С праздником!»
Советуем почитать:
- Свт. Димитрий Ростовский. Страдания святой мученицы Татианы // Жития святых. Январь.
- Коринфский А.А. Народная Русь. Москва, 1901.
- Ермолов А.С. Народная сельскохозяйственная мудрость. С-Петербург, 1901.
- Интервью Д.А.Цыганкова, доцента МГУ https://vatnikstan.ru/interview/tsygankov_interview/