Слово «типикон» сейчас можно услышать применительно к церковному Уставу, то есть таким установлениям, которые обязательны для богослужебной жизни, а также определяют вообще внешнее устроение жизни христианина.
Этимология слова
«Типикон» происходит от греческого «τύπος», «типос», что значит «образец», а также «вид».
Что устанавливает Типикон
Устав регламентирует:
- порядок богослужений;
- образ жизни христиан.
Знаки Типикона
Специальные знаки, встречающиеся в церковных календарях объясняет 47 глава Типикона «О знамениях праздников великих, и средних, и малых». В литургическом смысле они указывают, с какой торжественностью следует совершать Богослужение конкретного праздника. В техническо-богослужебном смысле знак содержит информацию о наличии/отсутствии тех или иных корпусов Богослужения (напр.: чтение Евангелия на утрени или пение «Блажен муж»), наличии/отсутствии или кол-ве стихир, седальнов, антифонов, канонов и т.д.
Количество знаков, применяемых в Типиконе – 5, а количество служб, разделяемых по рангу – 6 (самая «непраздничная» служба никак не обозначается). Для изображения знаков используются два цвета – черный и красный.
Разделы Книги
Ныне действующий Устав – это две части, каждая из которых состоит ровно из 60 глав, таким образом, всего их 120:
- главы 1 части регламентируют богослужения, содержит дисциплинарные правила для монахов;
- 2 часть раскрывает особенности богослужений на «храмовые», или престольные праздники, если они выпадают, например, на дни Великого Поста или подготовки к нему, Пасхальный период, иные дни года.
Марковы главы
Это – раздел большой, занимающей до 700 страниц 48 главы из 1 части книги. Составление «глав» предание приписывает монаху Святой Горы Афон Марку. Они представляют собой подробные объяснения порядка служб в тех случаях, когда «неподвижные» церковные праздники совпадают с датами «переходящих», то есть таких, дата которых изменяется год от года в зависимости от празднования Пасхи.
Так как вариантов подобных совпадений – десятки, именно из «Марковых глав» служитель Церкви узнает, каков порядок служб в каждом из таких случаев.
Классификация православных праздников по Типикону
Таблица дней предпразднств, попразднств и отданий двунадесятых неподвижных Господских праздников
Храмовые главы
Они посвящены службам в престольные праздники, когда они выпадают на разные периоды года, и соответственно, имеют свои особенности
- в период от церковного новолетия (1 сентября) до Недели мытаря и фарисея (когда начинается подготовка к Великому Посту);
- в дни, предшествующие Великому Посту или на саму Святую Четыредесятницу;
- после Пасхи.
Колокольный звон
Особой главы, посвященной звону, Типикон не имеет, что и понятно: сам обычай совершать такой звон на Русь пришел с Запада, а в Византии многие века сохранялась традиция ударять в било – деревянную или металлическую доску, призывая иноков ко храму. Указания, которые содержит русская редакция Устава касательно звона, конечно, позднейшие, внесенные, может быть, не ранее XIV в. Их можно увидеть в главах, посвященных порядку совершения различных церковных служб. Из упоминаемых книгой видов звона выделяют:
- благовест, или удары в один колокол; такой звон бывает праздничным, воскресным, будничным, постным, а также совершаемым при погребении;
- перезвон – когда ударяют в несколько колоколов последовательно;
- трезвон «во вся тяжкая», то есть во все (или многие) колокола; обычно он звучит по великим праздникам.
Церковный Устав о постах
Главы о постах выделяют 5 видов пищевых ограничений:
- полное, или строгий пост – отказ от пищи и, желательно, воды;
- сухоядение, когда вкушают только холодную невареную пищу, а из питья желательна лишь вода;
- вкушение вареной горячей пищи;
- разрешение добавить к трапезе растительное масло;
- наконец, благословение на рыбу.
Пост по Типикону для мирян
Никакой особый порядок пощения для мирян не предусмотрен, ведь все указания предназначены для монахов. Поэтому берущийся их соблюдать, должен учитывать, что правила достаточно строги, например:
- Великим Постом по большей части предписывается сухоядение или трапезу без масла кроме дней великих праздников, когда можно рыбу, и суббот, воскресений – времени, когда благословляется растительное масло); при этом на первой и Страстной Седмицах есть дни полного воздержания;
- перед принятием Святых Тайн положено поститься 7 дней;
- в Сочельники Рождества, Крещения предписано полное воздержание до окончания вечернего богослужения.
В реальной практике жизни современных христиан требования Типикона зачастую не соблюдаются: так, далеко не все выдерживают требования Великого Поста, пост перед Причастием по большей части зависит от того, как часто христианин приступает к Таинству, а воздержание Сочельника обычно длится до момента окончания Вечерни – совершаемой утром, сразу после литургии, ради немощи человеческой.
Что было до Типикона
Исторический предшественник его – тексты Ветхого Завета, содержащие наставления о правильном почитании Истинного Бога:
- молитвой, песнопениями, жертвами;
- праведной жизнью; она определялась более чем 600 заповедями, большая часть из которых касалась образа жизни, взаимоотношений с иноплеменниками, «чистой» и «нечистой» пищи и пр.
Всем этим вопросам посвящены две из 5 книг, входящих в так называемое Пятикнижие Моисея – Тору: это книги Левит и Числа. Много столетий жизнь иудеев определялась этими установлениями, во многом – определяется и сейчас, хотя Иерусалимский храм разрушен в 70 г. от Рождества Христова и жертвоприношения прекратились.
