На тему места рождения Младенца Христа — вифлеемской пещеры, и её посетителей, т.е. о волхвах и пастухах рассуждает иеромонах Ефрем (Метс). Он предлагает обратить внимание, каким образом они появились рядом со Христом, что привело их туда.
Откровение и знамение
Святитель Григорий Двоеслов говорит, что волхвам как людям ума и рассудка было потребно внешнее знамение, в данном случае вифлеемская звезда, а простосердечным благочестивым пастухам дано было ангельское откровение о рождении Мессии, что безусловно иерархично выше. С каждым сословием у Бога свой язык, но конечная цель одна – и те и другие оказываются у яслей Христа.
Антропологический и аскетический аспекты библейской истории
Попробую в этой истории рассмотреть не только внешнюю сторону, но и антропологический и аскетический аспекты.
Ведь внешнее библейское повествование всегда скрывает в себе внутреннее Таинство души.
У каждого человека есть духовные ум и сердце.
У мужчин активнее ум, но слабее сердце, у женщины соответственно наоборот. В Раю у людей благодать создавала внутреннюю гармонию этих сил, но после грехопадения у человека случилась духовная шизофрения: раскол между умом и сердцем, образовалась дисгармония и пропасть, образ Божий в человеке затемнился и исказился. Как сказал один мыслитель:
«Покидая сердце и отступая от Бога, ум болеет и страдает, при этом мертвеет и вся душа».
Отсутствие благодати привело к тому, что ум занят бесконечной суетой, а сердце как в грязном болоте задыхается в греховных страстях.
Те, кто читал православные аскетические творения, обращали внимание на высшее молитвенное состояние, которое описывалось как схождение ума в сердце.
Например, свт. Феофан Затворник пишет:
Непрестанное предстояние пред Богом называется умно-сердечная молитва.
Как пишет архимандрит Софроний (Сахаров):
«Полем духовной борьбы для всякого человека, прежде всего, является его собственное сердце; и тот, кто любит входить в свое сердце, оценит выражение пророка Давида: «приступит человек, и сердце глубоко». (Пс. 63:7)
Вифлеемская пещера – это следствие того, что никто из людей не впустил в свой дом Христа.
Войти в пещеру, т.е. во внутренний свой мир можно только через Откровение внешнего мира, т.е. через созерцание творения, либо через откровение внутреннего мира, т.е. ангельского благовестия. Пещера как и духовное сердце человека неприметно, незначительно, потому не возникает мысли туда идти. Как и говорит Христос: «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».(Мф.7:14)
Во время схождения и установления ума в сердечной области происходит освобождение тела от зажимов, блоков и неврозов, начинается исправление греховного повреждения. Возвращаясь от своего рассеяния, ум, прежде всего, находит телесное сердце, а затем входит в сердце духовное, глубокое. Тогда «Бог открывается как любовь и свет, главным образом, через сердце. В этом свете человек созерцает евангельские заповеди как отражение небесной вечности и славу Христа как единородного Сына Своего Отца – ту славу, которую видели ученики на горе Фавор. Личностное откровение делает общее откровение Нового Завета духовной собственностью человека».
Вифлеемская пещера с приходом туда Христа стала Раем, т.е. Церковью, ибо, где Бог – там и Рай, и Церковь!
Исходя из вышесказанного, можно понять почему именно волхвы, олицетворяющие ум и пастухи, олицетворяющие сердце оказываются в пещере, которая в свою очередь символизирует человека.
Пещера становится точкой сбора человеческой личности, именно в ней происходит исцеление от духовной шизофрении, раскол Неба и Земли уврачёвывается во Христе.
Волхвы и пастухи слишком разные по своему материальному, социальному, национальному и образовательному статусу. В этой жизни они никогда не пересекутся, у них нет ничего общего и только Христос их воссоединил, даже будучи безмолвным и бессильным Младенцем. Конфликт ума и сердца сосредоточен в разности их логик и взглядов на мир, о чём замечательно сказал Блез Паскаль.
Но при этом чистый ум способен идти за Вифлеемской звездой, а чистое сердце способно узреть Ангельский хор! И их союз делает человека причастником вечного блаженства. Пусть же божественная симфония волхвов и пастухов в вифлеемской пещере зазвучит и в нашей симфонии ума и сердца! Аминь!
Иеромонах Ефрем (Метс)
Читайте также: