Царь Давид

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

0 Comments
Царь Давид

Подсчитано, что упоминание о нем встречается в Ветхом Завете 1023 раза, а в Новозаветных текстах – 59. Давид – царь, военачальник, создатель сильного еврейского государства – а еще великий пророк, святой, песнописец, псалмы которого до наших дней любимы христианами.

Настоящее имя и значение

Мнения библеистов и историков об этом неоднозначны:

  • часто можно встретить версию, что «Давид» значит «возлюбленный»; однако, библеисты указывают, что это имя лишь похоже на еврейское слово «Иедидиа» фонетически – но все-таки не тождественно ему;
  • зато слово встречается в старовавилонском языке, где, правда, употребляется не как имя собственное, так как значит «военачальник»; ввиду этого есть версия, что «Давид» вообще не имя, а титул, который святой, возможно, получил при вступлении на царство.

Поэтому есть предположение, что, собственно, именем Давида было Елханан. Именно так называет победителя великана Голиафа 2 Книга Царств (2 Цар. 21:19): «… убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей». Правда, сомнения историков вызывает то, что здесь неверно названо имя отца Давида – Ягаре, а не Иессей, что, может быть, является ошибкой кого-то из переписчиков.

Но, так или иначе, святой вошел в церковную историю именно как Давид.

Чем прославился царь Давид

Точные годы жизни Давида не установлены, однако, как иудеи, так и христиане признают, что время его царствования – примерно за 1000 лет до Рождества Христова. Согласно Библии, царь умер в возрасте 70 лет, а правил:

  • 7,5 лет – как царь Иудейский;
  • 33 года – как правитель объединенного государства Иудеи и Израиля.

Он известен, как:

  • второй в истории царь избранного народа, объединитель иудеев;
  • блестящий полководец, одержавший не одну победу;
  • религиозный реформатор: именно при нем возникла идея Иерусалимского храма, а также был установлен богослужебный чин.

А еще святой дорог нам:

  • как автор Псалтири, духовных песнопений, которые верующие читают или поют во время скорби или радости, желая возблагодарить, прославить Господа – или покаяться в своих согрешениях;
  • как предок Мессии; таковым почитают его также иудеи, думающие, что пришествие «Машиаха» еще впереди; но христиане знают, что все, написанное о Христе, Который был из рода Давида – уже исполнилось.

Наконец, его жизнь – пример истинного смирения пред Богом, а подчас – и людьми, несмотря на царское достоинство.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Тяжелые испытания, которые довелось пройти святому, не сломили его дух, но научили надеяться на Господа во все дни жизни. Давид особенно близок нам, ведь его духовный опыт нашел отражение в псалмах, и приобщиться к нему может каждый, читающий Псалтирь, находя там ответ и на свои чувства, мысли, страхи, сомнения.

День памяти

Всего церковный календарь знает их три, и все – так называемые «переходящие», привязанные к дню Рождества Христова, когда в мир пришел Потомок царя, обетованный Адаму и Еве еще после изгнания их из Рая.

  • За две недели до Рождества празднуется Неделя (воскресный день) Святых Праотец, среди которых и Давид.
  • За неделю до праздника – еще одно воскресенье, именуемое «Святых отец».
  • А еще царя вспоминают первым воскресным днем после Рождества Спасителя.

А был ли царь? Историчность Давида

Прежде всего, из 1 и 2 Книг Царств Библии, где описана жизнь царя, его приход к власти, деяния.

Эти же книги содержат отсылки к более древним сказаниям, которые не дошли до потомков, но были известны в библейские времена. Это записи пророков, современных Давиду:

  • Самуила, помазавшего его на царствование,
  • Гада
  • Нафана.

Однако, во 2 пол. XX в. некоторые западные ученые обратили внимание на то, что Библия – по сути, единственный источник, повествующий о Давиде. Сведения, которые она сообщает, невозможно подтвердить ни данными археологии, ни другими письменными источниками.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Пророк Давид. Рельеф юж. фасада ц. Покрова Богородицы на Нерли. 1165–1166 гг.

Так началась дискуссия об «историчности» царя, которая не завершилась даже до наших дней:

  • ученые, которые принадлежат к так называемому «библейскому минимализму», утверждают: рассказ о царе представляет собой своего рода миф, который возник в период вавилонского плена евреев; тогда им, утратившим государство, потребовалось обоснование древности происхождения израильской монархии и своего рода идеальный образ героя, правителя, которым стал Давид; по мнению минималистов, он – вымышленный персонаж вроде Робин Гуда или короля Артура;
  • другие историки, считая, что существование царства иудеев действительно не подтверждено источниками (они согласны говорить о Давиде и его сыне Соломоне только как о незначительных племенных вождях), тем не менее, признают реальность Давида – сложно не признать, учитывая колоссальное влияние его личности на культуру иудеев, высокий духовный авторитет Псалтири, чьи песнопения передают обаяние реальной личности, а не «литературного героя»;
  • наконец, есть ученые, которые считают Библию все же достаточно надежным историческим источником и склонны доверять ее повествованию; отсутствие иных письменных свидетельств о Давиде могли быть вызваны, например, недолговечностью материалов, на которых писали Самуил и другие авторы – скорее всего, это был папирус.

К настоящему времени именно третья позиция находит некоторые подтверждения по результатам последних исследований археологов:

  • например, израильский ученый А. Мазар считает, что Иерусалим, вопреки мнению некоторых коллег, считавших его «деревней», на X в. до н.э. занимал площадь до 4 га (не большой, но значительный по тому времени город), имел военную крепость, остатки которой найдены; он же выяснил, что город филистимлян Экрон за X столетие уменьшил свою территорию, что может быть связано с походами Давида;
  • в 1993 г. другой археолог, А. Биран, нашел части стелы, относящейся к XI-X вв. до н.э., в надписи на которой упоминается «бет Давид» («дом Давида»); возможно, это упоминание о царе;
  • наконец, в 2005 г. были раскопаны остатки дворца, который мог принадлежать Давиду, так как датируется этим временем; впрочем, ряд ученых не согласны, что это именно дворец Давида.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Части «стелы Давида» найдены в 1993-1994 г.г. в Тель Дане, на холме в северной Галилее у подножия горы Ермон, у одного из рукавов Иордана. Находка датируется серединой или второй половиной IX века до Р. Х. и содержит выражения «дом Давидов» и «царь Израилев». Надпись на стеле — первый случай, когда имя Давида было найдено в древнем внебиблейском источнике.

Вся эта полемика, по сути, проходит как бы мимо верующих, которые не просто «слепо» доверяют Библии, но ежедневно молятся словами Давида, а значит, пребывают с ним в духовном общении, ибо, по слову Христа, «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).

И у того, кто читает псалмы, созданные царем во дни печали и радости, гонений и побед – нисколько не сомневается, что приобщается к духовному опыту реальной личности, а не «исторического персонажа».

Как выглядел: описание внешности и характера

На страницах 1 Книги Царств мы впервые встречаем Давида, когда, по воле Божией, прор. Самуил приходит в дом его родителей, чтобы помазать еще никому не известного юношу на царство. По зову отца Давид входит в дом, и Библия передает нам, каким впервые увидели будущего государя Самуил и пришедшие с ним.

Царь Давид

Помазание Давида на царство. Роспись дома собраний в Дура-Европосе. 244–245 гг.

Синодальный перевод 1 Книги Царств дает такое описание внешности Давида:

«Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем».

Однако, это описание совсем не соответствует тексту славянской Библии, который свв. Кирилл и Мефодий переводили с греческого «перевода семидесяти толковников». Здесь говорится о Давиде:

«И той чермен, добрыма очима, и благ взором Господеви».

Слово «чермен» буквально означает на русском «красный».

А если речь идет о внешнем виде Давида, то это значит, что волосы его были не «белокурыми», а «красными», или рыжими. Славянский текст отличается от синодального и еще одним, куда более существенным. «Добрыма очима» действительно можно перевести как красоту глаз и внешнюю приятность.

Но в русском переводе упущена важная деталь: Давид был еще «благ взором Господеви». То есть он был не просто красив внешне, но «благ» пред Богом, что как бы отражалось в его глазах. И это уже немало говорит о характере избранника Божия, главной чертой которого уже тогда была именно любовь к Богу – а пребывающий в ней любит и людей.

«И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть»
(1 Цар.16:12-13).

