В церковном календаре, когда речь идет о времени перед Великим Постом, нередко можно встретить непривычные современному человеку слова «мясопуст», «сыропуст». А разное значение слова «неделя» в современном русском и славянском языках довершает путаницу и непонимание: например, что имеется ввиду под мясопустной неделей? А седмицей?
Значения слов
Они встречаются в самых разных письменных памятниках прошлого – от богослужебных книг до княжеских грамот. Попробуем разобраться.
Воскресенье или 7 дней?
Проще всего с «неделей»:
- современные люди называют так 7 дней с понедельника по воскресенье;
- наши же предки «неделей» называли воскресный день (малую Пасху, память Воскресения Христова); столь значимый день был, конечно, не последний, а – первый на «седмице»; смысл этого слова понятен и без перевода – это те самые 7 дней, только начало их – в воскресенье, а последний день седмицы – суббота.
Непривычно? Может быть, но понять можно. Ведь, например, всем известное название понедельника как раз и имеет ввиду, что это второй день седмицы – «по неделе» или «после недели».
Прощание с мясом или…
Со словом «мясопуст» несколько сложнее. Само это слово, вероятно, результат трудов переводчиков христианских текстов на славянские языки –которые трудились еще в IX в. Современные лингвисты считают, что это может быть буквальный подстрочный перевод:
- греческого «Ἀπό-κρεω» («апо-крео»), то есть «мясо отпускаю»;
- или латинского «carnis privium», эти слова имеют то же значение.
Но что значит – «отпускаю» мясо, или как бы «прощаюсь» с этой пищей на время поста? Ведь под «прощаться» может иметься ввиду совсем разное: например,
- «прощание» может быть более продолжительным, когда наступает период вкушения мяса перед долгим временем воздержания от него;
- а можно понимать «мясопуст» как «прощание» состоявшееся, то есть вообще отказ от мясной пищи.
Как понимали его наши предки? Очень по-разному. Отсюда и разноречивые трактовки понятия «мясопуст» историками и лингвистами:
- например, автор трехтомного словаря церковно-славянского языка И.И.Срезневский (нач. XX в.) находил в древнерусских источниках такие понимания мясопуста, как «допущение в пищу мяса», «воскресный день перед началом Сырной седмицы» и… «Великий Пост», ведь тогда совсем не употребляется мясное; действительно, в древних грамотах можно встретить обозначение этого поста как «мясопущи»;
- В.И.Даль, составитель знаменитого «Толкового словаря» понимал под мясопустом как запрет на мясное, так и «мясное заговенье» перед Масленицей, то есть воскресный день;
- а в многотомном «Словаре русского языка XI-XVII вв.» приводятся, на основании письменных источников времен Древней Руси, такие значения слова, как «период перед Масленицей», когда можно есть мясо, а также «воскресный день перед ней» и, наконец, сама Масленица и весь Великий пост тоже.
«Отпускаем» сыр и не только
Значение слова «сыропуст» более однозначно. Чаще всего в письменных источниках так именуют последний воскресный день (как мы уже выяснили, «неделю») перед Великим Постом. Кроме того, иногда можно встретить понятие «сыропустная седмица», когда, подобно как это было с мясом, православные отпускают не только «сыр», но вообще молочные продукты и яйца – это последняя перед постом седмица, когда благословляется их вкушать.
Что говорит церковный Устав сейчас?
К настоящему времени:
- в ходу старославянские понятия «неделя» (воскресенье) и «седмица»;
- мясопустом могут называть как день, когда последний раз разрешено мясо, так и предшествующие ему семь дней;
- под сыропустом понимается разрешение на скоромное (кроме мяса) семь дней перед началом Великого Поста, а также воскресенье перед самим Постом – «Неделя сыропустная», известная также, как Прощенное воскресенье.
Когда еще бывает Мясопуст?
Его также называют «малым». Он предшествует Апостольскому, или Петровскому посту, начинается с праздника Святой Троицы, а продолжается до Недели всех святых, воскресного дня, после которого начинается пост. Две мясопустных седмицы отличаются степенью воздержания:
- седмицей перед Великим Постом разрешено мясное, но есть также два постных дня, среда и пятница; при «Малом Мясопусте» седмица до Петрова Поста «сплошная», постных дней не имеющая;
- после «Великого Мясопуста» следует еще «Сырная седмица», разрешена другая, кроме мяса, скоромная пища; а вот после сплошной «мясопустной» седмицы перед Петровским постом время воздержания начинается сразу, с понедельника – впрочем, и пост этот легче телесно, чем Великий.
Когда еще в году бывает Сыропуст?
Никогда. «Сырная седмица», когда уже действует запрет на мясо, но разрешена другая скоромная пища, бывает только перед началом Великого Поста.
В чем смысл мясопуста и сыропуста?
Если говорить об этих двух следующих друг за другом седмицах перед Великим Постом, то сейчас их смысл для христиан – мягкая подготовка тела к будущему постному воздержанию, чтобы вхождение в него не было резким и одномоментным, да и душа приучалась постепенно отказываться от вкусных снедей. Но обе седмицы имеют свою историю.
Мясопуст: царь и народ
Мудрая традиция «мясопуста» и «сыропуста» установилась не сразу. Например, в 546 г., как писал в одном из своих исторических сочинений прп. Феофан Исповедник (IX в.), «произошло разногласие» церковного народа с императором Юстинианом Великим: Церковь установила запрет на мясо после Мясопустной седмицы, а император повелел мясо все же продавать.
Решение правителя обернулось не только конфузом для него, но и немалыми убытками торговцев:
«Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел», слушаясь Церкви больше, нежели светской власти.

Постный рынок старой Москвы — Всемосковский грибной торг
Обет императора
Есть своя история и у Сырной седмицы. Ее рассказывает Синаксарь (положенное в храме чтение – традицию эту сейчас соблюдают, как правило, в монастырях) на субботний день этой седмицы. Согласно преданию, которое известно Церкви, в VII в. византийский император Ираклий вел изнурительную войну с царем персов Хозроем целых 6 лет. Перед одним из решающих сражений он дал личный обет не есть мяса всю седмицу до начала Великого Поста. Впоследствии Церковь ввела этот обычай в Устав и для всех христиан.
Сейчас имеющие опыт православные стараются во время «сырной седмицы» не столько о пище телесной (чтобы «заговеться» блинами и прочей разрешенной снедью на ближайшие 48 дней), сколько – стремятся прийти на богослужения, которыми Церковь готовит своих чад к будущему посту.
Так, среда и пятница седмицы, хотя и не постные дни, но литургии в это время не положено. Зато впервые – при почти пустых храмах, мало кто знает об этом! – за утренними службами звучит покаянная молитва прп. Ефрема Сирина, которая позже будет сопровождать христиан в течение всего поста.
Так, приготовившись телесно и духовно, можно вступить в Четыредесятницу, применяя к себе слова одного из ее песнопений:
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления…»
Наталья Сазонова
Советуем почитать
- Игумен Дионисий (Шленов) Дионисий (Шленов). Традиция масленицы или сырной седмицы в Византии.