------------------- Иоанн Креститель
Православие сегодня Жития в фактах Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн — тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн — тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

0 Comments
Иоанн Креститель

О святом Иоанне Крестителе, сначала проповедовавшем приход Христа, затем – возвестившем о нем, известно очень немного: чудесное рождение, затем – годы безвестности. Несколько лет проповеди – и страшная кончина. Говорят, в пустыне его кормили Ангелы, потому что мать его умерла. Что повеление проповедовать он получил от «глагола Божия». Говорят, он не ел пищи, обычной людям. Говорят… да был ли он вообще, этот удивительный человек, чья жизнь была выше естества?

День Иоанна Крестителя

На другой день по Крещении Господнем Церковь собирается, чтобы молитвенно почтить того, кто стал Предтечей Мессии. Поэтому 20 января и называется «Собором св. Иоанна Предтечи». Кроме того, есть еще целый ряд памятей святого в церковном календаре:

Где и когда жил Иоанн Креститель

Судя по историческим источникам – был. Местом жизни святого была Палестина, а временем жизни – I в. от Рождества Христова. Считается, что Иоанн был почти ровесником Спасителя – старше на полгода.

Иоанн Креститель

Пригород Иерусалима — Айн-Карем — Место рождения Иоанна Предтечи.  Сегодня на этих возвышенностях располложен францисканский монастырь и церковь святого Иоанна Крестителя.

Историческая личность

Мы знаем о нем из творений всех четырех Евангелистов, которые упоминают о его служении, а св. Лука – еще рассказывает историю рождения. Особенно ценно свидетельство Евангелиста Иоанна, который, видимо, был одним из учеников Крестителя. Это явствует из текста Евангелия, где приводятся подробности, которых нет у других Евангелистов, например, рассказывается, что на Иисуса как на Агнца Божия св. Иоанн указывал не только во время Его Крещения, но и после него не раз говорил об этом своим ученикам.

Есть об Иоанне и нехристианское свидетельство: это произведение иудейского историка Иосифа Флавия «Иудейские древности», в 18 книге которого рассказывается по проповеди и казни Иоанна.

Что значит «Креститель»

Буквально «βαπτιστής», то есть «погружатель», «омыватель». Так святого называли современники ввиду того, что он совершал необычное для иудеев ритуальное омовение приходивших к нему во Иордане: обычно такое применялось только к язычникам, которые хотели присоединиться к избранному народу.

Что значит «Предтеча»

Греческое слово «Πρόδρομος», которым стали именовать Иоанна христиане, означает буквально «Предшественник», или – Предтеча, то есть тот, кто, по его собственным же словам, «был послан» возвестить людям приход Мессии.

История Крещения Иисуса Христа

А. Иванов. Явление Христа народу современные посетители Третьяковки — участники события двухтысячелетней давности

Чем прославился

Родственник и Креститель Иисуса Христа, святой Пророк Иоанн — это прежде всего:

  • проповедь покаяния и Царства Небесного, обличение людей «мира сего», вплоть до самого царя Ирода;
  • особый ритуал омовения в водах священной реки Иордан, который он предлагал всякому, кто хочет приготовиться к принятию Мессии;
  • наконец, св. Иоанну довелось крестить, омыть в священных водах Самого Спасителя, причем он удостоился Божественного видения, узрев Святого Духа и услышав глас Бога Отца.

Крещение на Иордане

Река Иордан сегодня. Вифавара. Иордания (фото Геннадия Михайлова). Здесь статья о крещенской воде 

Где находятся мощи святого

Большая мощей Иоанна Крестителя часть уничтожена во время правления императора Юлиана Отступника (361-363 гг.), который отказался от христианства, пытался насадить язычество – именно поэтому гробница святого в Севастии подверглась разорению, нетленные мощи Предтечи – сожжены.

После гибели имп. Юлиана восстановили гробницу пророка, возникла также версия о том, что язычники сожгли не его тело, реликвию успели заменить. Но если даже это так, честные останки с тех пор утеряны. Однако, в целости сохранились левая рука и десница святого, которые были отделены от его тела задолго до поругания могилы. 

