------------------- Неделя о мытаре и фарисее без поста - сплошная седмица
Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 Сплошная, всеядная: с 26 февраля по 2 марта — седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читают

Сплошная, всеядная: с 26 февраля по 2 марта — седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читают

0 Comments
Неделя о мытаре и фарисее без поста - сплошная седмица

На всенощном бдении накануне воскресного дня, когда читается притча о мытаре и фарисее, впервые начинают звучать песнопения Великого Поста: «Покаяния отверзи ми двери…». А вот само это воскресенье и следующие за ним дни… постными не являются, более того, эта «седмица» именуется «сплошной», когда воздержание в пище Церковь не благословляет. В таком порядке, на первый взгляд нелогичном, на самом деле немало мудрости, если учесть, какую новозаветную притчу читают в храме за литургией.

С 26 февраля по 2 марта – неделя о мытаре и фарисее?

Иногда, особенно у начинающих христиан, возникает некоторая путаница и недопонимание ввиду разных значений слова «неделя» в церковно-славянском и современном русском языках:

  • наши предки употребляли его как синоним воскресного дня», при этом неделя (воскресенье) открывала «седмицу», то есть была первым ее днем (сравним, например, до сих пор существующее слово «понедельник», дословно – «день по (после) неделе»);
  • современный человек понимает под «неделей» не один день, а семь, поэтому в его понимании «неделя о мытаре и фарисее» является более продолжительным промежутком времени (он у славян как раз именовался «седмицей»).

Но это не отменяет того, что по церковной традиции воскресный день – первый, после которого следуют еще шесть, с понедельника по субботу.

Так в 2024 году Неделя о мытаре и фарисее — это воскресенье 25 февраля, а следом — сплошная седмица с 26 февраля по 2 марта.

Что будем вкушать в первую приуготовительную седмицу

Во все эти дни отменяется пост, то есть не соблюдается воздержание от пищи животного происхождения (молока, мяса, яиц) по средам и пятницам, традиционно постным дням. Такие седмицы называются «сплошными». Пищевых ограничений в неделю о мытаре и фарисее церковный Устав не знает.

Практика отмечать именно эту седмицу отсутствием постных дней, как и сама Неделя о мытаре и фарисее как первое воскресенье подготовки к Великому Посту, на христианском Востоке появилась не ранее VII в.

Евангелие, которое читается в церкви на литургии 25 февраля

Чтение дня очень короткое: это всего 5 стихов (с 10 по 15) из 18 главы Евангелия от Луки.

Сплошная, всеядная: с 26 февраля по 2 марта - седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читают

Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии, гравюра (1865) Фарисей и мытарь

Вот они в переводе на современный русский язык:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Согласно этому отрывку Евангелия, читаемому за службой, воскресный день именуется «неделей о мытаре и фарисее». С этого дня начинается подготовка к Великому посту: Четыре подготовительные недели и три седмицы

В 2024 году с Неделей о мытаре и фарисее (25 февраля) совпадает празднование Иверской иконы Богородицы и память святителя Алексия Московского. Если совершается служба в честь Иверской, то за литургией приводится еще один евангельский отрывок — из 10 главы от Луки, традиционный для Богородичных праздников:

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».

Из истории сплошной седмицы

Большинство современных церковных историков полагают, что «сплошная седмица» первоначально не была связана с грядущим постом. Дело было в спорах с Армянской Церковью, которая с VI в. придерживалась так называемой «монофизитской ереси», утверждавшей, что Христос не был Богочеловеком, но его Человечество совершенно растворилось в Божестве – а значит, Он не был подобен людям.

Острые споры привели к тому, что византийцы стали дистанцироваться от «армянской ереси» даже на уровне практики религиозной жизни. Это действительно было нужно в реалиях тогдашней жизни, когда в Византийской империи жило много не только армян из числа мирян, но было также множество армянских монастырей, например, в Палестине, где они соседствовали с православными иноками. Среди обычаев Армянской Церкви был и семидневный пост за 9 или 10 недель до Пасхи, или «арачаворк», «первый пост». Традиция установилась со времен Крестителя страны, свт. Григория Армянского как воспоминание о принятии страной христианства.

Однако, когда Армянская Церковь уклонилась к ереси, православные, как бы в противовес, отменили пост именно на этой седмице, не желая ни в чем быть похожими на еретиков. Оттого в Типиконе и читаем о монашествующих и мирянах:

«Подоба́ет ве́дати: я́ко в се́й седми́це иному́дрствующии содержа́т по́ст, глаго́лемый арциву́риев. Мы же мона́си на ки́йждо де́нь, се же в сре́ду и пято́к, вкуша́ем сыр и яи́ца, в 9-й час. Миря́не же ядя́т мясо, развраща́юще о́нех веле́ние толи́кия е́реси».

Возможно, тогда появилась традиция читать в первый день седмицы, воскресный, Евангелие с рассказом о фарисее, который превозносился тем, что «постился дважды в неделю».

