------------------- Иоанн Златоуст
Православие сегодня Жития в фактах Иоанн Златоуст: житие святителя в фактах, основные идеи и труды святого отца Церкви — главное

Иоанн Златоуст: житие святителя в фактах, основные идеи и труды святого отца Церкви — главное

2 комментария
Иоанн Златоуст

Литургия, названная именем святителя Иоанна Златоуста, служится большую часть дней церковного года. Только дошедшие до нас его проповеди составляют более десятка томов. Многие историки полагают, что это – лишь малая часть наследия святого. А еще он известен тем, что пострадал… от христиан, единоверцев.

Кто он, чем прославился Иоанн Златоуст

Один из святых, которых церковь называет «отцами», ввиду того, что:

  • в их трудах сформулированы основные догматы веры, а также основы нравственности, аскетического делания христиан;
  • жизнь их самих является примером нравственного и аскетического подвига, на котором учатся духовной жизни многие поколения верующих.

Годы жизни святого – 347-407 гг., причем время его рождения определяется приблизительно, а вот год смерти святителя известен точно, и даже дата – 27 сентября. О том, где родился св. Иоанн, известно, что это был знаменитый с древности город Антиохе, куда христианство было принесено Апостолами, а первые верующие именно здесь впервые стали именоваться «христианами».

Иоанн Златоуст родился на территории Анталии

Где родился Иоанн Златоуст

Место жизни семьи святого сегодня существенно изменилось: теперь это город в южной части Турция, и с момента арабского завоевания этих земель называется он Анталья.

Память кончины святого выпадает на праздник Воздвижения Креста Господня, поэтому день Иоанна Златоуста отмечается спустя месяц, 26 ноября. Кроме того, известны два других дня его памяти:

Великого отца Церкви почитают и католики. Они отмечают память святителя 13 сентября.

Основные идеи

В отличие, например, от свтт. Василия Великого, Григория Богослова, которые сформулировали важнейшие догматы веры (например, о Христе как Богочеловеке, о Святой Троице), св. Иоанн – проповедник, полемист с еретиками, толкователь Писания. Он предназначает свои проповеди не для ученых богословов, а для простого, зачастую малообразованного народа. Он призывал свою паству:

  • веровать «в простоте сердца», не пытаясь умом познать высокие богословские истины, не возносясь своими знаниями, но доверяясь Богу;
  • вести истинно христианскую жизнь.

Именно исходя из этих идей многие проповеди Златоуста посвящены вопросам нравственности, соблюдения заповедей Христа. А его толкования Писания часто называют «историческими» (кстати, это метод так называемой Антиохийской – откуда родом святитель – богословской школы).

К примеру, толкуя Евангелие от Матфея, святой подробно объясняет, какими историческими причинами вызвано начало этого текста с «родословия Иисуса Христа», какова была историческая обстановка этого времени.

20 интересных фактов из биографии свт. Иоанна Златоуста

  1. Отца Иоанна звали Секунд и он был военачальником. Он рано умер, и мать святого, Анфуса, осталась одна с двумя детьми.
  2. Мать всю жизнь была для Иоанна примером христианской жизни. Многократно получая предложения вторично выйти замуж, она твердо отклонила их все, посвятив себя воспитанию детей и молитве о муже. Ее чистая жизнь удивляла даже язычников.
  3. Усилиями матери Иоанн получил блестящее образование. Он изучал философию, риторику, будучи лучшим учеником знаменитого оратора Ливания.До прихода в Церковь Иоанн был блестящим адвокатом, и мог сделать прекрасную карьеру.
  4. По распространенному обычаю тех лет, Иоанн был крещен взрослым. Крестил его епископ Мелетий, видя в молодом человеке будущего священнослужителя.
  5. Иоанн мечтал стать монахом, но от этого его удержали просьбы нуждавшейся в заботе матери и то, что епископ Мелетий не благословил своему духовному сыну подвизаться в пустыне. Так через людей действовал Божий Промысел, готовивший Иоанну иную дорогу.
  6. Около 374 г. Иоанн (после кончины матери) все же ушел в пустыню – но через 4 года стало окончательно ясно, что Господь желает Своему рабу иного поприща, чем монашеское: ввиду проблем со здоровьем, Иоанн должен был вернуться в мир.
  7. В 386 г. Иоанн принял сан священника. Послушанием, которое наложил на него епископ Мелетий, стали проповеди в храме. Вероятно, с этого времени за ним утвердилось прозвание, с которым он вошел в историю – и в церковный календарь. Согласно преданию, во время одной из его речей некая женщина во всеуслышание воскликнула: «Духовный учитель, а лучше назову — Иоанн Златоустый, колодезь святого твоего учения глубок, а вервия ума нашего коротки и не могут достичь глубины его». Так народ начал называть Иоанна «Златоустом» или «Хризостомом» (по-гречески). А сам проповедник, со смирением приняв мягкий упрек слушательницы, отныне старался говорить максимально просто и понятно, так, чтобы речь его была ясна даже для совсем необразованного человека.
  8. К 397 г., когда скончался Константинопольский архиепископ Нектарий, слава проповедника из Антиохии достигла уже столицы империи. По инициативе императора Аркадия, верующих, духовенства – но также вопреки воле ряда священников и даже некоторых архиереев, Иоанн был избран на архиепископский престол Константинополя.
  9. Уже в первые годы архиерейского служения проявилось еще одно качество Иоанна – совершенная бескомпромиссность, когда дело касалось вопросов веры и нравственности. Ему неоднократно приходилось запрещать в служении недостойных священнослужителей, обличать пороки власть предержащих и народа. Современники пишут, что святой не раз «с дерзновением» «советовал подобающее императору и императрице».
  10. Главным врагом святителя стала императрица Евдоксия – по общему мнению историков именно она была фактической правительницей страны при слабом и пассивном императоре Аркадии. Другим недоброжелателем святого был Александрийский епископ Феофил, в свое время сам намеревавшийся стать Константинопольским архиереем.
  11. Иоанна дважды изгоняли под предлогом надуманных обвинений: после так собора на царской вилле «При дубе» (403 г.), когда его удалили в ссылку, архиерей пребывал близ города Никомидия, и в 404 г. – сначала в Армению, затем – в Пифиунт (сейчас – Пицунда, Абхазия).
  12. После первого изгнания он был возвращен на кафедру по требованиям церковного народа. Епископ Феодорит Кирский пишет также, что после удаления архиерея в Константинополе случилось сильнейшее землетрясение, а царскую семью постигли несчастья. Однако, блж. Феодорит – единственный автор, сообщающий об этих событиях, оно не имеет подтверждений в других источниках.
  13. Второе изгнание было связано с открытым конфликтом с императрицей из-за захваченного ею виноградника одной вдовицы, что вызвало негодование прямого и честного архиерея. Теперь Иоанн «советовал подобающее» уже публично, во время проповеди, фактически открыто сравнив Евдоксию и нечестивой Иродиадой, женой царя Ирода, который в свое время повелел убить св. Иоанна Крестителя по наущению женщины. Вскоре Иоанн был запрещен в служении, а затем выслан в Армению, в город Кукус.
  14. Иоанн обращался в поисках защиты не только к Папе Римскому, Иннокентию, который не раз указывал императору Византии на незаконность обвинений. Однако, голос разума не был услышан, а папские послы – выдворены из Византии.
  15. Новое изгнание святителя сопровождалось новыми Божиими прещениями: по свидетельствам многих современников, в Константинополе неожиданно выпал очень крупный град, а спустя 4 дня умерла императрица Евдоксия.
  16. Несмотря на явные знамения гнева Божия, император не только не вернул святителя, но и распорядился отправить его в более отдаленное место – Пифиунт. Сложности пути, зимний холод, которые пришлось переживать уже больному святителю, привели к тому, что его здоровье не выдержало: на пути к Пифиунту он умер в Команах в 407 г.
  17. О том, как умер святитель, известно, что перед кончиной он успел принять Причастие, а отошел ко Христу после молитвы, которую, по своему всегдашнему обычаю, закончил словами: «Слава Богу за всё!»
  18. После изгнания Иоанна в Константинополе и родной для святителя Антиохии образовался церковный раскол: сторонники святого отказались признавать новых епископов, за что и получили именование «иоаннитов».
  19. Святитель оставил более 900 сочинений – проповедей, толкований Библии, Евангелия, писем. Это больше, чем кто-либо из отцов Церкви
  20. Известность Златоуста такова, что его иногда путают с другим святым, Апостолом Иоанном, и называют Иоанном Богословом. Однако, этим именованием Церковь называет лишь любимого ученика Христа, жившего почти за 400 лет до Златоуста, а также еще двух святых отцов – свт. Григория и св. Симеона Нового Богослова.

Наследство: книги, литургия, цитаты

Сочинения святого в основном представляют собой его проповеди, записанные духовными детьми и впоследствии отредактированные самим автором. Таковы, например:

  • проповеди, посвященные Книге Бытия;
  • беседы на псалмы;
  • толкования на книгу Иова, а также многие другие тексты Ветхого Завета;
  • толкование на Евангелия от Матфея и Иоанна;
  • проповеди, посвященные обязанностям духовенства и сути его служения;
  • катехизические беседы с готовящимися ко Крещению.

Кроме того, сохранилось множество посланий святителя: как личного характера, например, письма к Олимпиаде, диакониссе и духовной дочери, написанные незадолго до ссылки и во время нее.

Наконец, святителю приписывается последование божественной литургии – хотя историки богослужения полагают, что сам текст литургии, конечно, имеет многих авторов, в том числе – живших столетиями позже Златоуста.

А вот некоторые из его высказываний:

  1. «Не тот человек у коего есть тело человеческое и голос человеческий; человек тот, у кого есть душа человеческая. Но о душе человеческой ничто так не свидетельствует, как любовь к слову Божию. Равным образом ничто так не обличает души скотоподобной и неразумной, как пренебрежете к слову Божию; таковым пренебрежением человек утрачивает самое достоинство человека»
  2. «Как доброе дело — помнить о своих грехах, так доброе же дело — забывать о своих добрых делах. Почему? Потому что памятование о своих добрых делах ведет нас к высокомерию, а памятование о грехах сокрушает и смиряет душу; то делает нас нерадивыми, а это делает ревностнейшими».
  3. «Бог не предписал нам ничего тяжкого. Отчего же заповеди Его кажутся тяжкими? От нашего нерадения. Как в том случае, если мы будем усердны, и кажущееся тяжким будет легко и удобно, так и в том случае, если мы будем нерадивы, и легкое покажется нам трудным».
  4. «Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле».

Икона

В древнерусском иконописном подлиннике (своего рода «инструкции», как должна выглядеть икона того или иного святого) лик святителя описывается так:

«Брада аки Космы Безсребренника, мало надсед, редка, власы на главе русы, мало курчеваты, чело высоко, морщевато, риза святительская…».

Златоуста пишут человеком средних лет, с короткими волосами и брадой, высоким лбом с залысинами – каким он, вероятно, и был при жизни.

Святитель Иоанн Златоуст

Свт. Иоанн Златоуст. Икона. XV в.

На Руси с XV-XVI вв. утверждается традиция помещать образ святого в иконостасе, в составе Деисусного чина: святитель пишется предстоящим Христу вместе с Богородицей, Апостолами. Так, например, выглядел иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.

Иоанн Златоуст: житие святителя в фактах, основные идеи и труды святого отца Церкви - главное

Иконостас Благовещенского собора иконы 15-17вв

Почитание

Православный мир знает более 160 храмов святого, более 140 из которых находятся в России. Одна из самых знаменитых церквей святителя – в селе Годеново недалеко от города Переяславль-Залесский. Она возведена в 1794 г. и известна как:

  • храм, который не закрывался никогда, избежав волны ликвидации церквей советских лет;
  • место, где хранится явленная в 1423 г. реликвия, Распятие, известное как Годеновский крест.

Святому также посвящен монастырь в Абхазии, где, по многим преданиям, святитель окончил земной путь;

В России также известны:

  • город на Урале, Златоуст, названный так в честь святого; здесь также есть ему памятник, открытый в 2004 г.
  • носивший его имя броненосец, корабль русского флота начала XX в.;
  • издательство в Москве, также названное в честь святого; оно действовало до 2017г.

Кроме г. Златоуста памятник святителю с 2021 г. есть в Ялте.

Где похоронен

Известно, что могила святого находилась в Каманах. Долгое время его, как находящегося под церковным прещением, не поминали за литургией, и лишь с 428 г. это, наконец, стало возможным, благодаря многим почитателям святителя, которые добились справедливости. А спустя еще 10 лет свт. Прокл Константинопольский, ученик свт. Иоанна, убедил императора Феодосия II (сына Аркадия и Евдоксии) перенести останки святого в Константинополь.

Поклонившись гробу святителя, царь просил у него прощения за неразумие отца и матери. Считается, что с этого момента происходит фактически канонизация Златоуста.

Мощи

До 1204 г. мощи святого находились в Константинополе, после чего были вывезены крестоносцами в Рим. В 2004 г. честные останки возвращены Константинопольской Патриархии. Сейчас часть мощей находится в церкви св. Георгия в Стамбуле, другие части – в различных монастырях Святой Горы Афон и греческих храмах.

Мощи святителя Иоанна Златоуста

Ухо! Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста (Ватопед)

«Википедия» указывает также, что часть главы святого также хранится в Храме Христа Спасителя в Москве.

Есть часть мощей и у католиков:  в Венеции в церкви, посвященной святому.

Команы в Абхазии

Жители этого селения в 15 км от Сухума считают, что именно здесь был похоронен великий святитель. В Команах действует мужской монастырь, посвященный ему.

Иоанн Златоуст: житие святителя в фактах, основные идеи и труды святого отца Церкви - главное

Каманы (Команы). Каманский мужской монастырь Иоанна Златоуста.

И, хотя святой молится о любящих его людях и им, конечно, воздается по их вере, историки сомневаются, что могила Златоуста находилась именно здесь – хотя бы потому, что название Команы – позднего происхождения.

Каманы, гроб Иоанна Златоуста

Абхазия. Каманы. Пустая гробница святого Иоанна Златоуста

Поэтому многие полагают, что умер святители в городе Команы в провинции Понт. Ныне этот город не существует, его на месте его – турецкая деревня Гюменек.

«Его и ему»: молитвы

Кроме литургии, святитель – автор нескольких молитв. Некоторые из них можно прочитать в собраниях его сочинений, например, краткую «Молитву Иоанна Златоуста, когда бывает намерение читать, или слушать другого, читающего». Но самые известные моления авторства святителя – 24 (по часам дня) коротких моления из вечернего правила христианина. Свт. Феофан Затворник писал о них:

«Назначение кратких молитовок – способствовать собранию мыслей и трезвению. Сила не в словах, а в чувстве к Богу. Оно скоро образуется у трудящихся над молитвою. Вот это и есть умная молитва. Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его… Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов».

Кроме того он – автор ряда молитв к Причащению.

Самому же святителю молятся:

  • о спасении от несправедливых гонений;
  • об укреплении духа во время бедствий, при нападении врагов;
  • об укреплении веры;
  • о помощи учащим и учащимся.

И, конечно, к нему с особенным трепетом обращаются христиане перед Причастием на литургии, которая составлена им. Благодарят святого и после Причастия – краткие тропари в его честь следуют после благодарственных молитв Господу. Так великий святитель, чья многотрудная жизнь окончилась более 1500 лет назад, по-прежнему близок тысячам людей.

Наталия Сазонова

Молитвы свт Иоанну Златоусту

Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8

  1. Уст твои́х я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть,/ вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́./ Но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,// моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
  2. Перевод: Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.Кондак святителю Иоанну Златоусту, глас 6
  3. От Небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу,/ Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко Боже́ственная явля́я.
  4. Перевод: Принял Ты с небес Божественную благодать и устами твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, Божественное изъясняющий
  • ВеличаниеВелича́ем тя,/ святи́телю о́тче Иоа́нне,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас/ Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва 

О святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́, сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется.

Мы же, гре́шнии (имена), по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, но быва́ем тщесла́вии, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще; сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются.
Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку зло́бу, недоброжела́тельство, го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное невозбра́нно пребу́дем, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́: сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется.

