С воскресного дня, когда отмечается праздник Святой Троицы, начинается особая седмица, на которой нет постных дней. С этого времени в церковный обиход возвращаются земные поклоны и молитва Святому Духу, которую не читали предыдущие 50 дней. Об особенностях церковной службы, целях сплошной седмицы после Троицы, заговенье и Причастии без поста — наша статья.
Когда бывает
Троицкая седмица зависит от времени Пасхи, которое разнится год от года. Поэтому различны и даты праздника Троицы, который открывает сплошную седмицу. В 2025 году день Святой Троицы (Пятидесятницы) выпадает на 8 июня — это всегда воскресенье, следом сплошная неделя — с 9 по 14 июня — период, когда постные среда и пятница отменяются, 15 числа — заговенье на Петров пост.
Кроме этого времени, в церковном календаре есть другие сплошные седмицы, когда поста в среду и пятницу также нет:
- после Рождества Христова в течение 12 дней: с 7 по 17 января;
- перед Великим Постом есть целых две «сплошных»: «о мытаре и фарисее» (3 недели до поста) и Масленица, перед самым началом «Святой Четыредесятницы»;
- одну неделю после Пасхи.
Что можно кушать
Пищевых ограничений на седмице Устав не знает.
Первый день –Духов+другие праздники Троицкой недели
Понедельник, 9 июня, посвящен Святому Духу. Этот праздник – специфически восточно-христианский, тогда как на Западе «Днем Духа» и считался праздник Троицы. Установление празднования на Востоке вызвано борьбой в ересями, многие из которых считали Духа творением, а на Богом. Утверждая догмат о Нем, Церковь установила празднование.
В 2025 г. будут в июне и другие памятные дни:
- Среда, 11 июня Память Первого Вселенского собора (отмечается спустя 49 дней после Пасхи)
- Четверг, 12 июня — Церковь чтит образ Божией Матери «Споручница грешных»
- Суббота, 14 июня — Отдание Троицы и память св прав. Иоанна Кронштадтского
- В Неделю Всех святых чествуем образ Божией матери «Умягчение злых сердец» (Симеоново проречение)
15 июня – заговенье на Петров пост
Формально скоромную пищу можно вкушать до полуночи, когда уже начнется новый день, первый в Петровском посте. Разумеется, «заговение» не значит, что можно чревоугодничать, «набивать живот». Заговляться следует разумно, чтобы переход к постному воздержанию легче дался как телу, так и душе.
В 2025 г. Петровский пост длится почти месяц, до 12 июля. Подробно о нем можно прочитать в нашей статье: Петров пост. Он считается утешительным, легким, во многие дни можно вкушать рыбу.
Праздник Троица: особенности богослужения
Богослужение на Троицу в наши дни длится примерно на час дольше обычного: после литургии сразу следует Вечерня. Само празднование посвящено Сошествию Духа на учеников Христа, когда Его благодатью родилась Церковь.

Особенности богослужения в праздник Троицы. Фото пресс-службы Удмуртской епархии
Поэтому в храме мы слышим:
- рассказ о самом событии из 3 главы «Деяний Апостолов» пера Евангелиста Луки;
- фрагмент из Евангелия от Иоанна – отрывок из проповеди Спасителя, где говорится о Духе, Которого последователи Христа.
О событии также говорят праздничные песнопения – своего рода толкование Писания. Например, Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс.76:12–15). Кроме пятидесятницы по Уставу он исполняется еще 3 раза в году: на Рождественский сочельник, Пасху, Антипасху.
Прославляется Божественное чудо воскресения нашей души. Это воскресение совершилось Духом Святым, Его благодатию в душах Апостолов в день Святой Пятидесятницы.
Еще одна особенность литургии дня – то, что сразу после нее начинается Вечерня, и первым ее песнопением, которое часто поют все присутствующие, становится молитва Святому Духу – впервые с праздника Воскресения.
Вместо Трисвятого
Вместо Трисвятого — крещальный стих из послания апостола Павла к Галатам:
«Елицы (все вы) во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову — в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4:24).
