------------------- Торжество Православия - Первая Неделя Великого поста
Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 24 марта: Первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия

24 марта: Первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия

0 Comments
Торжество Православия - Первая Неделя Великого поста

Торжество Православия — древнее именование этого первого воскресного дня Великого Поста отражает историческое событие, случившееся чуть более, чем за столетие до Крещения Руси. Не случись оно – возможно, привычные нам храмы выглядели бы сейчас совсем по-другому.

Что это за праздник 

Это воспоминание о VII Вселенском Соборе, который отверг еретическое учение, называемое иконоборческим. Сторонники его учили, что якобы Писание запрещает чтить святые иконы, так как это нарушает заповедь Закона Моисеева «не сотвори себе кумира». Начавшись с императоров Византии, эта ересь господствовала в империи более столетия, пока, наконец, в 787 г. собравшиеся на Собор отцы не установили почитание икон всей полнотой Церкви.

Однако, и после этого еще около 80 лет продолжалось противостояние еретиков и православных, пока в 843 г. новый Собор не установил иконопочитание окончательно.

Смысл празднования в Великий пост

Так как соборное решение было принято в первый воскресный день Великого Поста 843 г. (тогда это было 11 марта), тем же постановлением была учреждена и память об этом событии, которая стала приходиться всегда н этот день – но, так как Великий Пост зависит от даты Пасхи, которая разнится год от года, то и Торжество Православия отмечается в разные дни.

24 марта: Первое воскресенье Великого поста - Торжество Православия

Несмотря на Великий пост, цвет облачения священнослужителей в День Торжества Православия может быть не только фиолетовым, но и желтым. Золотой цвет – символ Церкви, Торжества Православия, которое утверждалось трудами святых епископов.(фото Ижевской епархии)

Смыслом праздника долгое время было утверждение догмата о честных иконах, затем – воспоминание о победе над бывшей прежде ересью.



Сейчас актуальность празднования определяется этим лишь отчасти:

  • конечно, и сегодня существуют отвергающие «идолов» протестантские деноминации, и воскресный день становится для многих православных задуматься о значении иконы, может быть, взять в руки книги церковных историков, русских философов, посвященные им;
  • вместе с тем, многие современные пастыри говорят, что смысловое содержание дня – намного шире; речь идет об утверждении истины христианской веры в противовес всем заблуждениям и ересям вообще – от первых веков Церкви даже до наших дней.

Вот как говорит об этом митрополит Антоний Сурожский:

«Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими».

Интересные факты из истории

Первым, кто совершил особый чин торжественного восстановления иконопочитания, стал Патриарх Мефодий Константинопольский. Вот как описывает его известный церковный историк начала XX в. А.В.Карташев:

«Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.

И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания Κύριε ελέησον возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством…».

Чин Торжества Православия

Впоследствии стал складываться особый богослужебный чин – воспоминание о торжестве православия над ересями:

  • если первые десятилетия речь шла только об иконоборчестве, то уже в XII-XIV вв. в молитвословия начинает добавляться утверждение также других догматов, утвержденных Вселенскими Соборами;
  • кроме того, с течением времени появилась еще и анафема – церковное отлучение, которое произносилось на древних и новых еретиков, раскольников.

Традиции

В разных странах, куда приходило христианство, перенимали и византийский чин, дополняя его в соответствии с местными реалиями. Так возникали местные традиции. Например, в России богослужение неоднократно дополняли в части возглашаемых анафем.

Среди анафематствованных в разное время можно было услышать имена Степана Разина, Григория Отрепьева, протопопа Аввакума, многих других. Наконец, в 1869 г. чин был еще раз переработан: из него исчезли имена конкретных людей, осталась только общая анафема еретиков и раскольников, а также противников православного царства.

До 1917 г. русский Чин содержал 12 «анафем», обращенных на:

  • отрицающих существование Бога, бессмертие души, не верующим в Страшный Суд;
  • неправо исповедующих Святую Троицу, догматы о Воплощении Христа, о Богородице;
  • отвергающих церковные Таинства;
  • отвергающих богоданность царской власти, поднимающих бунты;
  • не принимающих Вселенские Соборы.

А завершало анафематствование отлучение отвергающих иконы.

Существенные изменения претерпел чин в советские и последующие годы:

  • после 1917 г. было запрещено провозглашать анафемы – действительно, под них, по сути, подпадали безбожные власти страны; дополнительных проблем добавляло то, что «анафема» понималась светскими властями как однозначное «проклятие», хотя она – лишь констатация того факта, что то или иное учение или жизненная позиция человека не соответствует христианству, и исповедание верности Христу; это влекло репрессии;
  • в 1990-е гг. священноначалие установило произносить анафемы лишь тогда, когда чин совершает епископ; это также вызвано тем, что в современном секуляризованном мире анафема как утверждение церковной позиции также воспринимается как противопоставление Церковью себя остальной части общества, может спровоцировать резкую реакцию;
  • именно ввиду этого на практике сейчас не соблюдается даже установление 1990-х: анафемы или не произносятся вовсе, или сильно сокращаются.

Как проходит служба в храме

Таким образом, в настоящее время Чин в приходских храмах (если это не архиерейское богослужение) выглядит так:

  • по окончании литургии воскресного дня духовенство выходит на средину храма; после молитв Св. Троице, которые именуются «обычным началом» всякого чина, диакон произносит ектению о мире и благополучии Христовой Церкви;
  • затем читаются Апостол и Евангелие этого дня, посвященные утверждению веры; по их окончании звучит особая иерейская молитва;
  • затем, во время еще одной ектении, возглашается «Вечная память» всем отцам Вселенских Соборов и поборникам православия, в том числе – на Руси;
  • наконец, возглашается многолетие действующему церковному священноначалию, поставленному блюсти православную веру.

24 марта: Первое воскресенье Великого поста - Торжество Православия

Чин Торжества Православия в храме. Фото: Покровская епархия

А завершается песнью, создание которой приписывают свт. Амвросию Медиоланскому: «Тебе Бога хвалим…». Так Церковь благодарит Христа – своего Главу, за возможность хранить истинную веру, преданную отцами.

Евангельские чтения

Во время Чина читаются:

  • отрывок из Послания к Римлянам Апостола Павла; ученик Христов просит своих духовных детей остерегаться «производящих разделения и соблазны»;
  • фрагмент из Евангелия св. Матфея; эти слова Христа напоминают об ответственности пастырей за духовное состояние и спасение их пасомых, «малых сих», а также о том, что и каждый верующий своей жизнью исповедует веру в Бога, дает пример людям – худой или добрый:

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

Песнопения первого воскресенья Великого поста

Одно из главных – прокимен, который диакон несколько раз возглашает «возвышенным гласом». Это стих из псалма 76:

«Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́ Еди́н».

В нем – основная тема Чина, прославление благости и величия Господа, сохраняющего Своих чад в правой вере среди всех мирских бурь.

 Торжество Православия

  1. По 50-м псалме:
    Слава, глас 8: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: / но я́ко щедр, очи́сти / благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.И ныне, Богородичен: На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, / сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, / и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: / но Твои́ми моли́твами / изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.
  2. Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й, / и по мно́жеству щедро́т Твои́х, / очи́сти беззако́ние мое́.Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости.
    Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

    Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,\ прише́дый спасти́ мир.

    Кондак Недели Торжества Православия, глас 2

    Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,\ де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

Икона праздника

Ее основные черты сложились к XIVв., когда празднование уже было осмыслено, как утверждение не только догмата иконопочитания, по православной веры вообще. Тем не менее, на иконах можно видеть именно историческое событие, легшее в основу Чина Торжества Православия.

Икона Торжество Православия

Образ делится как бы на две части:

  • в верхней – царица Феодора и свт. Мефодий, предстоящие образу Богородицы с Младенцем; рядом с ними – великие отцы, утверждавшие почитание икон, например, прп. Феодор Студит;
  • внизу – еще один образ, икона Христа, которую держат прп. Феодор и Феофан Начертанные, страдальцы за иконы (на их лицах еретики выжгли оскорбительные слова, отсюда и прозвание), другие угодники Божии, подвизавшиеся против ереси в VIII в.; их изображение помещено внизу, так как их стояние за иконы стало как бы фундаментом для утверждения догмата.

24 марта: Первое воскресенье Великого поста - Торжество Православия

Верхняя часть иконы

Значение для современных христиан

Давно утратило актуальность иконоборчество – в том виде, каким оно когда-то было в Византии, с репрессиями, казнями, пытками. Но современные верующие, по большей части – православные в первом поколении, нуждаются в укреплении веры, поддержке среди мирских бурь и множества «совопросников века сего», ставящих под сомнение тот или иной догмат – будь то Воплощение Спасителя или икона.