Так началась его новая жизнь. Интересно, что слово «благий» можно перевести как «хороший», но также и как «богатый»: милостями Создателя, благословениями в этой жизни, выразившимися в материальных приобретениях. Всего этого много было в жизни праведника – как, впрочем, и гонений, страданий, потерь.

Житие: история святого царя и пророка Давида

Вот что сообщает о биографии царя Давида Библия, которой ныне склонны верить и большинство церковных историков.

В какой стране родился и жил

Это Палестина. Именно здесь, в 10 км от Иерусалима и сейчас находится «город Давидов», Вифлеем, где родился будущий царь.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Сегодня Вифлеем — небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек.

Мать и отец Давида в Библии

Имя матери святого Писание не называет. Отца же звали Иессеем, что на еврейском звучит как «Йишай», буквально означая «Бог есть». Иессей происходил из колена (рода) Иуды, одного из 12 сыновей праотца Иакова.

Дедом его считается Вооз, который взял замуж Руфь, моавитянку, которая в свое время, потеряв первого супруга, последовала в Палестину за своей свекровью ради любви к ней. Позже ее заметил и полюбил Вооз. Библия не случайно рассказывает историю Руфи в отдельной книге Писания: ведь именно такие качества своих предков, как любовь к ближнему, жертвенность, желание и умение поддержать того, кто несчастен – унаследовал и Давид.

Кроме него, Иессей имел еще 7 сыновей, все – старше Давида. Именно поэтому присутствующих удивило, что пришедший в семью в поисках будущего царя Самуил возлил освященный елей именно на главу самого юного, только что пришедшего от совсем не царского занятия – Давид помогал отцу пасти овец.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Пророк Давид, пасущий стада. Миниатюра из Псалтири. Посл. треть XI в.

С кем боролся библейский царь Давид

Непосредственно после помазания во внешней жизни юноши не наступило перемен: он по-прежнему ходил за скотом. Писание, однако, замечает, что с ним теперь неразлучен стал Дух Божий – и свидетелями этого очень скоро стали все иудеи.

Через некоторое время старшие сыновья Иессея были взяты на войну с филистимлянами царем Саулом. Две армии стали друг против друга. Тогда был обычай: открывать битву поединком двух самых сильных воинов. Со стороны филистимлян вышел Голиаф, огромного роста свирепый воин.

Битва Давида и Голиафа

На фото Долина Ила или Долина Элла  в Израиле, наиболее известная как место, описанное в Библии, где расположились лагерем войска, перед тем, как Давид сразился с Голиафом  «Филистимляне же собрали войска свои для войны и расположились станом между Сохо и Азекою. И вышел из станов филистимских единоборец по имени Голиаф» (1-Цар. 17:1-2)

Несколько дней он вызывал на бой смельчака, который решился бы помериться с ним силами – но все боялись. В это время проведать братьев пришел Давид – и услышал, как Голиаф насмехается не только над евреями, но – над их верой.

Битва со львом, потом с Голиафом

Вознегодовав, юноша вызвался выйти на бой с кощунником. Над ним смеялись окружающие, его ругали братья – пока его не призвал сам царь Саул.

Пьетро да Кортона

Пьетро да Кортона «Давид спасает (отнимает) ягненка из пасти льва» 17 век

Не страшась, Давид, никогда не воевавший, скромно сказал государю:

«Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его;и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго».

И что-то было в его словах такое, что царь, против всякой логики – поверил.

А потом израильтяне с ужасом и изумлением смотрели, как против облаченного доспехами великана «во Имя Бога Живого» вышел отважный юноша… с пращой, какую носят пастухи, чтобы отгонять от овец хищников.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Караваджо. «Давид с головой Голиафа»

Голиаф смеялся на «глупцом» недолго: метко пущенный камень оглушил его, а тем временем Давид выхватил у Голиафа же меч – и отсек ему голову.

Когда начал сочинять псалмы

Предполагают, что этот дар Давид получил после помазания елеем. Именно тогда он стал появляться также во дворце царя Саула – того, кого ему предстояло сменить на царстве.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Саул и Давид

Дух Божий отступил от Саула за его нечестие, и силы бесовские сильно мучили царя. Лишь игра и пение Давида отгоняли их – оттого Псалтирь, большая часть песнопений которой написано святым, до сих пор считается книгой «заклинательной на духов нечистых».

Как пастух Давид стал царем?

Однако, от Самуилова помазания до реального воцарения бывший пастух прошел долгий путь. Замеченный царем еще во времена победы над Голиафом, Давид стал одним из его приближенных.

Но Саул подозревал (а может, даже знал) что он – тот, кому Господь вручит царство. Не раз пытался Саул убить «соперника», который вовсе не претендовал на власть, но ждал свершения воли Божией.

 

Многократно Давиду пришлось скрываться от погони. Однажды во время нее он настиг Саула одного, без охраны – и не убил. Во второй раз – имел возможность отомстить за свои страдания, когда вместе с несколькими воинами проник в лагерь царя, застал его спящим – и не тронул снова. Саул знал обо всем этом, многократно каялся – но силы зла опять толкали его преследовать Давида, а тому приходилось уходить, скрываться в горах, пустыне.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Гюстав Доре. Побег Давида ( Дочь Саула жена Давида Мелхора помогает бежать мужу от убийц)

Но он продолжал жалеть Саула, скорбеть о нем. И не желал поднимать руку на «помазанника Божия», даже если от него отошла Благодать.

Поэтому в конечном итоге все свершилось так, как повелел Господь: Саул был смертельно ранен в одной из битв и сам потребовал от оруженосца убить его. Узнав об этом, Давид плакал о Сауле, до последнего продолжая сожалеть о нем.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

 Картина Питера Брейгеля (Старшего) написанная в 1562 году. «Самоубийство Саула, или Сражение на горе Гелвуйской»

Вскоре колено Иуды, к которому принадлежал Давид провозгласило его своим государем, а Иевосфей, друг Давида, сын Саула, возглавил остальные племена евреев. Так продолжалось еще чуть более 7 лет, прежде чем, по смерти Иевосфея, подчиненные ему иудеи не признали власть Давида.

Давид – царь Израиля или иудейский царь

То и другое, так как сначала Давид стал царем в своем племени, затем – подчинил остальных потомков праотца Иакова, который также назывался Израилем – отсюда и именование еврейского народа.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Педро Берругете, Царь Давид, XV век

Правление

Оно продолжалось 40 лет, согласно 1 и 2 Книгам Царств. Вот его основные события:

  • Ковчег Завета, главная реликвия Израиля, был перенесен во Иерусалим, столицу царства;
  • расширена территория страны; Давиду удалось победить моавитян, арамеев, аммонитян – давних врагов избранного народа;
  • создан государственный аппарат: из текста Библии мы узнаем о различных чиновниках в царствование Давида, о должностях военачальников, наконец, о «храбрых Давида», его особых приближенных со времен бегства от Саула.

Сколько было жен у царя?

На Востоке тогда обычаем было многоженство. Вот и у Давида было по крайней мере 8 жен и по крайней мере несколько наложниц.

Давид и Вирсавия

Эта история произошла в конце правления царя: он, имевший все Божии благословения, удачливый в боях, любимый народом, соблазнился на грех, увидев жену своего военачальника, Урии. Вступив с ней в связь, он дошел даже до того, что послал мужа, бывшего тогда на войне, на самое опасное место, где Урия погиб.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Александр Иванов Вирсавия 1843 г.

За этот тяжкий грех Давид:

  • потерял новорожденного сына от Вирсавии;
  • навлек нестроения, беды на свою семью.

Но, обличенный прор. Нафаном, глубоко смирившись, Давид покаялся – именно тогда написав знаменитый Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…». И грех его был изглажен, а брак с Вирсавией – благословлен Богом, ведь от него родились 4 сына.

 

Сколько сыновей было у Давида?

Библия упоминает о 19 сыновьях от разных жен. Наиболее известны:

  • Авессалом; после убийства старшего брата, совершившего грех, он бежал, а затем попытался силой захватить престол; верные Давиду военачальники смогли отстоять права царя, но Авессалом был убит;
  • Соломон; это сын от Вирсавии, сменивший Давида на престоле по его смерти.

Смерть

Последние годы жизни царя по-прежнему были омрачены семейными раздорами: был усмирен мятеж Авессалома, но права на престол заявлял другой сын, Адония. Поэтому еще при жизни Давид, по настоянию прор. Нафана и жены Вирсавии, передал престол Соломону. Через некоторое время царь мирно скончался, будучи 70 лет.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Джей1мс Тиссо. Авессалом

 

Потомки

Сын Давида, Соломон, приумножил славу царства Израиля. Но после егооно разделилось на два – Иудейское и Израильское. Начались смутные времена: евреи отпадали от веры и возвращались к Богу, подчинялись врагам и, обратившись к Создателю, получали освобождение – чтобы снова пасть в грехи…

Храм Соломона

Иерусалимский Храм (Соломонов) — книжная миниатуюра XVIII в.

Наконец, ко времени Рождества Спасителя род Давида только именовался царским, но не имел ни прежней власти, ни богатств. То, что осталось с его потомками – вера в Бога, любовь к Нему. И потому самым известным потомком царя стал Иисус – долгожданный Мессия, Бог и Человек.

Наследие и значение

Давид считается:

  • создателем государства и царем, при котором оно достигло расцвета;
  • образцом правителя – мужественного, мудрого, не свободного от грехов, ошибок, но умеющего смиряться, просить прощения;
  • творцом иудейского богослужения, автором множества песнопений.

Царь Давид – автор псалмов, притчи писал Соломон

Святой – автор, как считается, большинства псалмов, содержащихся в книге Псалтирь. Его мудрость унаследовал сын, Соломон. От отца он унаследовал твердую веру в Господа, смирение. За это Бог даровал ему великую мудрость. Ныне Библия содержит несколько текстов, написанных им – Притчи, Книгу Премудрости и Книгу Екклесиаста.

Почему называют пророком

Потому, что многие песнопения посвящены будущему, предвозвещая пришествие Мессии. К числу таких псалмов библеисты начала XX в. относили 23 из 150 в Псалтири.

Почитание евреями и христианами

Те и другие чтут Давида как того, из рода которого произойдет Мессия. Однако, если иудеи продолжают ждать, не поверив в пришествие Христово, то христиане знают, что Мессия уже родился. Поэтому и отношение к Давиду у них особое, а внимание к его личности, духовному опыту, отраженному в псалмах – больше.

Гробница царя Давида

Считается, что могила находится на горе Сион. Гробницу можно увидеть на нижнем этаже здания, где на втором этаже расположена Сионская горница, место Тайной Вечери. Захоронение Давида чтится не только христианами, но также иудеями и мусульманами.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Гора Сион. Гробница царя Давида

Храмы и соборы

На сегодняшний день таких христианских церквей нет, но известны 4 церкви тезоименитого святому грузинского царя, Давида Строителя. Две из них находятся в Тбилиси.

Памятники

Самая известная скульптура, представляющая Давида молодым, принадлежит Микеланджело. Известен памятник царю близ его гробницы на Сионе, установленный православными. В 2018 г. его демонтировали ввиду резкой реакции иудеев, у которых запрещено изображать человека.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Памятник Давиду

Как изображают на иконах

Давида можно узнать по царским одеждам и свитке с псалмом в руке: таким образом, он издавна представляется иконописцами как правитель и как создатель песнопений.

Царь Давид икона

Ветхозаветный царь Давид. Иконография: Давид, пророк, царь Датировки: XVII в. Иконописная школа  Псков? Икона Пророческого ряда. Изображение царя Давида в трехчетвертном повороте с развернутым свитком в руке.  © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 72,3 см, ширина 53,3 см

Образ в искусстве

Художники часто обращались к сюжетам из жизни царя. Например, у Караваджо есть картина «Давид с головой Голиафа», а у Рембрандта – посвященная Давиду и Саулу, где центр всей композиции – Саул в царских одеждах, а от юноши Давида – лишь руки, играющие на струнах.

Первый художественный фильм о Давиде был снят в 1951 г., последний – в 2012, это сериал, снятый в Бразилии.

Из пастухов через искушения в цари: Секрет успеха Давида, или Такая «кинематографичная» жизнь

Ричард Гир в образе царя Давида в фильме Брюса Бересфорда 1985 года

К событиям жизни царя не раз обращались и русские поэты. Вот, например, что писал о битве Давида и Голиафа А.С.Хомяков:

Певец-пастух на подвиг ратный

Не брал ни тяжкого меча,

Ни шлема, ни брони булатной,

Ни лат с Саулова плеча;

Но, духом божьим осененный,

Он в поле брал кремень простой —

И падал враг иноплеменный,

Сверкая и гремя броней.

Отзывы о мультфильмах

Подобный жанр рассказа о царе сейчас также имеет место. Отношение к нему неоднозначно: с одной стороны, привлекает доступность рассказа, особенно для детей. С другой – как правило, присутствуют отклонения от библейского текста, фантазии авторов. А потому отзывы можно встретиться прямо противоположные. Вот два – на мультфильм о царе 1998 г., сделанный итальянскими мультипликаторами.

«Могу смотреть диснеевские мульты вечно) по крайне мере мне так кажется) Безумно понравился этот мультфильм! Смотрела онлайн и не могла оторваться …» (отзыв анонимный)

«Мультфильм не плохой, но много выдуманного, противоречащего Библии» (Анастасия)

О чем молятся царю Давиду

К святому обращаются во всякой житейской скорби, при нападении страстей, гонениях от злых людей – ведь он сам пережил все эти борения, а значит – готов помогать страждущим среди земных бурь.

«Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его»

Псалом 131 считается одной из «Песней степеней», которые пели священники на каждой ступени, ведущей во Иерусалимский храм. Поэтому и сейчас хорошо читать ее, отправляясь в церковь. Кроме того, современные христиане также читают псалом «при гневе начальствующих», когда не ладятся дела, например, на работе.

Молитвы от гнева начальника

Краткое молитвословие от гнева начальника:

Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.

Псалом 131 «Помяни, Господи, Давида и всю кротость eго»

1 Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость eго́:
2 я́ко кля́тся Го́сподеви, обеща́ся Бо́гу Иа́ковлю:
3 а́ще вни́ду в селе́ние до́му моего́, или́ взы́ду на одр посте́ли моея́,
4 а́ще дам сон очи́ма мои́ма и ве́ждома мои́ма дрема́ние, и поко́й скраниа́ма мои́ма,
5 до́ндеже обря́щу ме́сто Го́сподеви, селе́ние Бо́гу Иа́ковлю. 6 Се слы́шахом я́ во Евфра́фе, обрето́хом я́ в поля́х дубра́вы. 7 Вни́дем в селе́ния Его́, поклони́мся на ме́сто, иде́же стоя́сте но́зе Его́.
8 Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой, Ты и киво́т святы́ни Твоея́.
9 Свяще́нницы Твои́ облеку́тся пра́вдою, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.
10 Дави́да ра́ди раба́ Твоего́ не отврати́ лице́ пома́заннаго Твоего́.
11 Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною и не отве́ржется ея́: от плода́ чре́ва твоего́ посажду́ на престо́ле твое́м. 12 А́ще сохраня́т сы́нове твои́ заве́т Мой, и свиде́ния Моя́ сия́, и́мже научу́ я́, и сы́нове их до ве́ка ся́дут на престо́ле твое́м.
13 Я́ко избра́ Госпо́дь Сио́на, изво́ли и́ в жили́ще Себе́.
14 Сей поко́й Мой во век ве́ка, зде вселю́ся, я́ко изво́лих и́. 15 Лови́тву eго́ благословля́яй благословлю́, ни́щыя eго́ насы́щу хле́бы,
16 свяще́нники eго́ облеку́ во спасе́ние, и преподо́бнии eго́ ра́достию возра́дуются.
17 Та́мо возращу́ рог Дави́дови, угото́вах свети́льник пома́занному Моему́.
18 Враги́ eго́ облеку́ студо́м, на не́мже процвете́т святы́ня Моя́.

Псалом 131 на русском

Песнь восхождения.

1 Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:

2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:

3 "не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;

4 не дам сна очам моим и веждам моим - дремания,

5 доколе не найду места Господу, жилища - Сильному Иакова".

6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.

7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.

8 Стань, Господи, на место покоя Твоего,- Ты и ковчег могущества Твоего.

9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.

10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.

12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем".

13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе.

14 "Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.

15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом;

16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются.

17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему.

18 Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его".

Тропарь и кондак праведному царю Давиду

Тропарь, глас 2
Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Ин тропарь, глас 2

Пророка Твоего Давида, Господи, память празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 3

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Ин кондак, глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Давиде славне.