Ты еси́ отроко́м — послуша́ния о́браз, ю́ным — целому́дрия свети́ло, муже́м — трудолю́бия наста́вник, ста́рым — незло́бия учи́тель, и́ноком — воздержа́ния пра́вило, моля́щимся — вождь от Бо́га вдохнове́нный, му́дрости и́щущим — ума́ просвети́тель, вити́ям доброглаго́ливым — сло́ва жива́го исто́чник неисчерпа́емый, благотворя́щим — милосе́рдия звезда́, нача́льствующим — правле́ния му́драго о́браз, пра́вды ревни́телем — дерзнове́ния вдохнови́тель, пра́вды ра́ди гони́мым — терпе́ния наста́вник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спасе́ши.
Над все́ми же си́ми стяжа́л еси́ любо́вь, я́же есть сою́з соверше́нства, и то́ю, я́ко си́лою Боже́ственною, вся дарова́ния во еди́нем лице́ твое́м во еди́но совокупи́л еси́, и ту́южде любо́вь, разделе́нная примиря́ющую, в толкова́нии слове́с апо́стольских всем ве́рным пропове́дал еси́. Мы же гре́шнии, по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще: сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются.
Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми, отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное бу́дет, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

2 thoughts on “Иоанн Златоуст: житие святителя в фактах, основные идеи и труды святого отца Церкви — главное”

  1. Александр:

    «Память кончины святого выпадает на праздник Воздвижения Креста Господня, поэтому день Иоанна Златоуста отмечается спустя месяц, 26 ноября.»
    Спустя месяц это 27 ОКТЯБРЯ, а не 26 НОЯБРЯ!!!

    1. Приветствуем вас, Александр! Автор имел в виду, что один месяц пропустили и назначили празднование памяти на другой. Внимание тут на то, что обычно память святого празднуется в день окончания его земного пути, в этом случае иначе и именно в связи с праздником Крестовоздвижения. За замечание благодарим, делаем выводы: будем избегать выражения, которые понимаются двояко. Спаси Господи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе): житие и предсказания грузинского святого времен СССРПреподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе): житие и предсказания грузинского святого времен СССР

0 Comments
Преподобный Гавриил Ургебадзе: святой старец Грузии

Будущий святой старец Гавриил Ургебадзе родился в неверующей семье, но уже с детства принял решение стать монахом. Его не раз арестовывали, запирали в психбольнице, запрещали в служении. Но он же позже говорил о своих гонителях и не только о них: «Ненавидьте зло. Человека же, творящего

Жития в фактах

Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)Убийство Бориса и Глеба, святых сыновей князя Владимира: как это было (официальная версия и альтернативные)

0 Comments
Борис и Глеб: житие

Борису и Глебу суждено было стать первыми святыми, прославленными совсем недавно появившейся Русской Церковью. Их жития со временем «обросли» легендарными подробностями, а вот подвиг – так и остался не понят многими поколениями потомков. В чем нравственный подвиг братьев, кто их убил и почему последние десятилетия

Жития в фактах

Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?Угличское дело царевича Дмитрия закрыто?

0 Comments
Дмитрий Угличский

День памяти благоверного царевича Димитрия Угличского — 28 мая (дата смерти в 1525 г). 16 июня 1606 года совершилось перенесение его мощей из Углича в Москву.  Это святой с драматической судьбой при земной жизни – и еще более сложной по смерти, когда его стали именовать

Жития в фактах

Святой князь, младший сын Александра Невского и прадед Дмитрия Донского — Даниил МосковскийСвятой князь, младший сын Александра Невского и прадед Дмитрия Донского — Даниил Московский

0 Comments
Даниил Московский - святой князь

Благоверный князь Даниил Московский известен не так широко, как другие чтимые святые, а почитание стало складываться не более 300 лет назад. Ныне же в монастырь, хранящий его мощи, идут и идут люди, прося помощи и поддержки. Святой Даниил Московский – кто он и что сделал

Жития в фактах

Кто такой преподобный Иоанн Лествичник и кому нужна его лестница в Небеса сегодняКто такой преподобный Иоанн Лествичник и кому нужна его лестница в Небеса сегодня

0 Comments
Иоанн Лествичник - что значит имя

Его главный труд давно стал настольной книгой монахов – собственно, для них она и была написана. Мирянину же высоты духа, на которые зовет подняться прп. Иоанн Лествичник, кажутся недосягаемыми. Но так ли? И случайно ли вся Церковь – а не только монашествующие – в четвертый

Жития в фактах