Этот же стих звучит и в Лазареву и Великую субботы — напоминание о том, что в ранней Церкви крестили оглашенных в эти дни.
Задостойник:
Вместо молитвы «Достойно есть..» за литургией Троицкой недели слышим песнопение:
- Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася,/ ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й. Ра́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная сла́во,/ вся́ка бо удобообраща́тельная/ благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут,/ Тебе́ пе́ти досто́йно,/ изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти.// Те́мже Тя согла́сно сла́вим.
- Перевод: Апостолы, сошествие Утешителя видя, удивились, / как в виде огненных языков сошел Дух Святой. Радуйся, Царица, матерям и девам слава! / Ибо никакие подвижные красноречивые уста, / ораторствуя, не могут / Тебя воспевать достойно; / изнемогает и всякий ум, / стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; / потому мы Тебя согласно славим.
Великая Вечерня
Особая часть Вечерни – три молитвы, которые читает священник, стоя на коленях лицом к народу.

В День Святой Троицы Священник читает коленопреклоненно специальные молитвы
При этом люди также преклоняют колена – впервые после Пасхи. Сами моления составлены в IV в. свт. Василием Великим. Они посвящены:
- первая – просьбе о помиловании людей ради крестной жертвы Спасителя;
- вторая – Духу Святому, которого иерей призывает на верных чад Господа;
- третья – усопшим; Церковь молится о всех христианах, «от века скончавшихся», «о во аде держимых», испрашивая милость Божию и им тоже.
С какой целью кто и когда установил неделю без поста
О седмице упоминает такой древний источник как «Апостольские постановления», которые часто упоминаются святыми отцами. Возможно, этот источник восходит к самим Апостолам, хотя более вероятно, что он относится к III-IV вв.
Вот что там говорится о Троицкой седмице:
«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Таким образом, сплошная седмица:
- радость о рождении Церкви, которое совершилось, когда Дух сошел на Христовых учеников;
- своего рода подготовка к воздержанию, как это было перед Великим Постом.
Правда, Петров пост в отличие от Великого считается легким, да и длится с иной год всего пару недель. Но Троицкая седмица – остаток древней, с первых веков Церкви, традиции этого поста, когда он считался обязательным для тех, кто не соблюдал Великий Пост – отсюда и неделя, во время которой верующие набираются сил для постного времени.
Как причаститься на Троицкой неделе?
Одна из подписчиц в нашей группе во ВКонтакте задала достаточно распространенный вопрос:
«Как причаститься на Троицкой седмице, например, если на нее приходятся именины – как готовиться, если в эти дни нет поста»?
Ответ дает церковное священноначалие в постановлении, принятом Архиерейским совещанием 2-3 февраля 2015 г. Вот что говорится здесь о других днях, когда не благословляется поститься, а причаститься необходимо:
«Соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».
В современной практике это же постановление распространяется на Троицкую седмицу. Некоторые пастыри советуют готовящимся ко Причастию накануне воздержаться от мяса, но не от другой животной пищи.

Как Причаститься на Троицкой неделе, если пост отменен
В любом случае необходимо получить благословение священника.
Обратите внимание. Со страхом Божиим подходят к Чаше в период отмены воздержания, те христиане, которые должным образом соблюдают все установленные любящей Матерью-Церковью посты ( в т.ч. в среду и пятницу) регулярно исповедуются в течение года. Приступать к Причастию в любую сплошную седмицу впервые или после длительного перерыва с лукавой мотивацией «вот, сейчас пост Церковью запрещен, литургия служится, я правило почитаю, быстренько поисповедуюсь (какая уж там серьезная исповедь) благословение получу, и пойду-ка я без поста причащусь» — неправильно, это – оскорбление Таинства.
Что касается Исповеди, она проходит обычным порядком, как правило, вечером, накануне Божественной литургии.
О смысле
Он состоит в праздновании Пятидесятницы, рождения Церкви, а также в духовной и телесной подготовке к посту.
