Написанное Апостолом Матфеем, по первоначальному замыслу, для христиан из иудеев, Евангелие, переведенное на многие языки, давно «разобрано на цитаты», многие из которых употребляются даже неверующими людьми не только вне контекста, но даже без понимания их изначального смысла. Разбираем суть самых популярных фраз.
«Блаженны нищие духом»
Это – первая из Заповедей Блаженства. Она означает, что, подобно нищему в смысле материальном, верующий, как ничего не имеющий духовно, во всем полагается на Бога и именно это дает ему истинные спокойствие и счастье – «блаженство».
«Не мечите бисер перед свиньями»
Зачастую это произносят люди, не желающие вести беседу о серьезных вещах с людьми некомпетентными, не понимающими сути и потому не могущими в должной мере оценить то, что будет говориться.
Однако, Христос имеет ввиду, что не следует говорить о Царстве Небесном с людьми, которые привержены земному: так животные, видя драгоценный бисер, думают, что это – пища, а увидев, что обмануты, готовы даже растерзать дающего. Сам же бисер как сокровище они оценить неспособны – подобно этому и люди неверующие далеки от того, чтобы впустить в свою жизнь Бога.
«Не мир принес Я вам, но меч»
Христос имеет ввиду, что истина Небесного Царства не терпит компромиссов: нельзя быть «немножко христианином», и либо ты принимаешь Господа, либо нет. В противоположность ожиданиям иудеев, мнивших, что Мессия водворит всеобщий мир, Господь утверждает: не может быть «мира», компромисса между Ним и приверженностью земному, и всякому необходимо делать выбор.
«Последние станут первыми»
Это – непрямая цитата, оригинал же ее звучит так:
«Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:30).
Эти слова Христа – отвержение человеческого суда и критериев «праведности». Зачастую человек внешне всем отверженный, по-видимому – грешный, своим смирением открывает себе врата в Небесное Царство, а мнящий себя праведником со своей праведностью и остается, ведь гордость затмевает ему Бога.
«Кесарю кесарево, Богу Богово»
Слова сказаны Христом в ответ на, по сути, провокацию: иудеи пожелали узнать, нужно ли, по Его мнению, платить подати римскому императору (кесарю). Если бы Христос ответил, что платить язычнику – нечестиво, Его бы обвинили в бунте против римской власти, а если бы повелел платить – сказали бы, что Он предатель народа. Господь же, указав на изображение кесаря на монете, сказал, что нужно отдать «кесарю кесарево», но к духовной жизни это не отношения не имеет, ибо никто не принудит верующего не воздать и «Божие Богу».
С этого времени и до наших дней христианство «выносит за скобки» любые проблемы политики, устройства государства, отношения к власти, не придерживаясь ни демократии, ни монархии, ни еще какой бы то ни было политической системы, ибо «кесарево» должно оставаться в миру, а самое главное – единение души с Богом.
«По делам их узнаете их»
Так Господь говорит о лжепророках последних перед Его Вторым Пришествием времен – но также вообще о людях и их вере, которая всегда проявляется в действиях, делах. И как бы ни говорил человек о своем благочестии, образ его жизни, отношение к ближним скажут больше всяких слов.
«И враги человеку – домашние его»
Вот как выглядит эта цитата в оригинале, в 7 главе прор. Михея, который сокрушается о падении нравов народа Израиля:
«Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его».
Христос же, произнося эти слова, имеет ввиду скорбь христиан в среди мира: они будут не поняты самыми близкими людьми, их вера будет вызывать даже агрессию. А вот как почти через 2000 лет скажет об этом современный проповедник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), описывая знакомые очень многим ситуации:
«Вот вы, видя несчастие у своих ближних (детей, мужа, родных), спешите в храм, зная, что только молитвой можно помочь им, а те, за которых вы только что молились со слезами, встречают вас дома потоками брани или гневными взорами, раздраженным тоном только за то, что вы на несколько часов оторвались от нескончаемого потока суетных дел по дому.
Как больно и горько сердцу!
Вы дорожите святынькой, хранящейся в доме: иконкой-благословением. Евангелием, святой водичкой – и какими словами можно передать душевную муку, когда однажды, придя домой, видите полное разорение дорогого уголка – над вашей святыней надругались самые близкие вам люди!
Вы бескорыстно, по чувству жалости и сострадания, ради Христа, помогли кому-то своим трудом, а вас оклеветали, беспощадно обвинив в корысти, в нечестности, заподозрили невесть в какой грязи… Как тяжело перенести такую клевету!»
«Будьте как дети»
Эта расхожая фраза также – непрямая цитата. А вот как звучат слова Христа:
«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Господь, конечно, не призывает уподобиться детям в неразумии, но говорит о детском доверии Богу, предании себя в Его руки, которое одно и ведет в Небесное Царство, недостижимое личными усилиями самого человека.
«В чем застану, в том и сужу»
Думать, что эта фраза взята из Евангелия от Матфея – неверно. Она относится к числу так называемых «аграф», то есть изречений Господа, которые передавались христианами изустно, но в Евангелие не вошли. В частности, эти слова встречаются у св. Иустина Философа, жившего во II в. – он приписывает их Христу, возможно, основываясь на древних преданиях. Слова же Господа в передаче св. Матфея звучат так:
«Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42).
Речь здесь идет о Страшном Суде.
«Возлюби ближнего своего…»
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).
Тема любви к себе стала неотъемлемой частью жизни. Как себя полюбить? — часто задаваемый вопрос. Но как это сочетать со грехом самолюбия? Сложность и путаница в этом вопросе возникает по той причине, что есть в Евангелии слова Христа: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) и есть огромный пласт аскетической литературы, в которой постоянно подчёркивается, что «самолюбие» или «себялюбие» является страшным грехом и корнем всех зол. Расставил всё по местам иеромонах Ефрем (Метс).
«Эффект Матфея» – термин из притчи о талантах
Такое название американский социолог Р.Мертон дал принципу, когда тот, кто имеет преимущества (будь то деньги, способности, научные успехи) продолжает их приумножать, тогда как человек неуспешный таковым и остается. «Эффект», по мнению Мертона, описан в притче Христа о талантах:
«… ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29)
Критики Мертона утверждают, что:
- название «эффекта» некорректно, так как слова произнесены Господом, а Матфеем лишь записаны;
- сам смысл притчи глубок и относится, прежде всего, к духовным дарованиям, а не к земным сиюминутным успехам; в психологии, например, принято считать, что настрой человека на успех (часто определяемый самим успехом!) действительно «половина дела»; но все же притча – не о настрое.
Поэтому если речь идет о том, как применять в жизни «эффект Матфея», можно сказать, что ни один человек не рождается в мир «просто так», о каждом имеется Божий план, и всякому даются дарования – таланты – по его силе. Исполнить волю Божию о себе – задача христианина, а потому данные ему дары, каковы бы они ни были, нужно использовать во славу Божию, а не «зарывать в землю» или прятать.
***
И все же Евангелие следует читать полностью, а не цитатами.
Так говорит Златоустый святитель.
У святого Матфея максимально подробно излагается Нагорная проповедь Спасителя – именно текст Заповедей Блаженства по Матфею (а не его более краткая версия Евангелиста Луки) звучит в наше время за литургией. А потому — читаем, вникаем, очищаем ум.
Читайте также:
- И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь!
- «Ешь, пей веселись» — кошмарную притчу для ушей бизнесменов разобрал иеромонах Ефрем (Метс)