Вот почему так важно слышать это торжественное:

«Сия́ ве́ра апо́стольская, сия́ ве́ра отече́ская, сия́ ве́ра правосла́вная, сия́ ве́ра вселе́нную утверди́.Еще́ же Собо́ры святы́х оте́ц и их преда́ния и писа́ния, Боже́ственному Открове́нию согла́сная, прие́млем и утвержда́ем…»

И эту «вечную память» тем, кто уже окончил свою дорогу в Царстве Небесном – где Христос в свое время ждет и нас.

Наталья Сазонова

Блендер для кухни Strive For Greatness /для быстрого приготовления смузи. Максимальная мощность 5000 Вт Емкость кувшина - 2.5 л. 9-ти уровневая регулировка скорости.
Блендер COMFEE CF-BL9001 Мощность -500 Вт 2 скорости. Емкость -1,5 л. Дополнительные насадки-измельчитель, кофемолка
Погружной блендер Comfee CF-BL801 Компактный, недорогой, но мощный помощник. Максимальная мощность 1200 Вт 2 скорости Насадки - венчик для взбивания, измельчитель В комплекте-мерный стакан
Погружной блендер VITEK VT-3407, белый. Кухонный помощник серии Экономкласс. Не самая маленькая мощность - 800 Вт - для коктейлей, пюре и смузи - более чем достаточно

Советуем почитать:

  1. Карташев А.В. Вселенские Соборы.
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Сплошная, всеядная: с 26 февраля по 2 марта — седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читаютСплошная, всеядная: с 26 февраля по 2 марта — седмица без поста. Толкование евангельской притчи о мытаре и фарисее, которую в храме за литургией читают

0 Comments
Неделя о мытаре и фарисее без поста - сплошная седмица

На всенощном бдении накануне воскресного дня, когда читается притча о мытаре и фарисее, впервые начинают звучать песнопения Великого Поста: «Покаяния отверзи ми двери…». А вот само это воскресенье и следующие за ним дни… постными не являются, более того, эта «седмица» именуется «сплошной», когда воздержание в

Великопостный навигатор-2024

Мясопуст и сыропуст: что это такое и когда бывает — разбираемся и приводим в системуМясопуст и сыропуст: что это такое и когда бывает — разбираемся и приводим в систему

0 Comments
Мясопустная неделя и сыропустная

В церковном календаре, когда речь идет о времени перед Великим Постом, нередко можно встретить непривычные современному человеку слова «мясопуст», «сыропуст». А разное значение слова «неделя» в современном русском и славянском языках довершает путаницу и непонимание: например, что имеется ввиду под мясопустной неделей? А седмицей? Значения

Великопостный навигатор-2024

«Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста«Какая разница Богу, ем я творог со сметаной в постные дни или не ем»: священник объяснил богословский смысл Великого поста

0 Comments
Смысл Великого поста сегодня

О влиянии питания на личный духовный прогресс человека поведал насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Поскольку приближается Великий пост, то обычно начинаются богословские разговоры о смысле поста. Как между собой связаны Бог и сметана Например, один мужик возмущённо написал: «Да какая разница Богу,

Великопостный навигатор-2024

4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту4 недели и 3 седмицы: с 25 февраля у православных христиан начинается подготовка к Великому посту

0 Comments
Подготовительные недели к Великому посту

«Возсия весна постная» – поется в одном из великопостных песнопений. Весна – обновление природы, пост – обновление души. «Как же хорошо на душе», скажет прилежный постник уже на исходе первой недели Великого поста, когда рот начнет забывать вкус мяса, зато сердце — ощутит вкус свободы.

Великопостный навигатор-2024

3 мая — Великая Пятница Страстной недели: события, службы в храме, значение3 мая — Великая Пятница Страстной недели: события, службы в храме, значение

0 Comments
Страстная Пятница

Самый скорбный день года, время, когда, кажется, сама природа замирает – как было тогда, в момент смерти Господа, когда померкло солнце, «восколебалась» земля. Такова Великая Пятница. События Страстной Пятницы Почему так называется этот день? Потому, что он стал временем казни Иисуса Христа: зная о Его

Великопостный навигатор-2024