Однако, еще до разрушения храма было ясно, что христианское богослужение, устроение жизни учеников Иисуса, сильно отличаются от принятых у иудеев, а потому строй богослужения и жизни будет иным. Впрочем, сначала сами богослужения были, как говорят литургисты «харизматическими», то есть, наряду, например с псалмами из богослужения иудейского храма содержали импровизированные молитвы, изливающиеся от горящего любовью к Богу сердца.
Кто составил первый Типикон
Установление порядка богослужения, правил христианской жизни понадобилось по прекращении гонений на веру, когда со времен Константина Великого к Церкви начали присоединяться тысячи бывших язычников, желавших знать, какова она – правильная христианская жизнь, ведущая ко спасению. Так появились первые Уставы, предназначенные для самых ревностных христиан, которые выбирали спасение вдали от бурь мира – монахов. Среди самых ранних церковные историки называют Типиконы:
- на Востоке – прп. Пахомия Великого, появившийся уже к 318 г. и свт. Василия Великого, также IV в., но несколько более поздний по времени;
- на Западе –прп. Венедикта Нурсийского, который относится к VI в.
Впоследствии в Византии получили широкое распространение другие Типиконы, например, прп. Саввы Освященного (VI в.), прп. Феодора Студита (VII-VIII вв.) – также иноческие.
Что касается богослужебных и дисциплинарных установлений для мирян, то существовали Уставы для особо значимых храмов, например, Софии Константинопольской (известен с VI в.). Однако найденные еще в XIX в. рукописи этого Типикона регламентируют только порядок богослужения, не имея «дисциплинарной» части, которая касалась бы образа жизни христианина, например, соблюдения постов, особенностей трапезы, молитвенных правил. Возможно, потому, что миряне в своем духовном делании старались ориентироваться на монахов – так, известно, что их, а не мирских иереев, чаще всего избирали духовниками.
Типикон на Руси
По мнению исследовавших этот вопрос русских литургистов XIX в., например, А.А.Дмитриевского, первым Уставом стал Типикон Великой Церкви Святой Софии, вероятно, принесенный князем Владимиром после Крещения.
С XI в. получает распространение Устав прп. Феодора Студита, который был переведен для Киево-Печерского монастыря при игумене прп. Феодосии.
Примерно с середины XIV в., когда богослужебная жизнь страны восстанавливается в условиях монгольского господства над Русскими землями, появляется еще один Устав, прп. Саввы, или Иерусалимский. В дальнейшем именно он становится самым распространенным – в том числе в мирских храмах, ведь прихожане, как и жители Византии, ориентировались на монашеский идеал духовной жизни. Этот Устав на Руси имел несколько редакций:
- в XIV в. его перевел на славянский прп. Афанасий Высоцкий, ученик прп. Сергия Радонежского; то была творческая переработка нескольких Уставов, включая элементы Студийского, Афонского и других; так появился Типикон, известный как «Око Церковное»;
- в XVII в. Устав еще раз подвергся редактированию – при Патриархе Иоакиме (1682 г.); причиной стала ранее проведенная богослужебная реформа другого Предстоятеля, Никона (1653-1666 гг.), когда потребовалась корректировка текста;
- наконец, последняя на сегодняшний день редакция действует со времени Патриарха Адриана (1695 г.); именно ею, с незначительными правками, пользуется Русская Церковь до наших дней.
Планируется ли новое редактирование Типикона?
Церковное священноначалие считает, что в этом нет необходимости. Действующий Устав задает высокую «планку» требований к верующим, своего рода идеал, к которому надо стремиться, и адаптировать его под реалии «мира сего» представляется неразумным.
Вместе с тем, общепризнано, что Устав:
- фактически не полностью исполняется в части богослужебной; например, продолжительность всенощного бдения согласно ему – около 8 ч., в реальности служба длится не более 3 ч.;
- в области дисциплинарной также соблюдается далеко не всеми, в частности, очень немногие миряне держат положенные правила пощения.
Знакомясь с Уставом многие современные христиане сокрушаются, видя слабость своих духовных и физических сил, не сравнимую с древними подвижниками. Но унывать здесь не стоит. Ведь и автор одного из Типиконов, прп. Феодор Студит писал о своих современниках, как бы обращаясь также к нынешним христианам:
«Мы еще не достигли такой степени, чтобы могли нести подвиги отцов, равно как и не подобает стремиться к тому, что выше силы. Ибо и внешние мудрецы говорят, что величайшая нужда – это неудовлетворенность потребностей. И мы, со своей стороны… при строе нашей жизни, где основой является послушание, изберем то, что сюда подходит… будем есть и пить, вкушать пищу однажды и дважды, употреблять не только хлеб и растительную пищу, но и вино, и масло, а иногда и рыбу и сыр, с подобающей умеренностью… Точно так же будем и спать, и ложиться отдыхать, подходить, садиться, собираться и жить вместе и праздновать мудро и рассудительно; я хотел бы также еще прибавить сюда: и садить, и сеять, и строить и плотничать; будем всем, конечно, пользоваться в достаточной мере, именно – только для удовлетворения потребности, и мы нисколько не отстанем от великих отцов».
Наталья Сазонова
Источники:
- https://itexts.net/avtor-feodor-studit/
- https://www.pravenc.ru/text/2562372.html