------------------- Мясопустная неделя и сыропустная
Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 Мясопуст и сыропуст: что это такое и когда бывает — разбираемся и приводим в систему

Мясопуст и сыропуст: что это такое и когда бывает — разбираемся и приводим в систему

0 Comments
Мясопустная неделя и сыропустная

В церковном календаре, когда речь идет о времени перед Великим Постом, нередко можно встретить непривычные современному человеку слова «мясопуст», «сыропуст». А разное значение слова «неделя» в современном русском и славянском языках довершает путаницу и непонимание: например, что имеется ввиду под мясопустной неделей? А седмицей?

Значения слов

Они встречаются в самых разных письменных памятниках прошлого – от богослужебных книг до княжеских грамот. Попробуем разобраться.

Воскресенье или 7 дней?

Проще всего с «неделей»:

  • современные люди называют так 7 дней с понедельника по воскресенье;
  • наши же предки «неделей» называли воскресный день (малую Пасху, память Воскресения Христова); столь значимый день был, конечно, не последний, а – первый на «седмице»; смысл этого слова понятен и без перевода – это те самые 7 дней, только начало их – в воскресенье, а последний день седмицы – суббота.

Непривычно? Может быть, но понять можно. Ведь, например, всем известное название понедельника как раз и имеет ввиду, что это второй день седмицы – «по неделе» или «после недели».

Прощание с мясом или…

Со словом «мясопуст» несколько сложнее. Само это слово, вероятно, результат трудов переводчиков христианских текстов на славянские языки –которые трудились еще в IX в. Современные лингвисты считают, что это может быть буквальный подстрочный перевод:

  • греческого «Ἀπό-κρεω» («апо-крео»), то есть «мясо отпускаю»;
  • или латинского «carnis privium», эти слова имеют то же значение.

Но что значит – «отпускаю» мясо, или как бы «прощаюсь» с этой пищей на время поста? Ведь под «прощаться» может иметься ввиду совсем разное: например,

  • «прощание» может быть более продолжительным, когда наступает период вкушения мяса перед долгим временем воздержания от него;
  • а можно понимать «мясопуст» как «прощание» состоявшееся, то есть вообще отказ от мясной пищи.

Как понимали его наши предки? Очень по-разному. Отсюда и разноречивые трактовки понятия «мясопуст» историками и лингвистами:

  • например, автор трехтомного словаря церковно-славянского языка И.И.Срезневский (нач. XX в.) находил в древнерусских источниках такие понимания мясопуста, как «допущение в пищу мяса», «воскресный день перед началом Сырной седмицы» и… «Великий Пост», ведь тогда совсем не употребляется мясное; действительно, в древних грамотах можно встретить обозначение этого поста как «мясопущи»;
  • В.И.Даль, составитель знаменитого «Толкового словаря» понимал под мясопустом как запрет на мясное, так и «мясное заговенье» перед Масленицей, то есть воскресный день;
  • а в многотомном «Словаре русского языка XI-XVII вв.» приводятся, на основании письменных источников времен Древней Руси, такие значения слова, как «период перед Масленицей», когда можно есть мясо, а также «воскресный день перед ней» и, наконец, сама Масленица и весь Великий пост тоже.

«Отпускаем» сыр и не только

Значение слова «сыропуст» более однозначно. Чаще всего в письменных источниках так именуют последний воскресный день (как мы уже выяснили, «неделю») перед Великим Постом. Кроме того, иногда можно встретить понятие «сыропустная седмица», когда, подобно как это было с мясом, православные отпускают не только «сыр», но вообще молочные продукты и яйца – это последняя перед постом седмица, когда благословляется их вкушать.

Что говорит церковный Устав сейчас?

К настоящему времени:

  • в ходу старославянские понятия «неделя» (воскресенье) и «седмица»;
  • мясопустом могут называть как день, когда последний раз разрешено мясо, так и предшествующие ему семь дней;
  • под сыропустом понимается разрешение на скоромное (кроме мяса) семь дней перед началом Великого Поста, а также воскресенье перед самим Постом – «Неделя сыропустная», известная также, как Прощенное воскресенье.

Когда еще бывает Мясопуст?

Его также называют «малым». Он предшествует Апостольскому, или Петровскому посту, начинается с праздника Святой Троицы, а продолжается до Недели всех святых, воскресного дня, после которого начинается пост. Две мясопустных седмицы отличаются степенью воздержания:

  • седмицей перед Великим Постом разрешено мясное, но есть также два постных дня, среда и пятница; при «Малом Мясопусте» седмица до Петрова Поста «сплошная», постных дней не имеющая;
  • после «Великого Мясопуста» следует еще «Сырная седмица», разрешена другая, кроме мяса, скоромная пища; а вот после сплошной «мясопустной» седмицы перед Петровским постом время воздержания начинается сразу, с понедельника – впрочем, и пост этот легче телесно, чем Великий.

Когда еще в году бывает Сыропуст?

Никогда. «Сырная седмица», когда уже действует запрет на мясо, но разрешена другая скоромная пища, бывает только перед началом Великого Поста.

В чем смысл мясопуста и сыропуста?

Если говорить об этих двух следующих друг за другом седмицах перед Великим Постом, то сейчас их смысл для христиан – мягкая подготовка тела к будущему постному воздержанию, чтобы вхождение в него не было резким и одномоментным, да и душа приучалась постепенно отказываться от вкусных снедей. Но обе седмицы имеют свою историю.

Мясопуст: царь и народ

Мудрая традиция «мясопуста» и «сыропуста» установилась не сразу. Например, в 546 г., как писал в одном из своих исторических сочинений прп. Феофан Исповедник (IX в.), «произошло разногласие» церковного народа с императором Юстинианом Великим: Церковь установила запрет на мясо после Мясопустной седмицы, а император повелел мясо все же продавать.

Решение правителя обернулось не только конфузом для него, но и немалыми убытками торговцев:

«Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел», слушаясь Церкви больше, нежели светской власти.

 

Мясопуст и Сыропуст

Постный рынок старой Москвы — Всемосковский грибной торг

Обет императора

Есть своя история и у Сырной седмицы. Ее рассказывает Синаксарь (положенное в храме чтение – традицию эту сейчас соблюдают, как правило, в монастырях) на субботний день этой седмицы. Согласно преданию, которое известно Церкви, в VII в. византийский император Ираклий вел изнурительную войну с царем персов Хозроем целых 6 лет. Перед одним из решающих сражений он дал личный обет не есть мяса всю седмицу до начала Великого Поста. Впоследствии Церковь ввела этот обычай в Устав и для всех христиан.

Сейчас имеющие опыт православные стараются во время «сырной седмицы» не столько о пище телесной (чтобы «заговеться» блинами и прочей разрешенной снедью на ближайшие 48 дней), сколько – стремятся прийти на богослужения, которыми Церковь готовит своих чад к будущему посту.

Так, среда и пятница седмицы, хотя и не постные дни, но литургии в это время не положено. Зато впервые – при почти пустых храмах, мало кто знает об этом! – за утренними службами звучит покаянная молитва прп. Ефрема Сирина, которая позже будет сопровождать христиан в течение всего поста.

Так, приготовившись телесно и духовно, можно вступить в Четыредесятницу, применяя к себе слова одного из ее песнопений:

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления…»

Наталья Сазонова

Советуем почитать:

  1. Игумен Дионисий (Шленов) Дионисий (Шленов). Традиция масленицы или сырной седмицы в Византии.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Великим постом, когда не положено литургии, в храмах бывают Часы и Изобразительны. Простым языком о том, что это за служба+как совершаютВеликим постом, когда не положено литургии, в храмах бывают Часы и Изобразительны. Простым языком о том, что это за служба+как совершают

0 Comments
Великопостные Часы в храме

Опытные пастыри утверждают: чтобы по-настоящему ощутить Великий Пост, стоит посещать церковь не только по воскресным, но и по будним дням. Именно тогда совершаются особые богослужения, увидеть которые можно лишь в это время: Великое повечерие с Каноном Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров. А еще служба Часов,

Великопостный навигатор-2024

С 22 по 27 апреля — 6-я седмица Великого поста и Неделя Ваий — следом: праздники, богослужения и трапезы — оперативная сводкаС 22 по 27 апреля — 6-я седмица Великого поста и Неделя Ваий — следом: праздники, богослужения и трапезы — оперативная сводка

0 Comments
Шестая неделя Великого поста и Седмица ваий

В понедельник, 22 апреля — начало последней, шестой седмицы  Четыредесятницы — сорокадневного периода, установленного для борьбы с грехами и покаяния у православных. Далее — Страстная седмица — совершенно особый период года, когда христианин максимально сосредотачивается на событиях, связанных с последними днями земной жизни Иисуса Христа.

Великопостный навигатор-2024

Пост перед Пасхой — Великий: суть и правила 48-дневного воздержания+советы начинающимПост перед Пасхой — Великий: суть и правила 48-дневного воздержания+советы начинающим

0 Comments
Великий пост : начало и конец

Великий пост называют также «Святой Четыредесятницей». «Святой» потому, что это – время, когда всякий верующий, насколько возможно, откладывает земные попечения, чтобы приготовить душу к празднику Воскресения Христова. «Четыредесятницей» же Великий Пост называют из-за его сорокадневной продолжительности. Хотя, если быть точным, воздержание продолжается не 40, а

Великопостный навигатор-2024

17 апреля в православных храмах полностью прочитывается Великий покаянный канон Андрея Критского. О чем он?17 апреля в православных храмах полностью прочитывается Великий покаянный канон Андрея Критского. О чем он?

0 Comments
Покаянный канон Андрея Критского

Во многих храмах вечерние службы первых четырех дней Великого Поста переносятся на час позже, чтобы верующие смогли прийти на них после работы: ведь те, кто ведет регулярную церковную жизнь, стремятся прийти в эти первые дни Четыредесятницы вечером в храм, чтобы услышать Великий Канон – и

Великопостный навигатор-2024

22 марта, пятый день Великого поста: Литургия Преждеосвященных Даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме22 марта, пятый день Великого поста: Литургия Преждеосвященных Даров, молебен Феодору Тирону и освящение колива в храме

0 Comments
Освящение колива

Пятый день Великого Поста – особый. По окончании второй в этом году литургии Преждеосвященных Даров на средину храма выносится большой сосуд, наполненный зернами, вареными с медом, орехами, сухофруктами, и звучит канон мученику, жившему в далеком от нас IV в. – Феодору Тирону. Традиции освящения колива

Великопостный навигатор-2024