Один из самых сложных дней Страстной – и один из самых тяжелых в земной жизни Господа. Такова эта среда – особенная среди других, в которые у христиан издавна принято соблюдать пост. Эту Среду именуют Великой.
Что вспоминают
Главное событие дня – предательство Учителя, совершенное одним из 12 Апостолов, Иудой. Именно оно воспоминается каждую среду, когда христиане держат пост. Но Страстная Среда – день, когда скорбь о случившемся чувствуется с особой силой.
А еще вспоминается обстоятельство, ставшее толчком к предательству: Иуда, «казначей» общины учеников Господа, носивший ящик для пожертвований, увидел в Вифании, где был Христос, как одна женщина помазывала Его «многоценным» (очень дорогим) миром из нарда.
Именно тогда раздражение Иуды на Учителя, Который все не объявлял Себя как Мессия и земной Царь Иудейский, достигло предела – и вылилось в его обращение к первосвященникам с желанием предать Иисуса.
Что кушают
По Уставу – ничего, до самого вечера, когда разрешается однократно подкрепить силы хлебом, может быть, сырыми овощами, фруктами. Фактически большинство православных просто ограничивают себя в еде, насколько возможно. Многие не едят ничего до конца литургии Преждеосвященных Даров.
Особенности богослужения
Как и в предыдущие дни, совершается Преждеосвященная литургия утром и Великое Повечерие – вечером. Однако, особенность дня в том, что литургия Преждеосвященных с этого дня совершаться больше не будет.
Последняя литургия Преждеосвященных Даров
На ней в последний раз поются песнопения:
- «Се Жених грядет в полунощи…»,
- «Чертог Твой вижду, Спасе…».
Крестный путь Господа подходит к концу, уже близко Распятие. Проходит время покаяния – начинается время предстояния пред Его Крестом.
О молитве Ефрема Сирина и поклонах
И эта привычная уже постящимся молитва прп. Ефрема Сирина также читается на Преждеосвященной в последний раз. С этого же момента и до самой Пятидесятницы (Троицы) более не благословляются земные поклоны. Даже перед Чашей со Святыми Дарами кланяются в пояс, но не до земли!).
Лишь одно исключение будет сделано в Великую Пятницу, когда верующие упадут ниц перед Плащаницей с изображением Христа умершего.
Отмена земных поклонов означает:
- для Страстной Седмицы – что теперь наступило время не каяться, но вместе с Христом проживать Его страдания;
- после Пасхи и до праздника Троицы – что покаяние растворяется в радости о Господе Воскресшем, а потому земные поклоны неуместны.
Что касается возможности совершения их дома, то особых правил о келейной молитве Церковь не имеет, поэтому верующему не запрещено делать то, что благочестиво и полезно, включая коленопреклонения, если есть такая потребность души. Вместе с тем, необходимо помнить:
- символику земного поклона, который означает грехопадение человека и его «востание» силой Христовой;
- слова Екклезиаста: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл.3:1); временем покаяния был Великий Пост, послепасхальные дни – время радости.
Евангелие дня: толкование
Отрывок из 26 главы Евангелия от Матфея говорит о воспоминаемых событиях: помазании Христа миром и предательстве Иуды.

Поцелуй Иуды. Кадры из фильма «Страсти «Христовы»(2004)
Мы слышим слова Христа, всегда равнодушного к любым проявлением роскоши, но сейчас остановившего негодующих о «растрате мира» учеников (возмущался этим, видимо, не один Иуда). Его слова были поняты спустя всего какие-то дни, а тогда показались неясным намеком, или, может быть, очередной притчей. Хотя Христос говорил более чем прямо:
«Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению».
Он даже пророчествует, что событие это останется в памяти потомков на века – действительно, оно войдет в Евангелие.

«Странная выходка женщины» и другие события дня
Но будет это потом. А пока – «странная» выходка женщины, возмущение учеников, ярость Иуды, который именно после этого, по его мнению, «вопиющего» случая отправился к иудеям – и договорился предать им Христа по цене раба, за 30 серебряных монет (детали).
Свт. Иоанн Златоуст, однако, не советует христианам негодовать по поводу предателя, но лучше – извлечь урок из истории для себя. Какой?
Святитель пишет:
«Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, — все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает.
Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстью? Оттого, что был беспечен… Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред».
Песнопения Великой Среды и их смысл
Они – своего рода толкование на Евангелие и призыв к душе не следовать «лености» Иуды, о которой говорил свт. Иоанн Златоуст:
«Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас».
Что делают в этот день
Стараются прийти на литургию Преждеосвященных Даров. Ведь в следующий раз ее особые песнопения можно будет услышать только в следующем году.
А вечером храм полон исповедников: все, у кого есть возможность, стараются Таинством Покаяния приготовиться к Причастию Великим Четвергом.
Значение дня для православных
Скорбный и страшный день предательства Христа – не время осуждения Его неверного ученика, но время, когда всякий смотрит в себя, и вопрошает, подобно ученикам на Тайной Вечери:
«Не я ли, Господи?»
Не гнездится ли и во мне семя предательства, не могу ли я однажды отречься от Христа словом, делом, помышлением? И многие вспоминают горькие и правдивые слова псалма 18:
«Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего»
(Пс. 18:13-14).
Отрывок из проповеди
Митрополит Антоний Сурожский:
«Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном.
Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…
Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно:
Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас»
Советуем почитать:
- Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 80.
- Герой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде