------------------- Пещекра в Вифлееме, в которой родился Иисус Христос
Православие сегодня Библейские истории Вифлеемская пещера — место рождения Младенца Христа+гости: пастухи и волхвы

Вифлеемская пещера — место рождения Младенца Христа+гости: пастухи и волхвы

0 Comments
Пещекра в Вифлееме, в которой родился Иисус Христос

На тему места рождения Младенца Христа — вифлеемской пещеры, и её посетителей, т.е. о волхвах и пастухах рассуждает иеромонах Ефрем (Метс). Он предлагает обратить внимание, каким образом они появились рядом со Христом, что привело их туда.

Откровение и знамение

Святитель Григорий Двоеслов говорит, что волхвам как людям ума и рассудка было потребно внешнее знамение, в данном случае вифлеемская звезда, а простосердечным благочестивым пастухам дано было ангельское откровение о рождении Мессии, что безусловно иерархично выше. С каждым сословием у Бога свой язык, но конечная цель одна – и те и другие оказываются у яслей Христа.

Антропологический и аскетический аспекты библейской истории

Попробую в этой истории рассмотреть не только внешнюю сторону, но и антропологический и аскетический аспекты.

Ведь внешнее библейское повествование всегда скрывает в себе внутреннее Таинство души.

У каждого человека есть духовные ум и сердце.

У мужчин активнее ум, но слабее сердце, у женщины соответственно наоборот. В Раю у людей благодать создавала внутреннюю гармонию этих сил, но после грехопадения у человека случилась духовная шизофрения: раскол между умом и сердцем, образовалась дисгармония и пропасть, образ Божий в человеке затемнился и исказился. Как сказал один мыслитель:

«Покидая сердце и отступая от Бога, ум болеет и страдает, при этом мертвеет и вся душа».

Отсутствие благодати привело к тому, что ум занят бесконечной суетой, а сердце как в грязном болоте задыхается в греховных страстях.

Те, кто читал православные аскетические творения, обращали внимание на высшее молитвенное состояние, которое описывалось как схождение ума в сердце.

Например, свт. Феофан Затворник пишет:

Мнение эксперта
Феофан Затворник Вышенский (1815-1894)
епископ, затворник, святитель
«Главное, — надо стать умом в сердце пред Господом и стоять пред Ним неотходно, день и ночь до скончания жизни».

 Непрестанное предстояние пред Богом называется умно-сердечная молитва.

Как пишет архимандрит Софроний (Сахаров):

«Полем духовной борьбы для всякого человека, прежде всего, является его собственное сердце; и тот, кто любит входить в свое сердце, оценит выражение пророка Давида: «приступит человек, и сердце глубоко». (Пс. 63:7)

Вифлеемская пещера – это следствие того, что никто из людей не впустил в свой дом Христа.

Войти в пещеру, т.е. во внутренний свой мир можно только через Откровение внешнего мира, т.е. через созерцание творения, либо через откровение внутреннего мира, т.е. ангельского благовестия. Пещера как и духовное сердце человека неприметно, незначительно, потому не возникает мысли туда идти. Как и говорит Христос: «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».(Мф.7:14)

Во время схождения и установления ума в сердечной области происходит освобождение тела от зажимов, блоков и неврозов, начинается исправление греховного повреждения. Возвращаясь от своего рассеяния, ум, прежде всего, находит телесное сердце, а затем входит в сердце духовное, глубокое. Тогда «Бог открывается как любовь и свет, главным образом, через сердце. В этом свете человек созерцает евангельские заповеди как отражение небесной вечности и славу Христа как единородного Сына Своего Отца – ту славу, которую видели ученики на горе Фавор. Личностное откровение делает общее откровение Нового Завета духовной собственностью человека».

Вифлеемская пещера с приходом туда Христа стала Раем, т.е. Церковью, ибо, где Бог – там и Рай, и Церковь!

Исходя из вышесказанного, можно понять почему именно волхвы, олицетворяющие ум и пастухи, олицетворяющие сердце оказываются в пещере, которая в свою очередь символизирует человека.

Пещера становится точкой сбора человеческой личности, именно в ней происходит исцеление от духовной шизофрении, раскол Неба и Земли уврачёвывается во Христе.

Волхвы и пастухи слишком разные по своему материальному, социальному, национальному и образовательному статусу. В этой жизни они никогда не пересекутся, у них нет ничего общего и только Христос их воссоединил, даже будучи безмолвным и бессильным Младенцем. Конфликт ума и сердца сосредоточен в разности их логик и взглядов на мир, о чём замечательно сказал Блез Паскаль.

Вифлеемская пещера - место рождения Младенца Христа+гости: пастухи и волхвы

Алтарь и серебряная звезда в пещере Рождества. Вифлеем, наши дни.

Но при этом чистый ум способен идти за Вифлеемской звездой, а чистое сердце способно узреть Ангельский хор! И их союз делает человека причастником вечного блаженства. Пусть же божественная симфония волхвов и пастухов в вифлеемской пещере зазвучит и в нашей симфонии ума и сердца! Аминь!

Иеромонах Ефрем (Метс)

Читайте также:

  1. Младенец Христос родился в пещере потому, что… 
  2. Икона Рождество Христово под микроскопом: что транслируют миру Андрей Рублев и другие древние иконописцы
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

«Вложился в дело и поднял бабла» — современный разбор притчи о неразумном богаче«Вложился в дело и поднял бабла» — современный разбор притчи о неразумном богаче

0 Comments
"Вложился в дело и поднял бабла" - современный разбор притчи о неразумном богаче

Самую кошмарную библейскую притчу для ушей бизнесменов разобрал насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Её кошмар в том, что всякий нормальный бизнесмен рассуждает именно так, как безумный богач в этой притче. Приступим к разбору. И сказал Иисус им притчу: История простая: Некий успешный

Библейские истории

Об историчности Иова и толковании библейской книги Ветхого ЗаветаОб историчности Иова и толковании библейской книги Ветхого Завета

0 Comments
Книга Иова

Книга Иова включена в Ветхозаветный и Новозаветный канон, но … Почему-то сегодня находятся аргументы, оспаривающие историчность Многострадального патриарха. Однако биография Иова настолько глубока и удивительна, что её просто невозможно придумать, никакой гений с фантазией никогда не напишет эту историю, потому что она реальность, а реальность

Библейские истории

Где на страницах Библии впервые встречается кризис у человека?Где на страницах Библии впервые встречается кризис у человека?

0 Comments
Где на страницах Библии впервые встречается кризис у человека?

Сегодня выделяют огромное количество психологических кризисов, буквально каждые три годы от рождения возникает какой-то личностный кризис. Вступая в брак, семья также переживает совместные кризисы, которым несть числа. Сюда же можно отнести кризисы духовной жизни, которых тоже несколько. Создаётся впечатление, что жизнь человека – нескончаемый кризис.

Библейские истории

Герой он и патриот? Несколько слов о предателе ИудеГерой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде

2 комментария
Предательство Иуды

Я не знаю когда, но в какой-то момент появилась тенденция романтизировать предательство Иуды. Евангелие и святые отцы говорят о нём очень просто, исходя из слов апостола Иоанна Богослова, что Иуда «был вор» (Ин.12:6). Поэтому церковная гимнография в этот день раскрывает тему сребролюбия. Почему Иуда предал

Библейские истории

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры»: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии

0 Comments
Фарисеи - кто такие

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» (Мф. 23:13-14). Так говорил о них Господь. «Братия, я фарисей, сын фарисея, за чаяние воскресения мертвых меня судят,» – говорил о себе иудеям один из Его первоверховных Апостолов, Павел (Деян. 23:6). Кто же такие фарисеи? Значение слова и его

Библейские истории