Отдание праздника Рождества Христова – день, когда в храме последний раз звучат песнопения, посвященные Рождению в мир Спасителя, хотя Святки – святые дни – будут продолжаться до 18 января.
Что значит «Отдание праздника»
Слово впервые встречается в Ветхом Завете: им обозначается 8 день после религиозного праздника, когда в честь него последний раз приносится «жертва всесожжения» и он «отдается», «отпускается», уходит в Вечность.
Когда бывает Отдание Рождества Христова
Это всегда 13 января, 6 день после праздника. Оно может падать на разные дни недели, но дата не меняется.
История и смысл установления даты
Традицию «отдания» от иудеев переняли и первые христианские общины – например, с IV в. появилось Отдание Пасхи, чуть позже – Рождества Христова. Первоначально Ветхозаветной традиции следовали буквально: «отпускали» праздник на 8 день, дни до Отдания стали называться «попразднеством» (а предпраздничные дни – предпразднством).
Традиции отмечать предпразднства, попразднства, Отдания утвердилась за великими праздниками, а также за некоторыми другими, наиболее значимыми (к примеру, Фомина Неделя по Пасхе или Усекновение главы св. Иоанна Предтечи к числу великих праздников не принадлежат, однако, имеют Отдания). Впоследствии у Отдания появились разные варианты:
- самый большой период попразднства, 38 дней, имеет Пасха; при этом предпразднства у нее нет;
- самый короткий попраздничный период – у праздника Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября), всего 1 день.
Ну а у Рождества Христова традиционно – 5 дней предпразднства и 6 – попразднства.
Особенности богослужения
Оно почти так же торжественно, как и на само Рождество – но все же имеет определенные отличия, например:
- служба вечером, накануне Отдания, будет с Вечерней по чину будних дней, но с праздничной Утреней – на которой, впрочем, хотя и будет петься Великое Славословие, не будет полиелея – помазания верующих освященным маслом; будет читаться и канон Рождества – но лишь один из двух, читавшихся на сам праздник;
- а вот цвет облачения священников будет белым, как и на сам праздник Рождества;
- литургия дня также будет наполнена песнопениями Рождества; например, внимательный и знающий службу верующий также заметит, какой задостойник (песнопение вместо гимна Богородице «Достойно есть…») поют на Отдание – тот же, что и на Рождество Христово: «Величай, душе моя,/ Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу. Любити убо нам, яко безбедное страхом,/ удобее молчание,/ любовию же, Дево,/ песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть;// но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь»;
- наконец, будет отличаться отпуст – окончание литургии до Отдания и после; 13 января последний раз в году прозвучит праздничный отпуст:
«Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»
Так Церковь мудро помогает своим чадам постепенно перейти от праздничной радости о Родившемся Спасителе к будничной земной жизни – сохранив при этом радость праздника.
О чем поют на клиросе 13 января
Звучат тропарь и кондак праздника.
В тропаре воспоминается чудо Божие, Вифлеемская звезда, указавшая путь волхвам-язычникам к Родившемуся Младенцу:
«Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума, / в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́».
В тропаре особенно подчеркивается, что «свет разума» «возсия мирови», то есть всему миру, всем язычникам – к числу которых относились и наши далекие предки. Слушая тропарь, стоит еще и еще раз подумать о великой милости Божией к погибающим людям.
Кондак празднования, написанный прп. Романом Сладкопевцем – своего рода текст-икона, словесно воспроизводящий то, что изображено на праздничном образе, находящемся на аналое:
«Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют:/ нас бо ра́ди роди́ся // Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог».
Икона дня
13 января – последний день, когда в храме можно поклониться иконе Рождества Христова. На ней традиционно изображается Матерь Божия в вертепе (пещере) с Родившимся Младенцем: это – центр всей композиции.
По сторонам от этого изображения – другие события, связанные с Рождеством: пастухи, идущие поклониться Христу, Ангелы, возвещающие Рождение Мессии, восточные мудрецы, несущие дары Младенцу.
Традиционно перед иконой совершают поясной поклон и крестное знамение, затем благоговейно прикладываются к образу и, после еще одного поклона, отходят.
Праздник завершается утром, после литургии. Хор в последний раз поет песнопения Рождества. Затем священник и диакон, с благоговением окадив икону Рождества Христова, находящуюся посреди храма на аналое, торжественно уносят ее в алтарь.
Перед этим иерей торжественно благословляет образом собравшихся верующих, которые кланяются в пояс: земные поклоны не благословляются Церковью в течение всех Святок. Таково правило установленное I Вселенским Собором еще в 325 г.: великий праздник – не время глубокого покаяния, но радости о Родившемся Господе.
Народные приметы и традиции
Они в основном связаны с вечером этого дня, который назывался «Васильевым» (14 января – память свт. Василия Великого, отсюда название). Этот день, по «старому стилю» 1 января, со времен Петра I также являлся гражданским новолетием.
Русские крестьяне в этот день воспроизводили все суеверия, связанные с наступлением нового года, хорошо известные и современному человеку: к примеру, чтобы год был богатым, старались накрыть обильный стол, надеть самую лучшую одежду. Вот что пишет об этом этнограф XIX в. А.А.Макаренко:
«В Новый год одеть хорошую, новую одежду — будешь хорошо одеваться круглый год, сытно будешь есть весь год, если в Новый год приготовишь много вкусных «еств» (кушаний). Деньги не дают в этот день, чтобы не испытывать недостатка в них в течение года: наоборот — получать деньги можно, это — к прибыли».
В настоящее же время день считается так называемым «старым Новым годом». Несмотря на переход на григорианский календарь, в народе продолжает сохраняться традиция отмечать «дореволюционное» новолетие. По большей части – куда более скромно, чем гражданский Новый год, 1 января.
Что нельзя делать
Следовать различным суевериям наших предков. Например, многие спрашивают, можно ли работать, мыться и убираться дома, есть ли необходимость надевать лучшую одежду и накрывать обильный стол. На это можно ответить так: все существующие традиции дня к церковному Уставу отношения не имеют, это – просто народные обычаи. Никаких канонических запретов на работу, уборку, мытье в этот день нет.
Но, конечно, начать день по возможности лучше с посещения храма, после чего можно и нужно делать обычные дела. Церковь также благословляет православным продолжать радоваться и праздновать – в том числе обильными застольями, постное воздержание по-прежнему не предусмотрено. Но устраивать «пир на весь мир» только ради того, чтобы «год был богатым», пожалуй, греховно – ведь это чисто языческое суеверие.
Что надо делать и о чем стоит подумать
Прежде всего:
- по возможности (если нет занятости на работе) посетить богослужение;
- посетить Рождественский вертеп, какие строятся при храмах; помолиться в тишине Родившемуся Господу;
- помолиться дома, почитать тропарь и кондак Рождества Христова, подумать над их глубокими смыслами;
- почитать Евангелие, еще раз вспомнить о событии Рождения Спасителя, Его милости к нам;
- постараться сохранить радость праздника и память о Святых днях.
Духовное значение праздника
Этот день – время, когда мы еще раз возвращаемся к событию Пришествия в этот мир нашего Спасителя, вновь переживаем чудо Его милости к нам, снова и снова слышим слова пророка:
«С нами Бог!».
А потом, помня о том, что Христос – с нами все дни нашей земной жизни и в Вечности – продолжаем наш жизненный путь, отпустив праздник, но оставив себе его радость, которая согреет нас во время бед, искушений, напастей, может быть, ожидающих на пути. Ведь с нами наш Бог – лишь бы и мы оставались с Ним.
Наталия Сазонова
Поздравления и пожелания
Тонкий месяц. Звонкий лёд.
Снег нога сминает.
Добрый старый Новый год
Рождество сменяет.
