С воскресного дня, когда отмечается праздник Святой Троицы, начинается особая седмица, на которой нет постных дней. С этого времени в церковный обиход возвращаются земные поклоны и молитва Святому Духу, которую не читали предыдущие 50 дней. Об особенностях церковной службы, целях сплошной седмицы после Троицы, заговенье и Причастии без поста — наша статья.
Когда бывает
Троицкая седмица зависит от времени Пасхи, которое разнится год от года. Поэтому различны и даты праздника Троицы, который открывает сплошную седмицу. В 2024 году день Святой Троицы (Пятидесятницы) выпадает на 23 июня — это всегда воскресенье, следом сплошная неделя — с 24 по 29 июня — период, когда постные среда и пятница отменяются, 30 числа — заговенье на Петров пост.
Кроме этого времени, в церковном календаре есть другие сплошные седмицы, когда поста в среду и пятницу также нет:
- после Рождества Христова в течение 12 дней: с 7 по 17 января;
- перед Великим Постом есть целых две «сплошных»: «о мытаре и фарисее» (3 недели до поста) и Масленица, перед самым началом «Святой Четыредесятницы»;
- одну неделю после Пасхи.
Что можно кушать
Пищевых ограничений на седмице Устав не знает.
Первый день –Духов+другие праздники Троицкой недели
Понедельник посвящен Святому Духу. Этот праздник – специфически восточно-христианский, тогда как на Западе «Днем Духа» и считался праздник Троицы. Установление празднования на Востоке вызвано борьбой в ересями, многие из которых считали Духа творением, а на Богом. Утверждая догмат о Нем, Церковь установила празднование.
В 2024 г. будут в июне и другие памятные дни:
- Во вторник, 25 июня – перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской;
- В четверг, 27 июня Церковь чтит образ Божией Матери «Споручница грешных»
- 29 июня, в субботу, будет последний день празднования Троицы, «Отдание» праздника, когда в последний раз прозвучат его песнопения, а еще в этот день Перенесение мощей святителя Феофа́на, Затворника Вышинского (2002)
- 30 июня в 2024 г, в Неделю Всех святых чествуем образ Божией матери «Умягчение злых сердец» (Симеоново проречение)
30 июня – заговенье на Петров пост
Формально скоромную пищу можно вкушать до полуночи, когда уже начнется новый день, первый в Петровском посте. Разумеется, «заговение» не значит, что можно чревоугодничать, «набивать живот». Заговляться следует разумно, чтобы переход к постному воздержанию легче дался как телу, так и душе.
В 2024 г. Петровский пост короткий, т.к. Пасха была ранней, воздержание длится ровно 11 дней, до 12 июля. Подробно о нем можно прочитать в нашей статье: Петров пост. Он считается утешительным, легким, во многие дни можно вкушать рыбу.
Праздник Троица: особенности богослужения
Богослужение на Троицу в наши дни длится примерно на час дольше обычного: после литургии сразу следует Вечерня. Само празднование посвящено Сошествию Духа на учеников Христа, когда Его благодатью родилась Церковь.
Поэтому в храме мы слышим:
- рассказ о самом событии из 3 главы «Деяний Апостолов» пера Евангелиста Луки;
- фрагмент из Евангелия от Иоанна – отрывок из проповеди Спасителя, где говорится о Духе, Которого последователи Христа.
О событии также говорят праздничные песнопения – своего рода толкование Писания. Например, Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс.76:12–15). Кроме пятидесятницы по Уставу он исполняется еще 3 раза в году: на Рождественский сочельник, Пасху, Антипасху.
Прославляется Божественное чудо воскресения нашей души. Это воскресение совершилось Духом Святым, Его благодатию в душах Апостолов в день Святой Пятидесятницы.
Еще одна особенность литургии дня – то, что сразу после нее начинается Вечерня, и первым ее песнопением, которое часто поют все присутствующие, становится молитва Святому Духу – впервые с праздника Воскресения.