  • В документах XIV в. говорится о монастыре св. Иоанна на Иордане, хранящем левую руку пророка. Позже святыня оказалась во Франции, ныне пребывает в кафедральном храме г. Перпиньяна. 
  • Правая рука св. Иоанна перенесена ап. Лукой на свою родину, в Антиохию, еще с I в. Позже святыня оказалась в Византии. Константинополь был единственным местом, где Крещенскую воду освящали, погружая в нее не крест, а десницу Предтечи. По завоевании города турками (1453) рука святого какое-то время находилась у султана, позже была передана им христианам, оказалась у рыцарей Мальтийского ордена. Когда же магистром ордена стал Российский император Павел I, святыню передали ему в дар. В Петербурге она находилась до 1917 г., после чего попала за границу. Ныне правая рука Предтечи – в Сербии, в Цетинском монастыре. В 2006 г. она посетила Россию, Белоруссию и Украину. 

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн - тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

Реликварий с частью главы св. Иоанна Предтечи (сокровищница храма Пресв. Богородицы в Амьене, Франция)

Сейчас:

  • части праха святого предположительно находятся в коптском монастыре прп. Макария Великого: святыня обретена, когда в 1976 г. проходил ремонт обители;
  • левая рука св. Иоанна – на юге Франции, в г. Перпиньяне; поклониться реликвии можно в кафедральном соборе;
  • десницей на рубеже XVIII-XIX вв. владел Мальтийский рыцарский орден, который преподнес ее российскому императору Павлу I; после 1917 г. десницу святого удалось вывезти из России; к настоящему времени она пребывает в Цетинском монастыре (Черногория).

    Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн - тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

    Рака с десницей св. Иоанна Предтечи в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Цетинском мон-ре, Черногория

Что же касается главы святого, которую обретали три раза, после третьего — разделили по одним данным на 2, по другим – на 7 частей, они были розданы по разным монастырям и храмам империи. 

В 1204 году Константинополь захватили крестоносцы. Один из участников этого преступления католический священник Валлон де Сартон после штурма обнаружил в императорском дворце лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Спрятав реликвию, Сартон тайно перевез ее во французский город Амьен, где она с тех пор и находится.

Специально для хранения главы Иоанна Крестителя в Амьене воздвигли величественный собор Амьенской Богоматери.

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн - тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

Франция, 100 км от Парижа, Амьен: Собор Амьенской Богоматери (фр. Cathédrale Notre-Dame d’Amiens) возвышается над городом. В 100 км от Парижа.

Другие сохранившиеся частицы главы теперь пребывают в разных частях христианского мира:

  •  частица главы, отделенная от Амьенской святыни – в Риме, в церкви папы Сильвестра;
  • есть данные о нахождении частиц главы на Афоне – в монастыре Дионисиат;
  • иноки армянского Гандзасарского монастыря (Нагорный Карабах) также считают себя хранителями частицы главы, которая попала сюда после одного из крестовых походов.

О чем молятся Иоанну Крестителю сегодня

Воцерковленные христиане хорошо знают, что св. Иоанну непросто молиться о материальных благах, которых он чуждался всю жизнь. А вот на просьбы об исцелении недугов он очень отзывчив. Кроме того, к нему обращаются те, кто хотел бы, подобно ему, избрать уединенное жительство, монашеский путь.

Житие

Святой прожил короткую жизнь – может быть, чуть более 30 лет. Вся она была посвящена служению Богу, исполнению Его воли о подготовке иудейского народа к приходу Мессии, Которого человечество ожидало со времен изгнания из Рая Адама и Евы.

Как звали родителей

О зачатии и рождении будущего пророка и Крестителя Господня Иоанна мы знаем благодаря св. Луке.

В 1 главе своего Евангелия он пишет, что отцом святого был «священник из Авиевой чреды» Захария. Выражение «из Авиевой чреды» означает принадлежность отца святого к священническому роду Авия.

Всего таких родов, довольно больших по численности, было 24. Еще за 1000 лет до Рождества Христова, при царе Давиде, была установлена их очередность служения при Скинии (после – при Иерусалимском храме) по неделям года. «Авиева чреда» была восьмой по счету.

Кроме версии Евангелиста, существует также мнение, основанное уже на более поздних, апокрифических (не признанных Церковью) текстах, что Захария был первосвященником, причем – именно тем, кто принял в храме Богородицу, приведенную туда родителями, когда Ей было только 3 года. Однако, достоверных подтверждений этому нет.

Мать Иоанна, Елисаветатакже происходила из священнического рода, возводя родословие непосредственно к Аарону, брату прор. Моисея и первосвященнику иудейского народа.

О родителях святого известно также, что они:

  • до старости не имели детей;
  • получили извещение о будущем Рождестве своего единственного сына чудесным образом, от Архангела Гавриила, который явился Захарии во время его служения во храме;

Праведный и благочестивый, Захария, однако, как человек, усомнился в возможности зачатия ребенка в старости – и за это недоверие Господь вразумил его лишением дара речи. Немым отец оставался вплоть до Рождества Крестителя.