Вифлеемские слова
Ночь промолвить хочет
(Хоть с Христова Рождества
Чуть короче ночи).
Впереди Крещенье ждёт –
Мира очищенье
Ибо освященье вод
Каждый год в Крещенье.
Хочется… желать… всего:
Люди сердцу сладки! –
Оттого что Рождество.
Потому что – Святки.
Протоиерей Андрей Логвинов
Отрывок из проповеди на Отдание Рождества
Протоиерей Георгий Поляков, настоятель храма Сретения Господня в Санкт-Петербурге, 2012 г.
«…С рождением Богомладенца Христа рухнула многовековая ветхозаветная преграда. Первородный грех спал, как шелуха, растаял, как туман. Человек получил долгожданную возможность воссоединиться с Богом. Ничтожная природа человеческая из того состояния, в какое она спала вследствие грехопадения, возвысилась над девятью ангельскими чинами, достигла высшей ступени Божественной природы, с которой ипостасно и соединилась, и человек, таким образом, обожился.
Поэтому Рождество Христово есть праздник нового второго творения жизни через влитие в нее Божественного света. «Помысли все это человек, и возвеселись духом, — говорят святые отцы. – Ты изгнан из рая, но ныне открываются тебе райские двери. Ты удален от Бога, но ныне Сам Господь Иисус сходит к тебе во плоти, чтобы ввести тебя в первое блаженство».
Но Господь является не во славе, не в громе и молнии, а в немощи, беспомощным и уязвимым, в образ новорожденного Ребенка. В Своем Рождестве Он отдается нашей любви, призывая нас ответить на Его беззащитность защищающей и соединяющей нас с Ним любовью. Он – Маленькое Дитя, способное погибнуть от любого ветерка, приходит к нам с главным вопросом: Могу ли Я родиться в тебе, в твоей душе, в твоем доме, в твоей семье, среди твоих близких? Могу ли Я прийти к тебе? Пустишь ли ты Меня к тебе? Вот в чем тайна Рождества.
Тогда, 2000 лет тому назад, для Него оказались закрытыми все двери града Вифлеема. Никто не согласился дать приют Святому Семейству. Но места не нашлось не в домах, а в сердцах человеческих. Никто не принял Его рождение, все отвернутся и от Его смерти. Человечество отослало Его на далекий бесконечный путь страданий и лишений, отверженности и непонимания.
Но разве так было только тогда, во дни римского Императора Августа? Разве не происходит это из века в век? Этот Младенец сегодня опять с нами. И мы часто становимся похожими на людей, которые жили тогда, в Вифлееме. Сколько душ испуганно затворяют свои двери, когда Христос стучится в них. Одни боятся нарушить свой покой или стеснить себя. Другие погружены в заботы, а у иных давно угасла духовная жажда, молитвенное горение первых христиан. И такие люди становятся обычными, теплохладными обывателями, которые словами говорят о Христе и никого они не греют своими делами.
Есть и такие, что не прочь отвести Богу некоторое место в своей жизни, но чаще всего это место где-то на задворках его бытия. И поэтому становится понятной мысль святых отцов, которые говорили, что Христос мог тысячу раз рождаться в Вифлееме, но тебе нет в этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родится в твоей собственной душе.
И сегодня Христос ищет новые ясли для Своего рождения, ясли человеческого тепла, любви, понимания. Только в сердце, распахнутом покаянием и слезами, может засиять свет Рождества Христова. Нам нужно оставить всякую гордость и надменность нашего ума, оставить все распри, вражды, нестроения, избегая всякого унижения других, злословия и осуждения и поспешить к источнику света, радости, милосердия и всепрощения.
И когда в душах наших вдруг затеплится любовь, значит, рождается в ней Христос. И тогда эта любовь будет подвигать нас к умиранию за другого человека. И нам не надо бояться этой любви. Надо отдать себя ей всего без остатка. И тогда родившийся Богомладенец станет реальностью не только давно минувших лет истории, но и нашей сегодняшней жизни. Аминь».