Вместо Трисвятого
Вместо Трисвятого — крещальный стих из послания апостола Павла к Галатам:
«Елицы (все вы) во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову — в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4:24).
Этот же стих звучит и в Лазареву и Великую субботы — напоминание о том, что в ранней Церкви крестили оглашенных в эти дни.
Задостойник:
Вместо молитвы «Достойно есть..» за литургией Троицкой недели слышим песнопение:
- Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася,/ ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й. Ра́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная сла́во,/ вся́ка бо удобообраща́тельная/ благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут,/ Тебе́ пе́ти досто́йно,/ изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти.// Те́мже Тя согла́сно сла́вим.
- Перевод: Апостолы, сошествие Утешителя видя, удивились, / как в виде огненных языков сошел Дух Святой. Радуйся, Царица, матерям и девам слава! / Ибо никакие подвижные красноречивые уста, / ораторствуя, не могут / Тебя воспевать достойно; / изнемогает и всякий ум, / стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; / потому мы Тебя согласно славим.
Великая Вечерня
Особая часть Вечерни – три молитвы, которые читает священник, стоя на коленях лицом к народу.
При этом люди также преклоняют колена – впервые после Пасхи. Сами моления составлены в IV в. свт. Василием Великим. Они посвящены:
- первая – просьбе о помиловании людей ради крестной жертвы Спасителя;
- вторая – Духу Святому, которого иерей призывает на верных чад Господа;
- третья – усопшим; Церковь молится о всех христианах, «от века скончавшихся», «о во аде держимых», испрашивая милость Божию и им тоже.
С какой целью кто и когда установил неделю без поста
О седмице упоминает такой древний источник как «Апостольские постановления», которые часто упоминаются святыми отцами. Возможно, этот источник восходит к самим Апостолам, хотя более вероятно, что он относится к III-IV вв.
Вот что там говорится о Троицкой седмице:
«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Таким образом, сплошная седмица:
- радость о рождении Церкви, которое совершилось, когда Дух сошел на Христовых учеников;
- своего рода подготовка к воздержанию, как это было перед Великим Постом.
Правда, Петров пост в отличие от Великого считается легким, да и длится с иной год всего пару недель. Но Троицкая седмица – остаток древней, с первых веков Церкви, традиции этого поста, когда он считался обязательным для тех, кто не соблюдал Великий Пост – отсюда и неделя, во время которой верующие набираются сил для постного времени.
Как причаститься на Троицкой неделе?
Одна из подписчиц в нашей группе во ВКонтакте задала достаточно распространенный вопрос:
«Как причаститься на Троицкой седмице, например, если на нее приходятся именины – как готовиться, если в эти дни нет поста»?
Ответ дает церковное священноначалие в постановлении, принятом Архиерейским совещанием 2-3 февраля 2015 г. Вот что говорится здесь о других днях, когда не благословляется поститься, а причаститься необходимо:
«Соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».
В современной практике это же постановление распространяется на Троицкую седмицу. Некоторые пастыри советуют готовящимся ко Причастию накануне воздержаться от мяса, но не от другой животной пищи.
В любом случае необходимо получить благословение священника.
Обратите внимание. Со страхом Божиим подходят к Чаше в период отмены воздержания, те христиане, которые должным образом соблюдают все установленные любящей Матерью-Церковью посты ( в т.ч. в среду и пятницу) регулярно исповедуются в течение года. Приступать к Причастию в любую сплошную седмицу впервые или после длительного перерыва с лукавой мотивацией «вот, сейчас пост Церковью запрещен, литургия служится, я правило почитаю, быстренько поисповедуюсь (какая уж там серьезная исповедь) благословение получу, и пойду-ка я без поста причащусь» — неправильно, это – оскорбление Таинства.
Что касается Исповеди, она проходит обычным порядком, как правило, вечером, накануне Божественной литургии.
О смысле
Он состоит в праздновании Пятидесятницы, рождения Церкви, а также в духовной и телесной подготовке к посту.
Зеленые святки
Это народное название, которое говорит о том, что русские крестьяне глубоко понимали значение праздника Троицы, которое вполне сопоставимо с Пасхой и Рождеством – отсюда именование дней «святками», то есть святыми днями, как время после Рождества Христова. Ну а «зелеными» называют, конечно, потому, что к этому времени распускаются листья, появляется первая трава, вот-вот и наступит лето – в отличие от «святок» Рождественских, которые отмечаются глубокой зимой.
Узнайте также
Что нельзя делать
Соблюдать разного рода «народные традиции» типа хороводов, «похорон» языческих богов, «русальной недели». Наши предки действительно даже в начале XX в. были склонны к так называемому «двоеверию», наряду с христианскими соблюдая и славянские языческие обычаи, отправляя нечестивые обряды, известные на Руси с дохристианских времен.
В чем-то крестьян, сильно зависимых от «капризов» природы, чувствующих свою немощь, можно понять и даже посочувствовать. Но для современного человека разного рода «русалии» на Троицкой неделе – признак глубокого религиозного невежества и неверия в христианские истины.
Таковы эти семь дней – радостных, легких, уже почти летних. Пробуждающаяся природа как бы напоминает нам о Рае, путь к которому благословляет нас пройти Господь, завершивший «домостроительство нашего спасения» Сошествием Духа.
Наталья Сазонова
Узнайте также: Петров пост: что будем есть, когда свадьбы играть
Отрывок из проповеди
«Преподобный Никодим Святогорец говорит, что существуют три вида опьянения:
- Первый — это опьянение от обычного вина.
- Второй вид опьянения — опьянение страстями.
- И, наконец, третие опьянение — это опьянение Святым Духом! Или «трезвенное опьянение», — как говорит священномученик Дионисий Ареопагит. Это таинственный плод стяжания благодати Святаго Духа, Небесных Божественных энергий. Это невидимые огненные языки, которые созидают в нашем сердце сокровенного человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа.
А дары Святого Духа, которые Господь посылает каждому из нас, они многоразличны, они имеют множество удивительных духовных оттенков, граней, полутонов. Каждый человек прекрасен, уникален и дорог в очах Божиих! Удивительно прекрасен и бесконечно любим. Но мы сами порою коверкаем в себе образ Божий. Засыпаем сладким, коварным, земным, летаргическим сном. И как страшно смотреть на мир и не видеть в нем ничего сакрального, ничего таинственного, ничего одухотворенного Десницей Творца.
И если мы не видим, не чувствуем, не удивляемся красоте Богом сотворенного мира, красоте человеческой души, а красотой считаем лишь моду, стили, дизайн, «артхаус» — то наш путь еще долог! Если человека мы воспринимаем не как образ Божий, а как объект интервенции, а вместо любви в нашем сердце царит корысть и лицемерие — то мы еще не сдвинулись с места!
И если Богом данное время земной жизни мы тратим впустую, в игрушки для взрослых, в добывание корма и поедание его, если не ценим духовные жемчужины, которые дарит нам Господь, а дорожим придорожным навозом, налипшим на белоснежную одежду нашей души — то мы играем на краю пропасти!
Поэтому Святая Церковь будит нас и голос ее колокола, колокола Любви, разносится по всей Вселенной. Старец Фаддей Витовницкий говорит: «Когда мы будем держать ответ на Страшном Суде, мы должны будем ответить и за то, как мы распорядились Божественной силой и жизнью, которые нам дарованы. Ответить за то, что мы создали во Вселенной — гармонию или хаос?»
А геронда Ефрем Аризонский так замечательно говорит: «В ином мире пищей людей будет любовь. Любовь ко Христу и друг ко другу. Один человек будет лицезреть другого и ощущать в душе настоящий рай». Но для того, чтобы наша душа достигла райских обителей, в наших сердцах еще здесь должен зажечься огонь Пятидесятницы!»
Игумен Тихон (Борисов), Оптина пустынь