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн - тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

Пещера. Место рождения св. Иоанна Предтечи в монастыре Рождества св. Иоанна Предтечи в Айн-Кареме

Можно полагать, что и мать будущего пророка также имела некие откровения о сыне: во всяком случае, согласно св. Луке (Лк.1.), она независимо от мужа, который все еще был нем, сказала родным о своем решении – назвать сына Иоанном. Это не принято было в семье – но Захария, потребовав дощечку для письма, подтвердил решение супруги.

Как пишет св. Лука, язык его «тотчас» разрешился – и первыми произнесенными за 9 месяцев словами стали пророческие – о сыне, его служении, и, конечно, славословие Бога.

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн - тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

Источник Девы Марии: место встречи Елисаветы, носившей уже шестой месяц младенца с Богородицей

Пророк

После этого Евангелист ничего не говорит об Иоанне – вплоть до того момента, как речь начинает идти о его выходе на проповедь. Единственное, что достоверно известно – то, что «до дня явления своего Израилю» он оставался в пустыне. Как и почему он оказался там без родителей? На этот счет существуют апокрифы, согласно которым:

  • после того, как через полгода по Рождестве Христовом царь Ирод приказал убить всех младенцев Вифлеема, мать святого, Елисавета, бежала с мальчиком из города, оказалась в пустыне, где скоро скончалась;
  • в это же время во Иерусалиме воины Ирода убили его отца, Захарию – прямо в храме, за то, что он отказался выдать сына; действительно, множество толков вокруг рождения сына у престарелых родителей могло навести Ирода на мысль, что он и есть «Родившийся Царь Иудейский»; так или иначе, Иоанн остался сиротой;
  • апокрифические предания, которые частично вошли и в каноническое житие святого, написанное свт. Димитрием Ростовским, прибавляют, что Иоанн во все дни своего детства в пустыне получал небесную пищу от Ангелов.

Изучавшие предание библеисты полагают, что принять мальчика на воспитание могла какая-нибудь община ессеев – иудеев, удалявшихся для уединенной жизни, молитвы. Однако это – скорее, гипотеза. А современные историки справедливо замечают, что прямых указаний на то, что Иоанн попал в пустыню ребенком, не существует. Как, впрочем, и данных о том, как он провел несколько десятилетий до выхода на проповедь.

Ангел пустыни

Во всяком случае, примерно к 30 годам Иоанн уже давно пребывал в уединении. Где именно? У историков существуют разные мнения:

  • согласно первому, «Иудейская пустыня» находится близ Мертвого моря – эта версия хорошо соотносится с мнением о том, что Иоанн жил среди ессеев – их общины жили здесь в пещерах;
  • другие обращают внимание на то, что ко Иордану, чтобы креститься, шли мытари (сборщики податей) и воины, следовательно, недалеко была граница Иудеи и Переи – области на востоке от Иордана; первой управлял префект из Рима, второй – Ирод Антипа, а между областями могли быть военные гарнизоны и места сбора налогов;
  • наконец, Евангелист Иоанн указывает местом проповеди Вифавару (переправу через Иордан), а также «Енон близ Салима», где «много было воды» (Ин. 3:23); один город Енон был известен к востоку от Иордана, а другой был в области Самария.

Содом и Гоморра

Вид на долину Мертвого моря с горы Лота, Иордания Фото: Антон Скрипунов

Таким образом, с точностью определить, где именно жил св. Иоанн, сейчас невозможно, скорее всего, он странствовал, меняя места пребывания. Куда больше известен его образ жизни – именно ввиду этого его часто пишут на иконах с крыльями Ангела.

Что такое акриды, которыми питался Иоанн Креститель, что еще ел и пил, как выглядел

Евангелисты пишут, что Иоанн «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих», а питался «акридами и диким медом» (Мф. 3:4, Мк.1:6). Церковные историки обращают внимание на то, что описание одежды Крестителя скорее имеет целью не рассказать о том, как выглядел Креститель, а показать читателю, что Иоанн был подобен прор. Илие, о котором писания Ветхого Завета говорят почти теми же словами.

Нет ясности и по поводу того, что такое акриды.

  • Многие полагают, что это вид саранчи, пригодный в пищу – вероятно, так же считали христиане, жившие через несколько столетий после пророка: например, известно, что в подражание ему ели саранчу многие иноки из Иудейской пустыни. Хотя спустя столетия после Крестителя такое питание считалось атрибутом аскетов, современники святого могли и не видеть здесь ничего необычного: акриды ели вообще жители Востока, даже и те, кто не уходил в пустыню.
  • Но есть также мнение, что акриды – растительная пища, плоды рожкового дерева.

Еще одно указание на образ жизни святого дает Христос, говоря:

«Пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет» (Лк.7:33).

О том же отказе Предтечи от вина упоминал и Архангел Гавриил, когда говорил с Захарией о рождении сына. Во всяком случае, можно полагать, что Иоанн:

  • действительно вел сугубо аскетический образ жизни, отказываясь от вина, хлеба, может быть, другой привычной иудеям пищи;
  • употреблял в пищу то, что можно найти в условиях пустыни – дикий мед, может быть, действительно саранчу или иную пищу.

Проповедь и знаменитые ученики

Выход Иоанна из пустынного уединения происходит, вероятно, около 30 г. от Рождества Христова. С этого момента Евангелие показывает его как орудие Божие, Его посланника, цель жизни которого – исполнить миссию проповеди о Спасителе, который скоро будет явлен народу.

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн - тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

Иоанн Креститель с учениками. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Вероятно, именно тогда Иоанн приходит в Вифавару, место, где некогда иудеи, после 40 лет странствия по пустыне, перешли в Землю Обетованную, Палестину. Здесь традиционно собирался народ, чтобы совершить ритуальное омовение перед праздничными богослужениями во Иерусалимском храме. И здесь впервые звучат слова Иоанна:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»

Голос пророка, бестрепетно обличающего людские грехи, звучит тревожно: времени все меньше, скоро явится Мессия.

Евангелисты доносят до нас некоторые советы, которые служитель Бога давал приходившим к нему: мытарям – не брать более положенного, воинам – никого не обижать, не заниматься поборами. Сам аскет, Иоанн не стремится наложить на приходящих «бремена неудобоносимые». Разве что кфарисеям, ревнителям Закона, он вдруг обращается с резкими словами, называя их «порождениями ехидны», лицемерами – ведь, соблюдая внешние ритуалы и правила, они забыли о спасении души.

Пораженные силой духа и слов пророка, некоторые из приходящих ко Иерусалиму остаются с Иоанном, чтобы вместе подвизаться среди пустыни. Другие его духовные чада часто приходят для беседы, но не оставляют и свои семьи, занятия в миру. Видимо, именно таковы были Иоанн, сын рыбака Зеведея, и Андрей, брат Симона Петра. Оба станут Апостолами Христа. Иоанн, вероятно, не стремился удержать около себя своих последователей, вообще не искал человеческой славы: не в том было его предназначение. Он многократно повторял:

«Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк.1:7)

Крещение в Иордане

К встрече этого Грядущего необходимо было подготовиться. Каждого гнетут его грехи, беззакония – разделяя человека и Бога. И вот обычное ритуальное омовение иудеев Иоанн изменяет. Оно становится «крещением покаяния»:

  • Иоанн, Божий пророк, лично погружает каждого в священные воды;
  • перед этим всякий приходящий приносит покаяния в грехах.

Именно это удивительное новшество заставило старейшин иудеев, священников, не раз требовать от пророка разъяснений: неужели принадлежность к избранному народу не делает человека достойным встречи с Мессией? Не делает, все грешники. Признать это тем, кто надмевался собственной праведностью, было почти невозможно. Оттого и говорили об Иоанне: «В нем бес». Народ же все шел на Иордан и ждал прихода Обетованного.

Встреча с Иисусом Христом

Вероятно, Иоанн, чувствовавший, что скоро свершится великое, думал и о себе – кому он сам исповедуется, кто снимет с него, тоже простого человека, его грехи и немощи? Потому он был так потрясен, когда однажды среди множества пришедших к нему подошел Иисус из Назарета – Тот, Кого ждало человечество тысячелетия. Чтобы… креститься подобно всем другим! Отсюда – слова смирения и потрясения:

«Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?»

Но Спаситель повелевает – исполнить «всякую правду». Креститель, человек, возлагает руку на главу своего Бога и погружает Его в воды…

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн - тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

Крещение. Фреска нач. III в., Рим, катакомбы св. Каллиста

Этот величайший урок Божия смирения стал кульминацией проповеди святого – и, по сути, завершением его миссии: Обетованный явился людям. И пусть глас Бога Отца и сошествие Духа «в виде голубине» видел только Иоанн, пусть ученики его не раз сомневались, что Иисус «Тот самый» Мессия – сам Креститель не сомневался никогда. «Ему должно расти, а мне умаляться». Так говорил он своим почитателям об Иисусе. Его дело было окончено Божия воля исполнена.

