------------------- Покров Пресвятой Богородицы
Православие сегодня Праздники Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

0 Comments
Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – всегда особый день. Иногда землю покрывает первый снег. А в иной год в ясном, голубом – цвета одежд Божией Матери! – небе сияет солнце. И при взгляде на него особенно чувствуется смысл праздника – радость о небесном заступничестве Пречистой.

Что празднует Русская Церковь 14 октября?

14 октября Русская Православная Церковь празднует событие, когда явившаяся Матерь Божья распростерла свой омофор (покрывало для головы) над целым городом. Праздник принадлежит к числу великих, а событие, ставшее основой торжества, описано в житии прп. Андрея Юродивого.

Андрей Юродивый

Калужская область, Мещовск, памятник Андрею Христа ради Юродивому

Чудесное событие во Влахернском храме X веке

Согласно этому источнику, однажды столица Византии, город Константинополь, был осажден врагами. Положение защитников казалось практически безнадежным, и жители, видя, что осталась одна надежда – на чудо свыше, собрались в церкви Богородицы, находившейся в местности Влахерна.

Стамбул Влахернский храм

Современная церковь на месте Влахернского храма в Стамбуле (Турция)

Здесь хранились реликвии, связанные с Матерью Божией – Её пояс, часть головного плата. Перед этими святыми люди, среди которых был также св. Андрей, возносили молитву Небесной Заступнице, прося Её преклонить Господа на просьбу верующих избавить их от врагов.

Молились всю ночь. И вот около 4 часов утра св. Андрей вместе с учеником, которые также были на службе, вдруг увидели Саму Владычицу, вошедшую во храм по воздуху.

С Ней были Ангелы, многие святые. Св. Андрей с трепетом узнал Иоанна Крестителя, Апостола Иоанна Богослова. Слезы текли по Лику Владычицы, когда Она горячо молилась за христиан, преклонив колени пред престолом. А окончив молитву, Матерь Божия сняла с главы плат и распростерла его над всеми присутствующими как знак того, что никогда не оставит христиан Своими молитвами, умоляя о них Своего Сына, Христа.

Покров Пресвятой Богородицы икона

Икона Покров Богоматери. 1764 год. Слева внизу вдоль поля черной краской надпись на старославянском языке: «Писал сей образ иконописец Савва Славянин з братом своим Михеем 1764 году». © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Так наступило утро. Выйдя из храма, верующие увидели, что враги бежали, гонимые не силой греческих войск, но силой Божией.

Такова суть события, согласно церковному преданию. Но что касается его исторической даты, то мнения церковных историков здесь сильно разнятся – как по поводу века, так по поводу года и дня.

А знаете ли вы, что

Осенью празднуют целых три Родительские субботы : Покровскую, Дмитриевскую и Михайловскую — откуда взялись +актуальные даты по ссылке

X ли это век?

Возможно, и нет. Ведь по поводу времени жизни св. Андрея, житие которого описывает чудо, нет единого мнения:

  • по мнению некоторых авторов, святой мог жить в V или VI в., так как его жизнеописание содержит упоминание об императоре Льве Великом а также прп. Данииле Столпнике, а они жили в V в., следовательно, и нашествие «варваров» случилось примерно на 400-500 лет раньше;
  • с другой стороны, житие содержит также отсылки к жизнеописаниям святых, несших тот же подвиг юродства, что св. Андрей – например, Василия Нового, Симеона из Эмесы, Нифонта Кипрского (IX-X вв.); поэтому ряд авторов полагает, что житие св. Андрея создано в X в., а «Лев Великий» на самом деле – царь Лев Мудрый, живший в IX в., при правлении которого св. Андрей совершал свой подвиг; тогда событие случилось в IX в.;
  • наконец, есть и мнение, согласно которому описываемое событие и жизнь св. Андрея относится к началу X в., возможно, 910 или 925 г.

Попытки установить более точную дату чуда на основе исторических хроник, где должны были сохраниться сведения о нападении на город, к сожалению, тоже не вносят ясности: Константинополь осаждали многократно и под событие, связанное с праздником, «подходят» очень многие из таких осад.

Праздник Покрова

Константинополь осадили славяне?

Это распространенное мнение тоже нельзя считать однозначным, хотя факты нападения на город славянских племен известны:

  • в 626 г. они сделали это в союзе с аварами; тогда буря разметала корабли, вернее, лодки, на которых пытались атаковать город – есть мнение, что именно тогда и имело место явление Богородицы св. Андрею, если принять его как жившего в VI или начале VII в.; тогда, возможно, событие Покрова связано с написанием особого песнопения Богородице – Акафиста;
  • в 860 г. на Константинополь напали князья Аскольд и Дир; византийские хроники не указывают прямо причину их отступления– лишь известно, что Патриарх Фотий крестным ходом принес к морю Ризу Матери Божией из Влахернского храма, погрузил ее в воды – а вслед за тем русы, уже бесчинствовавшие в окрестностях, внезапно ушли от Константинополя; на то, что влияние здесь могло оказать некое знамение свыше, указывает тот факт, что непосредственно после этого славянские князья просили Крещения; это первое «Крещение Руси» известно, как так называемое «Фотиево».

Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

Влахернская стена в Константинополе(сторожевая крепость Хассан-абба в Турции)

Однако, если принять датой события X в., то город могли осадить как славяне (известно несколько подобных походов разных русских князей), так и сарацины (принявшие ислам арабы).

Значение «иностранной» победы для русских

Когда бы ни случилось памятное нашествие на город, значение чудесного явления Богородицы оказалось так велико, что до настоящего времени бытует мнение о чисто русском характере праздника Покрова, поскольку именно на Руси он по крайней мере с XII в. отмечался наиболее торжественно.

Праздник Покрова на Руси

О причинах этого также существуют различные мнения:

  • согласно первому, Русь вообще трепетно относилась к Пречистой, считала себя «домом Пресвятой Богородицы»; именно поэтому повышенным было внимание ко всем, а не только к «великим», особо значимым, Богородичным праздникам;
  • есть историки, которые связывают появление праздника на Руси с тем, что св. Андрей, созерцатель видения, по происхождению был славянином, о чем есть намеки в его жизнеописании;
  • многие думают также, что праздник может быть связан с «Фотиевым Крещением» и предшествовавшим ему походом киевских князей – когда сила Божия смирила гордых язычников; таким образом, Покров по этой версии – по сути, праздник начала распространения христианства по стране;
  • наконец, существует мнение, что праздник установил блгв. князь Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский, ведь именно он – строитель одного из первых Покровских храмов, на реке Нерль; некоторые историки считают, что князь преследовал цель не только духовную, но также политическую: подчеркнуть покровительство Матери Божией именно его княжеству; впоследствии действительно на землях этой части Руси возвысился город Москва, собравший под своей рукой другие русские земли – отсюда распространенность праздника.

Во всяком случае, уже через несколько столетий жители России мало задумывались о том, какое именно историческое событие празднуется – куда важнее был факт молитвы Пречистой о людях, Её Покрова над ними, особого покровительства православной стране.

Именно этот смысл вкладывают христиане в праздник до наших дней.

Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

Андрей Боголюбский

Есть ли пост на Покров?

В 2024 году праздник Покрова Пресвятой Богородицы приходится на понедельник — поста нет.  Постным день будет в 2026 году, когда 14 октября выпадет на среду, день традиционного воздержания для христиан в течении года. Но ради праздника благославляется рыба.

В прошлом году на официальном сайте Калининградской епархии было опубликовано призвание верующих к сугубой молитве и десятидневному посту перед Праздником Покрова (начиная с 3 октября) с ежедневным чтением молебного канона ко Пресвятой Богородице с прошением о русских воинах, призванных в ряды Вооружённых сил России в ходе частичной мобилизации.

А в субботу, 15 октября в кафедральном соборе Христа Спасителя  Калининграда после Литургии отслужили молебен о защитниках Отечества перед мощами святого праведного Феодора Ушакова (день памяти святого).

Так поступали наши боголюбивые предки: в тяжелое, смутное время для страны добровольно накладывали на себя дополнительный пост, такой малый подвиг делал Небо ближе, усиливал слабую молитву немощного человека. Ограничения — ради спасения.

История установления даты

Исторически празднование существовало как у греков, так и на Руси, и дата его издревле приходилась на 1 октября по юлианскому календарю (14 октября современного гражданского календаря). О причинах установления именно этого дня существуют различные мнения:

  • это дата самого исторического события – 14 октября 626, 860 или 910 г., когда последовало явление Пречистой;
  • а вот церковный историк XIX в. Г.П.Георгиевский полагал, что это – не дата события, а память прп. Романа Сладкопевца, по некоторым данным, автора Акафиста Богородице.

Почитание чудесного события греками

Бытует мнение, основанное на словах некоторых паломников, бывавших в Константинополе в XI-XIV вв., что Византия «не знала» такого праздника.

Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

Константинополь. Золотой Рог. Раскрашенная гравюра из кн. Schedel H. Liber chronicarum. 1493.

  • не найдены древние греческие иконы праздника;
  • также не установлено, были ли особые богослужения празднику в X-XII вв.

Вместе с тем, нельзя сказать, что греки не чтят Покров:

  • у торжества есть греческое название «Ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου» («Святой Покров Пресвятой Богородицы»);
  • по крайней мере в XIX в., которым датируются самые ранние службы праздника на греческом, праздник отмечался 14 октября, как на Руси, откуда, возможно, был заимствован.

Однако, сейчас Покров празднуется не только 14 октября, но еще в другой день – 28 числа того же месяца. Это – «День Охи» (на греческом «’Οχι» значит «Нет»), национальный праздник страны, связанный с тем, что 28 октября 1940 г. премьер-министр страны Иоаннис Метаксис отклонил ультиматум фашистской Италии. Считается, что с этого момента страна вступила во Вторую мировую войну, в которой страна смогла сохраниться и победить молитвами Пречистой.

Праздник Покрова на Руси

Всеобщая любовь к Богородице соединялась здесь отчасти – с языческими традициями, отчасти – с «простецким богословием» крестьян, живших на земле и соотносивших события праздника с собственной жизнью.

Народные приметы, связанные с праздником

  1. Например, с Покрова считалось «зазимье», когда встречались осень и грядущая зима, а само слово соотносили со снежным покровом, одевающим землю в эти дни.
  2. По погоде этого дня пытались спрогнозировать наступление настоящих холодов. Например, думали, что «если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через четыре седьмины».
  3. Примечали также направление ветра: восточный говорил, что грядущая зима может быть холодной. Примета считалась особенно верной, если к этому дню начинали улетать перелетные птицы.

Суеверия

Вот лишь некоторые и множества:

  • было представление, что домовой унесет весь урожай у того, кто дерзнет молотить хлеб на праздник;
  • накануне Покрова боялись ходить в лес, так как перед этим днем там особо «лютуют» лешие – ведь с 14 октября они больше не смогут «колобродить» по лесам; было даже присловье: «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!»;
  • во многих деревнях накануне Покрова густо шел дым из овинов – помещений для сушки хлеба, где были печи; перед праздником молодые женщины «от недоброго глаза» сжигали здесь свои постели, а пожилый – лапти, чтобы зимой легче ходилось.

Свадьбы

Еще одно народное толкование слова «покров» – собственно, покрывало, которое надевает на голову замужняя женщина. Именно поэтому на этот день приходилось много свадеб – к тому же, играть их было логично по завершении трудной летней «страды», уборки урожая.

Свадьба на Покров

Фото Натальи Ветошкиной. Свадьба на Покров воспринимается современным человеком чем-то вроде гарантии счастливой семейной жизни. Однако на самом деле, церковного смысла и обоснования оно не имеет. Это такое народное поверье. Обвенчаться в этот день (и в любой другой), получив Божие благословение и молитвенную помощь Богородицы — дело хорошее, но собственную ответственность никто не отменял. Ежедневная работа над собой, искоренение собственного эгоизма с помощью церковных Таинств — вот что укрепит брак.

Что можно и что нельзя делать в этот день

Как и на всякий праздник, на Покров христиане:

  • посещают храм;
  • по возможности – приступают к Таинствам Исповеди, Причастия;
  • не грех также собрать на скромное застолье родных, друзей.

Не стоит:

  • следовать суевериям, оскорбляющим торжество и саму Владычицу; это не «возрождение традиции предков», а отступление от веры.

О чем молятся

Когда человек стоит на перепутье, когда предстоит нелегкий жизненный выбор и он не знает, как поступить — читает акафист Покрову Пресвятой Богородице. И не только. В статье: Акафист Покрову — текст гимна и молитв, смысл и правила чтения.

Знаменитые храмы и монастыри в честь Покрова

К настоящему времени по России, за ее пределами известно более 3000 церквей или их приделов, посвященных празднику.

Церковь Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли

Среди них:

  • одна из древнейших на Руси, на Нерли, возведенная блгв. Андреем Боголюбским – маленький белокаменный храм, украшенный резьбой; его называют «белой лебедью» древнерусской архитектуры;
  • собор Покрова на Красной площади – он возведен как память о взятии Казани войсками Ивана IV (1552 г.), которое случилось на день этого праздника;
  • самый известный сейчас монастырь Покрова (женский) также находится в Москве: сюда ежедневно приходят тысячи людей поклониться мощам св. Матроны Московской.

Икона праздника

Иконография праздника сложилась на Руси, и, как предполагают специалисты, впоследствии традицию перенимали другие страны. Смысловой центр композиции образа – Богородица, держащая омофор, длинный плат, над молящимися. Её изображение находится вверху иконы. Рядом могут быть написаны свв. Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, а также Ангелы.

Внизу образа пишутся молящиеся во храме. Среди них можно увидеть св. Андрея, указывающего ученику на Матерь Божию, а также прп. Романа Сладкопевца, память которого приходится на этот день.

Однако, встречаются поздние иконы праздника, где написана одна только Матерь Божия, держащая омофор.

Один из самых известных таких образов находится в Иоанновском женском монастыре Петербурга: это большая, написанная на холсте икона рубежа XIX-XX вв., пожертвованная обители в 1990-е. Старый образ сам собой обновился, ныне чтится как чудотворный.

Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

На холсте, натянутом на деревянный подрамник, с трудом удалось различить фигуру Божией Матери, держащей Свой Покров. Икону привезли в монастырь и поместили в алтаре храма Собора Двенадцати Апостолов – по своей форме она подходила к одной из алтарных ниш. Вскоре после Пасхи алтарница заметила, что Лик Пречистой Девы на иконе Покрова просветлел. Затем образ стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещинки сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти все изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой.

Картины

Произведения живописцев иногда бывают похожи на иконы, а также часто основаны на народном представлении о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

Например, работы М.В.Нестерова, относящиеся к началу XX в. представляют Пречистую держащей омофор над городом. Иногда художник пишет Её на облаках одну, иногда Матерь Божию окружают Ангелы, Ей предстоят русские святые.

Традиции и парадокс самого русского праздника: 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

Михаил Васильевич Нестеров. Покров. 1910 гг

А вот живописцы Борис Кустодиев, Алексей Корзухин изображают народные гулянья – свадьбы, завершение сбора урожая, ярмарки на Покров.

Современные художники часто совмещают оба варианта живописного рассказа о празднике: нередко можно увидеть природу, людей, а в небе – изображение Матери Божией, покрывающей их Своим платом.

Пожалуй, самая пронзительная картина, посвященная празднику, принадлежит русскому авангардисту Леониду Чупятову. Она создана в 1941 г. и называется «Покров Богородицы над осажденным городом». Сам художник умер во время ленинградской блокады.

Картина Покров

Л. Т. Чупятов. Покров Богородицы над осаждённым городом. 1941 год. После наступления немцев Чупятов остался в осажденном Ленинграде. В одном из своих последних писем он писал: «Я умру здесь, и моя семья, так мы решили… Я погибаю как художник, гибнут все мои честно, бескорыстно написанные вещи (м.б., никому не нужные, что поделать, очевидно, такие случаи редкие, но бывают), написанные в течение 30 лет…»
Художник умер в декабре 1941 года, но успел написать символ всей блокады.

Вот как описывает эту его картину академик Д.С.Лихачев, считавший ее лучшим произведением мастера:

«Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне… Лучшая его картина… темный ленинградский двор колодцем, вниз уходят темные окна, ни единого огня в них нет; смерть там победила жизнь; хотя жизнь, возможно, и жива еще, но у нее нет силы зажечь коптилку. Над двором на фоне темного ночного неба — покров Богоматери. Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя все, что происходит в темных ленинградских квартирах, и распростерла ризы; на ризах — изображение древнерусского храма… Душа блокады в ней отражена больше, чем где бы то ни было».

Особенности богослужения

Несмотря на особое отношение к празднику, он не относится к числу 12 «великих», не имеет дней попразднества, а значит и отдания, то есть отмечается только один день. Тем не менее, накануне совершается всенощное бдение.

К числу особенностей служб вечера накануне и утра самого торжества принадлежат особые гимны, каноны, посвященные событию, основанные на житии св. Андрея.

Как поздравить

Христианину можно подарить икону праздника, книгу о нем. Уместны также подарки, связанные с грядущими холодами – ведь после Покрова на многих территориях России действительно начинается зима. Так что хорошим подарком близкому человеку могут стать, например, теплые вязаные вещи, или (женщине) платок.

А вот как можно поздравить словесно:

«Поздравляю с Покровом Пресвятой Богородицы и от души желаю счастливой, долгой, благодатной жизни под покровом Пресвятой Девы. Пусть каждый день дарует только светлые мысли и добрые дела, пусть Богородица пошлет тебе и всей семье здоровья крепкого, достатка, лада и мира».

«В светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы я хочу пожелать всем мира в душе, добрых помыслов, благородных поступков. Пусть Пресвятая Богородица охраняет ваш дом и семью от всех печалей и невзгод, пусть она помогает вам в богоугодных начинаниях. С праздником вас!»

Наверное, историкам уже не установить, когда случилось событие, которое празднуется 14 октября, каковы его подробности. Да и нужно ли это? Разве милость Богородицы ограничена временем? Разве не может рассказать о Её Покрове в своей жизни почти каждый верующий даже до наших дней? Именно это и есть основная суть праздника.

Наталья Сазонова

Пословицы и поговорки

  1. «Батюшка Покров, натопи хату без дров!».
  2. «Покров землю покроет (где листом, где снежком)».
  3. «Придет покров, девке голову покроет».
  4. «Покров — конец хороводам, начало посиделкам»

Покров — стихи

Празднику посвящали свои творения многие русские поэты. Вот, например, стихотворение Михаила Кузмина (1909 г.)

Под чтение пономарей,

Под звонкие напевы клироса

Юродивый узрел Андрей,

Как небо пламенем раскрылося.

А в пламени, как царский хор,

Блистает воинство небесное,

И распростертый омофор

В руках Невесты Неневестныя.

Ударил колокольный звон

И клиры праздничными гласами, —

Выходит дьякон на амвон

Пред царскими иконостасами…

Андрей бросается вперед

Навстречу воинству победному

И омофору, что дает

Покров богатому и бедному.

И чудом вещим поражен

Народ и причт, и царь с царицею,

И сонм благочестивых жен

Склонился долу вереницею.

«Даю вам, дети, свой покров:

Без пастыря — глухое стадо вы,

Но пастырь здесь — и нет оков,

Как дым, исчезнут козни адовы».

Горит звезда святых небес,

Мечи дрожат лучом пылающим, —

И лик божественный исчез,

Растаяв в куполе сияющем.

Край неба утром засерел,

Андрей поведал нищей братии,

Что в ночь протекшую он зрел

В святом соборе Халкопратии.

А так писал о Покрове Н.В.Гоголь:

«К Тебе, о Матерь Пресвятая,

Дерзаю вознести свой глас,

Лице слезами омывая:

Услышь меня в сей скорбный час.

Прими мои теплейшие моленья,

Мой дух от бед и зол избавь,

Пролей мне в сердце умиленье,

На путь спасения наставь.

Да буду чужд своей я воли,

Готов для Бога все терпеть,

Будь мне покров во горькой доле,

Не дай в печали умереть.

Ты всех прибежище несчастных,

За всех молитвенница нас;

О, защити, когда ужасный

Услышим судный Божий глас.

Когда закроет вечность время,

Глас трубный мертвых воскресит,

И книга совести все бремя

Грехов моих изобличит.

Покров Ты верным и ограда;

К Тебе молюся всей душой:

Спаси меня, моя отрада,

Умилосердись надо мной!»

 

Тропарь, молитва

Тропарь, глас 4:

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.

Молитвы

Молитва первая

Молитва ко Пресвятой Богородице

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

[свернуть]

 

Молитва вторая

Молитва

Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна. Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.

[свернуть]

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Зимнее чудо: в ночь с 3 на 4 декабря на Введение Богородицы в лесу распускается вербаЗимнее чудо: в ночь с 3 на 4 декабря на Введение Богородицы в лесу распускается верба

0 Comments
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечают 4 декабря. В этот день  Церковь воспоминает о том, как Её родители, правв. Иоаким и Анна, исполняя свой обет о посвящении Дочери Богу, привели трехлетнюю Марию во храм. Это торжество, приходится на самое начало Рождественского поста. Этот праздник, о

Праздники

Дата в истории и православии: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» — это 9 декабряДата в истории и православии: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» — это 9 декабря

0 Comments
Когда Юрьев день

Большинство жителей страны знают об Юрьевом дне из школьного курса истории. Многие довольно уверенно скажут, что появление этого дня в законодательстве – вроде бы первый шаг к закрепощению крестьян. И, конечно, мало кто задумывается, о каком именно «Юрии» идет речь в церковном календаре, откуда законодатель

Праздники

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — летняя Пасха: что будет в храмеУспение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — летняя Пасха: что будет в храме

0 Comments
Успение Богородицы в храме

Песнопения праздника в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии будут звучать 9 дней: первое прозвучит накануне (27 августа), а последние – за литургией 5 сентября. Сам же праздник приходится на 28 августа. Предпразднство, попразднство и отдание Канун великого праздника (к числу которых

Праздники

Праздник Красная горка – православный?Праздник Красная горка – православный?

0 Comments
Красная горка

«Сочтемся весной на бревнах, на Красной веселой горке». «Красная горка – сватать спорко». Эти и другие поговорки посвящены древнему празднику, который приходился в одних местностях дореволюционной России на первый воскресный день после Пасхи, в других же Красной горкой именовали вообще всю седмицу, которая начиналась с

Праздники

Вифлеемская трагедия. Избиение царем Иродом 14 тысяч младенцев-мучеников: как это было на самом деле+значение праздникаВифлеемская трагедия. Избиение царем Иродом 14 тысяч младенцев-мучеников: как это было на самом деле+значение праздника

0 Comments
11 января - память Мучеников- младенцев, избиенных в Вифлееме Иродом

«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет». Смерть вифлеемских Мучеников-младенцев была предсказана пророком Иремией за несколько столетий до Рождества Христова – но суть «непонятных» слов пророка стала ясна лишь

Праздники