Зеленые святки
Это народное название, которое говорит о том, что русские крестьяне глубоко понимали значение праздника Троицы, которое вполне сопоставимо с Пасхой и Рождеством – отсюда именование дней «святками», то есть святыми днями, как время после Рождества Христова. Ну а «зелеными» называют, конечно, потому, что к этому времени распускаются листья, появляется первая трава, вот-вот и наступит лето – в отличие от «святок» Рождественских, которые отмечаются глубокой зимой.
Узнайте также
Что нельзя делать
Соблюдать разного рода «народные традиции» типа хороводов, «похорон» языческих богов, «русальной недели». Наши предки действительно даже в начале XX в. были склонны к так называемому «двоеверию», наряду с христианскими соблюдая и славянские языческие обычаи, отправляя нечестивые обряды, известные на Руси с дохристианских времен.
В чем-то крестьян, сильно зависимых от «капризов» природы, чувствующих свою немощь, можно понять и даже посочувствовать. Но для современного человека разного рода «русалии» на Троицкой неделе – признак глубокого религиозного невежества и неверия в христианские истины.
Таковы эти семь дней – радостных, легких, уже почти летних. Пробуждающаяся природа как бы напоминает нам о Рае, путь к которому благословляет нас пройти Господь, завершивший «домостроительство нашего спасения» Сошествием Духа.
Наталья Сазонова
Узнайте также: Петров пост: что будем есть, когда свадьбы играть
Отрывок из проповеди
«Преподобный Никодим Святогорец говорит, что существуют три вида опьянения:
- Первый — это опьянение от обычного вина.
- Второй вид опьянения — опьянение страстями.
- И, наконец, третие опьянение — это опьянение Святым Духом! Или «трезвенное опьянение», — как говорит священномученик Дионисий Ареопагит. Это таинственный плод стяжания благодати Святаго Духа, Небесных Божественных энергий. Это невидимые огненные языки, которые созидают в нашем сердце сокровенного человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа.
А дары Святого Духа, которые Господь посылает каждому из нас, они многоразличны, они имеют множество удивительных духовных оттенков, граней, полутонов. Каждый человек прекрасен, уникален и дорог в очах Божиих! Удивительно прекрасен и бесконечно любим. Но мы сами порою коверкаем в себе образ Божий. Засыпаем сладким, коварным, земным, летаргическим сном. И как страшно смотреть на мир и не видеть в нем ничего сакрального, ничего таинственного, ничего одухотворенного Десницей Творца.
И если мы не видим, не чувствуем, не удивляемся красоте Богом сотворенного мира, красоте человеческой души, а красотой считаем лишь моду, стили, дизайн, «артхаус» — то наш путь еще долог! Если человека мы воспринимаем не как образ Божий, а как объект интервенции, а вместо любви в нашем сердце царит корысть и лицемерие — то мы еще не сдвинулись с места!
И если Богом данное время земной жизни мы тратим впустую, в игрушки для взрослых, в добывание корма и поедание его, если не ценим духовные жемчужины, которые дарит нам Господь, а дорожим придорожным навозом, налипшим на белоснежную одежду нашей души — то мы играем на краю пропасти!
Поэтому Святая Церковь будит нас и голос ее колокола, колокола Любви, разносится по всей Вселенной. Старец Фаддей Витовницкий говорит: «Когда мы будем держать ответ на Страшном Суде, мы должны будем ответить и за то, как мы распорядились Божественной силой и жизнью, которые нам дарованы. Ответить за то, что мы создали во Вселенной — гармонию или хаос?»
А геронда Ефрем Аризонский так замечательно говорит: «В ином мире пищей людей будет любовь. Любовь ко Христу и друг ко другу. Один человек будет лицезреть другого и ощущать в душе настоящий рай». Но для того, чтобы наша душа достигла райских обителей, в наших сердцах еще здесь должен зажечься огонь Пятидесятницы!»
Игумен Тихон (Борисов), Оптина пустынь