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн - тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

Праздник Крещения Господня на реке Иордан

Пророк Иоанн и царь Ирод

Иоанн не перестал говорить правду – даже властям. Согласно Евангелию, он и Ирода Антипу обличал за беззаконное сожительство с женой брата (Мк.6:18), тем вызывая гнев царя, царицы.

Невыдуманная история, о которой невозможно молчать: Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн - тот, кто во Иордане Иисуса Христа крестил

Джеймс Тиссо. Дочь Ирода танцует, 1896

А вот Иосиф Флавий полагал, что дело было не только в этом:

«Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно»

.

Попросту говоря, Ирод опасался популярности пророка – и оттого арестовал его. Впрочем, из темницы не раз вызывал для беседы, может быть даже, с некоторым страхом и обличением совести слушал его слова… Конечно, долго это продолжаться не могло.

Как умер святой

По версии Евангелистов, все случилось на царском пиру. Тогда дочь незаконной царской супруги, Саломея, плясала перед гостями, уже нетрезвыми. В пьяном угаре царь, восхищенный плясуньей, обещал исполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, девушка сказала, что желанием этим является казнь Иоанна. Смерть настигла его в темнице, убийство совершил один из воинов: он отсек святому главу.

Караваджо, Обезглавливание Иоанна Крестителя

Караваджо.Обезглавливание Иоанна Крестителя. 1608
итал. Decollazione di San Giovanni Battista
Холст, Масло. 361 × 520 см Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта

С тех пор Ирод Антипа вошел в историю как тот, кто убил Предтечу Мессии, тем наполнив меру своих грехов.

Саломея с главой

Рассказывают, что голову Иоанна положили на блюдо и дали девушке, она же – не смущаясь, отнесла матери. Царица, мстя уже умершему, постаралась исколоть его язык иглой, а надругавшись – бросила голову в нечистое место. Впоследствии верующие спасут святыню, и она будет обретена спустя несколько столетий.

Почитание

Иоанн не считал себя пророком, Христос же говорил, что он – «больше пророка», величайший «из рожденных женами». Но, прибавлял Господь, «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11). Последний пророк Ветхого Завета, провозвестник Нового – таков был Иоанн.

В христианстве

Это – самый чтимый угодник Божий после Богородицы. Православные чтут 8 его праздников, католики – лишь две (Рождество и Усекновение главы). Но при этом святого признают своим покровителем города Флоренция в Италии, Порту – в Португалии, Зейтун на о. Мальта (где, кстати, существовал и орден, посвященный Крестителю) – и этот список далеко не полон.

За что так полюбили на Руси

С одной стороны – за аскетический образ жизни, очень близкий к монашескому идеалу. А иноки со времен Крещения страны пользовались особым почитанием, их жизнь была как бы образцом для всех верующих.

С другой стороны, в почитании святого был также немалый языческий элемент: например, праздник его Рождества совпадал с «летним солнцеворотом», отсюда – именование святого Купалой, различные игрища, включая обливание водой, к его памяти и жизни не имеющие отношения. Впрочем, Иоанна называли также «свадебником» и даже «бражником» (!), когда речь шла о его Соборе 20 января, и «головосеком», когда Церковь отмечала Усекновение главы.

Впрочем, истово соблюдали церковные запреты – не пили в этот день вина, постились, и даже под запретом были красные плоды, цвета крови. Столь противоречивой была народная традиция почитания святого.

В исламе

Иоанна чтут под именем пророка Яхьи. Мусульмане признают истинными события его жизни, описанные Евангелием.

Иконы

Образ св. Иоанна можно увидеть по центру иконостаса, в составе так называемого Деисиса: особого изображения Христа, Которому предстоят Богородица и Креститель.

Узнать святого легко и на других образах: он пишется с длинными власами, в одежде из шерсти, с кожаным поясом. Чаще всего Иоанн представлен согбенным, смиренно молящимся: в таком смирении он провел земную жизнь.

Иоанн Креститель

Поясное изображение Иоанна Предтечи в верблюжьей шкуре с процветшим крестом в руке.
Иконография: . Вторая пол. XVI века (60-е гг.) Происходит из церкви Крестовоздвижения Толгского монастыря под Ярославлем.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  135* 96 см © Ярославский художественный музей.