Однако, со временем у Евангельской притчи появились и более глубокие толкования – и другим образом стали осмысливать и дни, следующие за Неделей о мытаре и фарисее. Ее связали не с антиеретической борьбой, а с подготовкой к Великому Посту. Сейчас воскресный день, когда читается это Евангелие:

  • приходится за 3 седмицы до начала поста;
  • так как «Святая Четыредесятница» каждый год начинается в разные дни, даты Недели о мытаре и фарисее тоже различны; если в 2024 г. это будет 25 февраля, то в 2025-м — 9 число этого месяца.

Молитва фарисея и молитва мытаря

Слова притчи были обращены Господом к современным Ему иудеям, которым хорошо было известно, о какого рода людях говорит Христос. Современный же человек, живущий в иных реалиях, нуждается в пояснениях.

Характеристика с места работы на мытаря

Славянским словом «мытарь» переведено греческое «τελώνης» («телонэс»), или сборщик податей. Во времена Христа иудеи находились под оккупацией от языческой Римской империи, которой платили налоги. Сборщики их были из числа самих же иудеев, а потому считались:

  • предателями веры, ведь они служили язычникам;
  • грешниками, так как постоянно притесняли народ, брали взятки, творили другие беззакония.

Груз содеянного и не дает мытарю из притчи приблизиться к святилищу, более того – даже «глаз поднять на небо» от стыда и раскаяния.

Сплошная, всеядная: с 26 февраля по 2 марта - седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читают

Для более глубокого понимания смысла Великого поста рекомендуем «Чтение на каждый день».  Книга поможет пройти путь осознанно. Приобрести можно на  Яндекс.Маркете — вот ссылка на установку приложения — будет скидка на первый заказ

Характеристика с места работы на фарисея

Слово означает с еврейского «отделенный». От кого? От массы иудейского народа, не живущего по всем правилам Закона Моисеева. Это направление иудаизма появилось после Вавилонского плена евреев – их наказания за отступление от Истинного Бога.

Именно тогда часть народа и решила пойти по пути изоляции от нечестивого языческого окружения, строго исполняя все 613 заповедей, начертанных в книгах прор. Моисея. Праведность этих иудеев состояла в удалении от всего нечистого через соблюдения прописанных в Законе ритуалов. Среди них:

  • частая молитва;
  • «омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (как несколько иронично пишет в 7 главе Евангелист Марк)
  • удаление от язычников;
  • особые одежды с кисточками, «воскрылиями», напоминающими о Заповедях, «хранилища» (коробочки, внутри которых – свитки с написанными словами Закона), носимые на лбу.

Все это считалось проявлением праведности – за что фарисей и благодарил Господа в своей молитве: он действительно был «не таков, как прочие люди».

  1. Читайте также: Краткие справки о знаменитых фарисеях, упоминаемых в Библии

Толкование притчи

Итак, перед нами два образа молитвы:

  • кающегося грешника, сознающего неправоту своей жизни;
  • праведника (в Ветхозаветном понимании), тоже достаточно искренне благодарящего Бога за то, что имеет возможность вести жизнь по Его Закону.

Вместе с тем, в словах фарисея звучат:

  • презрение к «прочим людям», которое он, может быть, даже сам не замечает;
  • явное осуждение мытаря, которого молящийся ставит в один ряд с «грабителями и убийцами», по сути, ничего не зная ни о том, как исполнял свою должность именно этот сборщик податей, грабил ли он соплеменников или поступал по совести – сама принадлежность к категории «мытарей» уже делает его грешным в глазах фарисея.

Осуждает ли фарисея Господь? Вчитавшись в Евангельский текст внимательно, мы увидим: нет. Он лишь говорит, что мытарь «пошел оправданным в дом свой более, нежели тот». Более – значит, фарисей был «оправдан» «менее», но все же не отвергнут. Чем-то и он, конечно, заслужил Божию милость. Вот только… трудно миловать того, кто не просит и отвергает Божию помощь: ведь на место Господа он поставил сам себя, судя и осуждая ближнего, превозносясь множеством молитв, постами, прочими «подвигами». А вот Богу здесь места нет.

Именно поэтому молитва мытаря – та, с которой начинает день всякий христианин. А фарисейская – синоним лицемерия и гордости, пусть изначально фарисей и хотел «как лучше».

Прошли ли времена фарисеев? Исторически – да. Но разве и среди христиан мало тех, кто забыл о смирении, совершая многочисленные «подвиги поста и молитвы», вычитывая каноны и акафисты – но осуждая ближнего? Именно поэтому свт. Андрей Критский в Покаянном каноне, который будет читаться всего через три недели, на первое седмице Великого Поста говорит:

«Мытарь спасашеся, и блудница иеломудрствоваше, и фарисей хваляся осуждашеся; ов убо: очисти мя, ова же: помилуй мя. Сей же величашеся, вопия: Боже, благодарю Тя, и прочия безумныя глаголы…»

О Причастии на Сплошной седмице

Часто на эту седмицу приходятся именины, так что именинники именинницы наверняка захотят приступить к Святым Тайнам.

Вот как советует готовиться к Причастию на сплошной седмице  протоиерей Максим Козлов:

«Руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается– то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне Причащения.

Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя».

А вот какое наставление по поводу причащения без поста опубликовано на сайте Троицкого храма что на Воробьевых горах:

Недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин».

Понятно, что желанием причаститься в этот период является не стремление соединиться с Христом, а бегство от поста. Человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Сплошной седмицей, которая открывается глубокой притчей Евангелия о молитве и покаянии Церковь приучает своих чад к тому, что не «пища и питие» постные приближают к Богу, но чистое сердце, открытое Ему. Пост – лишь средство его очищения, которое в свое время и будет дано каждому – и начнется медленное восхождение к Пасхе.

Наталья Сазонова

Молитвословия в неделю о мытаре и фарисее

Их слышим накануне воскресного дня — за всенощной в субботу вечером по 50-м псалме:

  1. Слава, глас 8: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: / но я́ко щедр, очи́сти / благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.
  2. На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, / сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, / и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: / но Твои́ми моли́твами / изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.
  3. Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й, / и по мно́жеству щедро́т Твои́х, / очи́сти беззако́ние мое́.
  4. Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости.

Кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 4

Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания,/ и мытаре́ве научи́мся высоте́ глаго́л смире́нных,/ покая́нием взыва́юще:/ Спа́се ми́ра,\ очи́сти рабы́ Твоя́.

Ин кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 3

Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви,/ и к Нему́ присту́пим гре́шнии, я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся,/ нас бо ра́ди воплоти́ся, Бог сый,\ Отцу́ Собезнача́льный.

Советуем почитать:

  1. Евангелие от Луки. Глава 18.
  2. Макаров Е.Е. Мытаря и фарисея неделя // Православная энциклопедия. Т. 48.
  3. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово в неделю мытаря и фарисея.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

С 18 по 23 марта — первая седмица Великого поста: информация о службах в храме и трапезах по ТипиконуС 18 по 23 марта — первая седмица Великого поста: информация о службах в храме и трапезах по Типикону

0 Comments
Первая неделя Великого поста

Первая неделя (седмица) Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Богослужения Человек, который решил поститься, прежде всего озабочен составлением меню. Но начать надо не с постных рецептов… Верующие, имеющие опыт пощения, советуют новичкам не пренебрегать великопостными церковными службами, на которых читается Великий покаянный

Великопостный навигатор-2024

3 мая — Великая Пятница Страстной недели: события, службы в храме, значение3 мая — Великая Пятница Страстной недели: события, службы в храме, значение

0 Comments
Страстная Пятница

Самый скорбный день года, время, когда, кажется, сама природа замирает – как было тогда, в момент смерти Господа, когда померкло солнце, «восколебалась» земля. Такова Великая Пятница. События Страстной Пятницы Почему так называется этот день? Потому, что он стал временем казни Иисуса Христа: зная о Его

Великопостный навигатор-2024

В какие дни посещать храм: все 7 седмиц Великого поста с названиями, графиком богослужений и краткими пояснениямиВ какие дни посещать храм: все 7 седмиц Великого поста с названиями, графиком богослужений и краткими пояснениями

0 Comments
Недели, седмицы и праздники Великого поста

7 недель продолжается Великий пост – это самый длительный за весь церковный год период воздержания.  Каждая седмица наполнена особым смыслом. Когда заканчивается Великий пост Окончанием Великого поста считается Христово Воскресение, которое придется в 2024 году на 5 мая. Постное делание, начавшееся в понедельник, 18 марта

Великопостный навигатор-2024

Что можно кушать 7 недель до Пасхи: Календарь питания Великого поста по дням для мирянЧто можно кушать 7 недель до Пасхи: Календарь питания Великого поста по дням для мирян

0 Comments
Великий пост-2024: Календарь питания по дням

Великий пост в 2024 году длится 48 дней, он начинается 18 марта и заканчивается в субботний день накануне Пасхи — 4 мая. В это время православные накладывают на себя добровольную аскезу, которая затронет все стороны их жизни, чтобы способствовать духовному росту. Детали здесь. А эта

Великопостный навигатор-2024

Огонь четверговой свечи в православииОгонь четверговой свечи в православии

0 Comments
Четверговые свечи

Первое богослужение Страстной Пятницы начинается накануне – вечером Великого Четверга. Тогда в храме читается 12 фрагментов из Евангелий, называемых «Страстными» (детали). Свидетельствуя свою верность Христу, церковный народ стоит в это время с горящими свечами. Что это Это и есть та самая свеча, с которой верующий

Великопостный навигатор-2024