Молитва праведному пророку и царю Давиду

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Отзывы

О пользе чтения псалма 131 рссказал вященник Константин Пархоменко:

Одна прихожанка рассказывала: «Прочитав сегодня псалом 131-й, который начинается словами: “Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его”, вспомнила мамин рассказ. Война. После перерыва школа вернулась к обычному ритму занятий. Тогда школьники сдавали экзамены в конце каждого года обучения. Перед одним из экзаменов класс, в котором училась моя мама, собрался перед экзаменационной аудиторией. Дрожащие как осиновые листы пионерки думали о том, как не провалиться. И вдруг одна девочка говорит: “Я знаю! Меня бабушка научила – они всегда так делали перед экзаменами. Надо прочитать: «Господи, помяни царя Давида и всю… и всю…» А дальше забыла!” Пионерки стали соображать: что бы могло быть дальше? Из всех предложенных мнений решили остановиться на более, по их мнению, логичном: “…и всю его родню”. Когда начался экзамен, каждая пионерка перед входом в класс осеняла себя крестным знамением и призывала помощь царя Давида со “всей его роднёй”. Экзамен сдали даже двоечницы.

Ольга Валеркина:

Да, все двери открываются.. Однажды мой супруг, будучи небольшим начальником, должен был решить вопрос с более высоким начальником, про которого ходили легенды, что крут нравом, и если что-то не так сказал, посмотрел или сделал, сразу, мягко говоря, удалял из кабинета. На обеденный перерыв прибегает мой супруг взволнованный. И просить выучить именно эти слова из псалма, я как-то однажды пыталась ему рассказывать, что мол все вопросы можно решить, даже невероятные.. Выучил))) все прошло как по маслу. Слава Богу за все!

Это один из немногих святых, о которых известно так много. И то, что мы знаем – повергает в трепет. Оказывается, можно быть помазанным на царство и не возгордиться, быть гонимым – и любить гонителя, стать царем – и смиряться. Оттого Сам Господь называет его «мужем по сердцу Моему».

Наталья Сазонова

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Странно, но страдающие от бессонницы молятся святому ИринархуСтранно, но страдающие от бессонницы молятся святому Иринарху

0 Comments
Преподобный Иринарх Ростовский

Читать о том, как жил преподобный Иринарх Ростовский – непросто. Может быть потому, что житие его – чрезвычайно правдиво. Именно такова обычная реакция мира на святость: неприятие, отвержение, унижение подвижника. Невольно думаешь о себе: встреться на пути подобный человек – был бы он понят? И

Святые

Великомученица Анастасия Узорешительница — житие святой покровительницы заключенныхВеликомученица Анастасия Узорешительница — житие святой покровительницы заключенных

5 комментариев
Святая Анастасия Узорешительница

Ей посвящены десятки храмов католического и православного мира. Значительная часть из них – в России, причем во многих случаях – при тюрьмах, колониях. Ведь святая Анастасия Узорешительница уже более тысячелетия известна, как заступница «во узах держимых», то есть заключенных. Помогает великомученица Анастасия тем, кто находится

Святые

Почему Мария – Дева?Почему Мария – Дева?

0 Comments
Почему Мария - Дева

  О девстве Пресвятой Богородицы говорят все молитвы, составленные угодниками Божиими, богослужебные тексты христианства. Утверждают это вопреки человеческому «здравому смыслу», говорящему, что Мать, пусть даже Бога, по человеческому рассуждению Девой быть не может. Но «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин». «Дева» или «жена»? Почти 750

Святые

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

0 Comments
Дмитрий Угличский

Это святой с драматической судьбой при земной жизни – и еще более сложной по смерти, когда его стали именовать «чудесно спасшимся», и за убиенного царевича Дмитрия Угличского или «воевод царевича» выдавали себя люди крайне сомнительной честности и репутации. За всеми этими политическими дрязгами времени русской

Святые

Самый известный из Михаилов: Архистратиг Божий, святой Архангел — покровитель воиновСамый известный из Михаилов: Архистратиг Божий, святой Архангел — покровитель воинов

0 Comments
Архангел Михаил - покровитель воинов

«Кто подобен Богу?». Именно так переводится это имя, одно из древнейших семитских. Среди людей, носивших его во времена Ветхого Завета – военачальники и служители храма, родственники иудейских царей. Но самый известный из Михаилов – из числа не людей, а Ангелов — это Архангел Михаил. Когда

Святые
Index