Знаменитые монастыри и храмы

В католическом мире это, конечно, собор святого в Латеране. Он известен с IV в., в X в. храм был освящен в честь св. Иоанна.

В Коломне (ныне в черте Москвы) находится храм Зачатия св. Иоанна Предтечи, построенный еще в XIV в., он считается одним из самых древних храмов столицы.

Ну а самый известный в стране монастырь, посвященный святому, находится в Москве, в историческом центре, недалеко от станции метро «Китай-город».

Обруч Иоанна Предтечи в Москве

Иоанно-Предтеченский женский монастырь хранит особую чудотворную икону святого (предположительно, она была храмовой в XVI в.) и металлический обруч, сделанный, как считается, в меру его главы. Есть предположения, что обруч появился у иконы с середины XIX в., когда обитель была возрождена после того, как в XVIII в. была закрыта. Возможно, что мысль сделать обруч пришла кому-то из верующих, исцеленных святым от болезни головы – известно, что св. Иоанн особенно отзывчив на такие просьбы.

Так проповедь святого продолжается в наши дни. Он несет свое свидетельство о Христе множеством чудес, которые обращают людей к вере, приводят в храм, где так близко Царство Небесное.

Наталья Сазонова

Тропарь, молитва

Тропарь собору глас 2:

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Молитва

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Советуем прочитать:

  1. Артюхова Т.А., Королев А.А., Ткаченко А.А. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия.
  2. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 18.
Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Святой Феодор Тирон — «достояние вселенной», или История о чуде, которое произошло в первую великопостную неделю 362 годаСвятой Феодор Тирон — «достояние вселенной», или История о чуде, которое произошло в первую великопостную неделю 362 года

0 Comments
Святой Феодор Тирон

Феодор Тирон – святой, чья жизнь и мученическая кончина относятся к временам, очень от нас отдаленным – рубежу II-III вв. от Рождества Христова. Однако, промыслом Божиим вышло так, что даже до наших дней, по слову свт. Григория Нисского, жившего несколькими десятилетиями позже мученика, «мученик сей

Жития в фактах

Савл тарсянин и Павел Христа Апостол — человек один, но дух разный. Чей Ангел-хранитель?Савл тарсянин и Павел Христа Апостол — человек один, но дух разный. Чей Ангел-хранитель?

0 Comments
Апостол Павел

Апостол Павел родился, как предполагают, между 10 и 20 г. от Рождества Христова в семье правоверных иудеев. А умер – в 64 или 68 г., казненный за веру, которую в молодости гнал. Кто такой апостол Павел Это один из двух «первоверховных», или первенствующих Апостолов –

Жития в фактах

Блаженная киевская старица, стяжавшая любовь — матушка Алипия Голосеевская: жизнь, чудеса, пророчестваБлаженная киевская старица, стяжавшая любовь — матушка Алипия Голосеевская: жизнь, чудеса, пророчества

0 Comments
Матушка Алипия Голосеевская

Матушку Алипию Голосеевскую считают чудотворицей, прозорливой старицей. Мощи ее уже обретены, и находятся в храме, написана служба, акафист. С этого времени прошло уже более 15 лет. Но решения о церковном прославлении подвижницы так и не принято. Тысячи верующих идут к матушке Алипии в Голосеевскую пустынь

Жития в фактах

Святая Ксения: краткая биография блаженной петербурженки без мифологического антуражаСвятая Ксения: краткая биография блаженной петербурженки без мифологического антуража

0 Comments
Ксения Петербургская - святая блаженная

Пожалуй, в стране почти не найдется человека, который не слышал бы о святой Ксении Петербургской, не знал о чудесах, что ежедневно происходят в ее часовне на Смоленском кладбище Петербурга, да и не только там, но – на всяком месте, где к ней обращаются просящие помощи

Жития в фактах

Слепая, ростом меньше метра, парализованная – исцеляла больных. Житие Матроны из Анемнясево+молитва святой о даровании детейСлепая, ростом меньше метра, парализованная – исцеляла больных. Житие Матроны из Анемнясево+молитва святой о даровании детей

0 Comments
Матрона Анемнясевская и ее икона с бабочками

День памяти святой блаженной Матроны Анемнясевской – 29 июля. 72 года ее земной жизни – с 1864 по 1936 – наполнены страданиями, которые, кажется, едва ли можно выдержать человеку. Неизлечимо больная, не имевшая поддержки, сочувствия от самых близких людей – такой была блаженная Матрона, ныне

Жития в фактах